Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дебаты как разновидность обсуждения проблемыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности дебатов
Дебаты кроме несомненного общественного и гражданского имеют и большое обучающее значение. Дебаты способствуют формированию у участников навыков аргументации, формируют умение внимательно и целенаправленно слушать собеседника, анализировать высказанное устно мнение, учат корректно и продуманно задавать вопросы, формулировать краткие и точные ответы на них, вести обсуждение в духе толерантности с соблюдением речевых, этикетных и этических норм. Участники дебатов учатся соблюдать регламент, отбирать главное, использовать приемы завоевания и поддержания внимания аудитории. Они учатся находить оптимальную речевую форму для представления аудитории своих идей, практикуются в краткости и точности речи. Дебаты формируют уважительное отношение к оппоненту - лицу, разделяющему другую точку зрения. В процессе подготовки дебатов участники учатся целенаправленно подбирать материал по определенной теме, внимательно читать, конспектировать тексты, находить аргументы, работают над речевым оформлением высказывания, учатся продумывать и формулировать главные мысли своего выступления, располагать их в оптимальной последовательности. Члены дебатной команды учатся распределять роли, поддерживать друг друга, совместно анализировать проблему и находить наилучший вариант аргументации. Они подбирают сторонников, стараясь расположить зрителей в свою пользу, используют группу поддержки для совместного обсуждения проблемы и нахождения лучшего варианта аргументации. В ходе дебатов у членов каждой команды отрабатываются навыки совместного анализа новых аргументов оппонентов, умение приходить на помощь своему коллеге по ходу дебатов. Группа поддержки (несколько человек - добровольцев, помогающих каждой команде готовиться к дебатам) учится коллективной мыслительной деятельности, приемам нахождения решений, аргументации и анализу аргументов своих единомышленников, прогнозированию аргументов оппонентов. Зрители дебатов учатся слушать, выявлять и сопоставлять аргументы сторон, оценивать аргументированность высказываемых точек зрения» формулировать свое мнение по результатам обсуждения. Очень эффективным представляется соревнование по дебатам между различными группами, факультетами, вузами. Рамки и форма дебатов, их подчеркнуто учебный характер, соревновательный элемент делают дебаты исключительно эффективной комплексной формой риторической подготовки их участников. Для учебной практики дебаты представляются наиболее естественной комплексной формой обучения публичному обсуждению проблем. Важнейшая особенность дебатов заключается в том, что в их ходе не спорят, а высказывают свою точку зрения, приводя аргументы; выслушивают оппонента, не перебивая; задают оппоненту вопросы только на прояснение его позиции, не вступая с ним при этом в спор. В дебатах по регламенту нельзя критиковать, использовать фразы: Я не согласен; Вы не правы; Это неверно и подобные, можно только ставить вопросы, а также приводить аргументы в поддержку своей точки зрения.
1.10.2.3.2 Подготовка дебатов Подготовка к дебатам включает несколько этапов:
1. Определение темы (проблемы) дебатов. На этом этапе участники совместно с дебатным тренером определяют интересующую их тему для дебатов. Список возможных тем (проблем) лучше предварительно предложить участникам, можно дать им возможность подумать, посоветоваться друг с другом. Проблема для дебатов должна быть. а) интересной для всех обучающихся; б) общественно значимой, т.е. такой, решение которой так или иначе затрагивает конкретные интересы общества, отдельных людей, в) такой, по которой общество разделяется во мнениях, г) допускающей достаточно легко формулируемые разные точки зрения.
Приведем возможные темы для дебатов: - Почему люди употребляют наркотики? - Нужно ли платное образование? - Нужна ли смертная казнь? - Может ли свобода быть полной? - Нужен ли суд присяжных? и др.
2. Формирование двух групп учащихся, имеющих сходные мнения по данной проблеме. Тренер обобщенно формулирует две точки зрения по избранной проблеме: например, «Телевидение - это добро» и «Телевидение - это зло». Учащимся предлагается поднять руки - кто поддерживает одну точку зрения, а кто - другую. Это предварительное деление, которое позволяет перейти к следующему этапу - формированию групп поддержки и команд.
3. Формирование команд для дебатов. Выделенные на предыдущем этапе группы собираются и выбирают из своего состава капитана и члена команды (команда насчитывает два человека). Тренер может и сам определить состав команды и назначить капитана, объявив остальных членов группой поддержки (лучше, чтобы группа поддержки не была большой – 3-5 человек). Задача группы поддержки - помогать в сборе аргументов, подготовке вопросов и подготовке выступлений.
4. Определение тезисов для дебатов. Это самый важный и трудный для участников этап подготовки. Тезис - это утверждение или отрицание, выражающее основную мысль, которую команда будет защищать в ходе дебатов. Каждая команда формулирует свой тезис, который она будет защищать. Здесь обязательна помощь тренера, который должен помочь каждой команде выбрать тезис для защиты. Требования к тезису: соответствие теме; четкость формулировки; достаточная краткость; понятность слушателям; удобство для защиты (команда должна быть уверена, что у нее наберется достаточно аргументов, чтобы защитить этот тезис). Например, выбрана тема: «Всегда ли правы взрослые?». Тезисы не обязательно должны быть взаимоисключающими, они могут просто раскрывать разные стороны проблемы, как то: взрослые в отношении детей всегда правы; взрослые в отношении детей не всегда правы; взрослые правы тогда, когда они говорят о «взрослых» вещах; взрослые в отношении детей всегда не правы; взрослые правы тогда, когда они используют свои знания и опыт; взрослые не правы, когда сердятся; взрослые всегда считают себя правыми, потому что у них есть опыт и знания; для детей опыт взрослых - не доказательство их правоты; взрослые бывают правы, но дети это не всегда сразу понимают, 10) взрослые могут ошибаться так же, как и дети. Важно, чтобы оба тезиса, сформулированные командами для защиты в ходе дебатов, были разными, раскрывали разные стороны избранной для обсуждения проблемы. Тезис для защиты должен быть достаточно обобщенным, поскольку, чем более обобщенный тезис избран для защиты, тем больше аргументов можно привести в его защиту. Каждая команда знает тезис, который будут защищать их оппоненты.
5. Подготовка команды к дебатам. Определив тезис, каждая команда со своей группой поддержки подбирает аргументы для защиты своего тезиса, готовит выступления для дебатов и вопросы к оппонентам. Участники дебатов (члены команды и группы поддержки) читают литературу по теме, самостоятельно подбирают материал, собирают мнения своих товарищей, родителей, авторитетных для них людей; можно провести социологический мини-опрос. Тренер может дать каждой команде некоторый раздаточный материал по теме, например газетные публикации по данному вопросу. Тренер должен поработать с каждой командой и ее группой поддержки отдельно и помочь участникам подобрать аргументы к защищаемому им тезису. Тренер стимулирует участников предлагать разные аргументы в поддержку избранного тезиса; все участники, включая членов группы поддержки, их записывают. Некоторые аргументы тренер может предложить участникам сам. На завершающем этапе подготовки участники без тренера окончательно выбирают аргументы из собранных на предварительном этапе, располагают их в определенном порядке, распределяют аргументы между членом команды и капитаном, обдумывают, что вынести в заключительное слово, пишут тезисы своих выступлений (или полные их тексты - при отсутствии достаточной практики дебатирования). Каждый аргумент должен быть четко сформулирован, необходимо сопроводить его примером: эту работу участники проделывают самостоятельно. Вариант проведения дебатов: обе команды готовят оба тезиса, а перед проведением дебатов по жребию определяют, кому какую точку зрения защищать (такова практика соревнований по дебатированию в США: там на соревнованиях по дебатированию по жребию выбирают из 8 тем не только тему, но и тезис, который предстоит защищать команде).
Проведение дебатов Приведем в качестве примера модель учебных дебатов. Американская модель была взята за основу, но модифицирована с учетом русских коммуникативных традиций и реальных условий российских учебных заведений. Модель приспособлена к регламенту одного академического часа, чтобы можно было провести дебаты и обсудить результаты дебатов в течение 45 мин. Обе команды сидят в президиуме перед слушателями. Слева по отношению к зрителям сидят члены первой команды - участники № 1 и 2, рядом с ними - члены второй команды - участники № 3 и 4. Присутствуют зрители. На столах стоят таблички с именами участников. Дебатный тренер сидит среди зрителей так, чтобы все члены команд его видели. Он в процессе дебатов показывает выступающим участникам оставшееся до истечения регламента время. Ни одного слова в ходе дебатов тренер не произносит. Регламент соблюдается неукоснительно. Тренер показывает оставшееся время при помощи пальцев: выбрасываемые вверх пальцы означают, сколько минут осталось до истечения регламента у выступающего. Полусогнутый указательный палец означает полминуты, выброшенный вверх кулак - время истекло. Участники обязаны внимательно следить за регламентом, они все время поглядывают на тренера и учитывают его указания. Команды выступают с заранее подготовленными тезисами либо проводится жеребьевка, и команды определяют тезис, который они будут защищать, по жребию. Затем начинаются дебаты, которые открывает первая команда. Капитан первой команды, выходя на трибуну, заявляет тезис своей команды, а член его команды после объявления тезиса встает и дополнительно записывает этот тезис на доске. Аналогично поступает вторая команда.
Участие зрителей в дебатах
Роль зрителей в процессе проведения дебатов очень велика. Во-первых, именно для них и проводятся дебаты. Зрители должны принять по результатам дебатов то или иное решение, присоединиться к мнению первой или второй команды. После завершения дебатов тренер встает и предлагает собравшимся определить поднятием рук, какая команда победила в дебатах. Могут быть заданы два вопроса: Кто лучше провел дебаты? и Кто, по-вашему, прав? Взависимости от результатов голосования определяется победитель дебатов. Эффективно проведение дебатов с участием других групп, посторонних зрителей, которых приглашают для участия в голосовании. Можно проводить дебаты в «чужой» группе, на другом факультете. Команду-победителя могут определять и приглашенные эксперты - жюри. Всего дебаты при соблюдении установленного регламента занимают примерно 30 мин. В ходе дебатов участники, выступающие в качестве зрителей, получают задание: разделить лист бумаги на две половины, записать защищаемые командами тезисы и в каждой колонке по ходу дебатов записывать аргументы сторон, нумеруя их по порядку. Записи зрителей, содержащие перечень аргументов, могут быть обсуждены сразу после дебатов с выделением наиболее сильных аргументов или проверены преподавателем как письменная работа. Можно предложить зрителям обсудить аргументы дома и дополнить их, а также ранжировать аргументы по силе, переписать и оформить, сопроводив их своим заключением о том, кто прав в ходе дебатов. Окончательное решение можно отложить на следующее занятие, это сделает мнение участников более обдуманным и аргументированным.
Особенности спора
Знание предмета спора входит в содержание понятия «полемическое мастерство», которое включает понимание сущности публичного спора и его разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.
Содержание спора
В «Словаре современного русского литературного языка» определены основные значения слова «спор». 1. Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки, литературы, политики и т.п.; полемика. 2. Взаимное притязание на владение, обладание чем-либо, разрешаемое судом. 3. Перен. Поединок, битва, единоборство (преимущественно в поэтической речи). Состязание, соперничество. Общим для всех значений слова спор является наличие разногласий, отсутствие единого мнения. Обычно под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Классификация споров
В научной и методической литературе делаются попытки систематизировать виды споров. В качестве оснований берутся самые различные признаки. Однако единая классификация споров отсутствует. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся: - цель спора; - актуальность проблемы (социальная значимость предмета спора); число участников (количество участников); форма проведения спора; уровень организации спора; уровень защиты и опровержения тезиса.
Рассмотрим, какие виды споров можно выделить в зависимости от этих факторов.
Цель спора. Чрезвычайно важны различия споров, зависящие от различия целей, которые ставят себе оппоненты, от различия мотивов, по которым вступают в спор. Оппоненты, вступая в спор, преследуют далеко не одинаковые цели, руководствуются разными мотивами. Рассматривая (споры по их целям, можно выделить пять наиболее важных типов спора. Каждый из этих типов имеет свои особенност:
Спор из-за истины. Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для ее обоснования. Чтобы найти правильное решение, полемисты сопоставляют самые разные точки зрения на ту или иную проблему. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы,.взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны, то есть, по существу, ведется совместное расследование истины. Конечно, такой спор возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему.
Для убеждения кого-либо. Одной из задач спора может стать не проверка истины, а убеждение оппонента. Спорящий обычно убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден.
Для победы. Целью спора бывает не исследование, не убеждение, а победа. Одни убеждены в своей правоте и до конца остаются на принципиальных позициях. Другим победа нужна для самоутверждения. Поэтому им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных, слава непобедимого полемиста. Третьи просто любят побеждать.
Спор ради спора. Нередко встречается и спор ради спора. Для таких оппонентов безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Спор ради спора - своего рода искусство ради искусства. Есть любители играть в карты - есть любители спора, самого процесса спора. Они не стремятся определенно и сознательно к тому, чтобы непременно победить, хотя, конечно, надеются на это. Такой оппонент не разбирает, из-за чего можно спорить, из-за чего не стоит. Готов спорить за все и со всяким, и чем парадоксальнее, чем трудней отстаиваемая мысль, тем она иногда для него привлекательнее. Для иных вообще не существует парадокса, который они не взялись бы защищать, если вы скажете: «нет». При этом они становятся часто в самые рискованные положения в споре. Редко встречается, в чистом виде спор-игра, спор-упражнение. Сущность этого типа выражена в его названии.
Приведенная классификация видов спора по цели носит в определенной мере условный характер. В жизни их не всегда удается четко разграничить.
Актуальность проблемы. Предметом спора бывают вопросы, отражающие общечеловеческие интересы. В процессе спора могут затрагиваться национальные интересы, интересы определенных социальных слоев общества. Нередко приходится отстаивать групповые интересы, например, людей определенной профессии, коллективов отдельных предприятий, учреждений, ведомств, представителей неформальных объединений и т.п. В споре защищаются семейные, а также личные интересы полемистов. В конкретном публичном споре эти интересы обычно взаимосвязаны и взаимообусловлены, тесно переплетаются. Важно понимать социальную значимость предмета спора, чтобы в ходе обсуждения не палить из пушек по воробьям, не растрачивать свои силы и энергию на решение вопросов несущественных, имеющих второстепенное, третьестепенное значение.
Число участников. По этому признаку можно выделить три основные группы: - спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор); - спор-диалог (полемизируют два лица); спор-полилог (ведется несколькими или многими лицами).
Спор вдвоем, или один на один – это простой, одиночный спор. Но часто спор ведется между несколькими лицами, из которых каждое вступает в спор или со стороны защиты тезиса, или со стороны нападения. Это будет сложный спор. Сложный спор вести в порядке и правильно труднее, чем простой спор. Между тем сложный спор, в общем, может иметь огромное, исключительное значение, особенно в тех случаях, где посредством спора думают приблизиться к истине. В нем лучше всего представляется возможность выслушать и взвесить все или многие доводы в пользу тезиса или против него и лучше оценить их сравнительную силу. Вести в порядке сложный спор трудно, и чем больше участников в нем, тем, чаще всего, труднее. Спор со многими участниками может сам собою хорошо «наладиться» - особенно устный спор - лишь в тех случаях, когда все участники его обладают хорошей дисциплиной ума, спо собностью схватывать сущность того, о чем говорится, и пониманием сущности, задачи спора. В остальных случаях необходим руководитель споров. Одной из самых распространенных преград к хорошему ведению спора является обычное у людей неумение слушать другого человека.
Спор-полилог может иметь большое значение при решении важных вопросов общественно-политической, духовной, научной жизни. Чем больше знающих людей принимают участие в таком споре, тем результативнее он будет. Споры могут происходить при слушателях и без слушателей. Присутствие слушателей, даже если они не выража ют своего отношения к спору, действует на спорящих. Победа при слушателях приносит большее удовлетворение, льстит самолюбию, а поражение становится более досадным и неприятным. Поэтому участники спора при слушателях обязательно учитывают присутствующих, их реакцию, тщательно отбирают необходимые аргументы, чаще проявляют упорство во мнениях, порой излишнюю горячность. В общественной жизни нередко приходится встречаться и со спором для слушателей. Спор ведется не для того, чтобы выяснить истину, убедить друг друга, а чтобы привлечь внимание к проблеме, произвести на слушателей определенное впечатление, повлиять необходимым образом. Форма проведения спора. На процесс спора накладывает свой отпечаток и форма его проведения. Споры могут быть устными и письменными (печатными). Устная форма предполагает непосредственное общение конкретных лиц друг с другом, письменная (печатная) форма - опосредованное общение. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве: они ведутся на занятиях, конференциях, заседаниях, различного рода мероприятиях и т.д. Письменные (печатные) формы более продолжительны во времени, чем устные, так как связь между полемизирующими сторонами опосредованная. В устном споре, особенно если он ведется при слушателях, важную роль играют внешние и психологические моменты. Большое значение имеет манера уверенно держаться, быстрота реакции, живость мышления, остроумие. Робкий, застенчивый человек обычно проигрывает по сравнению с самоуверенным противником. Поэтому письменный спор бывает более пригоден для выяснения истины, чем устный. Однако у него есть свои недостатки. Он иногда тянется слишком долго, в течение нескольких лет. Читатели, да и сами участники спора, успевают забыть отдельные положения и выводы, не имеют возможности восстановить их в памяти. Иногда спор ведется на страницах нескольких различных изданий, отчего трудно следить за его ходом.
Уровень организации спора. Споры бывают организованные и неорганизованные. Организованные споры планируются, готовятся, проводятся под руководством специалистов. Полемисты имеют возможность заранее познакомиться с предметом спора, определить свою позицию, подобрать необходимые аргументы, продумать ответы на возможные возражения оппонентов. Но спор может возникнуть и стихийно. Такое нередко случается в учебном процессе, на собраниях и заседаниях, в бытовом общении. Неорганизованные, стихийные споры, как правило, менее продуктивны. В подобных спорах выступления участников бывают недостаточно аргументированными, порой приводятся случайные доводы, звучат не совсем зрелые высказывания. Успех спора, его конструктивный характер, плодотворность в решении вопросов в значительной степени зависят от состава полемистов. Важное значение имеют уровень их культуры, эрудиция, компетентность, жизненный опыт, владение полемическими навыками и умениями, знание правил публичного спора.
Уровень защиты и опровержения тезиса. По уровню опровержения определенного тезиса бывают споры сосредоточенный и бесформенный. Сосредоточенный спор - когда спорящие все время имеют в виду спорный тезис и все, что они говорят или приводят в доказательство, служит для того, чтобы опровергнуть или защитить этот тезис. Одним словом, спор вертится около одного центра, одного средоточия, не отходя от него в стороны. Бесформенный спор не имеет такого средоточия. Начался он из-за какого-нибудь одного тезиса. При обмене возражениями схватились за какой-нибудь довод или частную мысль и стали спорить уже за нее, позабыв о первом тезисе. Потом перешли к третьей мысли, к четвертой, нигде не завершая спора, а обращая его в ряд отдельных схваток. К концу спора спрашивают: «С чего же мы, собственно, начали спор?» - и не всегда могут вспомнить это. Такой спор можно назвать бесформенным. Это самый низший из подобных видов спора. Наибольшее значение при решении какого-нибудь вопроса имеют, конечно, сосредоточенные споры. Они, в свою очередь, могут вестись беспорядочно или в известном порядке, по известному плану. Бесформенный же спор всегда беспорядочен.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.107 (0.011 с.) |