Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Второй функцией элокуции является характеристика стиля.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Например, журналисту при непосредственном воплощении мыслей в текст нужно четко ориентироваться на то, что произведение будет создаваться в публицистическом стиле, что разрабатываемая тема требует воплощения в определенном жанре. Это значит, что языковые и речевые средства должны отбираться в соответствии со стилем и жанром. Кроме того, текст надо украсить (это один из признаков публицистического стиля). Здесь на помощь автору приходят тропы и фигуры, созданные именно для украшения, придания тексту яркости и своеобразия. Исходя из этого, начинает работать третья функция элокуции.
Третья функция элокуции – использование риторических средств. Риторические средства имеют особенное значение для построения речи. В древности были разработаны тысячи риторических средств, названных риторическими фигурами. Древние теоретики сводили все риторические фигуры в научные руководства. Риторические средства позволяют представить содержание речи наглядно, увлекательно и убедительно, а значит, активно воздействовать на слушателя. Риторические средства имеют свои особенности: - они различны по своей ценности и потому используются в различной степени (например, сравнение чаще, чем преувеличение); - эти средства дают большие возможности, но ни в коем случае не должны использоваться все вместе в любой из речей; - многое средства применяются в тесной взаимосвязи, даже если они в целях систематики приведены отдельно (например, цепь влечет повышение, образ лежит в основе сравнения). К риторическим средствам относятся тропы и фигуры - «намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, задуматься, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл». Использование тропов и фигур в речи, как устной, так и письменной, позволяет образно выразить мысль, сделать впечатление от чего-либо более ярким, выразительным, наглядным. Текст, в котором удачно употреблены оригинальные тропы и фигуры, несомненно, выигрывает, поражает образностью и оригинальностью, задерживает внимание на определенных местах текста, способствует наилучшему усвоению его смысла. Знание тропов и фигур и умение пользоваться ими - необходимый элемент риторического знания, способствующий как развитию речи, так и возможности мыслить оригинально, нешаблонно.
Осуществим обзор риторических средств и посмотрим, какое воздействие они оказывают на слушателя:
Риторическое средство Воздействие
1. Пример, подробность 2. Сравнение 3. Образ (метафора), образный ряд Образность 4. Рассказ (narratio) 5. Повтор 6. Разъяснение 7. Рафинирование (обобщающий повтор) Убедительность 8. Призыв (восклицание) 9. Цитирование 10.Перекрещивание (хиазм) 11.Повышение напряжения (климакс) 12.Противопоставление (антитеза) 13.Цепь Промедление (запаздывание) Увлекательность Неожиданность (sustentio) Предуведомление Игра слов Намек Эстетическое Описание (парафраза) Образность Преувеличение (гипербола) Кажущееся противоречие (парадокс) Вставка Предупреждение или постановка возражения Коммуникативность (подключение слушателей) Мнимый вопрос (риторический) Переименование (синекдоха)
Итак, этап элокуции состоит в отборе необходимых слов, в чистоте стиля, а также в выборе слов и речевых форм для украшения высказывания.
Понятие тропа Троп (греч. tropos) означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями спервым. К наиболее употребительным тропам традиционно относят метафору, метонимию, синекдоху, эпитет, сравнение. Главная их функция заключается в создании некоего образа. «Каждый язык - язык образов» (Буш). Образ - особая форма сравнения. Неизвестное опять соединяется с известным. «Две вещи в некотором отношении подобны» (Килиан), когда я для слова «страсть» говорю «жар», для слова «убежище» - «гавань» или о ком-то скажу «сердце из камня». Сегодня, например, очень употребительны образы из мира спорта: говорят - «министр забил в свои ворота», чтобы этим выразить: он вложил в свой замысел всю энергию и тем не менее получил результат, противоположный желаемому. «Образное выражение - любимое средство риторики Черчилля, которым он успешно пользовался, когда обращался к чувству своих слушателей» (Хильдегард Гаугер). Оратор находится в поисках ярких образов, которые выявят суть высказываемого. С чем я могу сравнить то, что хочу сообщить? Какое образное описание можно применить. Конечно, образы не создаются искусственно. Они приходят, когда мы зорко наблюдаем за жизнью - людей и предметы и обдумываем эти образы. Яркий образ остается в памяти людей, абстрактные рассуждения, как правило, нет. С помощью образов можно многое представить нагляднее, но нельзя ничего доказать. Совершенно прав Эрдман, когда пишет: «Никогда не доказать чего-либо с помощью образа, и бессмысленно думать, что если две вещи похожи в одном отношении, то они похожи в других или даже в любых отношениях. Но именно в это охотно верят, и потому так легко с помощью выразительных аналогий делать очевидным самое лживое».
Кратко охарактеризуем каждый из тропов.
Обычно разговор отропах начинают с метафоры, которая поправу считается одним из трех главных тропов.
1. Метафорой называется перенос именования одного предмета на другой на основании сходства их внешних или внутренних признаков, формы предметов, их расположения. Например: - формы (крыло птицы – крыло самолета); - расположения (хвост зайца – хвост поезда); - цвета (белок яйца – белок глаза); - характера движения (гусеница – гусеница трактора); - функций (дворник – дворник на ветровом стекле) и т.д.
Сравним: Теплое течение Гольфстрим - теплое письмо. У этого человека железные нервы. Собакевич был настоящий медведь. Метафора есть в высшей степени репрезентативный троп. Она, как никакой другой троп, дает нам прочувствовать лежащее в ее основе сравнение, то есть отчетливо предполагает операцию аналогического типа. «Только через метафору, - полагал Осип Мандельштам, - раскрывается материя, ибо нет бытия вне сравнения, ибо само бытие есть сравнение». А стало быть, как и всякая процедура сравнения, процедура метафоризации в принципе должна была бы ориентироваться на определенные правила. Правила же эти предполагают, что есть то, что сопоставляют, то, с чем сопоставляют, и признак, по которому осуществляется сопоставление. Признак этот должен быть совпадающим. Однако сущность метафоры состоит в том, что данный (совпадающий) признак никогда не называется. Поэтому метафору иногда определяют в качестве скрытого сравнения. В отличие от сравнения как такового - N (1) глуп (2) как пробка (3), в котором бывают представлены все три «классических» компонента (или все три члена сравнения), третий член сравнения в метафоре всегдаопущен N (1) пробка (2). То есть третий член - глуп (3) - как бы «само собой разумеется» (присутствует в виде призрака) Однако «хитрость» (или «мудрость») метафоры заключается именно в том, что опущенным, скрытым, не предъявляемым признаком гораздо легче манипулировать. Ведь то, что не называется прямо, как бы и «не существует» в виде некоей определенной данности подразумеваемое чаще всего расплывчато, неотчетливо и неподотчетно. Функцией метафоры в риторике считалась номинация, то есть называние предметов и явлений. За пределами риторики (в лексикологии - разделе лингвистики) установлены типы языковых единиц, наиболее легко поддающиеся метафоризации. Среди имен это, прежде всего, конкретные существительные, имена естественных родов, реалий и их частей, а также имена реляционного значения («баловень судьбы», «питомец брани»). Среди признаковых слов это - прилагательные, обозначающие физические качества («колючий ответ»), описательные глаголы («совесть грызет», «мысли текут»). Иногда выделяемая метафора порождена аналогиями между целыми ситуациями («Не бросай слов на ветер»). - Модель: поймать тачку. - Пример: Все его аргументы бьют мимо цели. Метафора «аргументы бьют (мимо цели)» строится как сравнение между аргументами, с одной стороны, и орудиями - с другой.
Существуют два основных типа метафоры: когнитивная (познавательная) и образная. Когнитивная метафора является отражением реальной или приписываемой общности у соответствующих предметов. Например, слово стена имеет следующие значения: 1) вертикальная часть здания (прямое); 2) тесно сомкнутый ряд людей в кулачном бою (переносное). Образной метафорой называется метафора, создающая зрительное впечатление об обозначаемом и имеющая экспрессивно-оценочное значение. Например, слово звезда имеет следующие значения: 1) небесное тело (прямое); 2) знаменитый человек (переносное).
Со времен античности существуют и описания некоторых традиционных видов метафоры: - резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко отстоящие друг от друга понятия. Модель: начинка высказывания;
- стертая метафора есть общепринятая метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается. Модель: ножка стула;
- метафора-формула близка к стертой метафоре, но отличается от нее еще большей стереотипностью и (иногда) невозможностью преобразования в нефигуральную конструкцию. Модель: червь сомненья;
- развернутая метафора - это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. В ней уподобление происходит сразу по нескольким основаниям. Модель: сообщение, подробно излагающее понятие «книжный голод» (Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка все чаще оказываются несвежими - их приходится выбрасывать, даже не попробовав);
Метафора обладает одним чрезвычайно интересным качеством: она может развертываться. В статьях и выступлениях особую роль приобретают именно развернутые метафоры. Например, уподобление государства кораблю можно развернуть, уподобив главу государства кормчему, политический курс – курсу корабля, враждебное государство – пирату и т.д. В подобных случаях на основе метафоры строится целый условный мир. Такие метафоры-миры превращаются в долго функционирующие аллегории. Именно такова аллегория «государство – корабль», встречающаяся уже у Горация. Аллегория эта, как, впрочем, и всякая другая, в любой момент может быть оживлена и дополнена. «Народное доверие для политика – что попутный ветер для морехода. Когда он есть – хорошо, когда его нет – надо лавировать, выгребать. Если мореход станет двигаться лишь по ветру, не сообразуясь ни с целью похода, ни с лоцией, в лучшем случае его плавание будет состоять из ряда хаотических маневров, в худшем – он, повинуясь ветру, проложит курс по суше», – рассуждает современный публицист Максим Соколов. А вот как использует метафору «государство – корабль» Максимилиан Робеспьер: «Конституционный корабль был построен вовсе не для того, чтобы остаться постоянно в верфи; но следует ли бросить его в море во время бури и навстречу противному ветру. Это то, чего хотели тираны и их рабы, которые сопротивлялись строительству этого корабля, но французский народ повелел вам ждать, когда море успокоится; он выразил единодушное желание, чтобы вы, несмотря на вопли аристократии и сторонников федерализма, сначала освободили бы его от врагов». Другая развернутая метафора, обозначающая государство, – здание. Отсюда выражения «государственное строительство», «перестройка», «общественный фундамент», «несущие конструкции государства» и т.д.
- реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учета его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим. Модель: Я вышел из себя и вошел в автобус.
При сохранении механизмаметафоризации, описанного выше, все эти виды метафоры предполагают некий дополнительный признак, позволяющий оценить ту или иную метафору в зависимости от степени ее оригинальности/новизны (острая и стертая метафора, метафора-формула) или от степени ее последовательности (развернутая и реализованная метафора). У метафоры есть одно важное свойство: она тяготеет к позиции сказуемого и редко, если это свежая метафора, попадает в позицию подлежащего. Поэтому использование метафоры в этой позиции может создать комический эффект. Если вы назовете девушку фиалкой, она воспримет это как комплимент. Но если вы скажете о ней: «Фиалка сидела за столом и поедала бургеры», это комплиментом не будет. Точно так же, если оппонент сравнит некое лицо с орлом, то фраза «Орел удалился в свой кабинет» сразу же снизит образ. Вообще, если придерживаться метафоры «слово – оружие», то сами метафоры лучше всего уподобить скрещенным шпагам: метафора – это тот прием в речи, который гораздо чаще, чем что-либо другое подхватывает оппонент, как правило, смещая при этом смысловые оттенки. Метафора – оружие обоюдоострое, но действенное. Метафору можно назвать миной замедленного действия. Многие метафоры прошлого продолжают жить в нашем сознании даже помимо нашей воли.
Разновидностью метафоры является олицетворение. Это когда неодушевленному предмету или отвлеченному понятию приписываются качества или действия, присущие человеку. Чаше всего это встречается в поэзии. Например: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет. То заплачет, как дитя (А.С. Пушкин) И звезда с звездою говорит (М.Ю. Лермонтов) И стоит себе лес, улыбается (Никитин)
На приеме олицетворения иногда бывают построены целые стихотворные тексты. Например: Необычайное приключение, случившееся с Владимиром Маяковским (летом на Акуловой горе, на даче). 2. Метонимия – перенос названия с одного предмета, явления, действия на другой на основе их смежности. В основе метонимии лежат пространственные, временные, логические и др. отношения. Например, в басне И.А. Крылова «Демьянова уха»: «Соседушка, послушай, еще тарелочку откушай». (Здесь происходит ассоциация содержимого с содержащим). Сравним также: Я прочитал всего Есенина. Очень люблю Чехова, Чайковского, Репина. Механизм метонимии заключатся в замещении, «имени предмета» его признаком или именем другого предмета, находящегося в связи с первым предметом. Иными словами, перед нами, так же как и в случае с метафорой, - расширение возможностей наименования. Однако, совпадая по этому признаку, метафора и метонимия расходятся по основной функции. Если метафора считается характеризующим тропом, то метонимия - тропом идентифицирующим, то есть определяющим. Понятно, что предмет, являясь набором большего или меньшего количества признаков и «соседствуя» с большим или меньшим количеством других предметов, будет «опознаваться» далеко не по каждому из признаков и по указанию далеко не на каждый близлежащий предмет. Типичные примеры отношений между членами метонимии - того, что называют, и того, о чем умалчивают, таковы: - творение и творец (читать Пушкина (вместо: произведения Пушкина), - носитель признака и признак («Если бы молодость знала, если бы старость могла!» (вместо: молодые люди... старики); - предмет и материал (важная бумага из управления (вместо: документ (на бумаге); - содержимое и содержащее (газета ошибается, говоря… (вместо, автор статьи в газете ошибается, говоря…), - действие и его результат (это хорошая классификация (вместо: это хороший результат классификации); - место жительства и жители (страна ликует (вместо жители страны)и др. - материал – изделие. Например, слово золото имеет следующие значения: 1) драгоценный металл желтого цвета; 2) монеты, изделия из золота. - действие – цель действия. Например, слово нажечь имеет следующие значения: 1) наготовить пережиганием; 2) накалить, повредить жаром. - признак – вещь. Например, слово белизна имеет следующие значения: 1) яркий, чистый цвет; 2) наименование стирального порошка и др. Продолжить этот перечень могли бы названия практически всех операций, запрещаемых логикой. Несмотря на очевидные различия этих моделей, механизм их оказывается общим: некоторые аспекты предмета занимают в сообщении место самого предмета, который предлагается опознать (идентифицировать) по этим аспектам. С помощью метонимии часто называют: - предмет по материалу, из которого он сделан (пронзен железом вместо железным оружием), - предмет по его свойству (убийство достойно казни вместо убийца достоин казни), - предмет по производителю действия (читать Вергилия), - содержимое по предмету, содержащему его (острая голова вместо острый ум в голове), - время по предмету, характеризующему это время (учиться до седых волос вместо учиться до старости).
В известном стихотворении В. Маяковского «Товарищу Нетте - пароходу и человеку» (см. Приложение 25) тоже используется прием метонимии. В современной литературе подчеркивается, что метонимия, как правило, не создает «абсолютного» наименования. Она обусловлена порождающим ее контекстом. Так, вполне естественно сказать: «На столе лежит Пушкин» (вместо том Пушкина). Это говорит о - Модель: Огоньку не найдется? - Пример: На выставке представлены работы начинающих и полотна знаменитых мастеров. Отчетливый, хоть и не слишком «риторический» случай метонимии: слово «полотна» замещает слово «картины» (на полотне). В данном случае о характере логического правила, используемого негативно, гадать не приходится: со всей отчетливостью это правило, запрещающее судить о целом по части или по одному из «аспектов» целого. Строго говоря (в соответствии с позитивной логикой), аспект этот (полотна) «не имеет права» замещать предмет (картины), так как не дает о нем полного представления (легко, например, представить себе, что часть анонсированных «полотен» вообще выполнена на бумаге), но данное «замечание» априорно оценивается как несущественная частность: логический закон, разворачиваемый в обратную сторону, как всегда, связан с игнорированием особенностей слова или словосочетания, подставляемого на место реально существующего. 3. Синекдоха (греч. Synekdoche – соотнесение, обозначать через намек) – это перенос значения слова, посредством которого целое (нечто большее) выявляется через свою часть (нечто меньшее). Синекдоха рассматривается либо как вид метонимии либо как самостоятельный троп. Разница в точках зрения не слишком принципиальна, поскольку в обоих случаях синекдоху определяют как представление целого как части этого целого или, наоборот, как представление части в качестве целого. Классические примеры синекдохи - Чеширский кот, умев ший исчезать так, что оставалась только одна улыбка.
Швед, русский колет, рубит, режет (А.С. Пушкин) И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Ю. Лермонтов) Эй, борода, а как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.В. Гоголь) Сравним также использование приема синекдохи в поговорках: Погорел, как швед под Полтавой. Пропала моя голова.
Выделяются две разновидности синекдохи: 1. расширение значения. Например, слово бас имеет следующие значения: 1) самый низкий мужской голос; 2) певец с таким голосом. 2. сужение значения. Например, слово соболь имеет следующие значения: 1) хищный зверек; 2) мех этого зверька. Данный троп имеет весьма прозрачную структуру и отчетливо реферирует к соответствующим - разумеется, преобразуемым - логическим законам. Механизм синекдохи предполагает, что часть и целое взаимозаменяемы. Часть вполне способна заместить целое, как и целое вполне способно заместить часть не только в том случае, когда мы имеем дело с однородным целым, но и в тех случаях, когда предлагаемая синекдоха недвусмысленно отсылает к неоднородному целому. Но в принципе синекдоха работает исключительно «представительными» частями целого. - Модель: (в очереди) я стою за соломенной шляпкой (вместо: за этой дамой (в соломенной шляпке). - Пример: Их мечта - Москва, диктующая законы всему миру. Синекдоха как результат обозначения России через часть России - Москву, является, со всей очевидностью негативным использованием логического правила, в соответствии с которым часть запрещается называть вместо целого. Используя синекдоху, предполагается,что слушатель понимает, о чем идет речь. Сталин искусно использовал синекдоху в речи о войне (6 ноября 1941 г.): «Немецкие оккупанты хотят вести против народов Советского Союза войну на уничтожение. Что ж, если немцы хотят войну на уничтожение, то они ее получат» (бурные, долго не смолкающие аплодисменты). Прямо не сказано, но выражено представление, противоположное немецкому об уничтожении, - слушатель продолжает думать и самостоятельно приходит к целевой мысли: не Советский Союз будет уничтожен, а Германия. Если бы вместо этого Сталин просто сказал: «Мы уничтожим немцев», то действие высказывания было бы далеко не так велико.
4. Сравнение - троп, заключающийся в подборе предмета сравнения, что позволяет дать более яркую характеристику. Например, «От этого качка, как на сейнере в шторм»; «А слоны на стоянке проходят маленький техосмотр - одному подтягивают подпругу, другому из ступни выковыривают застрявший, как в резине, камешек» и др. Важнейшее правило гласит: Все абстрактное представлять наглядно с помощью метких сравнений и примеров, а также образов и включаемых в речь коротких рассказов. Если уровень образного мышления слушателей низок, то речь должна быть особенно наглядной. Хорошая речь включает текстовые контрасты, создающие напряжение: стремительный - сдержанный, серьезный - веселый, построенный логически – эмоционально-образный. Мы отыскиваем хорошие сравнения: они создают ясность, так как связаны с известным, а это известное служит мостиком, помогающим пониманию. Наглядными делаются понятия и цифры. К наиболее выразительным местам Библии относятся те, в которых содержатся сравнения. Мы все запоминаем легче, когда это объяснено с помощью хорошо подобранных, метких сравнений и сопоставлений. Некоторые примеры поясняем с помощью сравнений: - сообщение о том, что огромная Южная Африка имеет всего 1,1 млн. жителей, наглядно с помощью сравнения (это даже не достигает числа жителей Гамбурга); - то, что Конго имеет площадь 2,3 млн. кв. километров, а его население составляет 14 млн. жителей, мало что говорит. Но сравнение с Федеративной Республикой Германией делает пропорцию наглядной. Конго больше Западной Германии, и число жителей составляет всего 1/4 западно-германского населения; - в одном маленьком городке судья рассматривал дело о транспортном происшествии. Удачное сравнение судьи превратило рассматриваемый факт в обвинение. Судья заметил, что в результате аварий, связанных с транспортом, погибло 16 000 человек. Далее продолжил: «Уясните себе: каждый год в Германии истребляется такой город, как наш, только потому, что многие люди поступают так же легкомысленно, как Вы!». Сравнение редко обладает доказательной силой. Однако благодаря наглядности, а часто остроумию оно охотно используется. Пресса прямо-таки «одержима болезненной страстью» к этому риторическому приему.
Особенно хорошо запоминаются смешные сравнения. Эксперт по транспортным вопросам хотел показать, что строительство улиц не может ни на шаг отставать от ра стущего количества автотранспорта, и выбрал следующее сравнение «Это как бег наперегонки между зайцем (строительство дорог) и ежом (автотранспорт). Еж все время кричит «А я уже здесь». 4. Эпитет -(от греч. epitheton - приложение) - определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Эпитет широко используется в поэтическом языке. Например:
Отговорила роща золотая Березовым веселым языком (С. Есенин) Так С. Есенин создал с помощью эпитета надолго запоминающуюся картину поздней осени. В устном народном творчестве часто встречается так называемый постоянный эпитет – устойчивое в фольклоре образно-поэтическое определение предмета или явления, выраженное преимущественно прилагательным, например: поле «чистое», леса «темные», пески «желтые», «зеленые» луга, «красная» девица, «добрый» молодец и пр. Эпитет в народной поэзии, как правило, определяет предмет с точки зрения воплощения в нем высшего качества или совершенства. Конкретное идейно-художественное назначение эпитетов в разных видах фольклора разнообразится в соответствии со смыслом самих произведений. Так, в сказках постоянные эпитеты изобразительны, часто передают совершенство воображаемого мира прекрасного: «золотой» дворец, камни «самоцветные», терем «высокий», горница «светлая» и пр.; в песнях идеализирующее изобразительное свойство постоянного эпитета сочетается с выразительностью лирических оценок иносказательного характера: «А летал, млад ясен сокол, по поднебесью».
Для создания публицистического текста, где важна функция воздействия, подобные речевые формы являются сигналами для читателя. Особую значимость в плане выделения имеют риторические фигуры.
Понятие риторической фигуры
Фигура – это оборот речи, представляющий собой словесную конструкцию, оформляющую ход мыслей говорящего, способ придания выражаемой мысли особой формы.
Различают ряд разновидностей риторических фигур: 1) фигуры выделения; 2) фигуры синтаксиса; 3) фигуры речемыслительные; 4) фигуры, выражающие эмоции.
Фигуры выделения
Фигуры выделения - это фигуры, основанные на сопоставлении слов во фразе. Чаще всего они представляют собой разного вида повторы. Повтор как фигура речи, риторическая фигура отличается следующими признаками: - наличием целевой установки на выразительность текста., на его ритмику, усилие эффекта; - включенностью в систему стилистических (риторических) фигур и, следовательно, наличием моделей и правил, типологией и терминами.
К разновидностям фигур выделения относятся: 1. Анафора - повторение в начале предложения одного и того же слова или группы слов. Например: «Но самое главное, на мой взгляд, атмосфера. Ее не передаст никакое телевидение. Ее надо было чувствовать, в ней надо было купаться».
2. Эпимона - повтор грамматических форм слова. Например: «Платить за пленку им надо в два раза больше, чем в магазине. Но платят - дорога ложка к обеду».
3. В ораторском искусстве особое значение имеет повтор. Повторяться могут слова, стоящие рядом друг сдругом в начале, середине или конце высказывания. Повтор одного и того же слова усиливает его значение, подчеркивает важность определенного момента повествования. Повтор вызывает воспоминание, глубже закрепляет основную мысль, повышает убедительность речи. Слушатель постоянно воспринимает новую мысль, повторение же восполняет организующую функцию.
В риторике существует несколько классификаций повторов. 1 классификация. Можно выделить следующие разновидности повторов: лексический, морфемный, синтаксический и семантический. Лексический повтор - повторение в тексте всего заголовка в целом, отдельного слова или слов, при этом обращается внимание на смысл, заключенный в названии. Лексические повторы наиболее часты, они используются в разных жанрах, особенно в поэтических, так как способствуют ритмике стиха: Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. (А. Блок) Здесь повтор сочетается с приемом перечисления - тоже, в сущности, повтором смысловым и синтаксическим.
Морфемныйповтор: повторяются корни, суффиксы, это создает внутреннюю рифму в прозе и в стихах: От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови, Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви. (Н.А. Некрасов) Такие повторы могут сочетаться с градацией (повторы корня и убывающая градация): Морены - это высокогорные россыпи огромных каменных глыб, камней помельче, многоцветной россыпи камешков (повторы и убывающая градация).
Синтаксические повторы, параллелизмы, подчеркивают ритмику речи, усиливают впечатление, экспрессию, напевность, используются в фольклоре и литературных произведениях, стилизованных под фольклор, близких к народной поэзии: «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Анафора – единоначатие: Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом (М. Светлов) Эпифора - концовка: Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок) В прозе повторы также имеют место: умышленное повторение важной мысли, чаще не дословное, а в углубленных, усложненных вариантах; личностный, индивидуальный рефрен, которым оратор заканчивает любое публичное выступление (Карфаген должен быть разрушен!); в научном стиле, в рассуждении гипотеза (тезис) дается в начале и повторяется в конце, на этот раз с оценкой; в логической структуре повторяются аргументации; в бытовом общении - формы этикета и многое другое. Повтором является и рефрен (припев) в песенном жанре, и повтор строки предыдущего сонета в начале следующего (в венке сонетов), и многочисленные повторы в народных пословицах (Ни радости вечной, ни печали бесконечной - В. Даль), и троекратные повторы в народных сказках, их сюжете, речах героев и т.д. Повтор и в диалоге с самим собой как предвосхищение ответа: - Что нам нужнее всего, без чего не прожить и минуты? - Воздух! - Бережем ли мы эту драгоценность? - Нет, не бережем. (Из газет) Полисиндетон - повтор союзов - широко применяется и в поэзии, и в прозе: Ох! Лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А.С. Пушкин) Семантический повтор - употребление в тексте слов, близких по смыслу, что объясняется желанием подробно раскрыть тему. Например: «Ловят слонов так. Примечают тропу, по которой они ходят либо на водопой и купанье, либо в любимые им банановые кущи. Охотники строят поблизости из толстых бревен загон. В поимке лесных собратьев непременно участвуют и ручные слоны».
Как и во всем, в повторах нужна мера: и потому что есть тенденция превышения меры, и потому что они - стилистическое средство, либо понижающее планку стиля, либо повышающее планку поэтичности.
2 классификация. По данной классификации выделяются следующие повторы: Дословный повтор (особенно при восклицании и выражении основных мыслей). Пример: в своем выступлении 19 мая 1940 г. Черчилль не сказал просто: «Мы должны победить в этой войне», нам навязана эта война, но он многократно повторил важнейшее слово «conguer (победить). Он считал, что если Англия не выиграет войну, то варвары пройдут по всему миру: «если мы не победим, победить мы должны, мы победим непременно!» Удвоение слов (geminatio ) - древняя риторическая фигура, которая играет особую роль в речи с выражением мнения. Здесь удвоение слов означает их усиление: «никто, никто не имеет на это права!» (или с промежуточными словами: «никто, абсолютно никто не имеет на это права!»). Частое употребление дословного повтора не рекомендуется из-за возможного эффекта «формальных заклинаний», которые так любят демагоги. Ле Бон констатирует: «Зачастую повторение действует, как доказанная истина». Варьируемый повтор (повторение содержания, но в новом словесном оформлении Чем взыскательнее слушатели, тем необходимее вариация!). Частичный повтор ( рафинирование). (Например: «я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз») Зачастую, как здесь, первое слово предложения или часть предложения повторяется (фигура анафора). Типичный пример анафоры мы видим в речи сенатора Эдварда Кеннеди на траурной церемонии, посвященной убитому брату Роберту Кеннеди (08.06.1968): «Он видел несправедливость и пытался ее устранить. Он видел страдание и пытался его смягчить. Он видел войну и пытался покончить с нею». Курт Шумахер в 1950 г. в Берлине сказал: «Суть государства не в правительстве, суть государства и не в оппозиции. Сутью государства являются правительство и оппозиция». При случае повторяют также ключевые слова предложения (фигура эпифора). Расширенный повтор. Повтор с включением новых слов, напряжение в речи: «Мы, не пережившие это время, не пережившие его осознанно, все же являемся приверженцами того, что» и т.д. Цицерон не ограничился, например, скупой констатацией факта: «Все ненавидят тебя, Пизо». Он продолжает, далее детализируя: «Сенат ненавидит тебя... римские всадники не выносят твоего вида... римский народ желает твоей гибели... вся Италия проклинает тебя...». К расширенному повтору относится разъяснение - это особая форма повтора. Выражение, которое выбрано первоначально, кажется слишком слабым. При известных обстоятельствах к нему возвращаются, его улучшают и поясняют. Древние риторики эту фигуру называли correc-tio (исправление). Например: «Я попросил господина Мейера поискать деловые бумаги; нет, я его не только попросил: я ему настоятельно рекомендовал, я от него потребовал принести, наконец, деловые бумаги...»
Фигуры синтаксиса
К данным фигурам относятся: 1. Инверсия - перестановка слов, позволяющая акцентировать внимание на определенном слове предложения или придать высказыванию особую стилистическую окраску. Например: «В натуре же это из стали кованный инструмент принуждения»; «Дорога в гору укачать как следует путников не успевает». Инверсия, во-первых, придает индивидуальность журналистскому почерку, во-вторых, позволяет придать спокойный, близкий к устному рассказу, характер повествованию.
2. Антитеза - фигура, состоящая в противопоставлении или сопоставлении контрастных понятий. Антитеза относится к тропам, не объединяющим, но, напротив, разъединяющим понятия. Греческое название antithesis ука
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.83.204 (0.017 с.) |