Эмпиризм английской философии XVII века. Основные идеи учения томаса Гоббса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпиризм английской философии XVII века. Основные идеи учения томаса Гоббса.



Идеи эмпиризма и рационализма получили развитие в последующих учениях философии 17 и 18 веков. В философии 17 века идеи эмпиризма получили развитие в английской философии в учениях Томаса Гоббса (1588 – 1679 гг.) и Джона Локка (1632 – 1704 гг.). Оба исходили из идей английского номинализма, продолжали идеи сенсуализма и эмпиризма, деизма, которые были заложены в учении Бэкона.

Основные идеи учения Гоббса.

Развивая идеи Бэкона, Гоббс полагал, что главная задача философии – разработка учения о познании (о средствах, возможностях, познавательных способностях человека). Также как Бэкон, Гоббс полагал, что единственным источником знаний являются ощущения (чувственно-опытные данные). Они сохраняются в памяти, затем подвергаются определенным логическим операциям, в результате чего и возникает знание, выраженное в понятиях. Однако, в отличие от Бэкона, Гоббс полагал, что логическая обработка чувственно-опытных данных приводит к появлению нового знания. Поэтому Гоббс различал чувственно-опытное знание и знание мысленно (логически) достигаемое. Полученное знание выражается посредством языка. Именно поэтому Гоббс особое внимание уделяет анализу природы языка и его роли в познании. В основе учения Гоббса о языке лежит ТЕОРИЯ ЗНАКОВ. Знак – материальный предмет, который используется для обозначения какого-либо другого предмета. Особым видом знака является слово, элементы его образующие (буквы, иероглифы). Исходя из сказанного, язык можно определить как систему материальных знаков, представляющих мысль и обозначающих соответствующий предмет.

Знак (Z) обозначает предмет тогда и только тогда, когда этот знак представляет понятие, отражающее данный предмет.

Говоря о роли языка в процессе познания Гоббс отмечал, что язык выступает как средство общения (передачи мысли), а также является формой закрепления и выражения знаний, позволяет в процессе познания замещать оперирование знаками оперированием предметами.

Гоббс полагал, что язык возникает как результат договоренности людей об использовании определенных слов – знаков, для обозначения предметов. Он придерживался конвенционалистской концепции природы языка. Признавая важную роль языка в процессе познания, Гоббс определял и критерий истинности знания. Истинным является такое знание, которое логически непротиворечиво, в котором имеет место логическая последовательность выведения одного положения (предложения) из другого.

Такая концепция истины получила название КОГЕРЕНТНОЙ.

Для учения Гоббса характерно определенное истолкование проблемы субстанции. Признавая реальное существование только единичных вещей (номинализм) Гоббс отрицал существование субстанции как особой сущности. В процессе эмпирического познания человек убеждается в существовании только самих единичных вещей. Никакая особая сущность помимо единичных вещей человеку не дана. Поэтому субстанция – лишь слово, которое человек использует в целях удобства, но ничего реально существующего за ней не стоит.

Значительное место в учении Гоббса занимают его социальные философские идеи, связанные с истолкованием общества, государства, различных социальных институтов. Эти идеи изложены в работе Гоббса «Левиафан» (мифическое чудовище, которое подчиняет себе все).

Гоббс полагал, что первоначально люди находились в «естественном» состоянии, обладая при этом абсолютной свободой. Однако абсолютная свобода противоречит главному основному чувству человека – самосохранению. Абсолютная же свобода приводит к столкновению между людьми. Поэтому естественное состояние людей при их абсолютной свободе выражается принципом «человек человеку волк». Стремясь к самосохранению люди ДОБРОВОЛЬНО договариваются о том, чтобы ограничить свою свободу, передав часть своих прав определенному лицу или группе лиц, которые облекаются властью, контролируют поведение людей. Таким образом, Гоббс в объяснении природы государства находится на позициях КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА, разделяет принцип естественного общественного договора.

Идея общественного договора получила развитие в последующих философских учениях, в частности в учении Руссо и послужила одной из основополагающих идей в установлении общественного порядка в результате французской буржуазной революции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.005 с.)