Приемы активизации речевой обратной связи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы активизации речевой обратной связи



Ожидаете теперь, что предложу рассмотреть все эти приемы? Правильно! Да только не совсем. Ведь отдельный прием — это слово или фраза, пусть даже несколько фраз. Они специфичны по каждой теме разговора и речевой ситуации. Так что проанализировать их все — непосильное дело. Тысячи и больше могут получиться. Поэтому — только ориентиры и систематизация, по которым вы уже сами будете нарабатывать свои индивидуальные приемы.

Научитесь создавать идеальную ситуацию для разговора. Только тогда общение становится интересным и продуктивным, а речевая связь в большинстве случаев — непосредственной. Прежде всего это благоприятные условия. Осознайте поглубже их смысл.

Вот сможете объяснить, почему дети, такие открытые и непосредственные в речи, взрослея, в большинстве своем становятся сдержаннее и молчаливее? Особенно мужчины. Да потому, что с годами начинают замечать, что некоторые их высказывания могут быть неприятными для других, обижать, вызывать насмешки, противодействие, наказание. Постепенно они приучаются соотносить предстоящие фразы с обстоятельствами, то есть думать прежде чем говорить. А также начинают стесняться, комплексовать.

В результате формируется психический барьер, который сдерживает непосредственность высказываний. Своеобразная защита от возможных неприятностей. «Молчание — золото!», как гласит пословица. Помогите собеседнику преодолеть этот барьер, и его речь станет непосредственнее. А проявления обратной связи — непроизвольными. То есть без долгого и тщательного обдумывания. И, следовательно, более искренними. Как только собеседник начинает тщательно обдумывать свои ответы и высказывания, так сразу искренности в них убавляется. Они становятся произвольными. Взвешенными, соотнесенными с обстоятельствами и, в большинстве случаев, — преследующими собственные цели.

Вот она, значимость и основная суть благоприятных условий — способствовать преодолению привычной сдержанности, а то и замкнутости собеседника. С этих позиций вопросы о том, когда, где и с кем общаться, далеко не пустяковые. Когда — это значит договориться о встрече заранее, сообщить тему, ориентиры предстоящего разговора, место и кто будет в нем участвовать. Тогда человек готовится и настраивается. Накапливает информацию для беседы.

Где? Естественно, там, где никто бы не мешал, не отвлекал, не звонил… Уединенно! Насколько это возможно, конечно. Еще лучше — с хорошей едой и легким алкоголем. Улыбайтесь, улыбайтесь… Да только, если есть возможность, так и стремятся люди побеседовать в кафе, ресторане, приглашают домой на обед, ужин, чай, кофе и тому подобное. Расслабляется тогда человек. Более разговорчивым и искренним становится. Не я это придумал, а сама жизнь, природа человеческая. Надо только научиться умело использовать эти особенности.

И с кем? Зачастую выбора нет. Только от одного человека зависит решение проблемы. Но поизучайте, поизучайте его предварительно. Чтобы знать, как вести разговор, подобрать наиболее убедительные аргументы, правильную интонацию. И попытайтесь спрогнозировать его реакцию на ваши слова. Чтобы заранее откорректировать, насколько возможно, беседу. Впрочем, подробнее об этом в последующих главах.

А если есть выбор? То есть разрешить вашу проблему одинаково успешно могут различные люди? Тогда поизучайте и повыбирайте. И обратитесь к тому, кто доброжелательнее, более открыт и непосредственен, настроен на помощь людям. Другими словами, у кого проявления обратной связи более непроизвольны.

Но вот разговор начался… Тончайшее дело! Паутинка слов. Чуть что не так — и сразу рвется. Замечали, наверное. Только что собеседник был доброжелателен и непосредственен, и вдруг обратная связь показывает, что он замкнулся, закрылся, стал отделываться незначащими фразами и явно приближать разговор к завершению. И не всегда можете понять, почему? Неприятно, да и цель разговора не достигается.

Как этого избежать? Создайте благожелательную атмосферу беседы! Явно выраженное уважение к собеседнику и обаяние в этом очень помогают. Внимательно выслушиваете, не перебиваете, каждое высказывание хорошо обдумываете. Соглашаетесь, если не правы. И очень осторожно, аргументированно возражаете, доказывая свою точку зрения. Доброжелательность, доверительность, предупредительность в мимике и интонации. Уместные шутки и юмор. Упаси Бог от каких-либо обидных слов и выражений лица, а тем более унижений и оскорблений! Неуважение — верный путь породить в ответ замкнутость и отчужденность, а то и ответное неуважение.

Восточное гостеприимство! Вот где просто отточены все эти элементы. Вас примут, напоят чаем, накормят. Идет неторопливая беседа: расспрашивают о здоровье, все ли благополучно, как дети, жена, другие родственники. И только после сытного ужина, когда вы уже разморены и пребываете в благодушном состоянии, разговор перетекает к деловой части. Согласитесь, уже трудновато возражать по мелочам. Да и крупные возражения как-то сами собой облекаются в мягкие выражения. Намного легче достигнуть согласия! Многие современные бизнесмены следуют этому мудрому этикету.

Сильно располагает собеседника, да и всех окружающих, и обаяние. Интеллектуальный взгляд, приятное, располагающее лицо, аккуратность, а то и изысканность в одежде, умная, грамотная речь и внутренняя настроенность на оказание помощи другим, их поддержку — вот его составляющие. По моим наблюдениям, каждый человек может стать обаятельным. Но это качество в себе нужно воспитывать, заниматься аутотренингом. Если заинтересовались, то могу предложить свою будущую книгу «Неотразимое обаяние», где все это подробно проанализировано и изложено. А сейчас вернемся к нашей теме — обратной связи. Еще ее можно активизировать, затронув непосредственные интересы собеседника. То, что его волнует больше всего, будоражит сознание. Или вообще, впечатлите его своими словами, яркой речью. Остановить тогда не сможете, будет говорить и говорить.

Конечно, очень много встреч и разговоров импровизированны. Встретились и разговорились, без предварительных договоренностей. Но, заметьте, вы все равно подсознательно следуете этой схеме, придерживаетесь ее. Приглашаете к разговору: «Давай пообщаемся», обозначаете тему, ищите уединения, какое-то время располагаетесь друг к другу, подстраиваетесь под собеседника. И если хотя бы одно из условий нарушается — разговор не складывается. Говорите тогда: «Лучше в другой раз», и разбегаетесь.

Вот эти благоприятные условия и благожелательная атмосфера как раз и приводят процессы восприятия и усвоения информации в сознании собеседника в идеальное состояние. При котором собеседник более всего искренен, расположен принять ваши предложения, точку зрения, посодействовать, исполнить просьбу и так далее. Все остальные приемы направлены на поддержание этого состояния, выявление отклонений от искренности в сознании собеседника и устранение их соответствующей корректировкой речи. Познайте и освойте их до уверенного применения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.006 с.)