Марксистская философия, ее теоретические источники, основополагающие идеи. Марксистское учение о человеке, его свободе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марксистская философия, ее теоретические источники, основополагающие идеи. Марксистское учение о человеке, его свободе.



Она была разработана К. Марксом (1818 – 1883) и Ф. Энгельсом (1820 – 1895).

Основные положения выложены в ряде как совместных работ, так и написанным отдельно. Совместные работы: «Немецкая идеология», «Нищета философии» и др.

Работы Маркса: «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Тезисы о Фейербахе» (1848 г. 11 тезисов, в которых четко в краткой форме выражены идеи марксизма), «Капитал», «Гражданская война во Франции»

Энгельс: «Людвиг Фейербах и конец КНФ», «Анти-Дюринг», «Диалектика природы».

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ.

Основные идеи, связанные с этим вопросом, изложены в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец КНФ».

Марксизм возникает в 40-е гг. 18 века. Это период, когда усиливаются социальные противоречия в западно-европейских странах, в т.ч. Германии, происходят социальные столкновения. В этот период складывается революционная ситуация в Германии, которая привела к революции 1848 года. Какую роль играет борьба социальных групп? А вместе с этим все большее значение приобретала и идеология как существенный фактор борьбы социальных групп.

Идеология представляет собой форму теоретического общественного сознания, в которой осмысливается общественная жизнь, социальные процессы, общественные отношения, общественное бытие с позиций определенной социальной группы. Именно поэтому идеология по сути своей не может быть индифферентна для всех социальных групп. Одновременно существуют различные идеологии. Роль идеологии определяется тем, что она по сути представляет собой самосознание определенной социальной группы. Идеология выступает как теоретическое обоснование целей соц группы, идеалов, тактики и стратегии. Выступает как очень важный организующий соц группу фактор.

К середине 19 века капитализм во многих европейских странах достигает своей зрелости и все более очевидными становятся общие существенные черты, характерные для экономики, политики, капиталистического общества в различных странах. Это обстоятельство сделало возможным разработку теоретической модели буржуазного капиталистического общества на основе анализа общих существенных связей, закономерностей, свойственных этому обществу.

Одной из таких общесоциологических моделей капиталистического общества явилось марксистское учение об обществе. Марксистская философия возникает именно как общесоциологическое учение и лишь позднее в ней разрабатываются проблемы, связанные с пониманием природы, познанием и др. проблем.

Марксизм возникает как теоретическое обоснование определенного класса (пролетариата).

В силу своего университетского образования Маркс был гегелианцем, однако под воздействием активной социальной деятельности (деятеля-журналиста, редактора газет, рабочего движения) Маркс все в большей мере убеждался, что учение Гегеля носит абстрактно-….

Речь шла о том, что гегелевская философия сводит активность субъекта к духовно-познавательному, в то время как действительная социальная активность субъекта заключается в революционно-преобразующей практической деятельности. Общественная жизнь в сущности своей есть жизнь практическая и все изменения в обществе есть результат практической преобразующей деятельности. В связи с этим Маркс и попытался обосновать тенденции развития общества, исходя из понимания общества прежде всего как сферы материально-преобразующей деятельности. Идея общественно-исторической практики явилась одной из фундаментальных идей марксизма. Создавая свое учение Маркс и Энгельс исходили из определенных философских идей своих предшественников и прежде всего из определенных идей гегелевской философии и философии Фейербаха.

Какова же преемственная связь марксистской философии и философии Гегеля:

1. Маркс сохранил гегелевскую идею всеобщего диалектического развития природы, общества и познания. Однако Маркс разработал на основе этой идеи диалектическое учение в принципе противоположное диалектическому учению Гегеля. Противоположность: в учении Гегеля имеет место идеалистическая диалектика: диалектический метод Гегеля описывает противоречивое развитие мирового разума, порождающего природный и социальный мир. При этом диалектический метод Гегеля подчинен потребностям его идеалистической системы (природа не обладает саморазвитием, в обществе на определенной ступени происходит примирение противоположностей и поэтому завершается развитие). В философии марксистской речь идет прежде всего об объективной диалектике, т.е. противоречивом саморазвитии природы и общества.

Т.о. имеет место и преемственная связь и вместе с тем их принципиальное различие.

2. В марксистской философии сохранена идея классического немецкого идеализма о творческой активности и свободе субъекта. Однако имеет место противоположность истолкования активности субъекта в марксистской идеологии и КНФ: в учении немецкого идеализма активность субъекта – духовно-познавательная деятельность, морально-нравственная. В марксистской философии активность общественно-исторического субъекта – не только духовно-познавательная, морально-нравственная, но прежде всего, материально-практическая, революционно-преобразующая деятельность.

Первичность материи, природы, вторичность познания. Однако существует и принципиальное отличие марксистского материализма от Фейербаха: материализм Фейербаха непоследовательный – это материализм в понимании природы и идеализм в понимании общества. В марксистской впервые разработано материалистическое понимание общества, истории. И таким образом марксистский материализм – целостное учение, единообразно объясняющее и природу, и общество. Кроме того, материализм Фейербаха был механистическим, антропологическим и натуралистическим. В марксистской философии имеет место единство материализма и диалектического миропонимания (диалектический материализм).

Маркс сохранил идею Фейербаха о самоценности человека как активного деятельного свободного существа, т.е. сохранил гуманистическую установку в философии. Однако в противоположность Фейербаху, Маркс рассматривает человека не натуралистически, а напротив, подчеркивает общественно-историческую сущность человека. В тезисах о Фейербахе Маркс писал, что сущность человека – прежде всего те общественно-исторические отношения, продуктом которых является человек, в которые включен человек. Именно под воздействием этих факторов и формируется человек. Иначе говоря, для марксистской философии характерна не натуралистическая, антропологическая, а общественно-историческая установка.

Т.о. для марксистской философии характерна не только преемственная связь с определенными идеями Фейербаха, но и принципиальное отличие по этим же чертам.

Развитие материалистической диалектики в понимании природы в марксистской теории опиралось и на определенные естественнонаучные предпосылки. В качестве таких предпосылок, как отмечал Энгельс, выступили 3 важных естественнонаучных открытия, хотя определенное обобщение в марксистской философии получили и другие:

1. Открытие Майером закона сохранения и превращения энергии. Этот закон явился научным доказательством всеобщности, неуничтожимости движения в природе, а также всеобщей взаимосвязи различных видов движения и, следовательно, областей природного мира.

2. Открытие живой клетки и ее способности к изменению. Это доказательство единства живой природы и его постоянной изменчивости.

3. Эволюционная теория Дарвина. Рассмотрела противоречивость наследственности и изменчивости и выявила определенную взаимосвязь.

Эти и другие достижения позволили научно обосновать объективную диалектику.

Характерные черты марксистской философии:

1. Марксистская философия – последовательный материализм как в понимании природы, так и общества. Впервые разработано материалистическое понимание общества.

2. Марксистский материализм является атеистическим.

3. Тесная взаимосвязь материализма и диалектики (диалектический материализм и материалистическая диалектика)

4. Для марксистской философии характерна фундаментальная основополагающая роль принципа общественно-исторической практики, на основе которого разрабатывается и материалистическое понимание общества, и диалектико-материалистическое учение о познании, и учение о человеке и его свободе.

МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Основные идеи Маркса по этому вопросу изложены в его работе «Экономическо-философские рукописи 1844 г.». Маркс и Энгельс, сочинения, издание 2, том 42, Москва, 1974 г.

Марксистская теория исходит из того, что в бытии человека совмещены 2 линии:

1. Природное бытие – человек рассматривается как естественное природное существо, обладающее жизненными силами, потребностями, задатками, способностями, влечениями, и как природное существо человек обладает определенной активностью.

2. Социальное бытие – человек рассматривается как существо, обладающее сознанием и познанием окружающей действительности, самосознанием, волей, целеполаганием. Именно самосознание, воля, целеполагание есть предпосылка свободы человека, которая реализуется в процессе его практической деятельности. Маркс подчеркивает, что в самой социальной жизнедеятельности человека заключена его родовая сущность. «Сознательная свободная деятельность и заключает в себе родовой характер человека».

Родовая сущность человека проявляется в следующем:

1. Отношение человека к себе и к другому человеку как к цели, а не только как к средству.

2. Активность, свобода человека обусловлена не только его естественными потребностями, но прежде всего его волей, его целями.

3. Человек, опираясь на знании об окружающем мире, изменяет, преобразует мир творчески и универсально в соответствии с объективными законами действительности. В отличие от этого животное вносит изменения в окружающий мир в соответствии со своей биологической меркой. Человек создает новое в мире. Кроме того творческая активность человека носит универсальный характер.

4. Творчески и универсально изменяя мир, человек творит его в соответствии с законами красоты.

Посредством общественно-практической деятельности человек реализует свои способности, задатки, возможности, свои цели и таким образом осуществляет гармоничное саморазвитие, разносторонне утверждается в окружающем мире. Но это имеет место только в том случае, когда деятельность человека свободна, т.е. не ограничена какими-либо чуждыми, враждебными человеку силами, которые определяются конкретными историческими условиями и носят необходимый характер. В этом смысле Маркс ведет речь об исторической необходимости и отчуждении.

Отчуждение – социальное явление, которое возникает тогда, когда какое-либо общественное явление или процесс из цели превращается в средство или наоборот. В любом случае происходит искажение, извращение естественного положения дел. В результате такое извращенное социальное явление становится чуждым, враждебным по отношению к человеку, противодействующим его активности, его свободе.

С пониманием отчуждения у Маркса связано и понимание свободы. Отчуждение выступает как фактор, обусловленный определенными общественно-историческими условиями. Чтобы преодолеть многообразные формы отчуждения человек должен в процессе общественно-исторической практики изменить, преобразовать эту общественно-историческую необходимость, изменить условия, порождающие отчужденность. Преодоление – расширение сферы свободы. И в связи с этим понимание Марксом свободы.

В марксистском понимании свободы сохраняется преемственность с КНФ.

Понимание Марксом свободы:

1. Общественно-исторический характер необходимости и свободы

2. Диалектика необходимости и свободы (необходимость – предпосылка свободы и элемент свободной деятельности (Шеллинг))

3. Свобода есть познанная общественно-историческая необходимость и общественно-историческая практика, основанная на это познание, направлена на изменение этой действительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.013 с.)