Потенциальные возможности обратной связи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потенциальные возможности обратной связи



 

Когда начинаешь об этом размышлять, иногда просто дух захватывает. Мы говорили об обратной связи только применительно к общению, но примерно по таким же принципам она функционирует в любом взаимодействии, любой элементарной и сложной системе. В природе, обществе, технике. И дает огромные практические возможности и теоретические познания! Поинтересуйтесь. Поразмышляйте. Думаю, сможете извлечь полезное для себя…

Проанализируйте вот такой житейский пример. Вы хотите сделать табуретку. Не знаю, почему именно табуретку, но она всплывает в моем сознании каждый раз, когда я начинаю вникать в эту проблему. Можете делать что-либо другое, близкое вам. Для анализа это не имеет особого значения. Нам важен психический механизм, процесс «делания». Вот и приступайте! Формируете в своем сознании цель-результат, то есть образ табуретки, какой она вам видится на данный момент. И… делаете ее. Как умеете!

А теперь внимательно следите, что будет происходить в вашем сознании. Вы создаете табуретку — это прямая связь. Но ваши глаза постоянно отслеживают промежуточные результаты работы. И тут же сознание сравнивает их с представлением о конечном результате, с образом будущей табуретки. Функционирует коммуникативно-операционная обратная связь (подробно о ней говорилось выше). Если вы довольны промежуточными результатами, вам нравится, что получается, то вы вдохновляетесь и с энтузиазмом действуете дальше.

Но… стоп! Что-то не понравилось. Что-то не так. Чувствуете, что можно было бы лучше. Работа останавливается. И начинаете думать, как это сделать. Советуетесь со специалистами, подбираете и изучаете соответствующие пособия, вбираете в себя любую информацию по этому вопросу. [У]читесь! То есть практика формирует интерес и тянет за собой знания.

Если у вас достаточно силы воли, так будет до тех пор, пока вы не найдете удовлетворяющий вас выход. Нашли. Возобновили работу. Но, заметьте, ваш мыслительный процесс, полученная дополнительная информация уже усовершенствовали конечный образ табуретки. Вы теперь представляете ее лучше, прочнее, красивее и тому подобное. Или осознали, как сделать быстрее, экономичнее, из других материалов. И реализуя это, совершенствуете процесс изготовления, приобретаете новые умения, приемы, навыки и опыт.

Пусть на этот раз ничего изменить нельзя. Но следующую табуретку вы будете стремиться сделать уже по обновленному образу, лучше. Более совершенными станут трудовые навыки. Однако пока будете делать, обратная связь и дополнительная информация, необходимая для корректировки действий, вновь усовершенствуют ваше представление о конечном результате и процессе изготовления.

И так же будет с каждой последующей табуреткой. Пока вы не узнаете все или почти все про эти табуретки и то, как их делать. Пока не станете создавать каждую так, чтобы можно было любоваться и похвалить мастера.

Вот вы уже и профессионал. А в вашем сознании прочно сформировался созидательный психический механизм. С представлением о конечном результате. С прямой связью, обеспеченной соответствующими знаниями, умениями, приемами, навыками и опытом. И обратной связью, сигнализирующей о несоответствии промежуточных результатов конечному. И формирующей интерес, прямо-таки подталкивающей к пополнению знаний и получению дополнительной информации. То есть к самосовершенствованию! Правда, пока только в области изготовления табуреток.

Но, освоив это дело, вы уже увереннее подойдете к следующему, скажем, к изготовлению столов и стульев или чего-либо другого. И не обязательно материального. Такой же созидательный механизм формируется в сознании и когда вы учитесь петь, играть на каком-нибудь инструменте, пытаетесь сочинять стихи, художественные произведения, рисовать. Без него практически невозможны какие-либо, даже едва заметные, достижения в любом деле.

Добавьте к нему личностную предрасположенность или талант. Помножьте их на огромное трудолюбие. И вот они, созданные вами шедевры как вершина созидания. А с ними слава, почет, благополучие. Все восхищаются и превозносят талант. Но поразительно! Никто почти и не задумывается, что изначально в основе этих, пусть самых ярких, достижений все равно лежит функционирование такой неприметной на первый взгляд обратной связи. Именно она позволяет шлифовать и шлифовать в процессе многократного повторения любое творимое вами материальное или духовное произведение. Доводить его до совершенства.

Вы скажете: «Но зачем тогда обучение и образование? Берись за любое дело и, в конце концов, научишься». Да! Исторически так и складывалось. Каждый человек брался за нужное для выживания дело, самостоятельно осваивал и совершенствовал его. Однако за много веков человечество накопило уже столько знаний и практического опыта, что стало экономичнее и рентабельнее собрать его воедино, как бы спрессовать, и целенаправленно, систематизированно передавать каждому новому поколению. То есть обучать или давать образование.

Сразу же возник парадокс. Интересно, что его суть лучше всего оказалась сформулированной в эстрадной миниатюре великого А. И. Райкина: «"Все, чему вас учили в школе, наплевать и забыть" — напутствуют вчерашнего школьника, только что поступившего в институт. "Все, чему вас учили в институте, наплевать и забыть" — говорят ему, когда после окончания вуза он приходит на производство». Почему? И что происходит в сознании, когда вузовский выпускник приступает к работе?

Проанализируйте на собственном опыте. По мере того, как вы вникаете в тонкости дела, постепенно начинает формироваться созидательный механизм: цель-результат, прямые и обратные связи, сравнивание промежуточных результатов с представлением о конечном и тому подобное. И уже в процессе его формирования, а, тем более, когда он сложился окончательно, происходят переосмысление и пересистематизация полученных знаний. Вы начинаете видеть их через призму практики, созидательного механизма и, соответственно, применять в работе. Здесь появляется вкус к профессии, интерес и тяга к новым знаниям. Человек начинает самосовершенствоваться. И если он идет от практики, то, как правило, становится оригинальным мастером. А затем уже сам накапливает опыт, готов делиться им, и может создавать новые знания.

«Меня интересуют мнения не тех людей, которые много знают, а тех, кто что-либо сделал или пытался сделать по этой проблеме» — примерно так звучит известная фраза, характеризующая эти преобразования.

Однако, согласитесь, в жизни редко бывает, чтобы человек занимался только одним делом. Даже если и так, то обычно у него появляются ученики и он обучает. Нанимает работников и руководит ими. Выполняет семейные обязанности, и тому подобное. И если созидательный механизм у него сложился по ряду дел, то в дальнейшем по каждому осваиваемому делу он формирует его уже осознанно. Становится созидателем. То есть самодостаточной и самосовершенствующейся личностью.

Как правило, у таких людей наблюдается повышенная выживаемость в любых условиях. Они не могут сидеть без дела и места себе не находят, если попусту тратят время. В большинстве дел, за которые берутся, они добиваются заметных, а то и высоких результатов. Такие люди выделяются даже внешне. Они обычно сдержанны, оптимистичны, не теряют присутствия духа даже в самых тяжелых обстоятельствах, с интересом относятся ко всему новому…

В отличие от них люди, не располагающие в своем сознании созидательными механизмами, так и остаются потребителями. Вечно недовольными, нытиками, не удовлетворенными жизнью и мало что способными сделать для ее улучшения.

И, пожалуйста, не нужно думать, что созидателем можно быть только в материальной сфере. В равной мере это относится и к работе с информацией. Вдумайтесь! Вы, например, постоянно смотрите телепередачи, посещаете театры, концерты, читаете новинки художественной литературы. Что-то нравится, что-то нет. Делитесь своими мнениями с окружающими, дискутируете, утверждаетесь в своих оценках. Наконец, выросли настолько, что и сами, и другие считают вас компетентным в этих вопросах. Однако согласитесь — вы все равно остались потребителем этой информации.

Хотите возразить? Да пожалуйста, но только прежде попробуйте сами создать какое-нибудь произведение: написать стихи, музыку к ним, книгу, статью, сценарий телепередачи. Впитайте в себя эти, как говорят, сладостные муки творчества. Откажитесь от выходных, праздников, ресторанов, прогулок, вечеров у телевизора и приятного утреннего сна. Выдержите косые взгляды жены или мужа, недовольство детей, которым надоела ваша согбенная фигура за письменным столом или у компьютера. Пишите, пишите и пишите… До одури, до чертиков в глазах. До ненависти к своему произведению. Которое еще неизвестно, выйдет в свет или нет. А если выйдет, то как еще его оценят такие же потребители? Бросят какую-нибудь небрежную фразу, вроде: «Господи! Сколько этих писателей развелось…» Вот тогда вы — созидатель. Вы — свой. Вам и поплакаться можно. Поймете! И уверяю, оценки ваши потребительские сразу поменяются, трансформируются. Если хотите, они помягчеют. Но станут, действительно, компетентными. Созидательскими!

Вот и выбирайте: кем вам быть. Созидателем? Тогда единственный метод — воспользоваться обратной связью и с ее помощью формировать в своем сознании созидательные психические механизмы. Смелее беритесь за любое дело. Составляйте представление о конечном результате и добивайтесь его. А этот процесс уже сам приведет вас к активнейшему и эффективному самосовершенствованию. Действуйте примерно так, как советует Ли Якокк в своей книге «Карьера менеджера»: «Поставь себе цель. Получи такое образование, какое только можешь, но затем, ради Бога, делай что-нибудь! Не жди, пока что-нибудь произойдет само собой. Это нелегко, но если ты станешь работать, не покладая рук, то поразишься тому, как в свободном обществе можно достичь всего, к чему стремишься».

Немаловажна и роль обратной связи в обучении и воспитании. В педагогической профессии формирование созидательного психического механизма имеет свои особенности.

Вспомните, об этом уже говорилось в предыдущих главах. Учитель, преподаватель, воспитатель не могут непосредственно увидеть конечный результат своего труда. Во-первых, потому что он скрыт в сознании учащегося и воспитуемого. А, во-вторых, обычно проявляется отсроченно и зачастую не в том месте, где проходит учебный процесс. Поэтому действительный конечный результат вынужденно подменяется вспомогательным, если его так можно назвать. Урок, лекция, практическое занятие, семинар, воспитательное мероприятие — вот на чем педагог сосредотачивает свое внимание. Это и видится конечным результатом. При этом многие даже не осознают, что действительный конечный результат — изменения в психике ученика, студента, хотя и ставят это целью педагогического воздействия. Какой же эффективности обучения и воспитания тогда можно ожидать?

Вот оно где, поле деятельности для обратной связи. Педагоги непременно должны уметь осознавать действие ее самой и связанных с ней психических механизмов, а также в совершенстве владеть приемами их использования. В соответствии с этим я предложил бы пересмотреть программу обучения педагогическому мастерству. И, главным образом, ввести в нее:

· детальную разработку целей педагогического воздействия и особенно — представлений о конечном результате как изменении в действиях обучаемого, воспитуемого;

· детальную разработку представлений о том, каким должно быть содержание педагогического воздействия и его изложение для гарантированного изменения в действиях;

· формирование созидательного психического механизма и, с его помощью, самосовершенствование профессиональных качеств и личности педагога;

· воспитание у педагогов умения читать по лицам и проницательности как необходимых профессиональных качеств;

· обучение другим приемам эффективного использования обратной связи в педагогическом процессе.

К чему бы это могло привести? Не побоюсь сказать, что к чрезвычайно интересным и практически значимым результатам. Если бы каждый педагог в совершенстве овладел педагогическим мастерством, в том числе и обратной связью, то:

· удалось бы значительно повысить эффективность обучения. Преподаватель, учитель, прогнозируя и ориентируясь на обратную связь, могли бы почти точно отбирать и внедрять нужные знания в сознание учащихся. Вживлять их, примерно так, как это делает хирург на операции. Тогда эффективность обучения достигала бы 80—90 процентов, а не 30—40, как, по исследованиям психологов, дело обстоит сейчас;

· но, благодаря этому, к тому же заметно усилилась бы и интенсивность обучения. То есть те же учебные программы можно было бы эффективно реализовывать в меньшие сроки. Или в те же сроки внедрять большее количество учебного материала;

· стало бы возможным осознанно формировать у учащихся созидательный психический механизм как основу самовоспитания и самосовершенствования. Это подняло бы эффективность всего воспитательного процесса. Саморазвитие личности стало бы более осознанным;

· реализация этих нововведений тотчас повлекла бы за собой иные подходы в организации обучения и воспитания. Акценты сместились бы в сторону большей практичности, самоподготовки и рентабельности. Преподаваемые знания, информация гарантированно вели бы к таким изменениям в действиях будущего поколения, которые заметно усиливали бы прогресс всего общества.

Конечно, это всего лишь наброски. Потенциал обратной связи в педагогическом процессе еще далеко не раскрыт. Он ждет своих исследователей. И, я уверен, принесет немало интереснейших теоретических и практических выводов. Вот и поработайте над этой благодатной проблемой. Можно и вместе со мной…

Ранее мы уже говорили, что обратная связь — явление универсальное. Но об этом стоит сказать подробнее. Вы, конечно же, знаете философское высказывание, гласящее, что весь мир — ни что иное, как движущаяся материя. Этот постулат и заинтересовывает больше всего в соотнесении с обратной связью. В обобщенных представлениях материя вечна, неуничтожима и, в религиозных терминах, вездесуща. Вместе с тем, она — дискретна. То есть в ней выделяется множество различных объектов и предметов, имеющих вполне очерченные границы. Это — планеты, космические системы, а на Земле — океаны, горы, льды, человек, животные, деревья… Понятно, о чем речь? Так вот, все эти объекты и предметы, находясь в постоянном движении, вступают в хаотические контактные взаимодействия друг с другом. Горы, например, контактируют с воздухом, возможно, с водой, если рядом океан, море или озеро. Падающие камни сталкиваются друг с другом, ударяются о деревья, сбивают человека, животных и тому подобное.

Проанализируйте внимательно все, какие можете придумать, контакты в природе и обществе. И вы увидите, что даже в самых сложных из них всегда можно выделить элементарные процессы взаимодействия. То есть взаимодействия только двух объектов или предметов. Вникните в суть такого процесса вначале при столкновении неодушевленных объектов. Скажем, двух камней. Отвлекитесь от обыденности и постарайтесь увидеть в нем нечто изначальное, что было бы потом характерно для всех контактных взаимодействий, в том числе и в живой природе.

Прежде всего, вы заметите несколько видов таких взаимодействий. Паритетное взаимодействие, имеющее место, если камни одинаковы по своей массе. И субъект-объектное, когда один из них по своей массе преобладает над другим. Тогда субъект — преобладающий камень, а объект — уступающий ему. Что происходит между ними? Субъект давит на объект вплоть до разрушения последнего — и это прямое воздействие, или прямая связь. А объект сопротивляется, насколько позволяют его структура и масса. Это — обратная связь. Субъект воспринимает сопротивление объекта и или разрушает его, или далеко отбрасывает благодаря большей массе. Это, можно сказать, внешние проявления.

Но вдумайтесь: у элементарного процесса взаимодействия есть еще и внутреннее содержание. Информация! Ее передача, восприятие, переработка и запоминание. Ведь в момент столкновения каждый камень испытывал воздействие всей массы другого, воспринимал информацию об этой массе. Перерабатывал ее. Или, иными словами, помимо внешних происходили еще и какие-то внутренние изменения. Ослабевали или нарушались невидимые структурные взаимосвязи, вплоть до разрушения. И эти изменения потом сохранялись, придавая камню некое, уже обновленное, состояние. По сути, запоминались!

И так не только с камнями. Возьмите любой элементарный процесс взаимодействия в неживой природе и в каждом обязательно обнаружите его внешние проявления и внутреннее содержание — восприятие, переработку и сохранение или запоминание информации.

Не торопитесь отвергать эти абстрактные рассуждения как не имеющие практического смысла. Смысл есть, и немалый. Вернитесь к свойствам обратной связи в общении — и вы увидите, что они совпадают, а, точнее, вытекают из элементарного процесса взаимодействия неживой природы. К такому же выводу вы придете, и если проанализируете любые человеческие контакты. Да, они, конечно, усложненнее, в них труднее разобраться. Но основа будет та же.

И тогда сами собой напрашиваются выводы: элементарные процессы взаимодействия — это форма движения материи. Ее содержание — это взаимообмен информацией между контактирующими объектами. Следовательно, информация, так же как и материя, обладает всеобщностью. Тогда она или присуща материи, то есть является ее атрибутом, обязательным свойством. Или — это часть материи на уровне элементарных частиц. Фактически, мы живем и действуем в мире, море, океане информации. Она передается, воспринимается, перерабатывается и сохраняется. При равных параметрах и характеристиках объектов взаимообмен — паритетный. При преобладании одного из объектов его воздействие также преобладающее. Это — прямая связь. Тогда сопротивление уступающего объекта является информирующим — обратная связь. Обратная связь, информационно замыкаясь с прямой, корректирует ее воздействие. Вследствие этого элементарный процесс взаимодействия становится саморегулирующейся и саморазвивающейся системой. Осознание этих закономерностей позволяет эффективно управлять информационными процессами и создавать саморегулируемые и саморазвивающиеся системы.

Не знаю, как для вас, но для меня сумма этих выводов давно уже стала одним из основных методов познания и последующих преобразовательных действий. Особенно интересные результаты получаются при его применении к элементарным процессам взаимодействия между людьми. В общении! Что мы и исследовали в этой книге. Но не менее интересны результаты применения метода и к взаимоотношениям между людьми и объектами остальной живой природы, неживой природы, техники, что давно уже стало предметом пристального рассмотрения и философского обобщения кибернетиков. Поинтересуйтесь, кстати, в других книгах.

Конечно, вы можете сразу же возразить, что в интеллектуальном, информационном общении люди не находятся в непосредственном контакте, то есть не соприкасаются между собой. Восприятие телефонных разговоров и телепередач вообще осуществляется через тысячи километров. Но в этом как раз и есть специфика. Действительно, люди непосредственно не контактируют. Однако это не означает, что никаких непосредственных контактов вообще нет. И, следовательно, вышеприведенные выводы не применимы к интеллектуальному общению. Анализируйте!

Вот вы говорите. Что происходит? Ваши голосовые связки непосредственно контактируют с воздухом и создают звуковые колебания. Звуки, оторвавшись, уже распространяются независимо от вас. И, вступив в непосредственный контакт со слуховой мембраной, передают информацию тому, кто ее воспримет. Аналогично передается информация при непосредственных контактах фотонов или световых частиц с глазами воспринимающего ее человека. Слуховая мембрана и сетчатка глаза преобразуют звуковые колебания и поток фотонов в информацию. Она поступает в головной мозг, где перерабатывается и сохраняется. В процессе эволюции человеческий мозг развился настолько, что стал наиболее совершенным организмом на Земле, приспособленным для восприятия, переработки и хранения информации.

Конечно, принципиально нового в этом ничего нет. Передача информации посредством звуковых волн и световых частиц, функции головного мозга знакомы вам еще из школьного курса. Однако анализируя процессы интеллектуального общения в обыденной жизни, мы как-то постоянно забываем об этом. И тогда анализы нередко уводят куда-то в сторону, формируют неверные акценты в практических выводах. Избежать этого можно, если постоянно помнить, что в основе работы головного мозга лежат все те же всеобщие принципы восприятия, переработки и сохранения информации, что и во всей материи. Возьмите это положение за изначальное. По иному тогда увидите многие информационные процессы в обществе. И осознаете функции обратной связи. Более того, сможете управлять практически любым информационным процессом, вырабатывая и применяя для этого новые, более эффективные приемы. Вот что дает совершенное овладение обратной связью! Исследуйте, анализируйте и применяйте!

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ну, что ж. Если вы дочитали книгу до конца, давайте подведем некоторые итоги. На мой взгляд, обратная связь — одна из главных основ общения. Очень важно, чтобы все люди стремились овладеть ею, что позволит сделать общение каждого из нас более эффективным и, таким образом, поможет лучше понимать друг друга. Овладевайте обратной связью, чтобы успешнее доводить свои мысли до окружающих и сами лучше их понимать. Буду очень рад, если моя книга вам в этом поможет. Еще раз удачи!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.028 с.)