Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поведение оратора в аудиторииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
От поведения оратора в аудитории очень часто зависит установление взаимодействия между оратором и аудиторией. При этом особое внимание следует обратить на ряд аспектов:
1) Восприятие оратора аудиторией (первое впечатление). Для оратора чрезвычайно важна проблема первого впечатления. Это важно для каждого человека, но для оратора - вдвойне и даже втройне. Очень важно не обмануть ожиданий слушателей уже в момент своего самопредъявления. Почему? Встреча оратора со слушателями, как правило, непродолжительна, и он не имеет достаточно возможностей для того, чтобы изменить впечатление о себе в свою пользу, если сразу не смог завоевать симпатии аудитории. Именно из-за этого общение может пойти в нежелательном для оратора направлении или не состояться вовсе. Есть известная поговорка По одежке встречают, по уму провожают. Эта поговорка верна только применительно к продолжительному общению, а встреча с аудиторией таковой не является. Надо помнить, что лектора, оратора чаще всего и провожают «по одежке», оценивая его преимущественно по внешним признакам. П. Сопер приводит в своей книге такую историю: Лектор Сэм Сэнфорд однажды рассказал о случае, происшедшем в фойе гостиницы городка, где он должен был выступать. Молоденькая продавщица табачного киоска, где он покупал газету, радостно объявила ему, что вечером собирается послушать лекцию профессора Сэнфорда. Узнав, что перед ней сам Сэнфорд, девушка внимательно окинула его взглядом и сказала: «Ну, что ж... Все-таки я пойду». Конечно, внутренние свойства оратора важнее, но все-таки они проявляются во вторую очередь, а в первую - оратора встречают «по одежке», и еще до того, как он начнет говорить, его уже «одобряют или порицают». Первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надежно хранится. Установлено, что на протяжении лекции изменения в оценке лектора составляют 4-6%, не более, причем по факторам «доверие» и «привлекательность» такие изменения составляют не более одного процента. Поэтому одно из важнейших дел оратора - продумать свой внешний вид, от которого тоже в немалой степени зависит, как сложится общение. Авторы книг по риторике предлагают выступать в деловом костюме. Здесь опять важно напомнить, что требования о скромности и опрятности в одежде, равно как и рекомендации о строгости в одежде, встречающиеся во всех учебниках по ораторскому искусству, не имеют универсального характера, поскольку они ориентируются лишь на определенный вид публичных выступлений: лекцию, политическую и общественную речь. И в этой ситуации, действительно, все высказанные замечания совершенно справедливы.
Что же необходимо иметь в виду оратору для того, чтобы аудитория воспринимала его правильно?
Во-первых, первое впечатление - очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается. В дальнейшем его приходится корректировать, опровергать, менять, а это всегда предполагает большие усилия. Вспомним: необычные, сенсационные сообщения, первые новости всегда воспринимаются человеком легко и с большим доверием, а последующим опровержениям, разъяснениям мы доверяем с большим трудом. Именно поэтому газеты стремятся первыми сообщить новость, сенсацию: кто первый сообщает, тот формирует мнение, кто сообщает вторым или опровергает, вынужден уже изменять мнение, что всегда труднее.
Во-вторых, первое впечатление обычно далеко от истины. Экспериментально установлено, что большинство черт, которые приписываются человеку при первом впечатлении, не могут быть выведены из его внешности или наблюдаемого поведения. Так, 58% приписываемых при первом впечатлении черт (целеустремленность, умственные способности, моральные ценности и др.) нельзя вывести визуальным путем; в эксперименте испытуемые выделяли даже такие признаки, как «любит сидеть в кафе», «наедине плачет» и др., а еще 27% выделяемых черт представляют чисто оценочные суждения (хороший, плохой, приятный, неприятный...). Таким образом, 85% качеств, приписываемых человеку при первом впечатлении, внешне никак не могут быть обнаружены, но тем не менее они приписываются человеку. Именно это и обусловливает большой процент ошибочно приписываемых черт. Психолог Л.А. Бодалев проводил такой эксперимент: один и тот же преподаватель по-разному входил в разные аудитории, и его соответственно по-разному оценивали. Так вот, при определении его отношения к людям ошиблись 75% опрошенных, волевых качеств педагога - 42% и его эмоциональных качеств - 28%. Таким образом, наиболее точно определяются эмоциональные качества человека. Первое впечатление во многом зависит от возраста, жизненного и профессионального опыта слушателей, их настроения, т.е. оно очень субъективно. В-третьих, первое впечатление очень устойчиво. Установлено, что на протяжении лекции изменения в оценке лектора составляют всего 4-6%, причем по факторам «доверие» и «привлекательность» такие изменения составляют не более 1%. В-четвертых, оцениваются и запоминаются прежде всего индивидуальные качества оратора. Оратор в принципе оценивается аудиторией как со стороны его объективных ролевых характеристик (ученый, депутат, мужчина, женщина, писатель, комментатор, журналист и др), так и со стороны его индивидуальных личностных характеристик (внешность, коммуникативное поведение, внутренние качества). Для аудитории, воспринимающей оратора, его индивидуальные характеристики оказываются в три раза более важными и «заметными», чем его ролевые характеристики. На 20% запоминаются внешние признаки оратора, на 34%- его коммуникативные особенности и на 44% - его внутренние качества. Таким образом, на 98% запоминается индивидуальность и лишь на 2% - ролевые признаки.
В - пятых, основой первого впечатления является зрительный образ. Проводили такой эксперимент: одной группе испытуемых давали послушать сначала речь, а затем показывали фотографию оратора, другой - сначала фотографию, потом речь. И в том и в другом случае просили дать характеристику оратора. После предъявления фотографии характеристика оратора менялась в значительно большей степени, нежели тогда, когда сначала оценивалась фотография, а потом добавлялась речь. Таким образом, зрительный образ при восприятии оратора значительно важнее, чем для формирования впечатления о нем речью. При первом впечатлении роль зрительного образа невозможно переоценить. П. Сопер полагал, что «хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем». Около 50% информации в процессе публичного выступления передается невербально. Все это свидетельствует о большом значении зрительно воспринимаемых элементов речи.
2) Оценка аудиторией портрета оратора. Трудно переоценить роль фигуры говорящего для успеха речи. От того, в какой степени доверяет, симпатизирует оратору аудитория, в огромной мере зависит эффективность воздействия. Там, где авторитетному, уважаемому человеку бывает достаточно сказать несколько простых фраз, человеку, не известному аудитории, для достижения такого же результата потребуется произнести сложную, точно рассчитанную речь. Плутарх, сравнивая двух ораторов - Демосфена и Фокиона, - говорит, что Демосфен считал своего соперника весьма опасным конкурентом. «Не совсем ясно, правда, чего собственно опасался Демосфен: то ли силы красноречия этого мужа, то ли его образа жизни и безупречной репутации, понимая, что одно слово, один кивок человека, который пользуется доверием, весит больше, чем великое множество пространных периодов». Именно поэтому одним из важнейших компонентов подготовки речи является оценка оратором своих отношений с предполагаемой аудиторией. Причем чем объективней и самокритичней окажется такая оценка, тем лучше. Логика всегда отрицала правомерность оценки личности говорящего и признавала только оценку его доводов. Именно поэтому категорическому запрету подвергались доводы ad hominem. Однако интерес к личности говорящего, к его мировоззрению, нравственным характеристикам и общественной деятельности невозможно убить никакими запретами. Ведь если представить себе, что по какому-то частному вопросу в выступлениях А.Д. Сахарова и В.В. Жириновского оказался один и тот же довод, то не будет удивительным, если окажется, что слушатель оценивал его в этих речах совершенно по-разному, сообразуясь со своим общим отношением к этим общественным деятелям. И ведь не случайно так популярна серия «ЖЗЛ» и все прочие издания, посвященные жизнеописанию выдающихся ученых, писателей, политических деятелей! Очевидно, знакомство с их жизнью, личностными качествами помогает нам лучше понять и оценить их идеи. О влиянии личности оратора на восприятие его речи много пишут и в наши дни: «Оратор предсказуем. Аудитория, познакомившись с ним, уже знает, чего можно от него ожидать. Образ оратора - гарантия устойчивости суждений и реакций на речь. Этой стабильности хочет аудитория. Поэтому оратор ради единства своего образа должен не изменять своим взглядам даже под страхом смерти...». Это правильно, если отношение аудитории к оратору вызвано его речами и поступками. Однако бывает, что отношение обусловлено социальным, профессиональным или иным статусом говорящего. В некоторых случаях такой статус работает в пользу говорящего (например: профессор из Москвы выступает перед студентами провинциального вуза). В других случаях статус оратора работает против него (например: женщина-лектор перед мужской аудиторией в Средней Азии, чеченец в русской аудитории).
Таким образом, осмысление образа оратора важно как при анализе чужой речи, так и при подготовке своей. Характеристика оратора в целом проводится по той же схеме, что и анализ аудитории, исключая, разумеется, количественную оценку. Не является актуальным и пункт, оценивающий отношения аудитории и оратора: если аудитория может себе позволить принимать или не принимать оратора, то выступающий (раз он решил выступать) должен настроиться исключительно на доброжелательное, позитивное отношение к слушателям. Следовательно; здесь имеем две составляющие: объективный портрет и статус. К объективной характеристике автора речи относится указание на его пол, возраст, профессию, квалификацию, взгляды и т.п. - все то, что может помочь слушателям понять замысел его речи. Так, анализируя речи А.И. Ильина «О России», отмечаем, что он философ (это отражается на способе его рассуждений), богослов (это отражается на его мироощущении), десять лет в эмиграции (и, следовательно, не имеет достоверного представления о положении дел в России) и т.д. Статус - это указание на специфику взаимодействия оратора с конкретной аудиторией, социальный портрет оратора. Эта черта поэтому обязательно соотносится с субъективной характеристикой аудитории. Так, если мы говорим об ораторе «начальник», то об аудитории должно быть сказано «подчиненные» (тогда возможны жанры приказа, требования и т.п.), поскольку оратор не может быть начальником вообще, а лишь начальником в определенном коллективе; если мы говорим об ораторе «их преподаватель», то об аудитории должно быть сказано «его студенты» (тогда возможны жанры лекции, консультации и т.п.). Черты своего социального портрета должны быть оценены каждым потенциальным оратором при подготовке к выступлению, поскольку здесь важно не выйти за рамки этого портрета и говорить так, как ожидает от человека с данным социальным статусом его аудитория. Так, преподаватель, даже в неофициальном общении со своими студентами, не может позволить себе речевых вольностей, допустимых в разговоре с посторонними людьми; с другой стороны, речь крестьянина, даже в официальном собрании, не должна быть нагружена абстрактными рассуждениями и книжной лексикой. Кроме этого, конечно, возможны и индивидуальные особенности речевого имиджа говорящего.
3) Ораторская индивидуальность. Очень важно иметь в виду следующее положение. Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает opaтоp, от личности самого оратора. Все, что оратор говорит, напрямую связывается слушателями с его личностью. (Ср.: школьника спрашивают: «Какой твой любимый предмет?» Он отвечает: «Физика! У нас такой учитель!» - «А что тебе не нравится?» - «Черчение. У нас такая учительница...». Ученик неразрывно связывает предмет с его «интерпретатором».) То же самое делает и любая аудитория: запоминают оратора, а уже только потом — то, что он сказал: «Вот у нас выступал Н., так он сказал, что...». Сведения накрепко привязаны к личности оратора. Понравился оратор - понравится и то, что он проповедует. В ораторе аудитория хочет прежде всего видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других. Слушатели хотят знать, в чем отличительные черты очередного оратора, какую позицию он занимает, можно ли ему доверять. Вместе с тем любая аудитория видит и запоминает личность оратора упрощенно, подводя_ее под некоторые стереотипные схемы, Индивидуальность, непохожесть оратора на других должна быть очевидна для аудитории, ее нужно культивировать, демонстрировать. И здесь не надо стараться «работать под кого-либо», а необходимо всячески культивировать собственную индивидуальность. Как говорил В. Маяковский: «Я поэт, этим и интересен». В. Гримм критиковал В. Гете за то, что тот употребляет в своей речи диалектные слова, показывающие, откуда он родом. На это В. Гете говорил: «От своего отказываться нельзя. По реву медведя должно быть слышно, из какой он берлоги». Д. Карнеги подчеркивал: «Самое драгоценное для оратора - его индивидуальность, лелейте ее и берегите». Оратор должен заботиться о своем имидже, как это делают политики, журналисты, актеры. Следует также отметить, что индивидуальность оратора повышает внушаемость аудитории. Все выдающиеся ораторы были индивидуальностями. Прекрасным оратором в XVI в. был Иван Грозный. Он был очень возбудим, эмоционален и в таком состоянии необычайно красноречив, остроумен, сыпал колкостями; однако утомление лишало его красноречия. И.И. Мечников отличался кристаллической ясностью и образностью изложения, свободой поведения, умением держать внимание в аудитории. Д.И. Менделеев, выступая, показывал путь, которым были получены те или иные истины. Он был в равной мере логичен и эмоционален, приводил лишь тщательно отобранные факты. Слушатели очень любили его метод «словесных экскурсий» - отступления в другие науки, в практическую жизнь. Он мастерски менял высоту голоса во время выступления. К.А. Тимирязев поражал слушателей высокой научностью в сочетании с образностью, художественностью изложения, а также тем, что очень часто сопровождал свои выступления опытами. Укажем на то, что ни в коем случае не должно ощущаться в ходе выступления оратора. - оратор не должен выглядеть уставшим, спешащим, недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т.д.), избыточно возбужденным, аффектированным (слушатели чувствуют неловкость за излишне возбужденного оратора), - оратор не должен демонстрировать беспомощность, нерешительность, - оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудиторией за свою миссию (Извините, что задерживаю вас; Потерпите, я скоро закончу и т.д.), - не следует оратору рассматривать потолок зала, как будто что-то не в порядке с люстрой (следует дружески окинуть взглядом слушателей и наблюдать их реакцию. По мимике и позам можно прочитать: сомнение, участие, согласие, неодобрение (наморщенный лоб, движения головы!), - нельзя долго пить воду во время выступления. (Иной оратор все десять минут глотает воду, как это делают во время лечения минеральными водами. Стакан с водой используют только в крайнем случае. Это ошибка считать, что глоток воды одолеет хрипоту), - нельзя делать доклад в комнате для курения. Оратор не должен много курить, - нарушение логической последовательности в изложении материала, - перегрузка текста теоретическими рассуждениями, - отсутствие доказательности основных положений, - обилие затронутых вопросов и проблем, - содержание фактов, примеров и т.п., не относящихся к обсуждаемому предмету, - шаблонное, трафаретное построение речи.
4) Особенности оптимальной манеры выступления. Оптимальная манера выступления предполагает: - энергичность изложения. Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации. «Будьте энергичны, - советовал Д. Карнеги. - Энергия обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы». «Ничем не умеряйте вашу энергию», - советовал он. О. Эрнст отмечал, что «на протяжении всего выступления оратор должен ощущать «усиленное целевое напряжение», которое и создает необходимый оратору динамический настрой; - физическую бодрость, подвижность. Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение передается самой аудитории; - уверенный внешний вид. Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием «Имейте уверенный внешний вид - он действует на слушателей положительно», - призывал ораторов П. Сопер. Уверенный вид при выступлении принять не так трудно - прежде всего, необходимо выше держать подбородок и говорить как бы немного вверх (оптимальную высоту подъема подбородка можно выбрать, руководствуясь таким правилом «Смотрите на пересечение задней стены аудитории с потолком», этого будет вполне достаточно для демонстрации уверенности), стойте прямо, не наклоняясь, смотрите в глаза слушателям. Д. Карнеги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги. Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты»; - дружеский, интимный тон. Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере. Необходимо всячески подчеркивать аудитории, что вы «свой». Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит. Надо всячески подчеркивать общность ваших интересов, проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории. Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами - это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие»; - интенсивность речи. Интенсивность речи свидетельствует о напряженном мышлении. Важно, чтобы сохранялась видимость легкой речи. (Но иногда не повредит, если слушатель станет свидетелем поиска оратором лучшей формулировки. Это даже вносит момент напряжения, не обязательно связанный со смущением.); - концентрация внимания. «Докучливые мысли - как навязчивые комары», - так однажды сказал Буш. Удастся ли избавиться от вредных дополнительных мыслей - это вопрос концентрации на главном. Некоторых ораторов поток дополнительных мыслей уносит далеко: в любом пункте своего доклада они ненароком перескакивают с пятого на десятое. Речь распадается на отдельные нити; беспомощный слушатель оказывается в лабиринте неоформленных мыслей; - импровизация. В речи важна импровизация. Иногда в середине речи как будто с глаз внезапно спадает пелена; появляется внезапная мысль, обретается осознанное представление, и оратор формулирует его в порядке импровизации. Совсем нередко и в обычной речевой практике в середине речи вдруг на ум приходит неожиданное решение проблемы. Дамашке пишет: «Отдельные трудности, которые мучают при подготовке и кажутся не поддающимися полному преодолению, часто молниеносно проясняются и решаются сами собой во время доклада. Слово, которое произносят, оказывает то же самое действие не только «вовне», но и «внутри». Если во время речи открываются ворота новых знаний и появляются вереницы новых мыслей, то для оратора это самое счастливое событие». Можно вновь и вновь вставлять мысли, которые не предусмотрены в конспекте, но которые нужно держать в запасево время речи; однако импровизации нельзя буйно разрастаться в докладе. У некоторых импровизирующих ораторов мысли появляются только так, но в речи отсутствует связность. Все идет вперемешку, без разбора. Один насмешник сказал: «Господин X говорит сегодня на тему: «Что мне придет на ум».
Требованиями к речи оратора являются: - безукоризненное знание грамматики русского языка. - знание литературы об ораторском искусстве, о культуре речи. - владение орфоэпическими нормами (четкое произношение каждого звука, каждого слова, каждой фразы, правильная постановка ударения, безукоризненное произношение звуков и проч.). - умелое использование языковых изобразительных средств. - речь оратора должна быть экономной и краткой. 5) Расположение оратора в аудитории. Оратору в аудитории лучше стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед слушателями, а не посередине их. Необходимо помнить, что оратор, который стоит перед слушателями: - демонстрирует уважение к аудитории, - создает постоянное напряжение для себя, - лучше чувствует время, - энергичнее говорит. Трибуны, возвышения, эстраду следует использовать как можно меньше. Искусственно возвышаясь над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу интимности общения, которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. «Стойте рядом со своими слушателями», - рекомендует Д. Карнеги. Если слушателей менее 75 человек, то следует разговаривать с ними внизу, а не с эстрады, считает П. Сопер. 6) Движение оратора по аудитории. Важным средством повышения эффективности речевого воздействия оратора на аудиторию, установления с ней взаимодействия является его движение по аудитории. Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории. Необходимо приближаться к слушателям .
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.100.144 (0.016 с.) |