Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материаловедение по строительным материалам↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ ПО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ
Методические указания Часть 1
Ухта 2010 г. УДК 691 (075.8) Е78
Ерохина Л.А., Материаловедение по строительным материалам [Текст]: метод. указания. В 3 ч. Ч. 1 / Л.А. Ерохина, Н.С. Майорова, Е.М. Веряскина. – Ухта: УГТУ, 2010. – 53с.
Методические указания предназначены для студентов 2 курса направления 550100 «Строительство» очной формы обучения и студентов 3,4 курса безотрывной формы обучения. Методические указания формулируют цель работы, порядок ее выполнения, помогут студентам подготовиться к лабораторным работам, выполнить их, а также ответить на поставленные по теме вопросы и решить задачи согласно варианту. В лабораторных работах по Материаловедению, содержатся основные требования ГОСТ к испытанию строительных материалов. Содержание методических указаний соответствует рабочей учебной программе. Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Промышленное и гражданское строительство», протокол № 1 от 08.09.2010 г и предложены к изданию.
Рецензент: Вишневская Н.С., доцент кафедры ПЭМГ, к.т.н. Редактор: Горяева Г.Н. доцент кафедры ПГС.
В методических указаниях учтены предложения рецензента и редактора.
План 2010 г., позиция 147. Подписано в печать30.09.2010. Компьютерный набор. Объем 53 с. Тираж 50 экз. Заказ №245
© Ухтинский государственный технический университет, 2010 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, 13. Отдел оперативной полиграфии УГТУ. 169300,Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, 13.
Введение Лабораторный практикум предназначен для проведения учебных лабораторных работ по курсу "Строительные материалы и изделия" для студентов направления 550100 Строительство. Лабораторные работы по материаловедению формируют понимание и ощущение самого материала, умение определить его свойства в соответствии с требованиями ГОСТ к строительным материалам, умение провести стандартные испытания, приготовить стандартные образцы и сделать выводы по использованию материала в строительном производстве. Перед выполнением работы студент должен изучить порядок ее проведения, соответствующий раздел учебника по изучаемой теме. В специальной тетради по лабораторным работам должна быть записана изучаемая тема. Студент должен писать ход выполнения работы, применяемые формулы, посчитать результаты испытания, занести их в таблицы, сделать выводы. По результатам работы по изучаемой теме предложены контрольные вопросы и задачи, которые студенты должны выполнить. Защита лабораторной работы проводится по результатам после ее выполнения по предложенным вопросам и задачам.
Организация и проведение лабораторных работ Лабораторные работы проводятся с подгруппами по 10-15 студентов, которые разбиваются на звенья по 3-5 человек. Каждому звену дается задание на подготовку материалов для эксперимента и под руководством преподавателя выполняется работа. На основании полученных результатов делается запись в тетради, составляется таблица и формулируются выводы. Перед выполнением лабораторной работы студент должен изучить необходимую литературу, а также соответствующий раздел лекционного курса, ответить на контрольные вопросы и получить допуск к проведению лабораторной работы или ее части. После выполнения лабораторной работы студент составляет индивидуальный отчет, который должен включать: 1. Цель работы; 2. Практическую часть; 3. Анализ полученных результатов (графики, таблицы и т.п.); 4. Общие выводы; 5. Ответы на контрольные вопросы; 6. Список использованной литературы. Студент, не написавший отчет по текущей лабораторной работе, не допускается к проведению очередной лабораторной работы. Защита лабораторной работы проводится по результатам после ее окончания по предложенным вопросам и задачам. Студенты заочной формы обучения за семестр должны самостоятельно выполнить контрольные задачи по вариантам, и ответить на заданные вопросы.
Лабораторная № 1 Техника безопасности в лаборатории Цель работы: 1. Ознакомиться с правилами техники безопасности в лаборатории строительных материалов. 2. Ознакомиться с основами стандартизации. Перед началом работ преподаватель знакомит студентов с правилами техники безопасности в лаборатории при выполнении работ. Свойства строительных материалов в практике строительства оценивают количественно посредством испытаний по специальным методикам, приведенным в государственных общесоюзных стандартах (ГОСТ) или технических условиях (ТУ). ГОСТ является документом, имеющим силу закона. Стандартизация – процесс установления и применения стандартов с целью улучшения качества готовой продукции, повышения уровня унификации, взаимозаменяемости, а также автоматизации производственных процессов. Стандартизация основывается на достижениях науки, техники и передового опыта. Стандарт – нормативно-технический документ, устанавливающий определенный комплекс норм, правил и требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на методы испытаний, правила приемки, технические требования различного характера. В нашей стране действуют во всех отраслях народного хозяйства Государственная система стандартизации (ГСС). В зависимости от сферы действия и условий утверждения стандарты подразделяют на следующие категории: - государственные (ГОСТ); - отраслевые (ОСТ); - республиканские (РСТ); - стандарты предприятий (СТП). Существуют стандарты на нормы и правила проектирования – единая система конструкторской документации (ЕСКД), а также система стандартов в области управления и организации производства – единая система технологической документации (ЕСТД). Наряду со стандартами в нашей стране действуют технические условия (ТУ), устанавливающие комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. ГОСТы и ТУ – документы, которые устанавливают, что данный материал или изделие одобрены для производства и применения при определенном его качестве. Основные положения строительного проектирования, производства строительных работ и требования к строительным материалам и изделиям регламентируют Строительные нормы и правила (СНиП). СНиП – свод нормативных документов по проектированию и строительству, обязательных для всех организаций и предприятий.
Лабораторная работа №2 Природные каменные материалы Цель работы: 1.Ознакомиться с основными природными каменными материалами. 2. Проанализировать основные свойства природных каменных материалов.
Горной породой называют минеральную массу, состоящую из одного или нескольких минералов. Минералом называют индивидуализированное природное тело продукт физико-химических процессов, совершающихся в земной коре, с постоянными химическими и физическими свойствами. В зависимости от условий образования все горные породы делят на три вида: изверженные (магматические), осадочные и метаморфические.
Таблица 1. Виды горных пород
Диагностика признаков главнейших представителей горных пород Магматические породы Граниты состоят в основном из трех минералов: зерно кристаллического кварца 20-40 %, полевошпатовых минералов 40-70 % и слюд 5-20 %. Структура гранитов в основном полнокристаллическая, состоящая из хорошо развитых кристаллов. Текстура – полнокристаллическая. Окраска гранитов в основном определяется цветом полевошпатовых минералов и слюд и бывает серой, темно- серой, желто-красной и мясо- красной, а также темной. Прочность при сжатии у гранитов 120-300 МПа. Водопоглощение составляет 0,9 %, морозостойкость – около 200 циклов попеременного замораживания и оттаивания. Диабазы – по своему химическому составу близки к породам группы габбро, имеют мелкокристаллическое строение. Минеральный состав их характеризуется плагиоклазами, оливинами и авгитом. Это довольно плотные темно-серые с зеленоватым оттенком прозрачные, хорошо раскалывающиеся породы. Предел прочности при сжатии 200-500 МПа, плотность 2900-3300 кг/м3. Базальты – состоят из авгита и оливина скрыто – и мелкокристаллической структуры. В некоторых базальтах встречаются отдельные вкрапленники и стекловидные массы. Окрашены базальты в темные цвета. Объемная масса 2900-3300 кг/м3, предел прочности при сжатии 100-500 МПа (1000-5000 кгс/см2). Пемза – это стекловидная порода, образовавшаяся в результате быстрого остекловывания насыщенной газами лавы. Пористость пемзы достигает 80 % всего объема. Поры преимущественно закрытые. Объемная масса около 500 кг/м3, предел прочности при сжатии 2-3 МПа (20-30 кгс/см2). Ячеистая структура пемзы по величине ячеек разнообразна. Пемза относится к тепло – и звукоизоляционным материалам. Вулканические туфы – это породы, образовавшиеся в результате уплотнения вулканических пеплов, порошкообразных частиц вулканических лав, выброшенных в пылевидном состоянии при вулканическом извержении. Степень уплотнения туфов колеблется в широких пределах. Туфовые лавы – пористые стекловидные породы, образовавшиеся путем цементации расплавленными охлаждающимися лавами попавших в них песков и вулканических песков. Плотность 750-1400 кг/см3, предел прочности при сжатии 5-15 МПа. Цвет зависит от окраски остеклованных лав (розовато-фиолетовый, серый и темный). Туфовые лавы теплоизоляционны.
Осадочные породы Глины представляют собой разнообразные по минералогическому и химическому составу тонкообломочные породы, способные с водой образовывать пластичное тесто. Основу глин составляют водные силикаты алюминия (каолинит, монтмориллонит и др.) Кроме того, в глинах присутствуют в тонко измельченном виде кварц, полевые шпаты, слюды и др. Гипс встречается в виде зерно кристаллических масс разнообразной окраски – от снежно-белой до розово-желтой и даже коричневой. Твердость его 1,5-2, плотность 2,2-2,4 г/см3. Известняками называют породы, состоящие из минерала кальцита, реже – арагонита. Известняки, состоящие из хорошо сохранившихся раковин, называются ракушечниками. Твердость известняков в среднем равна 3. Плотность 1700-2600 кг/м3, прочность при сжатии 8-200 МПа. Обычно чистые известняки белого или серого цвета. Мел – это более мелкая и рыхлая порода органогенного происхождения, образовавшаяся в результате отмирания и отложения скелетов радиолярий и форманифер. Это почти чистый карбонат кальция с небольшим количеством глины, мелкого песка, магнезита и окислов железа. Мел белого цвета, мягок, легко пачкается, оставляет белую черту. Плотность 2,7-2,9 г/см3. Известковый туф – это пористая ячеистая известковая порода, отлагающаяся в местах горячих минеральных источников, содержащих в растворе углекислый кальций. Доломит – распространенная осадочная порода состава СаСО3 MgCO3. В доломитах в зависимости от месторождений часто бывают различные примеси кальцит, глины, опал и др. Твердость 3,5-4, плотность 1,8-2,9 г/см3.
Лабораторная работа № 3 Лабораторная работа №4 Гипсовые вяжущие Цель работы: 1. Ознакомиться с основными свойствами гипса строительного. 2. Проанализировать основные свойства гипса строительного.
Лабораторная работа №5 Известь воздушная Цель работы: 1.Ознакомиться с основными свойствами извести строительной. 2.Проанализировать основные свойства извести строительной Лабораторная работа №6 Портландцемент Цель работы: 1.Ознакомиться с основными свойствами портландцемента 2. Проанализировать основные свойства портландцемента
1. Определение тонкости помола цемента Тонкость помола оценивают ситовым анализом. Для испытания отвешивают 50 грамм цемента, предварительно высушенного в течение 2 часов при температуре 105-110 оС, и производят просеивание на сите с сеткой № 008. Тонкость помола ТЦ, %, определяют по формуле: где масса навески, г масса остатка на сите № 008, г
2. Определение нормальной густоты цементного теста Для определения нормальной густоты используется прибор Вика с металлическим пестиком диаметром 10 и длиной 50 мм. Цементное тесто готовят из 300 грамм цемента и необходимого количества воды (ориентировочно 75-80 мл воды). После перемешивания тесто укладывают в кольцо прибора Вика, поверхность теста выравнивают, срезая избыток ножом. Затем приводят пестик прибора в соприкосновение с поверхностью теста в центре кольца, фиксируют его положение, после чего освобождают стержень, предоставляя пестику возможность свободно погружаться в тесто. Через 30 сек проводят отсчет погружения по шкале. Густота считается нормальной, если пестик не доходит до стеклянной пластины на 5-7 мм. Рис. 11 – Прибор Вика 1 – цилиндрический металлический стержень; 2 – обойма станины; 3 – стопорное устройство; 4 – указатель; 5 – шкала; 6 – пестик; 7 - игла
Высчитывают водопотребность цемента или В/Ц теста нормальной густоты. На тесте нормальной густоты определяют начало схватывания цементного теста с помощью игла прибора Вика. Конец схватывания цементного теста происходит через 10-12 часов, поэтому освобождаем кольцо от теста после определения начала схватывания.
3. Определение предела прочности при изгибе и сжатии образцов – балочек, изготовленных из цементного раствора Изготовление балочек 40х40х160 мм состоит из двух стадий.
Лабораторная работа №7 Определение водопоглощения Навеску (m=1 кг) материала, предварительно высушенного до полученной массы (наибольшая крупность зерен 20 мм) помещают в сосуд с водой при температуре 20 °С на 48 часов. Уровень воды должен быть выше поверхности щебня на 20 мм. Через 48 часов щебень извлекают из воды, вытирают влажной тканью и взвешивают (m1). Водопоглощение по массе Wпогл, %, определяется по формуле: где масса образца в сухом состоянии, г; масса образца после насыщения его водой, г.
Приложение А Приложение Б Требования ГОСТ 9179 к извести
Приложение В Требования ГОСТ 125-79 к гипсовым вяжущим Минимальный предел прочности каждой марки должен соответствовать значениям, приведенным в таблице.
По срокам схватывания гипсовые вяжущие делят на три группы: А – быстросхватывающиеся (начало схватывания не ранее 2 минут, конец – не позднее 15 минут); Б – нормально схватывающиеся (начало схватывания не ранее 6 минут, конец – не позднее 30 минут); В – медленносхватывающиеся (начало схватывания не ранее 20 минут, конец – не нормируется). В зависимости от степени помола гипсовые вяжущие делят на три группы: для гипсового вяжущего грубого помола (I), остаток должен быть не более 23 %; для среднего (II) – 14 %; для тонкого помола (III) – 2 %.
Приложение Г Требования ГОСТ 10178-85* к портландцементу
Начало схватывания должно наступать не ранее 45 минут, а конец схватывания – не позднее чем через 10 часов. Тонкость помола должна быть такой, чтобы при просеивании пробы цемента с сеткой № 008 на нем оставалось не более 15 % от массы пробы.
Технические требования к песку Зерновой состав песка должен соответствовать указанному в таблице: Зерновой состав песка
Пески с модулем крупности Мк<1 нельзя применять в бетонах. Пески с модулем крупности Мк от 1,5 до 2,0 допускается применять в бетонах до класса В15 (М200). Пески с модулем крупности Мк=2,5 и более рекомендуется применять для бетонов класса В30 (М350) и выше. Содержание пылевидных, илистых и глинистых частиц в песке не должно превышать 3 %. При обработке песка раствором едкого натра окраска раствора не должна становиться темнее эталона.
Применение – по согласованию предприятия-изготовителя с потреблением в песке класса II допускается отклонение полного остатка на сите №063 от вышеуказанных, но не более чем на +/-5. Содержание зерен крупностью св. 10,5 и менее 0,16 мм не должно превышать значений указанных в таблице:
Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках не должно превышать значений, указанных в таблице:
*Для песков, получаемых при обогащении руд черных и цветных металлов и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности.
Технические требования к щебню Содержание различных фракций в крупном заполнителе при подборе состава бетона должно соответствовать указанному в таблице Б.1.
Таблица Б.1 – Зерновой состав щебня
Прочность щебня из естественного камня характеризуется маркой, соответствующей пределу прочности породы при сжатии и определяемой по дробимости щебня при сжатии в цилиндре (таблица Б.2).
Таблица Б.2 – Прочность щебня
Марка щебня должна быть выше марки бетона не менее, чем: - в 1,5 раза – для бетонов класса ниже В25 (М300); - в 2 раза – для бетона класса В25 (М300) и выше. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не должно превышать 35 % по массе. Содержание пылевидных, илистых и глинистых частиц в щебне из осадочных пород не должно превышать: - 3 % – для бетонов класса ниже В25 (М300); - 2 % – для бетона класса В25 (М300) и выше.
Задача №1. Определить неизвестные величины по заданным согласно варианту:
Морозостоек ли материал?
Задача № 2 В соответствии с вариантом написать реакцию получения строительного гипса или гидратации его в зависимости от условия задачи, определить молекулярную массу продуктов
Задача №3 Какой активности соответствует известь – кипелка, полученная из известняка, при влажности и содержании примесей в нем в соответствии с вариантом? Сколько из этого количества можно получить извести – пушонки? Напишите реакции.
Список литературы:
1. Горчаков Г.И., Баженов Ю.М. Строительные материалы. – М., Стройиздат, 1986. – 688 с., ил. 2. Нанизашвили И.Х. Строительные материалы, изделия и конструкции: Справочник. - М.: Высш. шк., 1990. – 495 с.: ил. 3. Строительные материалы: Справочник / А.С.Болдырев, П.П.Золотов, А.Н.Люсов и др.; Под ред. А.С.Болдырева, П.П.Золотова. – М.: Стройиздат, 1989. – 567 с.: ил. 4. Чаус К.В., Чистов Ю.Д., Лабзина Ю.В. Технология производства строительных материалов, изделий и конструкций.- М., Стройиздат, 1988. – 448 с., ил. 5. Чмырь В.Д. Материаловедение для отделочников строительных материалов для малярных и штукатурных работ.- М., Высш. шк., 1990. – 208 с. 6. Пантилеенко В.Н. Ерохина Л.А. Курс лекций.
Оглавление
Введение…………………………………………………….………………………3 Лабораторная работа № 1. Нормативная и техническая документация. Правила техники безопасности………………………………………………………………5 Лабораторная работа № 2. Природные каменные материалы…………………..12 Лабораторная работа № 3. Изучение основных свойств строительных материалов………………………………………………………………………...12 Лабораторная работа № 4. Гипсовые вяжущие………………..………………21 Лабораторная работа № 5. Известь………………………………………..…...26 Лабораторная работа № 6. Портландцемент…………………………..………32 Приложение А – Справочные данные основных свойств строительных материалов…………………………………………………………………………35 Приложение Б – Требования ГОСТ 9179 к извести……………………………43 Приложение В – Требования ГОСТ 125-79 к гипсовым вяжущим…………..44 Приложение Г – Требования ГОСТ 10178-85* к портландцементу ……………44 Приложение Д – Технические требования к кварцевому песку………………45 Приложение Е – Технические требования к щебню……………………………47 Контрольные задачи………………………………………………………………49 Список литературы……………………………………………………………….51 Оглавление…………………………………………………………………………52
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ ПО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ
Методические указания Часть 1
Ухта 2010 г. УДК 691 (075.8) Е78
Ерохина Л.А., Материаловедение по строительным материалам [Текст]: метод. указания. В 3 ч. Ч. 1 / Л.А. Ерохина, Н.С. Майорова, Е.М. Веряскина. – Ухта: УГТУ, 2010. – 53с.
Методические указания предназначены для студентов 2 курса направления 550100 «Строительство» очной формы обучения и студентов 3,4 курса безотрывной формы обучения. Методические указания формулируют цель работы, порядок ее выполнения, помогут студентам подготовиться к лабораторным работам, выполнить их, а также ответить на поставленные по теме вопросы и решить задачи согласно варианту. В лабораторных работах по Материаловедению, содержатся основные требования ГОСТ к испытанию строительных материалов. Содержание методических указаний соответствует рабочей учебной программе. Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Промышленное и гражданское строительство», протокол № 1 от 08.09.2010 г и предложены к изданию.
Рецензент: Вишневская Н.С., доцент кафедры ПЭМГ, к.т.н. Редактор: Горяева Г.Н. доцент кафедры ПГС.
В методических указаниях учтены предложения рецензента и редактора.
План 2010 г., позиция 147. Подписано в печать30.09.2010. Компьютерный набор. Объем 53 с. Тираж 50 экз. Заказ №245
© Ухтинский государственный технический университет, 2010 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, 13. Отдел оперативной полиграфии УГТУ. 169300,Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, 13.
Введение Лабораторный практикум предназначен для проведения учебных лабораторных работ по курсу "Строительные материалы и изделия" для студентов направления 550100 Строительство. Лабораторные работы по материаловедению формируют понимание и ощущение самого материала, умение определить его свойства в соответствии с требованиями ГОСТ к строительным материалам, умение провести стандартные испытания, приготовить стандартные образцы и сделать выводы по использованию материала в строительном производстве. Перед выполнением работы студент должен изучить порядок ее проведения, соответствующий раздел учебника по изучаемой теме. В специальной тетради по лабораторным работам должна быть записана изучаемая тема. Студент должен писать ход выполнения работы, применяемые формулы, посчитать результаты испытания, занести их в таблицы, сделать выводы. По результатам работы по изучаемой теме предложены контрольные вопросы и задачи, которые студенты должны выполнить. Защита лабораторной работы проводится по результатам после ее выполнения по предложенным вопросам и задачам.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.109 (0.012 с.) |