Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты классической немецкой философии. Основные идеи Канта о познании. Этическая концепция Канта.

Поиск

Черты немецкой философии:

1. Если франц. развивало идеи социальной революции, то немецкие философы исходили из того, что действительность уже существует как разумно организованная (и природная, и социальная действительность есть воплощение разума). Человек своими действиями вносит разлад. Поэтому задача заключается в том, чтобы не преобразовывать действительность, а глубже, полнее познать ту рациональность, разумность, которая уже воплощена в действительность. Один из тезисов в учении Гегеля – «Все действительное разумно, все разумное действительно». Ориентируясь на определенные соц изменения, стремясь к установлению конституционно монархии, немецкие философы признавали и активность субъекта. Более того, эта проблема занимала одно из центральных мест, но эта активность заключалась не в практически преобразующей (революционной) деятельности, а эта активность субъекта ограничивалась духовно-познавательной, морально-нравственной деятельностью. Поэтому уже в учении Канта как родоначальника классической немецкой философии, центральными проблемами и соответственно разделами его учения явилась проблема познания и проблема морали. Особенностью и важным достижением КНФ явилась разработка диалектики как учения о движении и развитии. В значительной мере это было исторически обусловлено рядом факторов:

a. Возрастание динамизма социальной жизни. Революции и контрреволюции во Франции выявили существенную роль противоположностей (роль противоположных соц сил, соц классов) в развитии общества

b. К концу 18 – в начале 19 века естествознание все в большей мере превращается из собирающего факты в систематизирующее знание. В различных естественных науках, и прежде всего в физике, все в большей мере раскрывают единство, системность природы, взаимосвязь ее качественно различных областей (живой и неживой природы). Естествознание выявляет общие законы движения, взаимодействия в природе. Это позволяло обосновать диалектический взгляд на развитие природы.

c. Классическая немецкая философия в огромной мере развивалась благодаря обобщению тех идей, в том числе и диалектических, которые были накоплены на предшествующих ступенях развития философии.

Благодаря названным факторам оказалось возможным разработать учение о движении и развитии как в природе, так и в обществе и познании. В КНФ впервые была разработана диалектика как учение о всеобщих законах противоречивого развития и природы, и общества, и познания.

Характерные черты КНФ:

1. Обусловленность культурными идеями, идеалами Просвещения – вера в силу разума и т.д.

2. Социально-компромиссный характер немецкой философии

3. В значительной мере обусловленный этими факторами рационализм и идеалистический характер учений КНФ

4. Центральное место в учениях КНФ проблемы активности субъекта (как его духовно-познавательной и морально-нравственной деятельности) и проблемы диалектики..

Основные идеи учения Канта о познании

В своем учении о познании Кант исходит из того факта, что разум человека дает ему истинное знание и эти истинные знания выражены в различных положениях математики, в законах естествознания. Задача заключается в том, как можно понять, объяснить процесс достижения этих истинных знаний и есть ли границы, пределы в способности разума получать знания. Чтобы ответить на поставленный вопрос, Кант приступает к исследованию суждения как основной фундаментальной логической формы выражения знания (суждение – логическая форма, посредством которой утверждается, либо отрицается определенный признак у предмета). Анализируя суждения, используемые в познании, Кант различает следующие их виды:

1. Опытное суждение: результат выражения чувственно-опытных данных.

2. Априорное суждение: суждения, которые формулируются разумом до и вне всякого опыта

3. Суждения аналитические: используются для конкретизации, объяснения, уточнения, разъяснения какого-либо знания. Эти суждения не дают приращения нового знания.

4. Суждения синтетические: суждения, в которых дается приращение нового знания.

Далее Кант комбинирует эти характеристики ощущений и выдвигает следующие, которые подвергает анализу:

1. Опытное аналитическое суждение (не существует)

2. Опытное синтетическое суждение (опыт всегда дает приращение знаний)

3. Априорное аналитическое суждение (существует, присутствует, когда мы что-то объясняем)

4. Априорное синтетическое суждение

Основной интерес представляет анализ априорных синтетических суждений. В них разум приходит (минуя опыт) к новому знанию. Априорными синтетическими суждениями являются все математические суждения. Априорными синтетическими суждениями являются все принципы и законы естествознания: принципы и законы обладают общностью. Никакой опыт в силу его ограниченности обосновать общий вывод не может.

Т.о. Кант конкретизирует свою задачу: каким образом возможны априорные синтетические суждения? Если ответить на этот вопрос, то можно ответить, почему существует математика, научное знание именно как истинное.

Основные идеи учения Канта о познании изложены в его относительно небольшой работе «Пролегомены» (введение, вступление). Эта работа представляет собой краткое изложение самих идей его работы «Критика чистого разума».

Учение Канта о познании базируется на признании объективно существующих вещей, которые и являются предметом познания. Процесс познания базируется на 2 познавательных способностях человека:

1. Чувственности (чувственный опыт)

2. Разуме (рассудок и собственно разум)

Далее Кант исследует процесс познания, начиная с чувственного восприятия единичных вещей. В процессе чувственного опыта у человека возникает поток ощущений, на основе которых возникает явление.

Явление – субъективное человеческое представление о чувственно воспринимаемой в опыте вещи. Явление не есть образ или копия вещи, это именно субъективное впечатление о вещи. Вещь является человеку.

Анализируя явления, Кант различает «материю явления» и «форму явления». Материя явления – то, что соответствует ощущениям, полученным в опыте (т.е. конкретное содержание явления). Без чувственно-опытных данных явления быть не может. Форма явления – определенный способ упорядочения, организации явления, благодаря чему явление – не просто поток ощущений, а нечто целостное, организованное.

Если материя явления определяется опытом, то форма явления определяется априорными способностями человека.

Что понимает Кант под формой явления? Форма явления – априорные формы чувственного созерцания и таковыми являются пространство и время. Пространство и время – не свойства объективных вещей, а именно априорные формы чувственности, свойственные человеку. Только благодаря им и возможно чувственное восприятие вещи (сам опыт), возможно возникновения явления.

Таким образом, явление – возможно только при наличии чувственно-опытных данных (ощущений) и априорных форм (созерцания).

С точки зрения Канта именно пространство как априорная форма созерцания делает возможным геометрию как науку. Если пространство – внешняя априорная форма созерцания, то время – внутренняя априорная форма созерцания, которая делает возможным арифметику. Т.о. в учении Канта математика как наука и, следовательно, все априорно-синтетические суждения в математике возможны только благодаря априорным формам чувственного созерцания.

Явление подвергается анализу, обработке со стороны рассудка. Рассудок оперирует явлениями. В результате чего и возникает знание, выраженное в форме суждений. Рассудок – способность человека составлять суждения. Важно то, что рассудок неразрывно связан с обработкой явления и, следовательно, через явления с опытом. Анализируя рассудок, Кант приходит к тому, что обнаруживает 12 типов различных суждений, в которых выражается знание о явлении. В основе каждого типа суждений лежат определенные категории, которые представляют собой априорные формы рассудка. Рассудок благодаря особой априорной способности разума обобщает единичные суждения, подводит их под определенные категории, в результате чего возникают априорные синтетические суждения, ОБЛАДАЮЩИЕ ВСЕОБЩНОСТЬЮ И НЕОБХОДИМОСТЬЮ, ИСТИННОСТЬЮ. Категории как априорные формы рассудка осуществляют синтез единичных суждений и дают знания всеобщие и необходимые. Именно таким образом возникают научные априорные синтетические суждения, в частности естественнонаучные законы, принципы, обладающие всеобщностью и необходимостью.

В учении Канта 12 категорий, среди них категории причина-следствие, возможное-невозможное.

Т.о. можно сделать следующий вывод:

1. Научные знания возможны только по отношению к тем вещам (явлениям), которые даны человеку в опыте. По отношению к вещам, не являющимся в опыте, научных знаний быть в принципе не может.

2. Сам опыт и научные знания возможны только благодаря существованию априорных форм чувственного созерцания и априорных форм рассудка.

3. Именно благодаря априорным формам созерцания и рассудка человек осуществляет активную познавательную деятельность. Познание человека – это не результат зеркального отражения в его сознании тех или иных вещей, воздействующих на органы чувств, знание – не образ, не копия этих вещей. Познавательная деятельность человека носит ТВОРЧЕСКИЙ КОНСТРУКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР: посредством априорных форм созерцания и рассудка человек конструирует явления и все многообразие научных законов и, в конечном счете, научную картину мира. Благодаря этому и возможно естествознание как наука. Учение Канта о познании явилось революционным переворотом в философии: Кант показал, что знание есть результат творчески конструктивной активной деятельности субъекта.

В окружающем мире существуют вещи, которые в принципе не являются человеку в опыте, а также каждая вещь, которая доступна опыту, является не полностью, а лишь с определенной стороны. Исходя из этого, Кант вводит фундаментальное для его учения понятие «ВЕЩЬ В СЕБЕ». Это вещь, которая объективно существует, но в принципе недоступна опыту, в принципе не является опыту, а потому научного знания о ней быть не может.

Исходя из сказанного, Кант делит объективно существующий мир с позиции человеческого познания на мир эмпирический, который включает вещи, являющиеся в опыте, и мир трансцендентный, который включает все многообразие «вещей в себе».

Трансцендентальный – в познавательной способности.

Эмпирический мир – мир, в котором существует научное знание, трансцендентный мир – мир, который недоступен научному познанию. Относительно вещей этого мира может существовать вера.

Для учения Канта о познании характерны мотивы агностицизма, которые связаны, во-первых, с признанием «вещей в себе», во-вторых, с пониманием знаний как результата творчески конструктивной деятельности рассудка. Кант не рассматривает соотношение знаний и мир объективных вещей, поэтому в учении Канта и своеобразное понимание истинности знаний. Критерием истинности знания является его всеобщность и необходимость (и, следовательно, общезначимость).

Если рассудок оперирует только явлениями, т.е. связан с опытом и все понятия, суждения, логические формы рассудка сориентированы на эмпирический мир, то существует и собственно разум, который формулирует идеи, не связанные с опытом.

С точки зрения Канта идеи разума – всегда идеи целокупности, т.е. идеи, направленные на постижение целостности. Именно такими идеями и оперирует метафизика (философия).

Анализируя историю философской мысли, Кант выделяет 3 основных идеи, с которыми связано развитии философской мысли: идея души, стремящаяся выразить целостность внутреннего мира человека, идея мира, призванная выразить целостность, единство внешнего мира, идея Бога, которая стремится выразить единство, целостность и внутреннего мира человека, и внешнего.

Кант последовательно анализирует каждую из этих идей:

1. Идея души. Кант обращает внимание на то, что в опыте каждому человеку даны лишь отдельные психические явления: его чувства, эмоции, аффекты, но в опыте человеку никогда душа как единое целое не является. Поэтому, полагает Кант, не может существовать рациональной психологии как науки.

2. Идея мира. Анализируя многообразные философские учения, касающиеся миропонимания, Кант приходит к выводу, что по проблеме единства мира в философии существуют равносильные, равнологически обоснованные, аргументированные положения, которые противоположны друг другу. Такие равносильные, равнологически обоснованные и противоположные друг другу положения (тезис и антитезис) Кант назвал АНТИНОМИИ. В связи с идеей мира Кант формулирует 2 антиномии: мир конечен в пространстве и во времени (тезис) – мир бесконечен в пространстве и во времени (антитезис) и субстанция проста, элементарна (тезис) – субстанция сложна (антитезис). Анализируя их, Кант обращает внимание на то, что во-первых, ни мир, ни субстанция в опыте человеку не даны в принципе, более того, к миру и субстанции как целокупности применяются понятия, выработанные рассудком по отношению к отдельным опытным вещам. Поэтому Кант полагает, что и первая и вторая антиномии некорректны, неправильны и научного знания о мире как едином целом в принципе быть не может.

3. В связи с идеей Бога Кант формулирует: мир подчинен строгой причинности (тезис) – в мире существует свобода (антитезис). Бог есть (тезис) – Бога нет (антитезис). Анализируя антиномии причинности и Бога, Кант подчеркивает, что порознь в них истинны и тезисы и антитезисы: применительно к эмпирическому миру истинно то, что в нем господствует причинность (устанавливаемая рассудком). В трансцендентном мире, который неподвластен рассудку, господствует свобода. По отношению к эмпирическому миру истинно то, что Бога нет, однако в трансцендентном мире возможно существование Бога. Однако антиномии причинности и Бога с точки зрения Канта некорректны (сталкивают тезис с антитезисом).

На основе анализа антиномий Кант и заключает, что метафизика (философия) невозможна как наука. Она возможна лишь как учение о познающем разуме, т.е. как учение о познании (гносеология).

Учение Канта о морали (этика)

В книге «Критика практического разума»

Разум человека выступает как в роли познающего, так и в роли практического разума, который направляет, определяет морально-нравственную деятельность человека.

Под сферой практического Кант понимает морально-нравственную деятельность.

Разум человека по природе своей обладает априорными формами, как средствами деятельности.

Это обнаруживается когда разум функционирует как познающий (априорная форма чувственности и рассудка), априорность разума выявляется и когда он функционирует в познавательной и морально-нравственной деятельности.

Априорность практического разума заключается в том, что ему свойственен априорный моральный закон, который определяет моральный долг человека.

Подобно тому, как априорной формой чистого разума являются естественными, врожденными, носят общечеловеческий характер, являются предпосылкой, условием познавательной деятельности человека, точно также и априорный моральный закон, моральный долг носит естественный врожденный характер. Он является общечеловеческим и выступает как условие (предпосылка) моральных действий человека.

Важно отметить, что моральный закон и, следовательно, принципы морального поведения не являются результатом жизненного опыта человека, воспитания и образования человека, а носят именно априорный врожденный характер.

Кант различает 2 вида этики:

1. Этика гетерономную, принципы которой формируются в процессе индивидуальной жизнедеятельности человека. Поэтому гетерономная этика не является универсальной, общечеловеческой.

2. Этика автономная, т.е. не зависящая от эмпирической жизни человека, а которая определяется априорным моральным законом. Именно такая этика и является универсальной, общечеловеческой.

Характеризуя априорный моральный закон, Кант называет его категорическим (безусловным)императивом (повеление). С точки зрения Канта априорный моральный закон действует безусловно, неукоснительно, всегда и везде, предписывая, повелевая человеку соответствующее поведение, соответствующие поступки.

Кант следующим образом формулирует этот закон: поступай всегда так, чтобы относиться к человеку и в своем собственном лице, и в лице любого другого, также как к цели и никогда только как к средству.

Априорный моральный закон определяет моральный долг человека, этот долг определяется естественной природой человека, коренится в ней и поэтому моральный долг, выраженный в требованиях морального закона подсилен человеку, человек всегда безусловно способен следовать этому долгу.

Поэтому Кант формулировать положение: «Ты должен – значит, ты можешь».

Также как априорные формы чистого разума представляют собой именно логические формы, а не конкретное содержание, точно также и моральный закон выражает лишь принцип морального поведения, а не конкретные правила.

…заключался в том, что человек живет и действует в определенных конкретных условиях в эмпирическом мире стремясь к счастью. Поэтому в философии всегда существовала проблема: как совместить стремление человека к счастью в обычной эмпирической жизни с требованиями морали, т.е. добродетельным поведением.

Чтобы решить эту проблему Кант формулирует антиномию практического разума: человек добродетелен постольку, поскольку он стремится к счастью (т.е. человек потому добродетелен, что это стимулируется его стремлением счастью) – человек счастлив потому, что он живет добродетельно (добродетельная жизнь является условием достижения счастья).

Анализируя тезис и антитезис, Кант приходит к выводу: тезис, безусловно, ложен (неверен) потому что добродетельность как результат морального поведения не может определяться эмпирическими факторами, в частности стремлением к счастью. Поэтому тезис неверен. Антитезис неверен относительно, т.е. по отношению к одним условиям – верен, к другим – нет. Если человек сориентирован только на эмпирический материальный мир и понимает счастье только в этом плане, упуская при этом духовные факторы жизни, то в этом случае антитезис неверен, однако если человек признает духовный мир и важность духовных идеалов, то в этом случае антитезис верен. Однако доказать существование духовной сферы эмпирически невозможно, поэтому Кант формулирует 3 постулата практического разума, принятие которых и делает антитезис верным:

1. Существует абсолютная свобода воли человека, которая заключается в его следовании априорному моральному закону, моральному долгу.

2. Существует бессмертие души и в бесконечном своем существовании бессмертная душа человека и будет вознаграждена за добродетельное моральное поведение. Счастье в этом смысле будет достигнуто бессмертной душой именно в ее бессмертном состоянии.

3. Существует Бог, который является гарантом бессмертия души и абсолютной свободы воли человека.

Т.о. Кант признает, что если в принципе не может быть знания о Боге, то возможна и необходима вера в существование Бога как условие морали.

Кант считал, что мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья. Только в том случае, если к морали присоединится религия, появляется надежда когда-нибудь достигнуть счастья.

Идеи философии Канта получили развитие в последующих учениях КНФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.25 (0.013 с.)