Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воздействие как базисный фактор речевой коммуникацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План темы
1. Виды речевого воздействия. 2. Факторы, правила и приемы речевого воздействия. 3. Коммуникативная позиция участников общения. 4. Способы речевого воздействия на личность. 5. Тактики речевого воздействия: прямые и косвенные.
Содержание темы
Виды речевого воздействия
Под воздействием понимается «действие, направленное на кого-то или что-то с целью добиться чего-нибудь и внушить что-нибудь» (по С.И. Ожегову).
Различаются два основных вида речевого воздействия: вербальный (при помощи слов) и невербальный.
При вербальном (от лат. verbum - слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в каких словах, в какой последовательности приводите те или иные факты, как громко, с какой интонацией, что, когда и кому говорите. Для вербального речевого воздействия существенны как выбор языковых средств для выражения мысли, так и, естественно, само содержание речи - ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия и др. Вербальные сигналы - это слова. См. подробнее в параграфе «Речевая коммуникация».
Невербальное речевое воздействие - это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения и др.). Все эти факторы сопровождают и дополняют речь и рассматриваются в речевом воздействии исключительно в их соотношении с речью, что и позволяет использовать термин «невербальное речевое воздействие». Невербальные сигналы - это отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения и т.д. В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы (т.е. невербальными средствами коммуникации) важно увидеть настроение, желание, помыслы вашего партнера по общению, чтобы на основе полученной информации постичь характер человека и установить взаимосвязь черт его личности. И уже, исходя из этого, начинать процесс воздействия на его мысли, чувства и т.п. Иными словами, совокупность средств невербального воздействия призвана выполнять следующие функции: - дополнения речи; - замещения речи; - репрезентации эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу; - определение настроения человека, его желаний, устремлений и помыслов и т.п. Что же невербальные средства вносят в общение? Они: акцентируют ту или иную часть вербального сообщения; предвосхищают то, что будет передано вербально; выражают значение, противоречащее содержанию высказывания; сохраняют контакт между собеседниками и регулируют поток речи; заменяют отдельное слово или фразу; с опозданием дублируют содержание вербального сообщения. заполняют или объясняют паузы, указывая на намерение продолжить свое высказывание, на поиск слова и т.д. Владея невербальными средствами, человек может: - использовать их в целях регуляции и оценки воздействия в процессе работы; - создавать положительный тонус общения, устанавливать и сохранять контакт; - влиять на речевую активность; - способствовать запоминанию материала.
Остановимся более подробно на каждом виде невербального воздействия. Кинесика –это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. Кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук – жестикуляция, лица – мимика, позы – пантомимика). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Включение оптико-кинетической системы в ситуацию воздействия в процессе коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов в различных национальных культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное значение: согласие у русских и отрицание у болгар. Выразительные движения, по замечанию С.Л. Рубинштейна, представляют своего рода «подтекст» к некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл происходящего. Язык движения раскрывает внутреннее содержание во внешнем действии. «Этот язык, - писал С.Л. Рубинштейн, - располагает утонченнейшими средствами речи. Наши выразительные движения – это сплошь и рядом метафоры. Когда человек горделиво выпрямляется, стараясь возвыситься над остальными, либо наоборот, почтительно, униженно или подобострастно склоняется перед другими людьми и т.п., он собственной персоной изображает образ, которому придается переносное значение». Выразительное движение перестает быть просто органической реакцией; в процессе общения оно само становится действием и притом общественным действием, существеннейшим актом воздействия на людей». (Пример значения жестов см. в статье «Виды коммуникации» (см. Приложение 7) и статье Д. Ниренберга, Г. Калеро «Как читать человека, словно книгу» (см. Приложение 8). Паралингвистическая (или акустическая) и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальному воздействию. Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, связанных со звуком, например, покашливаний, плача, смеха, сам темп речи. Проксемика - это особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров по общению лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, что влияет на процесс воздействия на общающихся. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по общению, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных культурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Ряд исследователей (Э. Холл, Дж. Трейджер и др.) занимаются изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти вычлененные наборы получили название «хронотопов». Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданный эффект воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это «вагонный попутчик»). Э. Холл в своих работах отмечает, что у каждого народа существует свое представление о дистанции, которая должна разделятьсобеседников. Экспериментальным путем были выделены четыре межличностных расстояний, каждое из которых имеет ближнюю и дальнюю фазы. 1. Интимное расстояние (0 - 45 см). На таком расстоянии общаются в основном близкие или хорошо знакомые люди. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичными при этом являются негромкий голос, доверительный разговор. В профессиональной деятельности такое расстояние между партнерами по общению чаще всего является неприемлемым, так как интервьюируемый, либо собеседник будет чувствовать себя неуютно и скованно. 2. Персональная дистанция (45 - 120 см). Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии происходит основная часть разговора. Громкость голоса при этом средняя. Такая дистанция в профессиональной деятельности используется при интервьюировании человека, в процессе беседы за «круглым» столом (например, беседа О. Пушкиной - в «Женском взгляде» (НТВ), И. Зайцевой в передаче «Герой дня без галстука» (НТВ), А. Пиманова в программе «Человек и закон» (ОРТ) и др.) 3. Социальная дистанция (120 - 400 см). На этом расстоянии улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и других общественных местах. Именно такая дистанция приемлема во встречах с несколькими участниками. Такая дистанция во многом способствует и раскованности участников коммуникативного процесса и их свободе в высказываниях. 4. Публичная дистанция (400 - 750 см). На таком расстоянии детали лица, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и старательно выговариваются. Именно такая дистанция приемлема при встречах с достаточно большим количеством участников (например, программы В. Познера и др.), так как она удобна для больших аудиторий, где каждый обращается и непосредственно к каждому участнику встречи и ко всем в целом и никому не мешает. Визуальное общение – это контакт глазами, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением. Для специалиста, работающего в системе субъект-субъектных отношений, знание особенностей контакта глазами важно, ибо от этого зависит установление взаимодействия с людьми. Именно поэтому специалист должен помнить следующие правила: - контакт глазами в полном смысле возможен только тогда, когда глаза находятся «на одной линии», иначе вслед за физическим возникает и психологическое неудобство; - вообще взгляд не должен быть слишком пристальным (прямо в зрачки). Контакт глаз в большом количестве становится нежелательным, причиняет неудобства обоим партнерам по общению; - мы стараемся меньше смотреть на человека, который нас смущает бестактными вопросами, нескромными замечаниями; - чем ближе люди находятся друг к другу, тем меньше они смотрят в глаза как бы в знак взаимного уважения.
Тактильные средства невербального воздействия – это прикосновения, которые делятся на приятные и неприятные, вынужденные и специальные. В профессиональной деятельности важным тактильным средством является рукопожатие, осуществляемое при приветствии людей.
Ольфакторные средства - это запахи. Они бывают искусственные и естественные. Здесь имеет место использование средств гигиены с целью обеспечения приятных запахов.
Чтобы постичь характер человека, нужно обладать и некоторыми методическими приемами изучения личности в процессе коммуникации, которые строятся на невербальном восприятии внешнего облика человека.
Первым таким приемом является изучение внешнего облика незнакомого человека при встрече с ним лицом к лицу. Будет ли это попутчик в поезде, рабочий (служащий) на приеме по личным вопросам у руководителя, пациент на приеме у врача, устраивающийся на работу человек в отделе кадров. Несомненно, каждый в свое время зачитывался приключениями Шерлока Холмса, но кто был его прототипом - известно немногим. Хирург Джозеф Белл, с которым свела судьба Конан Дойля в период его учебы на медицинском факультете Эдинбургского университета, и стал прототипом всеми любимого сыщика. Худой, гибкий, черноволосый, с длинным носом, словно прорезывающим узкое лицо, с острыми серыми глазами и энергичной, порывистой походкой, Белл при первом осмотре не только ставил диагноз болезни, но и определял характер и профессию пациента. В своей автобиографии Конан Дойль рассказывает, что, когда в кабинете появлялся больной, Белл поднимал кого-нибудь из студентов и спрашивал: «Что с этим человеком, сэр? Посмотрите-ка на него получше! Нет! Не прикасайтесь к нему. Пользуйтесь глазами, сэр! Да, пользуйтесь глазами, действуйте мозгом.. Пускайте в ход силу дедукции!..» Как правило, студент ничего сказать не мог. И тогда Белл начинал сам рассказывать о пациенте: «Перед нами рыбак, господа. Это можно сразу заметить, если учесть, что даже в столь жаркий день наш пациент носит высокие сапоги. Загар на его лице говорит о том, что это сухопутный, прибрежный моряк, а не моряк дальнего плавания, открывающий новые земли. Загар этот явно возник в одном климате, местный загар, так сказать... За щекой у него жевательный табак, и он управляется с ним весьма успешно. Свод всех этих умозаключений позволяет считать, что этот человек - рыбак.. И, наконец, специфический запах позволяет судить о его занятиях с особенной определенностью». Джозеф Белл заметил Конан Дойля, выделил его из массы студентов и сделал кем-то вроде лаборанта во время демонстрации больных. «Так я,- писал Конан Дойль,- получил прекрасную возможность изучить его методы и заметил, что он, бросив острый взгляд на пациента, часто узнает больше за несколько секунд, чем я из всех своих вопросов. Иногда он ошибался, но большей частью его прозорливость была поразительной. Его догадки казались чудом для сборища Ватсонов, окружающих его, но как только он давал объяснения, оказывалось, что все очень просто. Неудивительно, что, повстречавшись с таким человеком, я позже, пытаясь создать образ сыщика-ученого, использовал и широко разработал его метод». И чем больше Конан Дойль писал о Холмсе, разрабатывая метод Белла, тем больше развивались его собственные способности к наблюдательности, к дедукции и тем сильнее становилось его влияние на область криминалистики и розыска. Следует указать на то, что он описывал не только вымышленные приключения Холмса, но и сам проводил сложные, запутанные расследования преступлений. В книге «Воспоминания и приключения» Конан Дойль утверждает, что в нем, как и в каждом, скрывается потенциал разных способностей: «Среди этих разнообразных вариантов моего внутреннего «я» есть умный, зоркий детектив... и я добиваюсь результатов, и несколько раз мне удавалось методом Холмса решить проблемы, которые ставили в тупик полицию». Самые знаменитые из них - дела Эдалджи и Слэйтера. Рассказы о Шерлоке Холмсе предвосхитили первый большой труд по криминалистике - книгу Г. Гросса «Исследования преступлений». Один из крупных деятелей Скотланд-Ярда писал: «Именно Конан Дойль указал путь раскрытия преступлений научным методом». Видимо, нет нужды пересказывать способности Конан Дойля замечать мельчайшие детали во внешнем облике человека, его одежде, манере держаться, которые позволяют сделать некоторые предположения о его характере, профессии и привычках. Иными словами, важное место в определении характера человека, его настроения и помыслов принадлежит одежде. И. Гете в «Годах странствий Вильгельма Мейстера» рассказывает, как странник расспрашивает школьного надзирателя о причинах такого различия в одежде воспитанников «Разгадка тут вот в чем, - отвечал надзиратель, - для нас это средство узнать характер каждого мальчика... Из нашего запаса тканей и отделок воспитанники имеют право выбрать любой цвет, а также любой фасон и покрой из ограниченного их числа. За этим выбором мы пристально следим, так как любой цвет позволяет судить о складе чувств, а покрой - об образе жизни человека...» То, что в этом наблюдении действительно кроются определенные закономерности, свидетельствует, в частности, тест Люшера, который строится на особенностях восприятия человеком цветовой гаммы, в частности, в одежде.
Швейцарский психолог М. Люшер (родился в 1923 году) предложил в наше время цветовой тест, который явился не только методом исследования личности, но и целым направлением в науке о цвете. Тестом Люшера и его модификациями пользуются не только психологи и психиатры, но и специалисты в области рекламы, дизайнеры, гигиенисты. Суть цветовых тестов заключается в том, что испытуемому предлагается из набора разноцветных карточек выбрать наиболее нравящиеся и ранжировать их, а затем проделать то же самое с теми, которые не нравятся. Исследования показали, что с помощью цветных тестов можно выявить некоторые особенности личности.
Красный цвет обычно предпочитают физически здоровые, сильные люди, они живут сегодняшним днем и испытывают желание получить все, что хотят, тоже сегодня. Дети, выбирающие из палитры карандашей красный, легко возбудимы, любят шумные подвижные игры. Красный цвет давно стал символом любви и силы. И видимо, не случайно в 1337 году во Франции вышел указ, запрещающий, простолюдинам носить красную одежду. Этой привилегией пользовались только короли, кардиналы и сенаторы. Отвергают красный цвет, как правило, астенизированные, уставшие люди.
Дети, выбирающие желтый, отличаются тем, что нередко уходят в мирсвоих фантазий. Повзрослев, они могут при определенных обстоятельствах стать мечтателями «не от Мира сего». Такие люди плохо приспосабливаются к жизни. Подобный тип людей описал Ф.М. Достоевский. «Мечтатель, - пишет он в «Белых ночах», - если нужно его подробно определить - не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода. Селится он большей частью где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем от дневного света...». Яркий представитель мечтателей - Ромашов в повести «Поединок» А.И. Куприна. Но некоторые мечтатели, одаренные богатым воображением, вошли в большое искусство. Преобразуя убогую действительность в волшебную сказку, они доставляют радость не только себе, но и людям, создавая прекрасные идеалы. К неистовым мечтателям относился А. Грин. Нелюбовь к желтому может означать нереализованные надежды, истощение нервной системы.
Людям, выбирающим зеленый цвет, обычно свойственны самоуверенность, настойчивость. Они стремятся к обеспеченности.
Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики.
Педиатры заметили что хронически больные дети, находясь вудовлетворительном состоянии, выполняют рисунки в сине-голубых тонах, а в оранжевой гамме - в период обострения болезни. «Оранжевая мама», «оранжевое нёбо» и «оранжевый верблюд» настораживают психиатров, работающих с детьми.
Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, неустроенные в жизни.
Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний в той или другой экстремальной ситуации.
Однако И. Гете в «Годах странствий Вильгельма Мейстера» отмечает еще и следующее: «Правда, - продолжает надзиратель, - есть в человеческой природе чёрта, отчасти затрудняющая точные суждения: это дух подражания склонность примыкать к большинству», т.е. подчиняться воздействию. Хотя склонность следовать моде, примеру других очень сильна в людях, но тем не менее по тому, как человек одевается, можно судить, в какой степени он подвержен психической заражаемости, давлению группы и насколько самостоятелен в самооценке. Одни одеваются как можно незаметнее, стараются ничем не обращать на себя внимание. Другие предпочитают носить яркие, броские, экстравагантные наряды. Третьи умеренны в следовании за модой. Не случайно писатели, создавая образы героев романов и рассказов, не обходятся без описания платьев героев. Такие характерологические особенности личности Беликова («Человек в футляре» А.П. Чехова), постоянная тревожность, вызываемая трудностями приспособления к социальной среде, робость и мнительность («как бы чего не вышло»), порождают у этого человека стремление окружить себя оболочкой, которая защитила бы его от внешней среды. Это находит отражение не только в его уходе в прошлое («... он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал...»), в(образе мышления («Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь... В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное; и смутное...»), в поведении («Придет к учителю, сядет и молчит, и как будто что-то высматривает. Посидит эдак молча час-другой и уйдет. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами...»), но и в его одежде. «Он был замечен тем, - пишет А.П. Чехов, - что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и он у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх...». Итак, одежда способна многое «говорить» о содержании духовной сущности людей. Но конечно, лишь по ней делать окончательные выводы о личности нельзя. Для того чтобы лучше понять, Что тот или иной человек из себя представляет, необходимы общение с ним, беседы. Для того, чтобы одежда поддерживала ваш имидж, характеризовала вас как успешного человека следует соблюдать некоторые правила, связанные с одеждой и умением её носить в определенных жизненных ситуациях. (См. подробнее в статье Т. Моллой «Одежда для успеха» в Приложении 9).
Таким образом, краткий анализ всех систем невербального воздействия показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности. Знание видов коммуникации поможет специалисту, работающему в системе субъект-субъектных отношений, сделать свое общение с людьми интересным, нескучным, многообразным и воздействующим.
Функции вербальных и невербальных сигналов в общении совпадают. Как те, так и другие: 1. передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную); 2. воздействуют на собеседника (сознательное и бессознательное воздействие); 3. воздействуют на говорящего (самовоздействие, сознательное и бессознательное воздействие). Правильно построенное вербальное и невербальное речевое воздействие обеспечивает эффективность общения.
1.3.2.2 Факторы, правила и приемы речевого воздействия
Факторы речевого воздействия — совокупность типовых вербальных и невербальных сигналов, влияющих на эффективность общения. Основными факторами речевого воздействия являются: 1. внешность говорящего; 2. соблюдение коммуникативной нормы; 3. установление контакта с собеседником; 4. взгляд; 5. физическое поведение во время речи (движение, жесты, позы), 6. голос; 7. стиль общения (дружелюбие, искренность, эмоциональность, немонотонность, воодушевление); 8. организация пространства общения? 9. содержание речи; 10. языковое оформление; 11. объем сообщения; 12. расположение фактов и аргументов, идей; 13. продолжительность; 14. адресат (включая количество участников); 15. коммуникативный жанр (учет правил эффективности определенного жанра речи - митинговое выступление, развлекательное выступление, критика, замечание, приказ, просьба и т.д.). Правила общения и речевого воздействия - это сложившиеся в обществе представления и рекомендации по общению:
- Нормативные правила общения (как надо? как правильно?), т. е. правила речевого этикета. - Правила речевого воздействия (как лучше, как эффективнее?), т. е. конкретные речевые рекомендации. Примеры нормативных правил: знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить, за причиненное неудобство надо извиниться, пострадавшему выразить сочувствие и т.д. Примеры правил речевого воздействия: чаще обращайтесь к собеседнику, снижайте себя в глазах собеседника, укрупняйте собеседника, индивидуализируйте собеседника в разговоре, сокращайте дистанцию до собеседника и др. Приемы речевого воздействия - это конкретные способы реализации коммуникативного правила речевого воздействия, например: подходите ближе к собеседнику, дотрагивайтесь до собеседника и др.; в данном случае - одно из правил: «сокращайте дистанцию до собеседника».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.250.115 (0.012 с.) |