Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поддержание внимания аудитории в ходе выступленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Внимание аудитории оратору необходимо не только захватить, но и поддерживать на протяжении всего выступления. Слушатели очень легко отвлекаются. Их отвлекают посторонние звуки, какие-нибудь происшествия в аудитории, входящие или выходящие люди; внимание ослабевает от монотонной речи, неинтересных фактов, длительности лекции и многого другого. Оратору необходимо владеть знаниями и умениями, позволяющими поддерживать внимание к своей речи на протяжении всего выступления.
На что следует обратить особое внимание оратору для поддержания внимания аудитории в ходе выступления.
1) Факторы, влияющие на внимание слушателей. Основной фактор, обеспечивающий внимание, - это интерес к теме выступления. Интересное по содержанию выступление само по себе обеспечивает внимание слушателей. Но есть и некоторые другие факторы, которые необходимо учитывать. Установлено, что внимание слушателей снижается, если они рассеяны по аудитории. Как уже отмечалось, не надо пересаживать их в передние ряды, но целесообразнее выйти из-за трибуны и подойти к основной массе слушателей. Влияет на внимание также размер аудитории. Очень большая аудитория чаще всего недостаточно внимательна. Одна фирма, занимающаяся организацией больших совещаний, конференций, симпозиумов, специально исследовала поведение слушателей на таких крупных мероприятиях. Специалисты этой фирмы пришли к следующим выводам: только 10% аудитории слушает пленарный доклад, да и то только первые 15 мин. Пятая часть аудитории мысленно пребывает в это время в другом месте, половина дремлет и предается фантазиям, а 20% просто спят. Было установлено также, что комфорт для участников конференции обратно пропорционален их вниманию к выступлениям: чем удобнее кресла, тем менее продуктивно проводят на конференции время присутствующие. Вообще говоря, самая внимательная аудитория - это та, которая слушает оратора стоя. В последнем случае внимание обеспечено, так как люди, которые не хотят слушать, просто уходят. Кстати, стоящая аудитория не дает оратору говорить «не по делу», она более требовательна к содержанию выступлений.
Какие отсюда можно сделать выводы? Первое: долгие пленарные доклады в большой аудитории неэффективны. Второе: кресла должны быть попроще. Таким образом, внимание аудитории легче поддержать, если аудитория невелика, компактна, а большая аудитория слушает внимательнее, если она не может расположиться в помещении с особым комфортом.
2) «Чтение» оратором аудитории. Оратору на протяжении всего выступления необходимо «читать» аудиторию, т.е. наблюдать за ней, определять ее реакцию и вносить соответствующие коррективы в свою деятельность. Оратор, выступающий перед аудиторией, постоянно получает информацию о состоянии аудитории, ее настроении и отношении к нему самому и сообщаемой им информации. Он должен постоянно «считывать» эту информацию и вносить коррективы в свое выступление, если его к этому побуждает получаемая информация. Однако для того чтобы «читать» аудиторию и правильно понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдательность и некоторый практический навык. Можно дать начинающему оратору следующие советы. О внимании к оратору говорят: - взгляды слушателей, направленные на оратора; - наклон корпуса в сторону оратора; - стремление слушателя сдвинуться на край стула, чтобы быть как бы ближе к оратору; - наклон головы вбок (обычно говорит о заинтересованности слушателя). О невнимании к оратору, о неудовлетворенности слушателя говорят следующие факты: - взгляд слушателя направлен в сторону; - тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу (такая поза часто означает имитацию внимания); - голова не наклонена, слушатель держит голову прямо, позвоночник выпрямлен; - слушатель совершает следующее движение: голова выпрямляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам - потеря мысли, потеря внимания; - тело принимает позу, направленную в сторону выхода (слушатель «подается» к выходу); - ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед (чаще всего означает несогласие); - голова подпирается всей ладонью; - пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, постукивание пальцами по чему-либо; - рисование на бумаге посторонних предметов; - отсутствие движения глаз, немигающий взгляд (имитация внимания); - легкое поглаживание носа; - крепко сцепленные руки; - поглаживание шеи (у мужчин); - поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-либо в сумочке (у женщин); - рука дотрагивается до уха и опускается вниз; рука дотрагивается до губ и опускается вниз (скрываемое желание возразить, перебить); - застегивание пиджака (мужчиной) и др. Умение «читать» собеседников - важнейшее качество лектора, приходящее с опытом. Необходимо тренировать его в общении со знакомыми, развивая наблюдательность и умение интерпретировать невербальное поведение собеседников.
3) Периоды внимания. Необходимо также иметь в виду, что существуют своеобразные периоды внимания: они равны приблизительно 10-15 мин. По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего пятнадцатиминутного периода внимание падает уже существенно. Таким образом, внимание слушателей падает к 15, 30, 45-й минуте. В эти моменты следует дать им возможность расслабиться и немного отдохнуть. Можно сделать паузу, закончить рассмотрение вопроса, перейти к новой теме, пошутить - словом, дать слушателям возможность осознать, что они отдыхают. Через 45 мин нужно дать большую паузу или сделать перерыв. Кстати, учитывая периоды внимания, мы придем к выводу, что лучшее выступление - это такое, которое укладывается в минимальный период внимания, т.е. в 10-15 мин. Десятиминутное выступление будет наиболее предпочтительным, так как оно целиком обеспечено вниманием аудитории и даже останется некоторый избыток внимания. Если мы обратим внимание на длительность современных оперативных радио- и теленовостей, информационных передач ведущих информационных агентств мира, то заметим, что они укладываются, как правило, в 10 мин. Таким образом, краткость выступления - гарантия внимания аудитории.
4) Приемы привлечения внимания аудитории. Практикой выработан целый ряд эффективных приемов привлечения внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все из этих приемов легко может применить даже начинающий оратор. К ним следует отнести следующие приемы: - Обращение к событию, времени, месту. «Начните с того места, где вы находитесь», — советует П. Сопер. Скажите: «Мы собрались сегодня в аудитории, в которой … Вот висит портрет Толстого... Сегодня годовщина... Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают, что... Сегодня утром в последних известиях сообщили...» и т.д. и т.п. Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания. - Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях. Д. Карнеги принадлежит в связи с этим замечательное высказывание, которое должен помнить любой оратор: «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы». П. Сопер предлагает оратору отыскать в теме то, что связано со столкновением: «Ищите конфликт, столкновение и борьба вызывают невольный интерес...»; «стоит оратору сказать. «Зимой 1930 года, в бурную ночь, когда грузовое судно приближалось к побережью» - и аудитория сразу встрепенется». Вот еще примеры такого начала: Почему родители всегда недовольны своими детьми? Почему дети всегда считают, что старшее поколение их не понимает? Ссоры между мужем и женой - обычное дело. Почему это происходит? Давайте попробуем разобраться и т.д. - Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации. Например: Вчера в «Известиях» была небольшая заметка о...; Сегодня утром в программе «Утро» я услышал любопытное сообщение..; Вчера поздно вечером «Маяк» передал, что...и т.д. Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей, как правило, есть люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать, и это сразу ставит их в положение «заодно с оратором»; такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я видел же...» - и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать. - Риторический вопрос. Если риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа) задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Например: Нужна ли нам частная собственность? Должно ли образование быть бесплатным? Надо иметь в виду, что тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна далее быть немедленно развита, конкретизирована другими, частыми риторическими вопросами или аргументами; одиночный риторический вопрос часто - Ссылка на свое эмоциональное состояние. Например: Сегодня я очень волнуюсь, выступая перед вами…; У меня сегодня особенное настроение, и вот почему... и т.д. - Возбуждение любопытства. Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Например: Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах мира? - Как? В каких? Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: как же оратор разрешит этот парадокс? Например: Эйнштейн сказал, что образование - это то, что остается, когда все выученное забыто. Правильно ли это? Или: Как сказал Гейне, мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их. Согласны ли вы с этим? Или еще один вариант: Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так? Любопытство можно вызвать, поставив слушателей перед дилеммой (неизбежностью выбора из двух противоположностей) - механизм будет тот же самый, что и при предложении некоторого парадоксального утверждения - аудитории самой не захочется решать поставленную проблему, но захочется, чтобы эту проблему решил за нее оратор, и внимание будет обеспечено. - Демонстрация какого-либо предмета. Можно начать так: Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки... Вместе с тем в ней нет ни слова правды... Или. Вот я принес показать вам маленький значок. Он чудом сохранился у меня, даже не знаю как. А значок этот - «Ворошиловский стрелок». Кто знает, за что его давали у нас в стране? Или: Посмотрите, как красиво в цвете сделана реклама. Какой хороший лозунг ее украшает - «За честь, справедливость, порядочность!». Вместе с тем эта листовка рекламирует человека, которого ни в коем случае нельзя пускать во власть. - Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами. Можно начать так: Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора...; Недавно я прочитал, что..., Однажды со мной произошел такой случай...; Как-то я ехал в поезде из Москвы и со мной в купе оказался очень интересный попутчик и т.д. - Цитирование знакомого. Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек, и многие его высказывания точны и остроумны. Так вот, один раз он сказал. Это высказывание может быть подано вами в самом лучшем виде, предварительно обработано так, чтобы вызвать интерес у слушателей. - Цитирование знаменитости. Например: Бернард Шоу как-то сказал; Говорят, Петр I говорил своим сподвижникам...; Льву Толстому принадлежит очень любопытная фраза... и т.д Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания - Исторический эпизод. Начать можно так: В XVIII веке при французском дворе был обычай…; Расскажу вам об одном интересном случае, описанном нашими историками в начале XIX века...; Мы все довольно плохо знаем прошлое, и поэтому уроки прошлого нас мало чему учат. Вместе с тем мы можем много полезного почерпнуть даже из жизни древних народов. Знаете ли вы, что уже у древних римлян было принято… и т.д. - Постановка проблемного вопроса и ответ на него. Разная аудитория по-разному реагирует на такое начало - малоподготовленная, разнородная аудитория реагирует на такое начало более пассивно, нежели подготовленная. - Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно. Затроньте вопросы, которые могут снять личностное напряжение слушателей, помочь им решить какую-либо из их повседневных проблем: основных, групповых, злободневных, конкретных и т.д. - Тайна занимательности. Для того, чтобы заинтересовать и заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не называется. - Вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы. Вопросно-ответным приемом в выступлениях нередко пользовался А.Н. Толстой. Так он задавал вопросы слушателям, себе и тут же на них отвечал, поэтому речь его превращалась в диалог, живую беседу с аудиторией. - Примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т.п., которые очень оживляют выступление. - Элементы юмора. Об этом действенном приеме рассказал герой «Скучной истории» А. П. Чехова: Читаешь четверть, полчаса, и вот замечаешь, что студенты начинают погладывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание оживилось. Я могу продолжать. 5) Приемы поддержания внимания аудитории. Приемами поддержания внимания аудитории являются: - Вопросы к аудитории. Разнообразные вопросы к слушающим способны существенно активизировать аудиторию, пробудить ее от спячки. Важно только, чтобы вопросы были простыми для ответа. Они могут быть сложными по содержанию, но должны задаваться так, чтобы аудитория могла ответить просто да или нет. Если аудитория долго не отвечает на заданный вопрос, нет смысла ждать момента, когда кто-то все-таки ответит. В таком случае оратор должен ответить на заданный вопрос сам. - Организация дискуссии. «Если вы замечаете, что внимание аудитории падает, заведите дискуссию» (О. Эрнст): выскажите что-либо явно спорное, а затем разъясните свою позицию. Активизация внимания аудитории будет обеспечена. - Обращение к отдельным слушателям. Скажите кому-либо из слушателей: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?» Вопросы к отдельным слушателям оказывают активизирующее воздействие на всю аудиторию. - Авансирование. Под авансированием понимается нарочитое затягивание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае оратор лишь упоминает о том или ином факте и говорит: «Но об этом несколько позже. Об этом подробнее я расскажу потом...» и т.д. - Неожиданное краткое отвлечение от темы. Данный прием действует весьма сильно, хотя им нельзя пользоваться многократно. Забавный пример использования этого приема приводит А.А. Ивин: известный греческий оратор Демосфен, выступая в суде, заметил, что судьи рассеянны и невнимательны к его речи. Он прервал речь и стал рассказывать о человеке, который нанял осла с погонщиком. Седок сел отдохнуть в тени осла, а погонщик сказал, что отдал внаем только осла, но не тень от него. Спор превратился в судебную тяжбу... Тут Демосфен умолк, а когда заинтересовавшиеся исходом дела судьи попросили его закончить, он с упреком сказал им: «Басню о тени осла вы готовы слушать, а важное дело вы слушать не желаете». - Демонстрация предмета. Можно активизировать восприятие слушателей, демонстрируя что-либо: «Вот посмотрите сюда. Видите этот предмет? Взглянем на эту маленькую вещицу...» и т.д. - Приближение к слушателям. Этот прием весьма действен, однако не следует заходить слишком глубоко в зал, так как иначе это будет выглядеть как контроль за тем, чем занимаются ваши слушатели. Оптимальная глубина «захода» в зал - примерно треть длины зала. - Развлекательные элементы во второй части выступления. Необходимо делать более увлекательной, разнообразной и легко воспринимаемой вторую половину своего выступления независимо от того, сколько времени оно длится. О. Эрнсту принадлежит очень верное наблюдение: «Вторая половина речи кажется слушателям вдвое длиннее первой». Именно в силу сказанного внимание слушателей особенно ослабляется во второй половине выступления, и именно поэтому эта часть выступления требует особой подготовки. - Закон края. Этот закон гласит, что конец и начало запоминаются и воспринимаются лучше, чем середина. Поэтому, чтобы в середине вашего выступления не было провала, необходимо сделать ее более разнообразной, более эмоциональной и т.д. 6) Донесение главной мысли выступления. Для того чтобы эффективно донести главную мысль до слушателей, оратор должен ее сформулировать. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно. П. Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью». С другой стороны, исследования Т.М. Дридзе убедительно показали, что третья часть любой аудитории в принципе все хорошо понимает, но не может самостоятельно сформулировать главную мысль оратора, не в состоянии выделить эту мысль в выступлении. Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории. П. Сопер описывал такой случай: один политический оратор уже долгое время говорит, обращаясь к деревенским избирателям. Кто-то из опоздавших подсел к старому фермеру и спрашивает: «О чем он толкует?» - «Да кто его знает, - отвечает старик, - он еще ничего об этом не сказал». Этот пример и позволяет П. Соперу справедливо утверждать, что «обычно слушатели не склонны доискиваться, каково намерение оратора, пока последний в достаточно развернутом виде и с повторениями не объяснит его». Именно отсюда и вытекают нередко недоуменные вопросы слушателей после выступления: что оратор, собственно, хотел сказать? Что он имел в виду? Что он доказывал слушателям? И именно поэтому актуален старый, но не потерявший своего значения риторический совет: расскажи слушателям, что ты собираешься рассказать; в то время как ты уже рассказываешь, разъясни им, что ты рассказываешь, а когда закончил, расскажи им, что ты рассказал. Приемы эффективного донесения главной мысли оратора будут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т.д. Можно лишь дать некоторые наиболее общие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев: - оптимальным является выступление по принципу «один текст - одна мысль»; - две-три идеи в одном выступлении - это предел, рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую; - всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения; - во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана оратором для себя, ее лучше держать перед собой на протяжении всего выступления; - в небольших выступлениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи. В средних по продолжительности и больших выступлениях главный тезис должен прозвучать: а) если выступление строится дедуктивно (от тезиса к аргументам) - в конце вступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса. Например, выступление посвящено экономическим реформам. Тезис: необходимо поддержать реформы, так как только они могут сделать экономику саморегулирующейся. Его надо упомянуть во вступлении, в основной части и заключении. В основной части можно использовать ключевые слова - реформы, поддержка реформ, саморегулирующаяся экономика и их синонимы - реорганизация, рыночная экономика, преобразования и др.; б) если выступление строится индуктивно (от аргументов, фактов к выводу) - во вступлении и основной части надо упомянуть ключевые слова, а в конце основной части и в заключении - полный тезис. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме; - главная мысль должна быть выражена в развернутой словесной форме, полным предложением не менее трех раз при дедуктивной форме изложения и не менее двух раз -при индуктивной форме изложения.
7) Методы изложения материала. Внимание слушателей зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них. Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера. Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод - изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействие на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические - к чувствам. Располагая определенным образом доводы в своейречи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.
8) Соблюдение регламента. Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говорит оратор, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели. Как бы ни был интересен оратор или рассказчик и расположены к нему слушатели или собеседники, чем дольше он говорит, тем меньше его слушают и тем больше думают о том, что он явно затянул свою речь и ему пора заканчивать. По данным ораторов-практиков, вторая половина речи оратора всегда кажется вдвое длиннее первой, а последние десять минут - втрое длиннее первых десяти. Приблизительно можно представить общую картину следующим образом:
Из сказанного выше следует важный вывод: эффективная речь должна быть короткой, и лучше, если она не будет выходить за пределы 10 мин. А если еще короче - будет еще лучше. Как уложиться в регламент? Есть некоторые принципы, которым надо следовать. Эти принципы таковы: - подготовиться к возможному сокращению. Надо всегда иметь в плане своего выступления такие фрагменты, которые вы можете без ущерба сократить; - не опаздывать. Начинайте свое выступление вовремя; - идти навстречу аудитории. Если аудитория проявляет нетерпение и слушатели по той или иной причине просят пораньше закончить, необходимо пойти им навстречу, не настаивая на своем праве изложить все до конца. Если вы с самого начала пойдете навстречу просьбе аудитории, то расположите ее к себе и вас будут с большим вниманием слушать; - не увеличивайте темп речи, чтобы успеть. Это нарушает понимание и раздражает слушателей; - отвечая на вопрос, не превращайте ответ во вторую лекцию. Отвечайте на любой вопрос не более 1 - 1,5 мин; - поставьте себе задачу закончить немного раньше намеченного срока. Слушателям очень нравится такое завершение любой лекции или выступления - это неожиданный приятный подарок них, несколько минут жизни, на которые они не рассчитывали, вдруг оказавшиеся в их полном распоряжении. Сообщение, закончившееся чуть раньше намеченного срока, хорошо запоминается, положительно оценивается, а оратор получает высокий рейтинг у слушателей. Лучше заканчивать на 2-3 мин до срока, не больше. «Прекращайте говорить тогда, когда слушатели еще хотят вас слушать» (Д. Карнеги). 1.8.3 Контрольные вопросы для закрепления материала
1. Что понимается под взаимодействием оратора с аудиторией? 2. Назовите особенности взаимодействия оратора с аудиторией. 3. Каков должен быть портрет аудитории? 4. Что собой представляет составление характеристики предполагаемой аудитории? 5. Какие параметры аудитории следует учитывать при подготовке выступления? 6. Что понимается под объективной характеристикой аудитории? 7. Какие аспекты входят в данную характеристику? Охарактеризуйте каждый из них. 8. Что собой представляют межличностное, групповое, публичное и массовое общение? 9. Что понимается под манипулированием? 10. Что понимается под субъективной характеристикой аудитории? 11. Что собой представляет социальный портрет аудитории? 12. Дайте определение прямой и косвенной аудитории. 13. Что понимается под «борьбой» слушателей с оратором? 14. Каким должно быть поведение оратора в аудитории? 15. Назовите аспекты, характеризующие поведение оратора в аудитории. 16. Охарактеризуйте каждый из них. 17. Что обеспечивает поддержание внимания аудитории в ходе выступления оратора? 18. Охарактеризуйте каждую особенность, которую необходимо учитывать оратору для поддержания внимания аудитории.
Ваше мнение:
1. Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слушали внимательно? 2. Как вы могли бы охарактеризовать ораторскую индивидуальность ваших преподавателей? В чем, по вашему мнению, ваша индивидуальность как оратора? 3. Почему, по вашему мнению, аудитория всегда отвлекается на забежавшую кошку или собаку независимо от интереса к лектору или лекции? 4. Может ли речь оратора быть обезличенной?
1.8.4 Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1
Придумайте конец выступления к следующим началам:
1. Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а... 2. В прежние века к артистам относились пренебрежительно, а... 3. Наука воздействует на наш разум, а... 4. Одним учеба доставляет радость, другим... 5. Одни люди привыкли жаловаться, что им не хватает денег, другие...
Упражнение 2
Придумайте начало выступления к следующим концовкам:
1. Правильно говорят в народе: семь раз отмерь, один раз отрежь; людским речам вполовину верь; кто про кого за глаза говорит, тот того боится; у кого что болит, тот о том говорит; сперва подумай, а потом скажи; по речи узнают человека; слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
2. Я думаю, что на примере этой истории мы все убедились еще раз в правильности русской поговорки: петь хорошо вместе, а говорить порознь; слово - серебро, молчание - золото; говорить, не думая, что стрелять, не целясь; не просящему не дают; кто языком штурмует, немного навоюет.
Упражнение 3
Что необходимо делать в следующих случаях?
1. В аудиторию забежала кошка. 2. В аудиторию все время заглядывают посторонние. 3. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору. 4. Некоторые слушатели встают и уходят. 5. Слушатели зевают. 6. По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами. 7. С места раздаются громкие реплики несогласия. 8. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. 9. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет
Упражнение 4
Выйдите перед группой и, многозначительно считая вслух до 30, ходите по аудитории по правилам передвижения оратора в аудитории.
Вариант: ходите, рассказывая стихотворение, считалку. Слушатели оценивают, правильно ли вы ходите.
Упражнение 5
Громко считайте до 30, обращаясь к группе, и используйте при этом разнообразные риторические жесты, как бы пытаясь убедить своих сокурсников в чем-то.
Упражнение 6
Посчитайте до 30 монотонно, а затем выразительно, сопровождая счет риторическими усилительными жестами. Объясните, почему оратор должен изо всех сил избегать монотонной речи.
Упражнение 7
Сосчитайте до 30 сначала своим обычным голосом, а затем напрягая голос, как это принято при публичном выступлении. Удерживайте громкость голоса на требуемом уровне до конце счета.
Упражнение 8
Какие утверждения правильные?
1. Если слушатели наклоняются вперед, это свидетельство их внимания. 2. Если слушатели откидываются назад, это свидетельство того, что им нравится выступление. 3. Оратор в застегнутом пиджаке более убедителен, чем в расстегнутом. 4. Оптимальная длительность выступления - 10 мин. 5. Оптимальная длительность выступления - 45 мин. 6. Обращение оратора к отдельным слушателям негативно воспринимается аудиторией. 7. Обращение оратора к отдельным слушателям активизирует аудиторию. 8. Наиболее увлекательной для слушателей надо сделать первую половину выступления. 9. Наиболее увлекательной должна быть вторая половина выступления. 10. Чтобы слушатели запомнили середину выступления, ее надо сделать наиболее эмоциональной. 11. Максимальное время ответа на вопрос слушателя - 5 мин. 12. Максимальное время ответа на вопрос слушателя - 1,5 мин. 13. Главную мысль выступления надо сформулировать словами, чтобы окончательно уяснить ее себе. 14. Главную мысль выступления надо сформулировать словами, чтобы она стала понятной аудитории. 15. Слушатели обычно не хотят, чтобы оратор формулировал для них главную мысль. 16. Слушателям обычно необходимо, чтобы главная мысль была сформулирована для них оратором. 17. Оптимальное соотношение: одно выступление - одна мысль. 18. Наиболее эффективный способ донесения главной мысли - ее неоднократное повторение в неизменном виде. 19. Наиболее эффективный способ донесения главной мысли - ее неоднократное повторение в измененном виде. 20. Повтор основной мысли оратором раздражает аудиторию.
Упражнение 9
Выделите главную мысль текста:
«Оратор перед выступлением на подготовленную им тему заранее записывает главную мысль своего выступления. Слушатели, прослушав его выступление, записывают главную мысль, как они ее поняли, а потом оратор зачитывает свою запись и обсуждает с аудиторией совпадения и несовпадения».
Упражнение 10
Вы выступаете перед студентами, рассказывая об их успеваемости. Аудитория заскучала. Заведите дискуссию. Какие дискуссионные вопросы могут встряхнуть аудиторию?
Упражнение 11
Используйте прием авансирования. Оформите как авансирование следующие мысли.
1. Я знаю, кто виноват в случившемся. 2. Уже известно, как будет реорганизована наша фирма. 3. Решение о повышении пенсий уже принято. 4. Результаты предварительного турнира уже известны. 5. Статистические данные уже опубликованы в ведомственной печати.
Упражнение 12
Подумайте, как использовать прием демонстрации предмета. Что и когда можно показать, выступая на следующие темы?
1. ГУЛАГ - это наше позорное прошлое. 2. Наша промышленность на подъеме. 3. Импортные товары пока лучше отечественных по качеству. 4. Обучение должно быть платным. 5. Нужно следить за своим весом.
Упражнение 13
Какие утверждения правильные?
1. Оратор должен позаботиться о свежем воздухе в аудитории. 2. Лучше выступать на ярком фоне. 3. Лучше выступать с трибуны. 4. Лучше выступать стоя рядом с трибуной. 5. Нельзя, чтобы за спиной во время выступления были движущиеся предметы или люди. 6. Эффективно выступление на фоне букета с цветами. 7. Если впереди есть св
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 5092; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.20 (0.015 с.) |