Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды публичных выступлений по форме

Поиск

 

В риторике различаются также виды публичной речи по форме (формы публичного выступления):

- доклад;

- сообщение;

- выступ­ление;

- лекция;

- беседа.

 

Доклад - развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую пробле­му, на определенную тему. Доклады делают обычно на серьезные научные, производственные, политические темы. Доклады зара­нее готовят, в них подводят итоги и намечают задачи, они стро­ятся по строгому плану. Чтобы самому подготовить доклад, надо прочитать специальную литературу по данной теме, изучить про­блему. В докладе обычно рассматривают историю проблемы, рас­сматривают тему всесторонне, дают оценки разным подходам и точкам зрения. По времени доклады могут длиться от 10-15 мин до 2-3 ч (например, доклады правительства).

 

Сообщение - небольшое по времени (5-10 мин) выступле­ние, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение - это маленький доклад на частную тему. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать кон­кретную, фактическую информацию, наглядные примеры и ис­черпывающе раскрывать одну небольшую тему. Сообщения обыч­но делаются разными выступающими, чтобы вместе раскрыть ка­кую-нибудь большую проблему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту проблемы. Сообщения готовят заранее, их надо продумать, прочитать литературу.

 

Выступление - краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо, заранее объявленного вопроса. Вы­ступления всегда кратки - 3-5 мин, тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление). Выступления, как и сообщения, часто планируются так, чтобы они дополняли друг друга при обсуждении проблемы, раскрыва­ли разные стороны или точки зрения на проблему.

 

Лекция - связное, развернутое научное или научно-популяр­ное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции ис­пользуются в учебной обстановке - в школе, вузе. Научно-попу­лярные лекции на те или иные темы читают для широкого круга слушающих. В лекции все должно быть логично, понятно для слу­шателей, все сложные термины и слова необходимо объяснить. В лекции обязательно надо выделить отдельные вопросы (пунк­ты). Лекции обычно бывают по длительности от 20-30 мин до 1-1,5 ч (вузовская лекция).

Беседа - развернутый, подготовленный (т.е. заранее проду­манный оратором) диалог со слушателями. Беседа может вклю­чать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (моноло­ги), но она предполагает обязательное задавание вопросов слу­шателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая (не более 30 человек) и слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают.

 

 

1.6.2.2 Особенности подготовки публичного выступления

Журна­лист - профессия творческая, требующая точности выражения мысли, яркости ее выражения, единства мысли и слова. Это ос­новное требование к публичной речи определилось еще в антич­ной риторике.

Авторами античных риторик был разработан особый механизм, облекающий мысли в слова, подробный и тщательно продуман­ный путь перевода внутренней речи во внешнюю. Такой механизм получил название риторического канона.

Риторический канон - модель речевых действий, обеспечива­ющая эффективное решение автором целей, которые он ставит, определяя и раскрывая тему. Это проверенная веками схема пост­роения речевого произведения, лежащая в основе создания лю­бого текста (устного или письменного) Знание этой модели необ­ходимо журналисту, поскольку позволяет оперативно и эффек­тивно решать задачи построения текста.

Античный риторический канон, с большим или меньшим объемом модификаций сохраненный на огромном пространстве истории, дает пятичастное деление схемы риторических действий.

Терминологическое обозначение понятий сложилось в антич­ности таким образом:

1. Inventio - invenire quid dicere - буквально «изобрести, что ска­зать» или «поиск аргумента». В отечественных риториках - нахождение (изобретение).

2. Dispositio - inventa disponere – букв. «расположить сказанное» или «порядок аргумента». Расположение.

3. Elocutio - ornare verbis – букв. «украсить словами» или «словес­ная аргументация». Украшение, выражение.

4. Меmоriа - «запоминание».

5. Actio hypcrisis - agere - «произнесение», «инсценировка речи».

 

Каждый из этапов - это определенное действие, помогающее лучше, точнее, эффективнее выразить мысль.

Проверенный веками риторический канон включает в себя систему последовательных действий по подбору материала, рас­положению его, облечению мысли в слова. Уникальность его состоит в том, что выполнение последовательного ряда операций ведет к созданию текста в определенном жанре.

Возникший для подготовки устного ораторского выступления риторический канон легко переложим на письменный текст, так как требования, предъявляемые к устному и письменному тек­сту, едины. Разной является лишь форма изложения.

Риторическая модель построения текста помогает втворчестве, способствует тому, что текст соответствует стилю той сферы деятельности, в которой этот текст создается, позволяет найти отклик аудитории, которая будет воспринимать речевое произведение. Естественно, что для журналиста, постоянно работающего со словом, освоить механизм создания текста с опорой на традиции классической риторики - и означает овладеть традиционной и проверенной схемой создания текста.

Так что же представляет собой каждый из этапов? Чтобы вы­явить основное содержание каждого из них, рассмотрим последовательно первые этапы риторического канона - те действия, которые непосредственно связаны с созданием текста любого жанра.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.159 (0.011 с.)