Подбор материала по выбранному вопросу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подбор материала по выбранному вопросу



 

Прежде всего, при подготовке публичного выступления необходимо ответить на вопрос: «Что сказать?» (инвенция).

 

Исходя из этого, первоочередной задачей построения речи (текста)является подбор материала по выбранному вопросу. Причем подбирать материал автор выступления может как уже проверенными, отработанными методами, так и ориентируясь на собственную творческую индивидуальность, индивидуальные приемы работы.

Рассуждая о риторических способах убеждения, Аристотель пишет: «Что касается способов убеждения, то их три вида одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие - от того или другого настроения слушателя, третьи - от самой речи».

Таким образом, говорящий должен думать сразу в «трех изме­рениях»:

1) о том впечатлении, которое он сам производит на слушателей,

2) об эмоциях слушателей («о страстях», по Аристо­телю),

3) о доказательствах самой речи («о доводах»).

 

Ясно, что описана трехчленная структура речевой ситуации говорящий - информация (речь) – адресат.

Итак, схема данного этапа состоит из трех частей, традици­онно именуемых:

1) нравы,

2) страсти,

3) аргументы.

Эти три параметра обусловливают способ трактовки темы в зависимости от роли и места, диктуемых определенным «ораторским жанром», а также соотносительно с тем образом, который оратор предпо­лагает создать у аудитории, от ожидаемой реакции аудитории.

То есть любое речевое высказывание, представляющее собой рассуждение, будет строиться на основании всем известных по­ложений, которые и позволят оформить высказывание как рас­суждение.

Все риторы, начиная с Аристотеля, подчеркивали, что все сюжеты, темы, объекты ораторского выступления имеют некото­рое сходство и могут рассматриваться с общих точек зрения.

Такое «сходство» может быть внутренним, исходящим из са­мого предмета, - внутренние «общие места», и внешним, исхо­дящим из посторонних свидетельств, - внешние «общие места». Выступая источником изобретения, «общие места» помогают орга­низовать мысли, формируют речь, выступают как средство орга­низации общения. Но при использовании их важно помнить, что перечень «общих мест» - это не инструкция, требующая точного исполнения. Это те общие, повторяющиеся приемы, с помощью которых вы будете создавать текст, вы вольны распоряжаться ими по своему усмотрению.

Прежде всего, задача автора - выбрать те «общие места», которые нужны ему в каждом отдельном случае, выбрать так, чтобы каж­дый из них явился в будущем тексте неотъемлемой частью, рабо­тающей на содержание.

Русские риторы (М.В. Ломоносов, Н.Ф. Кошанский, М.М. Сперанский идр.), как и античные, считали, что любая тема высказывае­мой или записываемой речи может быть охарактеризована по «об­щим местам». Причем уже сама тема содержит в себе некоторые из «общих мест», и они помогают более точно сформулировать ее. Тема речи должна быть разработана, т.е. подразделена на ряд подтем.

Античный канон предлагает систему «общих мест», каждое из которых является своего рода подтемой, а в совокупности они представляют «каркас» будущей темы. Причем это не искусствен­но придуманные смысловые отрезки, а средство порождения мысли, опорные инструменты для разработки темы. Важно по­мнить, что не всегда полный их набор нужен для удачного рас­крытия предмета речи, необходимо научиться выбирать и пользо­ваться лишь самыми эффективными для той или иной темы.

 

Остановимся кратко на тех «общих местах», которые традици­онно выделяются в современных исследованиях.

 

1. Род и вид (общее - частное). Размножение идеи происходит как бы по вертикали (вверх - вниз), от видового понятия к родо­вому и от родового к видовому.

Например, «очерк» как видовое понятие взойдет к родовому «публицистический жанр», разновидностями очерка будут проблемный, путевой и портретный.

Автор при разработке темы должен учитывать, в зависимости от своей задачи, есть ли необходимость описания разновидностей предмета речи, стоит ли останавливаться на одной разновидности и т.д.

В тексте конкретное «общее место» можно использовать по-разному: от перечисления и описания разновидностей идти к ро­довому понятию и наоборот. Умение разделять все на подвиды - очень важное умение, отражающее движение от общего к частно­му и от частного к общему.

 

2. Определение - раскрытие_содержания предмета речи в соответствии с темой и целью автора. Дать определение - значит ясно, непротиворечиво истолковать его значение, пока­зать сущность предмета речи, возвести к единой идее представле­ние о нем адресата.

Это необходимый компонент текста. В зависимости от цели автора определение может строиться на родовых-видовых поня­тиях, на перечислении свойств, на использовании метафор.

 

3. Целоечасть. Буквально это «общее место» означает следующее: вос­приняв и осмыслив предмет речи как целое, надо разделить его части и посмотреть, не будет ли какая-либо из частей эффек­тивно и ярко играть на раскрытие темы.

Данное «общее место» отражает закон логики - от целого к частям и от частей к целому. Причем это должно быть не механи­ческое деление конкретного предмета на части, а деление на ос­новании некоторых принципов: либо выделяются функциональ­ные части предметов, либо выделяются внешние, самые яркие детали.

 

4. Сравнение - это модель, позволяющая найти сходство меж­ду предметами сравнения, - это не только средство придания выразительности, но и средство познания мира. Для создания удач­ного сравнения необходимо найти сходство между предметами и отразить это сходство в тексте. Речь привлекает, если в ней есть два члена сравнения, желательно из отдаленных друг от друга родовых понятий.

 

5. Противопоставление. При поисках различного между предме­тами речи происходит тот же процесс, что и при выборе сравне­ния, только идёт поиск отличий. Введение подобного микротек­ста позволяет полнее, ярче, интереснее раскрыть тему.

 

6. Свойства. Данное «общее место» служит размножению идеи за счет описания свойств этой идеи. Условно все применяемые свойства можно разделить (по М. Ломоносову) на три группы:

1) «свойства материальные»;

2) «свойства жизненные», внутренние, принад­лежащие живым существам: память, характер, страсти и т.д.;

3) свойства функциональные, то есть действия, которые может выполнять предмет.

Свойства служат для яркого, детального описания предмета речи.

За счет свойств тема получает более ши­рокое развертывание и приобретает большие описательные воз­можности.

 

7. Имя. Данное «общее место» непосредственно связано с про­исхождением того слова, которое представляет собой предмет речи. Очень интересное и своеобразное «общее место», безусловно способное сделать текст ярче и интереснее в содержательном плане.

Обращение к происхождению слова может проходить по-раз­ному:

- когда иностранное слово переводится на русский язык. На­пример: слово «инвенция» в переводе с греческого означает «изобретение, нахождение»;

- когда какой-либо человек получает дополнительную ха­рактеристику в имени. Например: «Александр от великого мужества назывался Великий»;

- когда имя объясняется за счет его происхождения, то есть чисто этимологически. Например, «Марина - бренная пена морская» (по М.В. Ломоносову);

- когда подбираются созвучные предмету речи слова, каким-то образом связанные с ним по смыслу. Например: «Осень. А рядом оса и осина. На одной хочется повеситься, а другая все жужжит и жужжит. Значит, следует жить».

 

8. Обстоятельства. Данная смысловая модель требуется тогда, когда есть необходимость описать как, где, когда, каким образом что-либо происходило. Ответы на эти вопросы помогают развить содержание. Особенно это важно в описаниях и повествованиях. В данное «общее место» включаются отдельно описываемые у М.В. Ломоносова «место», «время», «условие».

Невозможно, например, раскрыть тему путевого очерка, который пред­ставляет собой повествование с включением в него описаний, без этой смысловой модели.

 

9. Причина – следствие. Еще одна уникальная смысловая модель, показывающая отношения между явлениями в мире и между отдельными фрагментами в тексте. Чаще всего данное «общее мес­то» применимо в рассуждениях.

Основная идея распространяется, когда описываются причи­ны, производящие данную вещь, или следствия, к которым ве­дет одна из причин. Данная смысловая модель часто имеет рече­вое воплощение - «если... то...».

 

10. Последующее всегда идет за предыдущим. Данная смысловая модель показывает временное, последовательное развертывание предмета речи, с другой стороны - отражает мыслительный про­цесс: когда есть последующее, то должно быть и предыдущее, и наоборот.

 

Таковы внутренние «общие места», которые помогают раз­вернуть идею, предмет речи.

К внешним «общим местам» обычно относят:

1. Титулы, звания, названия должностей.

2. Исторические справки.

3. Цифровые данные.

4. Биографические справки.

5. Свидетельства очевидцев, специалистов.

6. Цитаты.

Это те сведения, которые черпаются автором из дополнитель­ных источников и предназначаются для более полного раскрытия темы.

 

Таким образом, «общие места» являются смысловыми субконцептами, наполняющими и развертывающими тему, они существуют независимо от того, знаком или нет автор текста с данными теоретико-риторическими понятиями. Обращение к ним - естественно для журналиста, стремящегося живо и убеди­тельно рассказать об увиденном.

Если же использование «общих мест» станет моделью, с помощью которой журналист будет создавать речевое произведение, то, несомненно, это позволит создать тематически развернутый, интересный текст. Вот для чего необходимо знание риторического канона, определяющего «ме­ханизм» разработки и раскрытия темы.

Этап инвенции, обеспечивающий подбор материала, перехо­дит в следующий этап - диспозицию.

 

 

1.6.2.2.2 Синтаксическое развертывание и офор мление материала

 

При описании этого этапа риторического канона раз­рабатывались вопросы синтаксического развертывания иоформления найденного материала, что равноценно поиску ответа на вопрос: «Где сказать?» (диспозиция).

Античный риторический канон предлагал четыре важнейшие части, определяющие линейную структуру речи:

1) введение,

2) рассказ или изложение,

3) повествование или способ убежде­ния,

4) заключение.

 

Сегодня композиция текста традиционно трехчастна:

Предисловие, или введение, может служить для того, «чтобы (слушатели) заранее знали, о чем будет идти речь, или показать цель, ради которой (произносится) речь.

Первое понятие речи и расположение к ней достигается именно ее началом, и поэтому оно должно сразу привлечь слушающего. Вступление к речи является обязательным элементом любого публич­ного выступления. Оно не должно быть страстным и задорным, а естественно, неторопливо, постепенно увлекая слушающих, должно подводить их к существу дела. Во вступлении может идти речь о месте и време­ни, о характере и свойствах; ритор может говорить от своего лица, от самой темы... Вступление должно быть ясным и кратким.

М.В. Ломоносов дал такое определение вступлению: «Вступ­ление есть часть слова, через которую ритор слушателей или чи­тателей приуготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, по­нятно и прилежно оное слушали и читали». Уже в определении вступления автор называет ту главную функцию, которую оно должно выполнять, - подготавливать читателя и слушателя к вос­приятию основного содержания, содействовать адекватному по­ниманию содержания речи.

 

Различают две части вступления: зачин и за­вязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может был минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть бо­лее развернутой и включать зачин.

 

Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным внимани­ем аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, пре­дыдущего выступления или выступлений (последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, со­здает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними).

 

Завязка - это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей.

 

В основной части необходимо четкое знание предмета, о ко­тором идет речь, учет аудитории, для которой создается текст, соблюдение причинно-следственных отношений.

Безусловно, именно здесь, в основной части, располагается наибольшее количество фактического материала, который может информировать и убеждать слушателей.

 

Последняя часть - заключение, в котором оратору нужно:

1) постараться расположить слушателей к себе и дурно - к противнику;

2) применить преувеличение и умаление;

3) разжечь страсти слушателей;

4) напомнить, для чего произнесена речь».

Эти требования Аристотель предъявлял к устному тексту, но они применимы и к письменному с некоторыми модификациями.

Например, пункт первый в письменном тексте может озна­чать высказывание положительного или отрицательного мнения автора по поводу изложенной темы.

В заключении нужно подвести итог тому, на основании чего дело доказано, то есть в заключении должно содержаться резюме всему тому, что было сказано в предыдущих частях.

 

Интересны и поучительны мысли М.М. Сперанского об этапе расположения материала: «Два главные правила расположения мыслей:

1. Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтобы одна мысль содержала в себе, так сказать, смысл дру­гой.

2. Все мысли должны быть подчинены одной главной. Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль: к сей-то мыс­ли должно все относиться. Каждое понятие, каждое слово, каж­дая буква должны идти к концу: иначе они будут введены без
причины, они будут излишни».

 

Главная причина, по которой этап диспозиции является не­обходимым и непосредственно предшествующим элокуции, обус­ловлена двумя фундаментальными свойствами речи - ее линей­ностью и дискретностью. «Набор» смысловых компонентов не может сразу стать речью, поскольку имеет нелинейную концент­рацию. Эти особенности речи, к которым можно добавить также и связность, были прекрасно известны риторам. Поэтому важ­нейшим результатом этого раздела риторического учения явилось представление о возможности дать ораторам и создателям рече­вых высказываний стандартные, типовые рекомендации о соста­ве и порядке следования композиционных частей ораторской речи.

Разрабатывались подобные теории применительно к речи во­обще или к ее отдельным жанровым разновидностям. Возможно, современному журналисту покажутся неинтересными «модели» построения текста, но именно знание общих закономерностей создает возможности для интерпретации текста и для проявления индивидуальности при его создании. И человек, профессиональ­но владеющий типовыми моделями, всегда в состоянии сделать нечто свое, особенное, отталкиваясь от известных образцов. Тем более это свойственно журналисту, для которого профессиональ­но значимо знание структуры публицистических жанров (а это своего рода стандартные модели). Творческий же потенциал, та­лант публициста позволят сделать яркий, своеобразный текст, в котором будет легко просматриваться структура жанра.

Письменные тексты также делятся на три основные части - зачин, основная часть, заключение. Все названные требования переложимы и на письменные тексты.

 

Примечание:

Об элокуции – этапе украшения текста словами, использования аргументации см. подробнее в 1.7 «Риторические средства выражения», в 1.9 «Убеждающее выступление и его основные особенности».

 

 

1.6.2.3 Техника подготовки публичного выступления

Клаус Хармс был известным проповедником. На воп­рос - сколько времени ему потребовалось для подготов­ки знаменитой проповеди - он ответил: «Ровно сорок лет». Возможно, это преувеличение, однако несомненно, что очень многие речи и доклады готовятся слишком поспешно. Вновь и вновь мы убеждаемся, что способные ораторы недостаточно готовятся к выступлению. Они ком­петентны, «подкованы» и опытны в обращении как со словами, так и со слушателями, но не дают себе труда тщательно подготовиться, предполагая, что хорошую речь творит только чудо.

Такие ораторы редко совершают прыжок, позволяющий стать выдающимсяоратором. Их талант не развивается, а сами они остаются обычной посредственностью.

 

Учитывая это, следует знать ряд правил, благодаря которым подготовка речи будет успешной:

 

Правило номер один для подготовки речи: Выдели время.

Хотя в истории были случаи, когда речи, произнесен­ные экспромтом или подготовленные за очень короткое время, получались удачными и достигали цели, однако это не общее правило. Всего лишь две минуты длилась речь американского президента Авраама Линкольна, произне­сенная 19 ноября 1863 г. в день освящения кладбища пав­ших в гражданской войне, однако американцы помнят ее до сих пор. (Эта нация, подчиняясь Богу, возродится к но­вой свободе. Цель: власть народа, с помощью народа и для народа.)

Линкольн поспешно записал несколько фраз на двух листках бумаги и был совершенно недоволен, так как не имел времени на обработку формулировок.

 

Правило номер два для подготовки речи: Работай систематически.

Бесконечно много времени теряется впустую, если ра­бота не ведется систематически.

Гете в мае 1798 г. писал Шиллеру: «Чрезвычайное оби­лие материалов, которыми я располагаю, привело бы меня в отчаяние, если бы не большой порядок, в котором я содержу бумаги, это позволяет мне ежечасно повсюду принимать решительные меры, каждый час использовать соответственно обстоятельствам и двигать вперед одно за другим».

Выдающиеся ораторы интенсивно рабо­тали над каждой речью.

Рузвельт долго работал над знаменитой речью о преодо­лении экономического кризиса. Окончательный вариант он прочитал вслух одному маляру из Белого дома с просьбой его прервать, если что-то будет непонятно. Этот человек прервал Рузвельта в трех местах. Президент быстро испра­вил формулировки.

Конечно, не все политики готовят речи самостоя­тельно. Будучи риторически одаренным, президент Кен­неди поручал составлять большие речи своему советнику (Т. Соренсену). Английская королева готовит свои речи также с помощью секретаря, в то время как ее супруг герцог Эдинбургский речи, которые он произносит, со­ставляет сам.

Подготовка речи является творческой работой, которая доставляет и радость, и творческие муки.

Аналогично обстоит дело и при подготовке речи. К си­стематической работе относится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы.

 

Гамильтон думал лаконично и связно, оставив пять заповедей искусства речи:

- Понять, что следует сказать.

- Упорядочить: что по делу, а что шутки ради.

- Облечь в слова и украсить слогом.

- Запечатлеть в памяти.

- Приятно и достойно изложить.

 

Тщательная подготовка речи включает следующие десять рабочих шагов (этапов):

- Сбор материала.

- Отбор материала и его организация.

- Обдумывание материала (медитация, связка деталей, ком­ментирование материала).

- Первая редакция ключевых слов (предварительная ре­дакция).

- Стилистическое оформление главной части (упражнение в словесном оформлении).

- Формулирование вступления и заключения.

- Общий контроль.

- Вторая редакция ключевых слов (окончательная редакция).

- Мысленное освоение.

- Риторическое освоение (проба речи).

 

Рабочие этапы 1-6, а также 9 и 10 частично пересе­каются по времени.

 

Ступени подготовки материала:

 

1. Сбор материала на перспективу.

Многие ораторы и докладчики грешат тем, что выделяют слишком мало времени для подготовки к выступлению. Одного государственного деятеля спросили, сколько времени ему потребуется для подготовки речи. Он ответил: «Если для произнесения речи мне отведено 10 минут, то нужна неделя. Если в моем распоряжении один час, то потребуется два дня. Если же я располагаю неограниченным временем, то могу говорить сейчас же».

Чтобы иметь представление о предмете, нужно не только собирать материал для конкретной речи, но и постоянно расширять свои знания с помощью всесто­ронне разветвляющегося сбора данных.

Для каждой области знания издаются универсальные справочники, специальные книги и журналы. Каталоги биб­лиотек информируют об имеющихся в книгах сведениях. Работа облегчается, если под рукой есть специализиро­ванные словари по философии, экономике, политике, эн­циклопедические словари, толковые словари, словари ино­странных слов и т.д.

Имеется бесконечное множество источников материала. Например, газетные статьи по требуемой тематике. Очень жаль, что высококачественные газетные статьи не пережи­вают день своего появления в печати. Хорошие газеты - настоящие сокровищницы актуальных специальных и аналитических материалов. Их нужно использовать в гораздо большей мере, чем обычно. При сборе «сырых» материалов следует строго разграничивать чужие и собственные. Опыт показал, что собственные мысли удобно помечать особым образом, например в квадратных скобках. Иначе теряется контроль над тем, что исходит из других источников. Цитаты надо брать в кавычки и не забыть указать источник (автор, заглавие, место и год издания, страница, напри­мер: «..,» (цитата), затем в скобках: Мельхиор Шульце. Об истории развития лиственной тли. Гонолулу, 1956. С. 789). Оказываем предпочтение первичным источникам перед вторичными (в последних первоисточники более или менее переработаны).

Говоря о сборе материалов, следует помнить: «Для оратора блокнот - то же самое, что для рыбака сеть» (Кассон). Карло Шмид сообщает об умершем в 1952 г. Курте Шумахере: «Он неустанно делал записи - при чте­нии, разговаривая с другими и даже с самим собой (!); эти записи как сырье он перерабатывал для своих речей и из этого сырого материала формировал рукопись».

 

2. Отбор материала и его организация

Отбор материала и его организация тесно связаны меж­ду собой. Когда из накопленного материала отбирается важнейший для речи, уже тогда продумывается способ его наилучшей организации. Мы должны просмат­ривать свои заметки вновь и вновь. Делать это следует,

- во-первых, с радостью охотника за бабочками, влюблен­ного в красоту своей коллекции;

- во-вторых, чтобы выбрать нужное;

- в-третьих, чтобы удалить устаревшее (ос­вободиться от балласта).

Уже упоминалось, что самое трудное в собирательстве - это выбрасывание. Каждый просмотр материала ведет к дальнейшему его уяснению и соединению деталей. Ум берется за дело. Конечно, «ора­тору нужно гораздо больше строительного материала, чем впоследствии он употребит» (Киллиан). Но при строгом отборе мы берем лучшее, отделяя существенное от мало­существенного. Слишком большое количество материала не пойдет впрок любой речи. «С духовной пищей полу­чается так же, как с едой: мы питаемся не тем, что съедаем, а тем, что усваиваем» (Вальтер Винклер).

Вопрос при отборе материала должен звучать так: В чем моя главная цель? Чего я хочу достичь; к чему я стремлюсь?

Строгий отбор должен быть ориентирован точно на тему речи.

3. Обдумывание материала

За сбором и отбором следуют обдумывание материала, установление связей, комментирование. В целом это можно назвать «инкубационным периодом». К нему относятся:

- про­верка фактов и уточнение мыслей;

- их упорядочивание (мон­таж, архитектура);

- их варьирование.

Этот процесс - основа важнейшей стадии - медитаци и, являющейся одной из пяти стадий: экзегезы (толкование текстов), медита­ции, рассуждения, усвоения, исполнения.

Несколько указаний для работы над публицистической речи:

- Мы концентрируемся в данный момент по возможности
только на одной мысли; мы отключаемся от посторон­них мыслей. (Вильям Джеймс установил, что человек в среднем раскрывает только 1/10 своих мыслительных
способностей, что в значительной мере обусловлено не­достаточной концентрацией и несовершенной техникой работы.)

- Мы снова и снова представляем себе наших слушателей. Что мы хотим им сказать? К чему их направляем?

- Не спеша, проясняем главную мысль, позволяем ей «по­крутиться» в головах слушателей.

Медитация содействует осознанию. Мы достигаем ее лишь тогда, когда освобождаемся от суеты окружающего нас мира. Каждая речь должна медленно «прорастать» внутри нас. Нужно определенное время, чтобы «жить этой речью». Когда мы интенсивно занимаемся единственным делом, то не забываем о творческих паузах. Закон чере­дования напряжения и разгрузки действителен и для умственной работы.

По теме медитации и умственной работы уясним еще кое-что. Ведь мы хотим не только накопить знания и впе­чатления, но и составить обоснованное мнение. Постоянно ошибаясь, мы вновь и вновь взвешиваем и проверяем. Ора­тор действует как владелец дома: он все время что-то ре­монтирует.

Предпосылкой плодотворной подготовки является выде­ление наилучшего времени для работы, которое у каждого зачастую совершенно различно.

Очень часто успех зависит от мелочей, например от климатических условий во время работы. Нельзя недооце­нивать влияния окружающей среды. Шиллеру, например, работалось лучше всего, если он ощущал запах гнилых яблок (!). Не каждый разделит с Шиллером выбор стиму­лирующего запаха и с помощью гнилых яблок получит вдохновляющий импульс к возвышенным мыслям. К од­ним мысли приходят со стаканом вина, к другим - во время прогулки. Так глупо это звучит: «амбулаторное» сти­мулирование мышления эффективно для предрасположен­ных к движению.

В книге Хорста Бинекса «Беседы о мастерской писателя» (1962) лирик Вильгельм Леман подтверждает: «Стихотво­рения возникают у меня чаще всего в процессе движения, особенно во время прогулок. Я тип шагающий». Хейнц Кюн: «Хотя я не согласен с Монтенем, который полагал, что его мысли спят, когда он сидит, и ум неподвижен, если его не толкают ноги, но я ценю прогулки в одиноче­стве, Когда продумываю основную концепцию речи, кото­рую намерен произнести. Затем за письменным столом готовлю конспект ключевых слов и потом начинаю, уяснив слова, брать с боем проблему «как сделать», моделируя до некото­рой степени пластический образ речи. При этом я также путешествую вдоль книжных полок и архивных ящиков...»

 

Внутренними предпосылками плодотворной подготови­тельной работы являются:

- Самоопрос. (В чем причина, каково действие факта? Ка­кова суть, главная мысль, которую я должен сообщить? И так далее.) Постановка вопросов самому себе является средством активизации мысли. Если есть вопрос, значит, существует ответ. «Подумай над детским вопросом: что делает ветер, когда он не дует?» (Эрих Кестнер).

- Чередование состояний - размышление вслух и прослушива­ние «внутреннего голоса». Выбрав время, мы молча медитируем, сосредоточившись «в себе», затем снова высказываем наши мысли уже вслух или вполголоса. Эта смена состояний потрясающе часто ведет к уяснению мысли.

- Терпеливая, систематическая работа над текстом - со единение частей, рациональная организация материала и эффективная разработка формулировок. Регулярная работа ведет к большему успеху.

Гамильтон рекомендовал: «Не довольствуйся ни мыслью, ни выражением в той форме, в которой они предстаются тебе впервые, но стремись к улучшению их более и более».

Речь должна медленно прорастать в человеке. Мышление - не объект поточного производства. Хорошие идеи требуют времени.

Бывает, что мысли подолгу вызревают в нас. И когда мысли окончательно уясняются, не всегда сразу находятся нужные слова. Шиллер пишет: «Может пройти час, пока я отыщу наилучшее завершение фразы».

Полезно упражняться вновь и вновь, чтобы главные мысли и основные положения речи сформулировать в кратких выражениях («концентрация сути»). Мы не забываем о слушателе, который должен кое-что понять или опреде­ленным образом поступить.

Заранее следует обратить внимание на время, отведенное для произнесения речи (не более 90 минут). Многие ораторы не распределяют заранее свое время, в спешке заканчивают речь и лишаются положительного эффекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.09 с.)