Особенности развития и основные направления Русской философии во второй половине XIX века. Материализм Н. Г. Чернышевского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития и основные направления Русской философии во второй половине XIX века. Материализм Н. Г. Чернышевского.



ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В 60-80-Е ГГ. 19 ВЕКА.

К историческим процессам, повлиявшим на развитие философии в этот период, можно отнести:

1. Демократизация общественной жизни в России, которая была связана прежде всего с тем, что завершилось царствование Николая 1, для которого была характерна реакционность в самых различных сферах общественной жизни. В 1855 году на престол вступает Александр 2 и начинается период различных реформ, что уже содействовало определенной демократизации общественной жизни (реформа 1871 года, которая привела к отмене крепостного права, реформы в армии, реформы земского самоуправления, университетская реформа). Следует отметить, что определенное влияние оказала и Крымская война 1854 года. Указанные исторические события привели к усилению радикальных революционных настроений в обществе. В этот период получает развитие революционно-демократическое движение разночинцев. Изменения в общественной жизни сказались и на развитии русской культуры, в частности: отход от идеалов романтизма и выработка более жесткой, более критической позиции в развитии общественной жизни. Складывается новая установка: критический реализм. Изменения в этом же направлении произошли и в русской философии.

Прежде всего усиливается реалистическая, критическая тенденция. Это проявляется с одной стороны в том, что русская философия отходит от умозрительных идей западноевропейской философии, с другой стороны усиливается интерес русской философии к вопросам историософии, проблемам социальным, проблемам развития культуры. В этот период не только приобретает критический настрой и социальную ориентацию русская философия (в связи с этим особый интерес к русской идее и возникновение различных концепций русской идеи), но наряду с философией усиливаются философско-мировоззренческие идеи в других элементах русской культуры, что неизбежно влияло и на развитие собственной философии.

Особое значение приобретает философская публицистика. Публицистическая деятельность была характерна для русских философов. Для нее характерно то, что публицистические произведения посвящены не философским проблемам, а проблемам развития культуры, проблемам социально-политической жизни, другим проблемам общественной жизни. Однако эти разнообразные проблемы общественной, культурной жизни анализируются с определенных философско-мировоззренческих позиций. Дается оценка тех явлений, событий, изменений, которые происходят в общественной жизни. Эти произведения приобретают важный смысложизненный аспект (поэзия Тютчева, Фета, А. Толстого, Достоевский). Это же характерно и для живописи, музыкального творчества. Во 2 половине 19 века значительный толчок испытывала русская наука. Характерно то, что видные русские ученые (Павлов, Сеченов, Менделеев) в своей деятельности уделяли значительное место философским аспектам. Формируется стихийный естественнонаучный материализм. Усиление философских идей в различных элементах русской культуры с одной стороны, способствовало и распространению в целом философии на русское общество, с другой стороны, расширению базы, на которую опирается русская философия.

Особое значение сыграло проникновение идей позитивизма из западноевропейской философии в русскую, начиная с 60-х годов 19 века.

Суть позитивизма: позитивистская философия возникает в 30-е годы 19 века. Суть заключалась в том, что в качестве позитивного, т.е. положительного, ценного, значимого, рассматривалось знание, которое получено на основе опыта, которое носит конкретный характер и потому может быть более удобно, эффективно использовано в деятельности.

В соответствии с таким подходом к оценке знаний, во-первых, существенно снижалось или отрицалось внимание к собстевнно философским проблемам (онтологические, метафизические, связанные с пониманием бытия), что существенно влияет на характер философии, и, во-вторых, абсолютизируется характер, особенности эмпирического научного знания. Формируется сциентисткая установка.

Проникновение идей позитивизма в русскую философию, особенно в связи с возрастающим влиянием и развитием русской науки, привело к тому, что в русской философии усиливаются мотивы натурализма. В этот период возникают и материалистические учения в русской философии. Классическим представителем материализма было учение Чернышевского.

Усиление мотивов натурализма в русской философии не привело к ослаблению или исчезновению традиционных для русской философии установок (религиозно-нравственные идеи, морально-нравственные, художественно-эстетические). Именно по этой причине в русской философии в русской философии возникают разнообразные учения, в которых разным образом сочетаются эти несочетаемые, противоречивые мотивы натурализма с одной стороны и традиционной русской философии с другой. Наряду с такими учениями в русской философии возникают учения материалистические, сохраняются и последовательно религиозные учения, в которых не было материализма. Говоря о направления русской философии во 2 половине 19 века мы можем выделить и материалистическое направление и последовательно-религиозное философское направление, и сочетание традиционных установок с идеями позитивизма (учение П. Л. Лаврова, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьев, Н.Ф. Федоров, Розанов и другие).

В конце 19 века формируется первая в русской философии философская система – философия всеединства В.С. Соловьева.

 

Чернышевский был не только русским философом, но и общественно-политическим деятелем, журналистом, редактором журналов «Современник», «Отечественные записки». Основное философское произведение: «Антропологический принцип в философии», основное произведение Чернышевского: «Что делать?».

Центральными проблемами в философском учении Чернышевского были проблемы человека, истолкования исторического процесса и на этой основе концепция русской идеи. Чернышевский исходит из признания целостности природы человека. Следуя идеям антропологического учения Фейербаха, Чернышевский рассматривает человека как единство физиологического и психического. При этом психическое Чернышевский рассматривает широко, включая и волю, и способности человека, и моральные принципы.

Он подчеркивает, что человек обладает единой и единственной естественной природой. Это индивидуальная биологическая природа человека с точки зрения Чернышевского определяет не только психологические, но и физиологические факторы.

Как и Фейербах он сводит психическое в человека к его индивидуальной природе. Никакие общественно-исторические факты он не исследует (натурализм и антропологизм в понимании человека).

Натурализм в понимании человека у Чернышевского опирается и на более широкие материалистические идеи:

1. Признание материальности бытия, природы

2. Признание объективной закономерности, причинности в природе

3. Признание познаваемости мира человеком, причем в отличие от позитивизма он признавал единство и чувственно-опытного, и теоретического в познании. Особо отмечал роль гипотезы в развитии естественных наук.

Влияние идей позитивизма в учении Чернышевского проявилось в его учении о морали. Мораль Чернышевский истолковывал натуралистически (как Фейербах), а именно полагал, что моральные принципы человека, его представления о добре и зле определяются его индивидуальными эгоистическими устремлениями, потребностями, которые обусловлены его естественной природой. ТО, что способствует достижению естественных потребностей человека, то есть добро и наоборот. При таком истолковании моральных принципов, они оказываются относительными.

Однако стремясь смягчить такой эгоистический индивидуалистский характер морали, Чернышевский прибегает к принципу разумного эгоизма. Следует особо отметить, что развивая такую натуралистическую концепцию морали, Чернышевский, оставаясь деятелем русской культуры, писателем, публицистом, не мог не сохранить и традиционные для русской культуры и философии морально-нравственные ценности, а именно способность личности к подвигу, к благородным поступкам, самопожертвованию и т.д.

Поскольку натуралистическая мораль эти качества не могла объяснить, Чернышевский полагал, что имеются автономные обоснования для таких качеств личности.

Для понимания исторического процесса в учении Чернышевского характерно:

1. Признание целостности и причинной обусловленности исторического процесса, причем в историческом развитии общества Чернышевский особо подчеркивает важную роль экономической сферы, хотя к материалистическому понимаю природы он не пришел. (идеалистический взгляд на развитие общества)

2. Важную роль он придавал просвещению, развитию знания, науки (духовным факторам)

3. Наиболее важно в исторических воззрениях то, что он выдвигал революционный взгляд на развитие общества. Идеал: крестьянский социализм, базирующийся на крестьянской общине и методом его построения Чернышевский считал революционное преобразование российской жизни. Именно революционную деятельность он рассматривал как проявление свободы личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.1 (0.007 с.)