Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речевая коммуникация в жизнедеятельности человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности вербальной коммуникации Речевая коммуникация (вербальная коммуникация) использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающих два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речевая коммуникация бывает внешняя (коммуникация для людей) и внутренняя (коммуникация внутри себя). Эти процессы взаимосвязаны. Нас в большей степени интересует внешняя коммуникация, т.к. она непосредственно связана с осуществлением определенной речевой деятельности. Как осуществляется процесс коммуникации на практике? При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Последовательность действий говорящего и слушающего представлена следующей схемой: К – С – Р (коммуникатор – сообщение – реципиент) (см. рисунок 3).
Кодирование Смысл Текст
Интенция Декодирование; (раскрытие смысла) Сообщение
К Р (Коммуникатор) (Реципиент) Рисунок 3. Передача и восприятие информации в коммуникативном процессе (по Г.М. Андреевой)
Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством речи. К. Ховландом предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса. Смысл построения такого рода моделей в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Это хорошо показано на простейшей модели, предложенной американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет). Модель коммуникативного процесса, по Г. Лассуэллу, включает пять элементов.
1) Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор 2) Что? (передается) - Сообщение (текст) 3) Как? (осуществляется передача) - Канал 4) Кому? (направлено сообщение) - Аудитория 5) С каким эффектом? - Эффективность У каждого элемента схемы имеется свое описание. Например, в характеристике коммуниканта описаны три типа позиции: - открытая – коммуникатор объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения; - отстраненная - коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально; - закрытая - коммуникатор умалчивает о своей точки зрения. При этом коммуникатору (ведущему) важно знать некоторые приемы ведения беседы, которые помогут выйти на полноценную коммуникацию. Они заключаются в следующих советах: 1. Готовьте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным. 2. Следите, чтобы ваши вопросы содержали слова: «почему», «когда», «как». Это исключит односложные ответы «Да» и «Нет». 3. Если на ваш вопрос последуют возражения, то выслушивайте их до конца. 4. Уточните, не говорите ли вы с собеседником о разных вещах. 5. Не отвечайте на возражения в категорическом тоне, даже если вы не согласны с излагаемой точкой зрения. 6. Вопросы задавайте так, чтобы собеседник оказался перед выбором между двумя вариантами ответа. 7. Начинать разговор следует с интересов собеседника. 8. Слушать ответ необходимо внимательно и т.д.
Речевая (вербальная) коммуникация представляет собой соединение трех её ведущих аспектов – нормативного, этического и коммуникативного. В соответствии с положениями классической риторики, исследователи (И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь, Б.Н. Головин, М.П. Сенкевич, Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, В.В. Соколова, М.Ю. Григорьева и др.) выделяют следующие коммуникативные качества речи, находящиеся на стыке этих трех аспектов: информативную насыщенность речи или её содержательность, логичность, точность, ясность и простоту, богатство, чистоту, уместность, правильность, образность, живость, эмоциональность, выразительность, благозвучие.
Одним из важнейших в культуре речи является нормативный аспект. Существенную роль в разработке идей активной нормализации литературного языка сыграли выдающиеся ученые – Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, С.И. Ожегов, В.В. Виноградов, А.М. Пешковский и др. В соответствии с их идеями, основу нормализации языка составляет анализ современного состояния языка и его литературной нормы в свете закономерностей исторического развития. «Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов» (С.И. Ожегов). Ведущей формой реализации языка является литературная речь, поэтому именно её нормы кодифицируются как образцовые. Выделяются следующие признаки нормы литературного языка: относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, предпочтительность и общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю (узусу) и возможностям системы языка, отражение тенденций развития языка. Без обязательности норм литературный язык не может существовать и успешно выполнять коммуникативную функцию. На норму влияют внутренние (свойства данного языка как системы) и внешние (психолингвистические и социолингвистические) факторы. Языковыми нормами, которые необходимы для процесса коммуникации, считаются: - орфоэпические, связанные с произносительной системой языка; - грамматические (образование форм слов, построение словосочетаний и предложений); - стилистические (правильное употребление языковых единиц, обладающих стилистической окраской); - синтаксические (соблюдение норм согласования, управления, сочетания однородных членов предложения, порядка слов в предложении); - лексические и лексико-фразеологические (правильное употребление слов и фразеологизмов). Знание языковых нормам позволит специалисту избежать резких и немотивированных отступлений от литературной нормы (т.е. ошибок) - имеются в виду погрешности в произношении, образовании слов, в построении предложений, противоречащих грамматическим, лексическим, синтаксическим, стилистическим законам языка. При этом важным является не просто знание норм литературного языка, а их прочное усвоение с целью свободного владения ими в дальнейшем. Таким образом, языковую норму мы будем характеризовать как категорию, предполагающую оценку данного языкового явления в процессе коммуникации, в зависимости от сферы, условий и целей общения.
Нормативный аспекткультуры речи - один из важнейших, но не единственный. В процессе коммуникации важен и этический аспект. В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения, в том числе и речевого. Они касаются и многих моментов коммуникации. Этические нормы, или речевая этика ( правила должного речевого поведения, основаны на нормах морали, национально-культурных традициях). Главный этический принцип речевого общения заключается, по мнению Е.М. Лазуткиной, в соблюдении паритетности, что находит свое выражение в приветствии, обращении, выборе полного или сокращенного имени, способов того, как здороваются и прощаются, использовании встречных реплик, поддержании культурной атмосферы общения и т.д. Этикетные речения имеют много общего с фразеологией: их нельзя понимать буквально, они устойчивы в пределах определенного времени, стилистически окрашены, имеют социальные сферы использования. Некоторые речения настолько специфичны для той или иной социальной группы, что служат почти паролем: так, этикет приветствия, принятый в молодежной компании, непригоден в кругу, скажем, преподавателей вуза.
Под коммуникативным аспектом понимается «выбор нужных для данной цели общения языковых средств». Коммуникативный аспект культуры речи, т.е. как говорить хорошо, своими корнями уходит в риторику – искусство речи, за которой стоят три важнейших в духовной жизни личности предметно-понятийные реалии: - убеждение как процесс целенаправленного воздействия на сознание человека; - как состояние, обретаемое в результате речевого воздействия и определяющее жизнедеятельность личности; - как один из основных методов воспитания личности, облекаемый при реализации в форму разъяснения, совета и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.245.202 (0.006 с.) |