Цель и навыки публичного выступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и навыки публичного выступления



ЦЕЛЬ И НАВЫКИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Существует три категории ораторов:

одних можно слушать, других нельзя слушать,

третьих нельзя не слушать.

Архиепископ Мэджи.

Публичное выступление – самый быстрый способ продемонстрировать себя и свои знания и умения сразу большому количеству людей. В ходе ежегодных презентаций своей работы, на еженедельных совещаниях, во время плановой летучки – мы показываем себя с той или иной стороны. Обнаруживаем для коллег, сотрудников и руководства тот или иной наш образ. А уж он в свою очередь работает на нас, даже когда нас нет рядом.

Задание: Большинство выступлений хороши, когда тщательно подготовлены. Чтобы лучше всего подготовить свое выступление, ответьте, пожалуйста, письменно на несколько вопросов.

 

Запишите Цель вашего выступления.

 

 

 

Для чего вам это? Что вам даст достижение этой цели?

 

 

 

 

Кто ваши слушатели? Где они работают? Сколько им лет? Чем они занимаются, кроме работы? Каковы их политические пристрастия? Каков их доход? Каково семейное положение? Каков уровень образованности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что привело их на ваше выступление? Чего они ждут? Что надеются услышать? Что они будут делать с полученной информацией? Каковы их опасения? Что их радует? К чему они стремятся? Что они уже думают о вас и представляемом вами продукте?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что сделают эти люди после вашего выступления? Или, точнее, что бы вы хотели, чтобы они сделали?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие аргументы могут их убедить? Какие факты и идеи могут их оттолкнуть? Какие приемы и ловкие ходы допустимы в презентации, а каких стоит избегать? Какие слова и выражения не стоит использовать, а какие пригодятся?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Упражнение «Циклоп и Одиссей».

Задание: внимательно наблюдайте за тем, как ведет себя выступающий на сцене. Отметьте, что на ваш взгляд работает на него, а что против.

 

Улучшает выступление оратора и создает его благоприятный образ Делает выступление хуже и создает неправильный образ
     

 

Оратор выходит на сцену. Он еще ни слова не произнес, но уже всем телом просигнализировал в аудиторию метасообщение: «Я волнуюсь» или «Я уверен», «Вы мне интересны» или «Вы мне заранее надоели», «Сейчас будет интересно и здорово» или «Вас ждет два часа скуки и занудства».

Метасообщение очень важно, именно оно определяет настрой аудитории. Согласно исследованиям, 55% информации складывается именно из невербальной коммуникации,

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено

не меньше красноречия, чем в словах.

Франсуа де Ларошфуко

Любое публичное выступление состоит из множества компонентов. Часть из них видна невооруженным глазом – внешний вид оратора, качество его костюма, слайды его презентации, шрифт его раздаточных материалов. Другая остается за кадром, однако прекрасно считывается большинством зрителей.

А если не считывается, то додумывается. Человеческому восприятию присущ Принцип замкнутости. Рисунок ниже воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.

ЭНЕРГЕТИКА ОРАТОРА

Это один из важнейших китов, на которых строится невербальная часть публичного выступления. Рассмотрим ее подробнее.

 

Энергетика оратора – это то, насколько он возбужден, активен, воодушевлен.

Энергетика слушателей – то, насколько они энергичны, энергичны, полны энтузиазма.

 

Оба параметра связаны между собой. Меняя свою энергетику, оратор автоматически повышает или понижает энергетику слушателей.

 

Шкала энергетики.

0 – глубокий, спокойный сон

6-7 – сеанс гипноза, глубокий транс

9-10 – дрема под монотонное скучное выступление

12-17 – рабочее состояние оратора, рекомендуется для выступлений

19-20 – легкая бесноватость и перевозбуждение

 

Из чего складывается Энергетика оратора? Высокая внутренняя энергетика обычно проявляется внешне: в позе, голосе, жестах, мимике. Верно и обратное: если начать проявлять поведение, характерное для высокой энергетики, то можно вскоре повысить ее и у себя, и у слушателей.

ü Передвижения. Как только оратор начинает двигаться: ходить, жестикулировать, энергетика возрастает на 1-2 балла. Если же он начинает по сцене бегать (вспомните, например, рок-концерты), то на 3-5 баллов.

ü Близость к аудитории. Даже отдавая все силы выступлению, но стоя в глубине сцены, оратор воспринимается как менее энергичный. Каждый шаг от слушателя – это минус 1 балл к энергетике.

ü Жестикуляция. Актеры на сцене специально делают утрированно широкие жесты, чтобы эмоционально повлиять на аудиторию.

ü Громкость, сила голоса. Об этом параметре мы еще поговорим подробнее, но стоит уже сейчас отметить, что обычно чем громче голос, тем сильнее энергетика.

ü Эмоциональность. Это еще то, что называют страстностью, увлеченностью.

Когда какой энергетикой пользоваться?

Высокая энергетика хороша, когда вам нужно убедить человека, зажечь, вдохновить, замотивировать. Нужна для передачи эмоций, чтобы привлечь аудиторию.

Средняя энергетика подходит для информационного, логического взаимодействия с аудиторией. Нужна, чтобы передать информацию,показать логические взаимосвязи, представить цифры, факты.

Низкая энергетика подходит для создания транса, сказок, обращения внимания слушателей на их внутренний мир.

Хороший оратор умеет легко и комфортно чувствовать себя в любой энергетике.

 

ПОЗА ОРАТОРА

Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной,

как лист перед травой!

Иванушка, русская народная сказка.

Часто под взглядами других людей у нас возникают вопросы: Куда деть руки? Ноги? Как стоять? Как следствие в позе оратора не чувствуется уверенности, стабильности, опоры.

Если тело не знает куда себя девать, то проще всего вспомнить классическую основную позу оратора и начать выступать из нее.

Второй случай, когда полезно вспомнить об основной позе оратора, когда у тела, вроде бы и есть комфортные формочки. Но наблюдатели со стороны говорят: "наверное, тебе и хорошо в такой позе, но ты ее лучше смени, т.к. со стороны она смотрится не лучшим образом". В этом случае, несмотря на то, что самих нас поза устраивает, тоже стоит поискать такое положение для тела, которое устроит не только вас, но и большую часть слушателей.

 

***Не поленитесь, и прямо сейчас встаньте перед зеркалом, чтобы попробовать, как чувствует себя ваше тело в основной позе оратора.

 

Ноги на ширине плеч (если слишком большое расстояние между ногами, то разлапистость, если слишком маленькое, то неустойчивость). Для девушек в юбке - обычно лучше ноги чуть уже.

Носки врозь, на 30-40 градусов. Если носки внутрь, хотя бы на 1 градус - от оратора сразу веет неуверенностью. Если больше чем 50-60 градусов, то получается походка Чарли Чаплина, что тоже неудачно.

Колени прямые (опора на обе ноги). Ноги, согнутые в коленях, опять же создают ощущение неуверенности, поэтому колени прямые и как бы слегка пружинят. При этом колени чуть-чуть расслабленны (т.к. если они будут напряженными, то уже через пять минут ноги сильно устанут).

Одна нога на полступни впереди другой. Вес тела на 60% на передней ноге. Вы как бы подаетесь по направлению к слушателям. Если опираться на заднюю ногу, то создается ощущение, что вы отстраняетесь от слушателей. Иногда можно опираться и на заднюю ногу, например, когда вы принимаете обратную связь, но в большинстве случаев - важно телом чуть наклоняться в сторону слушателей.

"Вектор силы" от груди, вперед и вверх. Если посмотреть на тело оратора, то можно метафорично представить, где находится центр движения, в каком направлении исходит это основное движение. Часто (особенно у мужчин) это таз (и в результате, поза получается, когда таз выпячивается вперед). Иногда "вектор силы" идет от груди, но по направлению вниз. И тогда - транслируется сутулость, зажатость.

Прямая осанка. Представляем, что к нашей макушке привязана ниточка, и она тянет нас вверх. Все тело выпрямляется, как струна. Подбородок приподымается. Взгляд параллельно полу.

Распрямляем плечи. Для этого приподнимаем их вначале вверх, потом отводим максимально назад и потом бросаем вниз. Руки спокойно висят вдоль туловища. Ладони - чуть-чуть развернуты в сторону слушателей (но точно не тыльной стороной ладони к слушателям). При необходимости взлетают вверх, чтобы совершить жест, и после этого плавно опускаются вниз.

Добавляем комфорта (+-2 см). Чуть-чуть, небольшими микро-движениями, корректируем получившуюся позу под себя. Делаем так, чтобы нам было комфортно в этой позе, но чтобы при этом, она не сильно отходила от классики.

 

Главный принцип в постановке на публике - чтобы оратору было комфортно

Важно чтобы вам было комфортно! Если классическая поза неудобна (а такое бывает) - ищите другую, не забывая при этом, чтобы ваша основная поза была комфортна не только вам, но и слушателям!

 

ЖЕСТЫ

 

Если человек никогда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими действиями

Пьер Буаст

 

Жесты, которыми мы иллюстрируем свою речь, или помогают или мешают слушателям воспринимать информацию. Они многое говорят о нас как об ораторах. Они вносят свой весомый вклад в результат нашего выступления.

Отсутствие жестов (т.е. руки, постоянно висящие вдоль тела или зафиксированные в какой-то статической позе) – это тоже жест, который тоже несет о нас какую-то информацию.

 

Два типа жестов.

ü «Иллюстрирующие жесты» - жесты, с помощью которых оратор показывает некоторое слово.

ü «Коммуникационные жесты» - жесты, с помощью которых оратор привлекает к себе внимание, заводит аудиторию, отсекает неправильные версии, одобряет правильное направление мыслей.

 

На что стоит обращать внимание:

Симметрия.

Если человек жестикулирует только одной рукой – то это часто смотрится неестественно. Используйте обе руки одновременно или в равной мере и левую и правую руку попеременно.

Широта жеста.

Если вы выступаете перед одним человеком, на расстоянии 1 м, то делать широкие размашистые жесты – скорее не нужно. Но если перед вами зал в 20-30-100 человек, то мелкие жесты будут видны разве что только тем, кто сидит на первом ряду (и то не всегда). Поэтому не бойтесь делать широкие жесты.

Широкие жесты также говорят о вас, как об уверенном в себе человеке, в то время как мелкие, зажатые – скорее как о неуверенном. Наиболее частый вариант зажатости – это прижатые к бокам локти. Руки от локтей до плеч – не работают. И движения получаются скованными, не свободными. Отрывайте локти от боков!

 

Законченность.

Возможно вы наблюдали, как иногда оратор выступает, руки по швам, а кисти рук слегка подергиваются. Чувствуется, что вот оно! Родилось движение! Но дальше кистей – почему-то не идет! Или чаще – движение вроде родилось, начало развиваться… но затухло где-то на середине. И получился незаконченный, смазанный жест. Если уж жест родился – то позвольте ему развиться до конца, до финальной точки!

 

Открытость.

То, что часто можно наблюдать – жесты вроде бы и есть, но все время тыльной стороной ладони в сторону слушателей. Закрытые. На уровне инстинктов воспринимается – а не держит ли оратор камешек в руке… Попробуйте делать открытые жесты в сторону аудитории (чтобы по крайней мере 50% жестов были открытыми).

 

Жесты-паразиты.

Иногда какой-то жест повторяется очень часто и не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Эдакий «жест-паразит». Потирание носа, затылка. подбородка… когда слишком часто поправляются очки… верчение какого-то предмета в руках… Если вы замечаете подобные жесты за собой – то давайте им отпор! Зачем перегружать свое выступление бессмысленными, не несущими информации движениями?

 

Опытный оратор умеет, как дирижер, управлять слушателями. Ничего не говоря, только через жесты, мимику, позу подавать аудитории сигналы «да» и «нет», сигналы «одобрения» и «неодобрения», вызывать нужные ему эмоции в зале…

 

 

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО АУДИТОРИИ

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане»

 

 

Задача оратора – быть в центре внимания (всегда быть центральной фигурой, а не фоном). В этом случае слушатели смотрят на оратора, а не на ворон за окном. И как следствие больше шансов, что выступление услышат, поймут, запомнят!

Движущийся объект в семь раз сильнее привлекает внимание.

 

Точно так же и движущийся оратор лучше притягивает и удерживает внимание аудитории. Помимо удержания внимания, грамотные передвижения по сцене позволяют достичь несколько дополнительных целей:

ü Сбросить избыточное волнение. Если от страха дрожат коленки, то лучше всего сжечь этот переизбыток волнения, начав ходить. Несколько шагов по сцене – и лишнее волнение уходит!

ü Справиться с трудным слушателем. Если кто-то в зале слегка шумит и буянит – то опытные ораторы восстанавливают порядок, просто приближаясь к «вредному слушателю».

Наверное помните, как моментально затихает студенческая аудитория, когда лектор «идет в народ». Тишина и спокойствие восстанавливаются мгновенно!

ü Захват выгодной позиции:

Если перед вами выступал занудный лектор… то, встав на то же место, вы будете ассоциироваться с ним. Лучше отойти на несколько шагов от этого, замусолившего взгляд пространства. Если же перед вами выступал яркий, успешный оратор – то можно перетянуть часть его славы к себе, встав и начав выступать из того же места, что и он. Если в кабинете, где проходят совещания, вы встанете на то место, откуда обычно выступает ген-директор – то ваше выступление бессознательно будет восприниматься как более значимое.

У священников есть место, где они проповедуют, где они исповедуют, где крестят. Точно также у опытных руководителей есть разные места в их кабинете, в которых они ругают или хвалят подчиненных, или просто доносят информацию.

 

Грамотный оратор легко умеет перемещаться в пространстве и менять свою позицию.

Основные правила при движении:

1. 30% на 70%. Двигаться конечно полезно, но без фанатизма – не нужно мельтешить. Поэтому в среднем оптимально, когда вы только 30% времени находитесь в движении и 70% времени спокойно и стабильно стоите.

Важно понимать, для чего вы ходите: чтобы привлечь внимание, чтобы сбросить волнение, чтобы утихомирить трудного слушателя… если ничего этого делать не нужно, и вас итак внимательно слушают – то достаточно ходить только 5% времени, и 95% времени спокойно стоять.

2. Лицом к аудитории. Основная опасность при передвижениях – это начать двигаться спиной к аудитории. Корпус должен быть все время развернут к слушателям!

3. Разнообразие траекторий и скорости. Если оратор движется однообразно, как маятник – то это уже не привлекает внимание, а усыпляет, надоедает. Следует менять траекторию, скорость движения. Двигаться не только влево-вправо, но и приближаться к аудитории, иногда удаляться…

4. Фиксация в конечных точках. Важно, чтобы оратор четко фиксировался в конечных точках (в основной позе оратора). Иначе возникает ощущение нестабильности, постоянного пританцовывания, суеты, мельтешения.

5. Не пятиться назад. Если вы что-то говорите и при этом пятитесь назад – то это выглядит неубедительно. Поэтому назад передвигаться лучше во время пауз. А главные тезисы произносить приближаясь к аудитории.

6. Не переплетать ноги. Если ходить – то ходить красиво. Переплетающиеся ноги или приставной шаг – не лучшие варианты. Воспринимаются смешно и неуверенно.

 

ВЗГЛЯД

Есть три ошибки в общении людей: первая –

это желание говорить прежде, чем нужно;

вторая - застенчивость, не говорить когда это нужно;

третья - говорить, не наблюдая за вашим слушателем

Конфуций

Глаза – зеркало души. И во многом именно через взгляд происходит общение оратора с группой.

Если вам приходилось видеть ораторов, которые во время своего выступления смотрят то в потолок, то в пол, то в свои бумаги… но только не на слушателей, то вы понимаете, о чем идет речь

Разберём ключевые правила - как силой своего взгляда притягивать к себе внимание слушателей:

ü Без мертвых зон. Охватываем своим взглядом всю аудиторию

Если вы слышите шум, шуршание бумагами, перешептывание… то, скорее всего, вы очень давно не баловали своим вниманием эту часть аудитории. Чаще всего это слушатели на галерке, либо с правого/левого края, куда взгляд нетренированного оратора попадает редко.

Как только в поле зрения оратора образуется мертвая зона – слушатели в этой области сразу остаются без энергетической подпитки. И сразу же снижаются и тонус, и внимание, и желание внимать, слушать, ловить каждое слово выступающего.

ü Соответственно – общаемся взглядом со всеми! Справедливо (т.е. поровну) одаривая своим взглядом каждого слушателя.

Чтобы не было «любимчиков» – бедняг, которые не знают куда себя девать, находясь под пристальным наблюдением вашего всевидящего неотрывного ока. И не было «изгоев», которые жадно пытаются поймать хотя бы один ваш взгляд… но так и остаются без этого подарка.

ü Стараемся распределять своё вниманиеравномерно по времени!

Чтобы не получалось, что первую половину выступления вы смотрели только на левый фланг, вторую только на правый… в результате вроде всё поровну, но у слушателей ощущение, будто они побывали только на половине презентации.

ü Большие аудитории делим на сектора

Если в зале 100-200-1000 человек? И пообщаться взглядом с каждым невозможно. Что тогда? Тогда смело делим аудиторию хотя бы на 9 секторов (как поле в игре «крестиках-ноликах») и взглядом охватываем сразу целый сектор. При этом каждому слушателю в этой части зала будет казаться, что вы смотрите именно на него.

Частые разговоры в курилке после выступления опытного оратора: «Слушай, я похоже в любимчиках у выступающего – он почти все время смотрел только на меня…» «Да нет, это он на меня все время смотрел …» И разгорается спор, кого же оратора одарил большим вниманием…:-)

Делайте так, чтобы каждому человеку в зале казалось, что вы общаетесь именно с ним!!!

ü Длительность контакта

Как думаете, сколько времени нужно удерживать контакт глазами с одним человеком? Ответы на этот вопрос обычно самые разные. От 0.5 сек. до 5 секунд. В среднем 2-3 секунды. Но время здесь не лучший критерий.

РАЗМИНКА ДЛЯ ЛИЦА

Маска, я вас знаю!

 

Для выступления оратор так или иначе использует свой язык, губы, челюсть. А чтобы эти инструменты работали нормально — их полезно размять перед выступлением.

Точно так же как футболисты перед игрой разминают ноги, плечи, шею…

Несколько упражнений для разминки:

Разминка для мимики.

Чтобы ваше выступление было живым, нужно, чтобы ваше лицо тоже было живое! Точно так же как картинка, в которой несколько миллионов оттенков, смотрится богаче, ярче, насыщеннее, чем та же картинка в палитре из 64 цветов.

Лучшее упражнение здесь — это покорчить самые разные рожицы! Где-то около минуты! Но по полной программе, чтобы Фреди Крюгер вас испугался, если бы увидел:-)

Если во время этого упражнения вы не видите окружающий мир, потому что глаза перекосило от тех ужимок, что вытворяет ваше лицо — то вы все делаете правильно!

ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ

Воин должен быть спокоен и собран и никогда не должен ослаблять своей хватки.

Карлос Кастанеда.

1. Первый способ – физическая нагрузка. Гормоны уже активируют организм, он уже настроился бежать или нападать. Если мы просто игнорируем эту энергию, сдержим ее, «возьмем себя в руки», последствия появятся позднее в виде психосоматических заболеваний. Гастриты, повышенное давление, частые ангины – некоторые возможные последствия такой сдержанности. Но мы можем эту энергию использовать конструктивно. Немного размяться, помахать руками-ногами, поприседать, подняться по лестнице на этаж, посжимать-поразжимать кулаки.

Стоит отметить, что иногда этот способ трудно применить. Например, если вас вот-вот представят как спикера на сцене, или вы уже стоите, сжимая в руке микрофон, и на вас смотрит пара сотен глаз, приседания могут ваших зрителей очень удивить.

2. Тогда вам на помощь может прийти способ номер два. Остановиться. Взять паузу. Время действия Миндалины (участок мозга, «включающий» наш страх и агрессию) – около двух минут. Это тайм-аут, который мы можем себе позволить, чтобы не наломать дров. Кто-то в такие минуты считает про себя, кто-то делает дыхательную гимнастику, кто-то просто прислушивается к своим ощущениям. Можно спросить у себя: что именно со мной сейчас происходит? На что конкретно я реагирую так остро (подключаем потихоньку Лобные доли)? Чего я сейчас хочу? Как я могу поддержать себя в этой ситуации?

3. Способ третий – сообщить прямо о своем волнении. Большинство людей на приеме у психолога отмечают, что иногда сказать прямо себе и другому человеку о том, что с тобой в его присутствии, уже снимает 80% проблемы. «Я взволнован возможностью представить результаты моей работы за прошедший квартал перед такой большой и важной для меня аудиторией», «Я испытываю гордость и волнение от того, что так много людей сейчас увидит то, над чем я трудился последние несколько месяцев» - не страшно, правда? Кроме того, чувства и эмоции есть у каждого человека. Признать этот факт - значит найти общую ниточку со всеми людьми в зале.

4. И наконец, последний способ. Репетировать. Миндалина отрезает нам доступ только к тем действиям, где есть сознательный контроль. Уверена, стоя на сцене, можно забыть текст своего доклада, но спроси у вас сейчас кто-нибудь стишок «Наша Таня громко плачет» - и вы вспомните его без проблем. Если текст вашего выступления будет у вас «от зубов отскакивать», вместе с прорепетированными движениями и жестами (это важно!!), то воспроизвести его же перед людьми не составит никакого труда.

Задание: после обсуждения в группе, запишите минимум 3 дополнительных способа справиться с волнением.

1.

2.

3.

 

 

КОНТАКТ С АУДИТОРИЕЙ

Когда вы делаете добро другим,

вы в первую очередь делаете добро себе.

Бенджамин Франклин.

Задание: зафиксируйте действия аудитории, которые поддерживают оратора и те, что сбивают его.

Поддерживающие действия Действия-помехи
     

 

В своем выступлении оратору стоит обращать внимание не только на свои невербальные проявления, но и учитывать состояние группы.

Проверить, слушают ли вас, можно несколькими способами:

1. Внимательно посмотреть. Если ваши слушатели практически лежат на стульях, взгляды направлены в потолок, за окно или в телефон соседа – скорее всего, они утомлены и уже плохо воспринимают то, о чем вы говорите.

2. Задать вопрос на понимание материала.

3. Уточнить у самих слушателей, насколько они включены. Возможно, предмет вашего выступления им изначально интересен, но до вас они прослушали еще восьмерых и устали. Или ваша презентация затянулась. Или просто в помещении недостаточно воздуха.

НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ПОДДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ АУДИТОРИИ:

Разнообразие

Самый простой и эффективный способ – это все время что-то менять в своем выступлении.

ü Изменять интонации. Делать свой рассказ эмоционально насыщенным (ничто так не убаюкивает, как монотонный, одноцветный голос оратора).

ü Поднимать и опускать энергетику. То успокаивать аудиторию… то заводить её так, чтобы она чуть ли не бесновалась!

ü Передвигаться по аудитории, подходить к первому ряду, отходить назад… активно жестикулировать. Движущиеся объекты привлекают больше внимания!

ü Менять способ донесения информации: 3 минуты – слайды, 4 минуты – лекция, 2 минуты – история из жизни, 3 минуты – вопросы в зал…

 

Как только оратор начинает делать что-то новое – происходит всплеск интереса к тому, что происходит. Всё новое подсознательно притягивает внимание человека (хотя бы для того, чтобы оценить, не опасно ли это для жизни).

Диалог

Один из самых простых приемов – это имитация диалога. Просто вы в своем выступлении начинаете беседовать с воображаемым собеседником. Отвечая на его вопросы, задавая ему свои. Создавая спектакль одного актера!

Это позволяет оживить речь, сделать её более разговорной, живой, стимулирует внимание слушателей (они становятся как бы свидетелями спора/беседы).

Построить подобный диалог помогают фразы:

· «Мне могут возразить…»

· «Иногда спрашивают…»

· «Иногда мне приходится слышать такие, например, высказывания… на что я обычно отвечаю»

· «Есть три вопроса, которые мне обычно задают…»

История

"Добрый день! Хотел бы начать с одной истории. Однажды Аристотелю отдали в обучение очень разговорчивого молодого человека. После долгого разговора он спросил у своего наставника, какую плату тот возьмет с него за обучение. — С тебя — вдвое больше, чем с остальных, — ответил философ. — Почему? — удивился тот. — Потому что с тобой предстоит двойная работа: прежде чем научить тебя говорить, мне надо научить тебя молчать. Эта история, помимо всего прочего, говорит нам о том, что первые курсы по ораторскому мастерству появились более 2 500 лет назад…"

Лично пережитое событие

"Я помню, как лет десять назад я вместе с друзьями пошел читать стихи на Арбате. Друзьям-то было ничего… А вот у меня тогда душа ушла в пятки ………"

Ссылка на газету или книгу

"На прошлой неделе в журнале "Карьера" была опубликована статья про ораторское искусство. О том, какую роль в карьерном росте играет навык выступления перед аудиторией. В частности, там писали, что…"

Неожиданный вопрос

"Что бы вы назвали самой лучшей вещью в мире? А что самой худшей?… В свое время Эзоп назвал именно язык одновременно и самой лучшей, и самой худшей вещью в мире…"

Парадоксальное начало

Начать с чего-то, казалось бы, не имеющего никакого отношения к заявленной теме. "Я хочу обратиться сейчас к тем, кто приехал на эту презентацию на автомобиле. Помните, как вы учились вождению? Как иногда глохли посреди перекрестка, как путали передачи… … Помните? Возможно, у вас в голове вертится вопрос: "Какое отношение имеет ораторское искусство к вождению автомобиля?". И то, и другое — навык. Это навык, который можно приобрести. И точно так же, как вы когда-то на курсах вождения научились управлять автомобилем, на нашем тренинге по Ораторскому Искусству вы научитесь выступать перед аудиторией…"

Интригующее описание

"Представьте себе человека с очень слабым голосом, с дыхательной судорогой, с дурной привычкой подергивать плечом. Он говорит невнятно, слегка заикается, картавит (не произносит звука "р")… Не самый лучший образец ораторского мастерства, не так ли?… Но именно так выглядел в начале своего обучения Демосфен, один из величайших ораторов всех времен и народов…"

Интересный факт

"Психологи установили, что страх выступления перед аудиторией стоит на втором месте после страха смерти…"

Впечатляющая цифра

"Если гонорар, полученный Арнольдом Шварценеггером за фильм "Терминатор-2: Судный день", разделить на количество слов, произнесенных им в этом фильме, то получится, что каждое слово Терминатора стоит около 32000 (31645) долларов… Не гарантирую, что наш тренинг по ораторскому мастерству позволят вам зарабатывать такие же суммы:-)… Но… ".

Оригинальная цитата

"Я хотел бы начать свое выступление с высказывания философа Скилефа: "Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию"…"

Обыграть тему выступления

"Сегодня мы собрались поговорить об ораторском искусстве. Я хочу обратить ваше внимание на слово "искусство" в названии презентации. Оно здесь не случайно…."

Комплимент

"Очень приятно видеть здесь людей ищущих, развивающихся, самосовершенствующихся. Людей, у которых есть в жизни действительно большие цели. Людей, которые ценят новые знания. Людей, которые стремятся стать более успешными…"

Шутка-анекдот

"Добрый день! Хочу начать с истории про одного прихожанина. Как-то раз он зашел в церковь. После пяти минут проповеди он был так тронут, что решил пожертвовать $10. Но проповедь продолжалась, и через пять минут он решил сократить пожертвование до $5. Прошло еще пять минут, и проповедь настолько утомила прихожанина, что он решил не жертвовать сегодня ничего. А еще через десять минут он встал, подошел к тарелке для подаяний и вынул оттуда $5 со словами "Пусть это будет хоть какой-то наградой мне за то, что я выслушал столь длинную речь"… Помня о печальной участи того проповедника, я постараюсь уложиться в те десять минут, что отведены мне регламентом. Тем более что рассказывать я буду не о чем-нибудь, а об ораторском искусстве…"

О своих чувствах

"Сейчас я чувствую смесь волнения и радости. Радость — оттого что присутствую в аудитории, где так много сильных и интересных людей. И легкое волнение, которому я тоже всегда радуюсь. Ведь волнение означает: то, о чем я буду говорить сейчас, мне не безразлично…"

О месте (вашем городе)

"Добрый день! Я так понимаю, что большинство из собравшихся здесь — это москвичи. Москва — удивительный город. Не знаю, помните ли вы Старый Арбат десяти-, пятнадцатилетней давности. В то время там через каждые десять метров кто-нибудь выступал…"

Об аудитории (описание)

"Добрый день! На тренинг приходят самые разные люди. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что сейчас, в этой аудитории, есть и студенты, и домохозяйки, и менеджеры, и руководители, и владельцы собственного бизнеса, и вольные художники…"

Задание. Запишите возможный вариант начала вашей речи.­­­­­­­­­­________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­______

 

ТЕЗИС

Если вы хотите достичь цели, не старайтесь быть деликатным или умным. Пользуйтесь грубыми приемами. Бейте по цели сразу. Вернитесь и ударьте снова. Затем ударьте еще — сильнейшим ударом сплеча.

Уинстон Черчилль.

 

В убеждающем выступлении - должен быть четкий, ясный, понятный, запоминающийся тезис.

К чему вы призываете? В чем ваша идея в 2-3 словах? Какую мысль вы хотите донести до слушателей?

Определитесь с тезисом!

Удивительно, но очень часто оратор плохо представляет себе, что же он хочет сказать. Например, хочет донести один тезис, а по факту доносит другой.

Вместо тезиса "Покупайте косметику фирмы N", звучит тезис "Косметика полезна для здоровья", или "Наша компания самая большая на рынке" или что-то еще…

Сделайте из тезиса слоган

Часто тезис формулируется невнятно, обыденно, серо. А тезис должен быть как удар хлыстом: резким, хлестким слоганом, врезающимся в память.

Вместо скучной фразы: "Давайте проведем реформы в сельском хозяйстве, промышленности и в структурах власти" лучше призвать: "Землю крестьянам! Заводы рабочим! Власть советам!"

АРГУМЕНТЫ

Мы склонны верить всему сказанному, в особенности, когда это сказано красиво.

Анатоль Франс.

РЕЗЮМЕ ИЛИ ВЫВОД

Я исключительно терпелива, при условии,

что в конце концов выйдет по-моему.

Маргарет Тэтчер.

Заключительная часть выступления, как и вступительная, очень важна. Вам необходимо иметь подготовленное заранее заключение. Продумывая его, вы снова должны обратиться к своей изначальной цели, поскольку именно она определяет, что вы скажете на этом этапе. Как правило, эта часть выступления содержит:

ü обобщение всех самых значимых фактов и аргументов;

ü краткое содержание вашей рекомендации;

ü предложение следующего этапа (если рекомендация принята) с плановыми сроками;

ü описание или разъяснение содержания материалов, которые вы собираетесь раздать присутствующим;

ü выражение благодарности за внимание.

 

Задание: запишите возможный вариант завершения вашей речи. ­­­­­__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Истина любит критику, от нее она только выигрывает;

ложь боится критики, ибо проигрывает от нее.

Дени Дидро.

Несколько важных правил:

ü Завершайте мысль (не сбивайтесь)

Частая ситуация: оратор выступает, уверенно озвучивает очередной аргумент - и вдруг в зале кто-то поднимает руку. Оратор прерывает свою мысль посередине: "Я вас слушаю. Вы хотели что-то спросить". Таким образом он проявляет неуважение к своим собственным словам. "То, о чем я говорю - неважно. Меня можно прервать в любой момент, когда вам захочется".

Доведите свою мысль до логического завершения и только после этого предоставьте слово спрашивающему.

 

ü Нельзя наказывать за вопросы, нельзя не поощрять за них. Если вопрос был задан, независимо от его содержания поблагодарите спрашивающего хотя бы взглядом. Отвечая на вопрос, постоянно возвращайтесь взглядом к спросившему. После ответа удостоверьтесь, удовлетворен ли спросивший ответом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.214 с.)