Философия Эпохи Возрождения, ее характерные черты и направления. Основные представители гуманистической философии, их идеи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Эпохи Возрождения, ее характерные черты и направления. Основные представители гуманистической философии, их идеи.



Оживление хоз-эконом деятельности, быстрый рост городов, развитие ремесел. Искусств, живописи, литературы и тд., возникают предпосылки для зарождения науки в том понимании, в которой она существует сейчас. Делали объективно востребованной активную, творчески-деятельную личность=> стимулировалось возникновение новых, более соответствующим новым условиям ценностных ориентаций.

Черты философии Эпохи Возрождения:

1. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. Гуманистический характер философии - центральная проблема-проблема человека. Центральный раздел-ЭТИКА (проблема индивидуальности, достоинства, свободы и творчество личности).

2. Антисхоластическая направленность, но сохранялась идея сотворения мира Богом. Возникают новые, отличные от теизма способы миропонимания (ср.в Ф): Бог существует вне и до мира, творит мир и постоянно участвует в делах мира.

-ПАНТЕИЗМ: Бог творит мир, но не существует до и вне мира. Бог присутствует во всем мире, составляет сущность каждой вещи, Бог совечен миру.

-ДЕИЗМ: Бог существует до и вне мира, Бог определяет миропорядок, определяет законы мира, сообщает миру движение.

Бог не вмешивается в дела мира, мир безразличен для Бога, движется развивается без участия Бога.

3. Тесная связь философии с зарождающимся естественно-научным знанием с искусством

4. Тесная преемственная связь с идеями, ценностными установками античной философии (возрождение их).

5. В философии Возрождения сформировалось 3 основных течения, которые различались по своей поблематике:

-гуманистический антропоцентризм (Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень).

-неоплатонизм (Николай Кузанский)

-натурфилософия (Джордано Бруно).

Основные идеи учений гуманистического антропоцентризма.

Главная проблема учений этого течения была проблема индивидуальности, творчества и свободы личности, ее достоинства. Представителем раннего гуманизма был Лоренцо Валла (1407-1457 гг).

Воззрения Лоренцо Валла опирались на идеи Эпикура. Он подчеркивал, что стремление человека к счастью – стремление к наслаждению и при этом он особо подчеркивал роль чувственного, земного наслаждения человека, важную роль ценности земной жизни человека. Отмечая важную роль чувств в реальной земной жизни человека, он отмечал не только их значение для получения полнокровной жизни, но и познавательную роль чувств. Процесс познания опирается на чувства, знания проистекают из чувств (сенсуализм).

Пико дела Мирандола (1463 – 1494). Им были написаны «900 тезисов». «Речь о достоинстве человека».

Основные идеи: в вопросе миропонимания он находился на позициях пантеизма. Признавал существование 3 миров (ангельского, небесного и материального). Эти миры сотворены Богом, однако Бог не находится вне и до мира. Он пронизывает все 3 иерархически связанные мира. Бог присутствует в каждой точке мира, образуя духовную сущность каждой вещи. Поэтому насколько вечен Бог, настолько же вечна и иерархия трех миров (Бог и мир совечны). Мир божественен и это проявляется в совершенстве, красоте, гармонии мира. В упорядоченности и закономерности. Следует особо выделить, что Мирандола полагал, что закономерность, упорядоченность мира соответствует числовым пропорциям, числовой гармонии и поэтому может быть постигнута, познана посредством математики. В это можно усмотреть определенные мотивы пифагореизма, идеи Платона. Идеи Мирандолы о возможностях математического познания законов природы предшествовали возникновению математического естествознания в 17 веке в трудах Галилея, Ньютона. Человек есть венец божественного творения, но человек не принадлежит к какому-либо из трех миров. Человек от рождения обладает свободой, которая заключается в том, что человек благодаря собственной воле, усилиям и деятельности способен определить свое место в любом из этих миров. Творчество самого себя (самореализация) – высшее творческое достижение каждого человека и в этом проявляется его свобода.

Важное место в гуманистической философии Возрождения занимает голландский философ-гуманист Эразм Роттердамский (1465 – 1536 гг). Литературное произведение «Похвала Глупости», где он саркастично превозносит Госпожу Глупость, обнаруживая ее в разных сословиях. Важным философским произведением является работа «Оружие крестьянского боя». Основные идеи: в центре учения находится человек. Он сотворен Богом и все люди как творение божье равны. Различия между людьми, степень их достоинства определяется не сословным происхождением, не наличием богатства, а личностными качествами, которые есть во многом результат воспитания и образования (в этом проявляются просветительские мотивы). Человек необразованный и невоспитанный хуже животного: животное лишено разума и живет в соответствии со своей естественной природой, человек же обладает разумом, свободой, а потому будучи необразованным и невоспитанным он живет вопреки своей естественной природе и потому хуже животного. Человек может контролировать свои страсти, влечения посредством разума. Но для этого человек должен познать самого себя. Именно поэтому самопознание Роттердамский считал важнейшим видом познания, предпосылкой свободы человека (мотивы Сократа). Однако на пути успешного самопознания находятся и препятствия, которые заключаются в преклонении перед приоритетами догмы. Преодолеть эти препятствия на пути самосознания и призвана философия, а также христианские заповеди, которые ориентируют человека на добро, на совершение добродетели.

Особое место в гуманистической философии Возрождения занимает учение французского философа Мишеля Монтеня (1533 – 1592 гг). Основное произведение «Опыты». Является родоначальником нового жанра ЭССЕ. В центре внимания его учения находится человек, однако Монтень анализирует человека не как абстрактное, родовое существо, а пытается исследовать отдельного, реального, конкретного, обычного человека в разнообразных жизненных обстоятельствах, ситуациях.

Говоря о жизни такого человека Монтень подчеркивает особое значение самопознания, которое и позволяет человеку осмысленно организовать свою жизнь. Важная роль в самопознании принадлежит философии, главная задача которой – помочь человеку в самопознании. Роль такой философии может выполнить лишь свободная философия, т.е. философия свободная от догм (прежде всего религиозно-схоластических), свободная от преклонений перед авторитетом. Он особо подчеркивает, что главное препятствие на пути самопознания – догмы и авторитеты.

Для того, чтобы сориентировать человека на противодействие догмам Монтень привлекает идеи античных скептиков. Суть учения скептиков – подчеркивание ограниченности познавательных возможностей познания человека, подчеркивали принципиальную невозможность получить абсолютно истинные знания. Познавательные возможности человека ограничены способностями его органов чувств, конкретными условиями познания, которые вносят помехи, искажения в процесс познании. Именно поэтому различные люди могут составить различные суждения об одном и том же предмете, и даже противоположные. Именно поэтому скептики утверждали, что человек вообще должен воздерживаться от каких-либо суждений о предмете, его свойствах и т.д. Можно лишь говорить о собственном субъективном восприятии этого предмета. Один из наиболее видных античных скептиков – Пиррон – утверждал: «я могу говорить, что мед сладкий, однако я не имею оснований утверждать, что он сам по себе обладает этим свойством». Опираясь на такие рассуждения скептиков, Монтень пытался доказать, что никаких догм, авторитетных высказываний, традиционно сохраняемых людьми не может быть. Исходным пунктом любого познания, и в том числе самопознания, является именно убеждение человека в неприемлемости догм и авторитетов. Однако, установка скептиков использовалась Монтенем только как определенный методический прием, который бы настроил человека на критическое отношение к знаниям, на неприемлемость слепой веры во что бы то ни было. Все должно строиться только на познании.

Говоря о познании, Монтень обращал внимание на относительность любого истинного знания, на то, что оно истинно лишь по отношению к определенным предметам и определенным условиям. Монтень признавал сотворение человека Богом, однако подчеркивал, что человек это не особое творение Бога, это не венец и господин природы, напротив человек – одно из многих творений Бога, а поэтому судьба человека находится в его собственных руках. Человек как и любой другой предмет подчиняется законам, необходимости, господствующей в мире и опорой в жизни человека может быть только его собственная деятельность, опирающаяся на познание необходимости законов природы. Именно в этой деятельности и заключается свобода человека. (мотивы стоицизма).

Особое место в гуманистической философии занимают социально-политические взгляды Никколо Макиавелли (1469– 1527). В вопросах миропонимания он находился на позиции деизма, т.е. он признавал, что Бог сотворил мир, определил законы природы и общества и далее в дела мира не вмешивается. Необходимость, закономерность природы и общества действует как судьба, отменить которую человек не может, но познать необходимость и руководствоваться ею он может. Необходимые законы общества проявляются в том, что в обществе существуют различные соподчиненные сферы деятельности отношений людей. Общество организовано как государство, в котором имеется сфера политических отношений, морально-нравственных, религиозных и других. Высшей сферой отношений в государстве является политическая. Задачи политики – благо государства и граждан. Успехи политики – успехи общества. Именно поэтому политические цели, направленные на благо общества, могут и должны быть достижимы. «Цель оправдывает средства».

При этом политические цели, действия не подлежат какой-либо оценке (религиозной или морально-нравственной). Политика находится вне морально-нравственных и религиозных оценок.

Видным представителем философии Возрождения был Николай Кузанский (неоплатонизм). Основная работа «Об научном незнании». Главная идея: человек в принципе не может познать Бога и чем больше развиваются различные учения о Боге, тем очевиднее становится невозможность знания Бога. В учении Кузанского Бог – максимум – то, больше которого не может быть. Абсолютность проявляется во всех его качествах. Человек может приблизиться к познанию Бога лишь используя аналогии. Но Бог – существо нематериальное, невозможно использовать аналогии с материальными вещами. Единственный способ – использовать математические познания. Он полагал, что наиболее приемлемой математической аналогией является бесконечность. Бог есть не только абсолютная бесконечность – максимум, но и относительная – сотворенный Богом мир. Говоря о божественном творении мира Кузанский использует понятие «мир развертывается из Бога». Мир в свернутом виде как возможность содержится в Боге. Творением Бога является и человек. Важнейшими качествами человека являются разум и свобода.

Разум человека не способен к получению абсолютно истинного знания о мире, это возможно только путем божественного откровения, однако человек, опираясь на свои познавательные способности способен получить ограниченное, относительное, но истинное знание. Всвязи с этим Кузанский и предлагает свое понимание процесса познания. Процесс познания включает следующие этапы:

1. Чувственное восприятие единичных вещей (ощущения), сохранение их в памяти посредством воображения. Чувства и воображение – первый уровень познания.

2. Рассудок. Обладает врожденными логическими формами и идеями. С их помощью чувственные данные обобщаются и выражаются в форме понятий и более сложных видов знания. Деятельность рассудка подчиняется формально-логическим законам. Рассудок обобщает, анализирует, сравнивает.

3. Разум. Важнейшая функция разума – интеграция знаний, установление взаимосвязей между различными видами знания – синтез знания и создание целостной картины познаваемого. Во многом деятельность разума носит интуитивный характер (интеллектуальная интуиция).

Идеи Кузанского во многом послужили основой для учения видного представителя натурфилософии Возрождения Джордано Бруно (1548 – 1600 гг). В учениях Джордано Бруно опирается на идеи Кузанского и естественно научные взгляды Коперника. Центральное понятие – единое. И под единым понимался Бог как максимум, как бесконечность. Как и в учении Кузанского мир Джордано Бруно истолковывает в духе пантеизма.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.013 с.)