Объективный идеализм, диалектический метод и система философии Гегеля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективный идеализм, диалектический метод и система философии Гегеля.



Гегель – систематизатор. Философия Гегеля представляет собой наиболее развитую систему в учениях. Философская система Гегеля включает все основные идеи (учение о бытии, о познании, о человеке, этика, эстетика, учение об обществе, философии, религии, праве), причем все эти разделы философского знания у Гегеля разработаны с позиций общих принципов и, прежде всего, с позиций диалектики, что и делает учение Гегеля системой.

1. Мировой разум существует как система логических категорий (чистый разум). Гегель полагает, что такой разум существует как мировой разум, как духовное начало. Он обладает внутренней творческой активностью. Он стремится к абсолютному самосознанию и свободе. Стремясь к этому, Мировой разум и порождает ряд последовательных ступеней своего саморазвития и эти этапы и есть последовательно возникающие этапы действительности. Таким образом, сущностью и природного и социального мира является Мировой разум. Природа, общество – лишь различные оболочки, внешние формы, которые принимает развивающийся мировой разум. Именно в этом смысле бытие (природа, общество) тождественно мышлению, то есть логическому процессу саморазвития Мирового разума. Тождество бытия и мышления определяет и рационалистический характер философии Гегеля.: именно разум, логический процесс порождает, определяет и природные и социальные меры. Именно в этом смысле «все действительное разумно, и все разумное действительно» действительность в сущности своей является воплощением мирового разума.

2. Принцип движения мышления от абстрактного к конкретному.

Абстрактное – одностороннее определение вещи.

Конкретное – определение той же вещи как единство многообразного (многообразный свойств, черт, моментов и т.д.).

Теория – самое конкретное знание!!

Понятие – абстрактное.

В Учении Гегеля Мировой разум осуществляет движение от абстрактного (чистых логических форм) к конкретному (т.е. многообразию природных, социальных вещей, процессов, которые выступают как ступени саморазвития мирового разума.

В процессе саморазвития мирового разума и происходит его движение от абстрактно-логических форм к многообразию природных и социальных вещей.

3. Принцип единства логического и исторического. Логический процесс саморазвития мирового разума определяет начало и последующие ступени исторического развития мира.

4. Принцип отрицания отрицания. Каждая качественно определенная вещь в процессе развития всилу внутвренней противоречивости преобразуется в качественно иную. Диалектическое отрицание (переход от одного качества к другому)

ТЕЗИС (качество 1)àАНТИТЕЗИС (Качество 2) à(отрицание отрицания)СИНТЕЗ

Качество как переход от тезиса к антитезису носит диалектическй характер, то есть противоречивый: это есть одновременно и уничтожение предшествующего качества и сохранение определенных элементов этого качества в новые.

В результате возникает такое новое качество, которое сохраняет в себе элементы предшествующего (антитезиса) и исходного (тезиса). Синтез – сохранение определенных элементов и первого качества и второго.

Диалектическое отрицание имеет место всегда при переходе от одного качества к другому. Отрицание отрицания – это особая закономерность развития, которая имеет место только в том случае, когда происходит восходящее, прогрессивное развитие, связанное с усложнением развивающихся объектов. Именно таковым является и историческое развитие общества.

Существуют многообразные процессы движение и в природе и в обществе, где диалектическое отрицание имеет место.

В учении Гегеля природа выступает как отрицание чистого разума, в своею очередь дух – отрицание природы и, вместе с тем, отрицание отрицания, то есть синтез. Потому что в социальной сфере имеет место единство и духовного и материального.

Закономерность отрицания отрицания выражает не только диалектически противоречивый характер развития, но эта закономерность определяет и структуру самой философской системы Гегеля – ее триадичность.

Природа в учении Гегеля является противоположностью чистого разума, т.к. разум является в форме материальных вещей. В учении Гегеля природа не обладает саморазвитием, т.е. в природе не существует порождения одной природной вещи другой, то есть, в природе нет естественных причинно-следственных связей. Природа есть лишь развертывание в пространстве, не во времени, всего многообразия, заключенного в чистом разуме. В чистом разуме существуют связи между логическими категориями. Существует переход от одной категории к другой. И именно эта логическая структура и определяет взаимосвязи всех существующих вещей. Природа – только область господства необходимости, закона. Вместе с тем, природа по сути лишена диалектического развития. Для Гегеля – сфера жесткой необходимости. Именно поэтому и происходит переход к следующему этапу развития.

Субъективный дух – это ступень становления, развития индивидуального сознания человека. Этот процесс включает 3 этапа, которым соответствует 3 ступени:

А. Антропология – учение о душе человека, которая еще неразрывно связана и подчинена биологическим процессам.

Б. Феноменология – учение о том, как возникает сознание и противопоставление человека как субъекта внешнему миру происходит развитие познания, затем сознание человека обращается не только на внешний мир, но и на самого себя, то есть возникает самосознание, что является предметом психологии.

В. Психология изучает самосознание личности, возникающую в связи с этим активности и свободу воли личности, которая связана с постановкой цели, в котором и выражено самосознание личности, ее отношение к миру и т.д.

Но свобода воли возможна лишь в том случае, когда целеполагание соединяется с социальной деятельностью, когда человек осуществляет в процессе этой деятельности. Именно поэтому происходит переход мирового разума на новую ступень «объективный дух».

Объективный ду х - ступень развития социальных отношений, здесь стремление к свободе порождает 3 новых этапа развития свободы человека (абстрактное право, правовая мораль, объективная нравственность: (семья, гражданское общество, государство)).

Чтобы в обществе реализовалась свобода следует. Чтобы в обществе существовал правопорядок. Право выражает должное в социальных отношениях, в социальной деятельности, через которую реализуется свобода. Однако, право будет содействовать свободе и основанная на правопорядке деятельность будет свободной в том случае, если субъект осознает необходимость права, примет правопорядок как руководство к действию и добровольно будет следовать этому правопорядку, тогда и реализуется свобода субъекта. Результатом осознания и добровольного принятия правопорядка является правовая мораль, которая и определяет свободные поступки, действия субъекта.

Жизнедеятельность человека протекает в определенных конкретных условиях, под влиянием которых человек может отступить от требований правовой морали. Правовая мораль выражает должное. Т.е. определяет, как человек должен поступать, однако реально существующие поступки, действия человека в силу определенных условий могут более или менее отступать от требований морали. Поэтому сущее в большей или меньшей мере отличается от должного, которое определяется нормами морали. Сущее – объективная нравственность. Объективная нравственность в большей или меньшей мере отличается от правовой морали и показывает, в какой степени реальные действия человека соответствуют морали.

С точки зрения Гегеля объективная нравственность опирается на семью, гражданское общество и государство. От семьи и гражданского общества зависит и уровень объективной нравственности.

Гарантом нравственности выступает государство и в учении Гегеля нравственные поступки человека, прежде всего, определяются теми политическими целями, которые преследует государство.

Свобода в обществе, насколько бы она ни была нравственна, соотнесена с необходимостью. Необходимости ставят границы свободе. Поэтому, стремясь к абсолютной свободе, мировой разум в своем саморазвитии переходит на новую ступень – АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ. Абсолютный дух – сфера общественно-исторической культуры, это сфера духовной, творческой, культурной деятельности.

Здесь мировой дух вновь приходит в адекватную ему сферу – сферу духа.

3 ступени развития свободы:

1. Искусство – осознание духом самого себя в форме чувственных образов и вершиной этого этапа развития Гегель считал античность и Возрождение, как возрождение античности.

2. Религия – осознание духом самого себя в форме углубленных представлений и вершиной этого этапа Гегель считал Средневековье.

3. Философия – самопознание духом, мировым разумом самого себя в логических формах. Именно в философии мировой разум, как рациональное, логическое первоначало, возвращается к соответствующим ему логическим формам – категориям. В философии мировой разум якобы возвращается к исходной ступени развития – чистому разуму, логическим категориям, но на новой более высокой основе: чистый разум – пустые логические формы, духовная культура и прежде всего философия. В духовной культуре эти же логические формы наполнены многообразным конкретным содержанием, многообразными конкретными знаниями. В этом смысле происходит движение от абстрактного (чистых, пустых логических форм)к конкретному (с многообразным содержанием).

На этом завершается Гегелевская система. Именно в сфере абсолютного духа (и прежде всего философии) достигается абсолютная свобода.

Философская система Гегеля является замкнутой: происходит возвращение якобы к первоначалу. В учении Гегеля окружающий нас мир является воплощением мирового разума, и развитие мира завершается. Все действительное разумно. И потому совершенно и не предполагает никакого кардинального преобразования. Необходимо только более глубокое познание, понимание разумной действительности.

С точки зрения Гегеля Прусская монархия является воплощением совершенного социального устройства. А в философии высшим совершенным учением является сама Гегелевская философская система, которая дает полное исчерпывающее объяснение развития мира.

Замкнутая идеалистическая философская система Гегеля по сути своей противоречила тому диалектическому методу, с помощью которого эта система и была построена. Это основное противоречие, которое в дальнейшем определило двойственный, противоположный подход к оценке этого учения.

Идеалистическая система изначально строилась в расчете на то, чтобы полностью объяснить мир, а, следовательно, представить его как завершивший свое развитие. С другой стороны, диалектический метод основан на том, что всякая ступень в развитии внутренне противоречива, а потому предполагает самоотрицание и переход к новому. Если следовать логике диалектического метода, то развитие мира следует признать бесконечным. Именно поэтому идеалистическая система, представившая мир завершенным, противоречит диалектическому методу, который приводит к выводу о бесконечности развития.

Гегель пытался искусственными способами это противоречие завуалировать.

В 20-е – 30-е гг. 19 века в Германии происходит оживление экономической жизни, возникает таможенный союз, способствующий объединению и развитию единого экономического пространства. Происходит и нарастание социальных противоречий, которые проявляются в столкновении интересов противоположных социальных групп. Постепенно в Германии складывается революционная ситуация, которая приводит к буржуазной революции 18.. года.

Поскольку философия Гегеля была популярна в Германии и носила определенный идеологический характер (оправдание социальных компромиссных идеалов, обоснование незыблемости существующего общественного порядка), постольку к философии Гегеля формируется прямо противоположное отношение. В 30 – 40-е гг. складывается течение старогегелианцев и младогегелианцев. Старогегелианцы выражали консервативные интересы в немецком обществе, связанные с сохранение существующего социального порядка. И для этого использовалось гегелевское учение с упором на его идеалистическую систему. Младогегелианцы напротив выражали революционно-демократические настроения в обществе и ориентировались на диалектический метод Гегеля, который приводил к выводу о бесконечном развитии, о противоречивости, закономерности в развитии нового. Младогегелианцы подвергали острой критике философскую систему Гегеля и, следовательно, его идеализм вплоть до отрицания идеалистического миропонимания с позиций материализма.

К числу наиболее значительных немецких философов, которые критически отвергали идеализм Гегеля и развивали материалистическое учение, относится Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Работы: «Сущность христианства» и «Сущность религии».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.012 с.)