ТОП 10:

Особенности чтения обратной связи при выступлениях перед аудиторией



Количество слушателей и повышенные требования к общению в аудитории вызывают качественно иную обратную связь. Более мощную и разнообразную! Осознайте ее специфику! Легче потом будет исполнять тренинги и осваивать приемы. По своей практике знаю, как они остро необходимы многочисленной армии людей, в основе трудовой деятельности которых — ораторство. Политикам, менеджерам, артистам, преподавателям, учителям, юристам, рекламным агентам… Да и всем, кого рано или поздно жизнь поставит перед аудиторией.

Представьте: впереди выступление. Вот вы входите в переполненный зал. Еще ничего не сказали, а ваше воздействие как оратора началось. И тут же возникает обратная связь. Большинство лиц и взглядов обращено на вас. Изучают! И очень придирчиво! Вы словно под микроскопом. Начали говорить. Слова воспринимают, но особенно вслушиваются в интонацию. Чуть что не понравилось, сразу ропот, возгласы, реплики, вопросы. Что чувствуете? Волнение, холодок внутри — в лучшем случае. Смятение, страх, закомплексованность, непреодолимое желание поскорее закончить выступление. Настолько сильно психически действует, просто давит аудитория. И чем больше слушателей в зале, тем сильнее.

Вот оно, первое отличие обратной связи в аудитории. Она вызывает у оратора волнение, закомплексованность. То, чего почти никогда не бывает в беседе. Нередко это состояние оказывается настолько сильным, что вы попросту не можете нормально говорить. Хотите избавиться от него? Но, согласитесь, это несколько выходит за рамки нашей темы. Поэтому могу только отослать к своей ранее изданной книге по преодолению неуверенности в себе и закомплексованности при общении под названием «Уверенность и общительность». Или пригласить на аналогичные курсы. Кстати, их обязательно проходят те, кто пожелал научиться ораторскому мастерству в моем мастер-классе.

Другое отличие — в сочетании и пропорциях различных видов обратной связи. Обычное общение все-таки больше проходит в диалоговых формах. Вопрос-ответ. Ответ — снова вопрос. Если что-то непонятно — тут же спросили. Не поверили вам — так прямо и говорят. Неинтересно — тоже сказали об этом или прервали разговор. То есть преобладает речевая обратная связь, а кинесическая, сигналы мимики, лишь дополняет ее. Часто в процессе разговора или сразу после него можно фиксировать и коммуникативно-операционную обратную связь: собеседник тотчас же выполняет то, что вы ему посоветовали (велели) сделать.

Но в аудитории так не получается. Как ни стремились бы вы к диалогу, здесь — преимущественно монолог. Даже в дискуссионных формах это заметно ощущается. И тогда на первый план выдвигается кинесическая обратная связь.Реакцию аудитории вы фиксируете больше по мимике, позам, жестам. А вопросы и реплики уже дополняют ее. И сильно отсрочена коммуникативно-операционная обратная связь. То, чему вы учите, рекомендуете, призываете, приказываете, слушатели не могут выполнить прямо в аудитории. Они сделают (или не сделают) это в другом месте и, естественно, спустя какое-то время. Может быть, доведет до вас такую информацию этот вид обратной связи, а может и нет.

Есть и еще одно важное отличие. Понаблюдайте: почти всегда аудитория ведет себя как единое целое, как целостный живой организм. В связи с этим — любопытная деталь. Сколько бы я ни проводил различных курсов, занятий, всегда четко заметно следующее: аудитория становится коллективом, когда в ней не менее десяти слушателей, а лучше — более двенадцати-пятнадцати человек. Какой-то прямо-таки барьер. Семь-восемь — нет коллектива, каждый сам по себе, и это тоже имеет отношение к обратной связи. Когда каждый сам по себе, приходится фиксировать реакцию отдельных слушателей. И очень тяжело по ней корректировать речь, практически невозможно подстроиться под каждого. Когда же аудитория — коллектив, вы фиксируете как бы его усредненную реакцию на выступление. Изложение тогда корректируется заметно легче.

Внимательно ли вас слушают?

Однако заметьте, почти в любой аудитории есть слушатели, которые выбиваются из общей реакции. Всем интересно, двум-трем — нет. Или, наоборот, все недовольны, а несколько человек слушают явно заинтересованно. Какой вывод вы из этого делаете? Корректировать выступление по обратной связи необходимо, ориентируясь, в основном, на усредненную реакцию зала, но и с учетом реагирования отдельных слушателей.Вот такие сложности, но не учитывать их нельзя.

А теперь очень и очень внимательно понаблюдайте за этой усредненной реакцией зала. Причем в совершенно неинтересном выступлении — раз. На какой-либо добротной учебной лекции — два. И три — на речи настоящего оратора-мастера. Придете к совершенно удивительным выводам. Это очень тонкие психологические нюансы. Но практическую значимость их для становления искусного оратора, формирования действительно захватывающего выступления просто трудно переоценить. По сути, это зависимости, если не сказать закономерности, на которые нужно ориентироваться при использовании обратной связи.

Ну, садитесь в аудиторию вместе со всеми и начинайте наблюдения!

Вот случай, когда выступление неудачное. Обратная связь вовсю сигнализирует о том, что почти никто не слушает. Перешептываются, занимаются своими делами. Оратор, может быть, и воспринимает эти сигналы, но речь скорректировать не умеет. В результате проваливается! Зависимость, если так это можно назвать, одна: не умеешь выступать — не надейся, что тебя будут слушать. Вывод — надо учиться!

Теперь — добротная учебная лекция. Не так, чтобы уж очень интересно было, но надо слушать, да еще и записывать. Экзамен и зачет придется же сдавать. Да и знания пригодятся. Посидите вновь в зале два академических часа, поконспектируйте лекцию. А заодно проанализируйте свои ощущения. Интересно, совпадут ли они с теми выводами, которые давно уже сделали психологи.

Так вот, на таких выступлениях обратная связь сигнализирует о периодических кризисах внимания у слушателей.Первый наступает примерно через 15—20 минут после начала выступления, второй — через 10—15 минут после первого, и так далее, с уменьшающимся временем. Это уже настоящая зависимость. Объяснение здесь следующее: в таком случае мы воспринимаем информацию на произвольном внимании. Волевыми усилиями заставляем себя слушать. Отсюда вполне естественна усталость и необходимость в расслаблении. Именно в эти моменты внимание ослабевает, наблюдаются кризисы. Вывод: как только обратная связь начинает сигнализировать об очередном кризисе внимания, в изложение надо вводить расслабляющие отступления, шутки, анекдоты и тому подобное. Восстановилось внимание — выступление продолжается по существу.

Зависимость, которую мы только что рассмотрели — временн[а]я. Однако есть еще и пространственная. Понаблюдайте, когда выступаете! И когда слушаете выступление! Постарайтесь с помощью обратной связи заметить, как воспринимается речь в различных участках аудитории. Соотнесите с моими наблюдениями и выводами. Не соглашайтесь безоговорочно. Уточняйте, дополняйте, изменяйте!

Вот есть такая поговорка: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Я бы ее перефразировал так: скажи мне, где ты сидишь в аудитории, и я скажу, кто ты. Пожалуйста — доказательство! Достаточно свободная аудитория. Входят слушатели… Фиксируйте, фиксируйте, где они садятся! Каждый из них уверенно проходит к какому-то своему месту. Садится там, где он пожелает! Подумайте про себя: вы ведь тоже всегда стремитесь занять в аудитории какое-то свое, привычное, пространственное положение.

Наконец, все слушатели заняли свои места. Именно те, к которым стремились. Рассадка свободная! Фиксируйте теперь, как воспринимается речь в различных частях аудитории. Обратная связь сразу показывает «оазисы внимания-невнимания». В первых рядах, как правило, наблюдается оазис внимания даже при не очень интересной речи. Здесь воспринимают, осмысливают, записывают. Уточняют вопросами, репликами. Очень даже живая реакция! А вот восприятие в средних рядах уже несколько иное. На достаточно интересном выступлении здесь тоже оазис внимания, хотя обратная связь несколько сдержаннее. Но только лишь интересность речи ослабевает — тотчас возникает оазис невнимания. И на последних… Здесь оазис внимания возможен только на самых интересных выступлениях. А в большинстве случаев — оазис невнимания.

Почему так происходит? По моему мнению, потому, что каждый человек стремится занять место в аудитории, соответствующее его характеру. То, к которому он привык со школьных и студенческих лет. И тогда что получается? На первых рядах сосредотачиваются сильные люди, лидеры или потенциальные лидеры, не привыкшие попусту терять время. Поэтому они слушают очень внимательно, пытаясь извлечь полезную информацию даже из не очень интересного выступления. Их воля позволяет выдерживать прямой взгляд оратора и находиться непосредственно перед ним. Они не постесняются в случае неудачного выступления открыто сказать об этом.

В средних рядах ситуация другая. Эти места обычно занимают добросовестные, трудолюбивые, исполнительные, скромные люди. Но их волевые качества слабее. Они с трудом выдерживают прямой взгляд оратора. Интересное выступление — активно воспринимают. Не интересное — сразу отвлекаются, начинают думать о чем-то своем, перешептываться, заниматься посторонними делами и тому подобное. Более того, они стесняются показать оратору, что он не затронул их своими словами. Деликатничают! И поэтому садятся в средних рядах, чтобы в случае чего спрятаться за спины впереди сидящих.

Последние ряды… Ждете, скажу, что там самые отъявленные? Которых уже ничем не заинтересуешь? Да, в какой-то мере так. Но не только. По моим наблюдениям и опросам, зачастую на последние ряды садятся также люди увлеченные, поглощенные какой-либо идеей или делом. Им просто не интересно все остальное и они садятся подальше, чтобы обдумать свое. Но вот что поразительно. Если их заинтересует речь, то они пересаживаются на первые ряды. Наблюдал сам. И неоднократно!

Так вот, свободная рассадка просто идеальна для любого оратора. Что тогда получается? Явный оазис внимания на первых рядах своей положительной обратной связью поддерживает и, не побоюсь этого слова, прямо-таки вдохновляет оратора. Но это еще не все! От впереди сидящих слушателей реакция заражения активным вниманием распространяется также на средние и последние ряды. Они как бы подтягиваются, и тогда аудитория в целом воспринимает более внимательно. Фантастика! Больше всего в своей речи оратор желает внимания! И благодаря какой-то, совершенно незаметной внешне, свободной рассадке получает его почти гарантированно. Остается только суметь воспользоваться.

Однако свободная рассадка не всегда возможна. Скажем, зал почти заполнен. Пришедшие первыми заняли места там, где пожелали. А остальным приходится рассаживаться на свободные. Сразу же оазисы внимания нарушаются. Обратная связь добросовестно проинформирует вас, что в аудитории теперь наблюдаются уже участки внимания-невнимания. Работа с залом ощутимо утяжеляется.

Есть и другие факторы, нарушающие свободную рассадку. На своих ораторских курсах я всегда спрашиваю: «Вот вы приходите с выступлением на фирму, в трудовой коллектив. Кто сидит в первых рядах?» И всегда получаю дружный ответ: «Начальство!» Должностная рассадка! Самый высокий ранг впереди, а дальше — по убывающим должностям. Или студенческая рассадка — подальше от преподавателя. Приятельская — друзья садятся вместе, чтобы поболтать. Принудительная — преподаватель пересаживает слушателей по каким-либо причинам. Кто-то плохо видит, плохо слышит, и садится в первый ряд, хотя ему хотелось бы в средний. И во всех этих случаях вы будете сталкиваться с участками внимания-невнимания. Не согласны? Спорьте, спорьте! Но прежде подумайте, сами-то вы какое место в аудитории занимаете? И почему?

Вслушивайтесь в ответы, реплики, суждения. С ними не так все просто! Один из лекторов общества «Знание» рассказал мне занимательную историю. Его пригласили к эвенкам выступить с лекцией о международном положении. «До стойбища добрался только к вечеру. Председатель колхоза повел меня в баню. Я говорю ему: «Лекцию надо прочитать. Специально ведь ехал так далеко» А он: «Прочитаем…» Помылись. Я ему снова: «Лекцию надо прочитать…» Он же опять свое: «Прочитаем…» Наконец, к 11 вечера пришли в чум-клуб. Мужчины в шубах с собаками сидят прямо на полу. Каждый молча курит трубку. Ну, я повесил карту и спрашиваю председателя: «Сколько времени можно читать?» «Сколько хочешь» Я полтора часа рассказывал о международных событиях, показывал на карте, распарился от жары и дыма, пот платком вытираю. В аудитории — полная тишина. Только шумное дыхание и посасывание трубок. Закончил. Спрашиваю: «Вопросы, может быть, будут?» А председатель: «Нет. Вопросов не будет. Они по-русски не понимают» Представляете ситуацию?

А теперь представьте противоположную: аудитория живо откликается на ваши слова. Вопросы, реплики, суждения возникают непроизвольно и помогают усиливать выступление. Прекрасно же! Ведь такая живейшая реакция, активная речевая обратная связь — один из основных критериев высокого мастерства. «Выступление, — говорят тогда, — Задело за живое». Стремитесь к этому, стремитесь…

Достичь этого можно, только если уверенно и мастерски использовать речевую обратную связь. Многие из рассмотренных нами приемов для «обычного разговора» подходят и в аудитории. Но вновь количество слушателей, ощутимо превышающее число собеседников, предполагает иное качество. В чем особенности?

При выступлении перед аудиторией значимость речевой обратной связи и, особенно, корректировки речи значительно возрастает.Если в разговоре можно отмолчаться, уйти от ответа, уклониться, то в аудитории это просто невозможно. Здесь — интеллектуальный поединок.

Заметьте, насколько внимание зала обостряется, если прозвучит вопрос или реплика. Все ждут: «Что же и как он ответит?» И стоит только чуть уступить, спасовать, дать слушателям почувствовать, что они победили, тотчас эффект всего выступления стремительно катится вниз. Вот и выбирайте: стоять ли растерянно перед насмешливыми взглядами и лицами или настойчиво овладевать приемами речевой обратной связи. Чтобы уверенно справляться с любыми ситуациями.

Сгруппируйте накопленные практикой умения, приемы и навыки владения речевой обратной связью, и получите следующие составляющие ораторского мастерства:

· умение активизировать речевую обратную связь, чтобы аудитория живо реагировала на выступление;

· умение прогнозировать, предвидеть возможные вопросы и реплики и заранее подготовить ответы на них;

· умение достойно отвечать непосредственно в аудитории и корректировать выступление, добиваясь его большей эффективности.

Вот так, по порядку, и анализируйте вместе со мной. И осваивайте, осваивайте! Но заметьте: такой подход несколько отличается от традиционных методик ответов на вопросы и реплики, обычно излагаемых в методической литературе. Мне он представляется более эффективным. Действительно ли это так — сравните сами в своей практике.

Что такое активизировать речевую обратную связь? Да просто помочь слушателям преодолеть все тот же психический барьер высказываний, что и в обычном разговоре! Ведь в аудитории он усиливается. Слушатель начинает стесняться еще и окружающих: «А вдруг что-нибудь не так скажу? Засмеют тогда». Зависимости в преодолении, в принципе, аналогичны тем, которые проявляются в беседе:

· чем ярче, интереснее тема и само выступление, чем больше оно впечатляет слушателей, тем живее и непосредственнее реакция на него, тем больше вопросов, реплик и суждений. Практически никакой речевой обратной связи не вызывает невзрачное, серое выступление. Однако совсем плохая, неудачная речь тоже порождает вопросы и реплики, но, как правило, язвительные или возмущенные;

· чем благожелательнее атмосфера выступления, тем активнее положительная речевая обратная связь. При настороженной атмосфере, отрицательном отношении аудитории к выступающему вопросы и реплики негативны;

· легче всего барьер высказываний, по моей практике, преодолевается в аудитории, состоящей из 15—30 слушателей. При таком количестве почти обязательно находятся два-три активно спрашивающих, которых поддерживают остальные. Меньше слушателей — таких активистов может и не быть. Большая же аудитория своей массой усиливает психический барьер высказываний. Стеснения больше.

Вот по этим ориентирам разрабатывайте и применяйте соответствующие приемы. Как сделать речь интересной и впечатляющей — это, как говорится, из другой оперы. Но использовать в ней приемы, заведомо активизирующие речевую обратную связь — уже наша тема.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.009 с.)