Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития и основные направления Русской философии во второй половине XIX века. Материализм Н. Г. Чернышевского.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В 60-80-Е ГГ. 19 ВЕКА. К историческим процессам, повлиявшим на развитие философии в этот период, можно отнести: 1. Демократизация общественной жизни в России, которая была связана прежде всего с тем, что завершилось царствование Николая 1, для которого была характерна реакционность в самых различных сферах общественной жизни. В 1855 году на престол вступает Александр 2 и начинается период различных реформ, что уже содействовало определенной демократизации общественной жизни (реформа 1871 года, которая привела к отмене крепостного права, реформы в армии, реформы земского самоуправления, университетская реформа). Следует отметить, что определенное влияние оказала и Крымская война 1854 года. Указанные исторические события привели к усилению радикальных революционных настроений в обществе. В этот период получает развитие революционно-демократическое движение разночинцев. Изменения в общественной жизни сказались и на развитии русской культуры, в частности: отход от идеалов романтизма и выработка более жесткой, более критической позиции в развитии общественной жизни. Складывается новая установка: критический реализм. Изменения в этом же направлении произошли и в русской философии. Прежде всего усиливается реалистическая, критическая тенденция. Это проявляется с одной стороны в том, что русская философия отходит от умозрительных идей западноевропейской философии, с другой стороны усиливается интерес русской философии к вопросам историософии, проблемам социальным, проблемам развития культуры. В этот период не только приобретает критический настрой и социальную ориентацию русская философия (в связи с этим особый интерес к русской идее и возникновение различных концепций русской идеи), но наряду с философией усиливаются философско-мировоззренческие идеи в других элементах русской культуры, что неизбежно влияло и на развитие собственной философии. Особое значение приобретает философская публицистика. Публицистическая деятельность была характерна для русских философов. Для нее характерно то, что публицистические произведения посвящены не философским проблемам, а проблемам развития культуры, проблемам социально-политической жизни, другим проблемам общественной жизни. Однако эти разнообразные проблемы общественной, культурной жизни анализируются с определенных философско-мировоззренческих позиций. Дается оценка тех явлений, событий, изменений, которые происходят в общественной жизни. Эти произведения приобретают важный смысложизненный аспект (поэзия Тютчева, Фета, А. Толстого, Достоевский). Это же характерно и для живописи, музыкального творчества. Во 2 половине 19 века значительный толчок испытывала русская наука. Характерно то, что видные русские ученые (Павлов, Сеченов, Менделеев) в своей деятельности уделяли значительное место философским аспектам. Формируется стихийный естественнонаучный материализм. Усиление философских идей в различных элементах русской культуры с одной стороны, способствовало и распространению в целом философии на русское общество, с другой стороны, расширению базы, на которую опирается русская философия.
Особое значение сыграло проникновение идей позитивизма из западноевропейской философии в русскую, начиная с 60-х годов 19 века. Суть позитивизма: позитивистская философия возникает в 30-е годы 19 века. Суть заключалась в том, что в качестве позитивного, т.е. положительного, ценного, значимого, рассматривалось знание, которое получено на основе опыта, которое носит конкретный характер и потому может быть более удобно, эффективно использовано в деятельности. В соответствии с таким подходом к оценке знаний, во-первых, существенно снижалось или отрицалось внимание к собстевнно философским проблемам (онтологические, метафизические, связанные с пониманием бытия), что существенно влияет на характер философии, и, во-вторых, абсолютизируется характер, особенности эмпирического научного знания. Формируется сциентисткая установка. Проникновение идей позитивизма в русскую философию, особенно в связи с возрастающим влиянием и развитием русской науки, привело к тому, что в русской философии усиливаются мотивы натурализма. В этот период возникают и материалистические учения в русской философии. Классическим представителем материализма было учение Чернышевского. Усиление мотивов натурализма в русской философии не привело к ослаблению или исчезновению традиционных для русской философии установок (религиозно-нравственные идеи, морально-нравственные, художественно-эстетические). Именно по этой причине в русской философии в русской философии возникают разнообразные учения, в которых разным образом сочетаются эти несочетаемые, противоречивые мотивы натурализма с одной стороны и традиционной русской философии с другой. Наряду с такими учениями в русской философии возникают учения материалистические, сохраняются и последовательно религиозные учения, в которых не было материализма. Говоря о направления русской философии во 2 половине 19 века мы можем выделить и материалистическое направление и последовательно-религиозное философское направление, и сочетание традиционных установок с идеями позитивизма (учение П. Л. Лаврова, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьев, Н.Ф. Федоров, Розанов и другие).
В конце 19 века формируется первая в русской философии философская система – философия всеединства В.С. Соловьева.
Чернышевский был не только русским философом, но и общественно-политическим деятелем, журналистом, редактором журналов «Современник», «Отечественные записки». Основное философское произведение: «Антропологический принцип в философии», основное произведение Чернышевского: «Что делать?». Центральными проблемами в философском учении Чернышевского были проблемы человека, истолкования исторического процесса и на этой основе концепция русской идеи. Чернышевский исходит из признания целостности природы человека. Следуя идеям антропологического учения Фейербаха, Чернышевский рассматривает человека как единство физиологического и психического. При этом психическое Чернышевский рассматривает широко, включая и волю, и способности человека, и моральные принципы. Он подчеркивает, что человек обладает единой и единственной естественной природой. Это индивидуальная биологическая природа человека с точки зрения Чернышевского определяет не только психологические, но и физиологические факторы. Как и Фейербах он сводит психическое в человека к его индивидуальной природе. Никакие общественно-исторические факты он не исследует (натурализм и антропологизм в понимании человека). Натурализм в понимании человека у Чернышевского опирается и на более широкие материалистические идеи: 1. Признание материальности бытия, природы 2. Признание объективной закономерности, причинности в природе 3. Признание познаваемости мира человеком, причем в отличие от позитивизма он признавал единство и чувственно-опытного, и теоретического в познании. Особо отмечал роль гипотезы в развитии естественных наук. Влияние идей позитивизма в учении Чернышевского проявилось в его учении о морали. Мораль Чернышевский истолковывал натуралистически (как Фейербах), а именно полагал, что моральные принципы человека, его представления о добре и зле определяются его индивидуальными эгоистическими устремлениями, потребностями, которые обусловлены его естественной природой. ТО, что способствует достижению естественных потребностей человека, то есть добро и наоборот. При таком истолковании моральных принципов, они оказываются относительными. Однако стремясь смягчить такой эгоистический индивидуалистский характер морали, Чернышевский прибегает к принципу разумного эгоизма. Следует особо отметить, что развивая такую натуралистическую концепцию морали, Чернышевский, оставаясь деятелем русской культуры, писателем, публицистом, не мог не сохранить и традиционные для русской культуры и философии морально-нравственные ценности, а именно способность личности к подвигу, к благородным поступкам, самопожертвованию и т.д.
Поскольку натуралистическая мораль эти качества не могла объяснить, Чернышевский полагал, что имеются автономные обоснования для таких качеств личности. Для понимания исторического процесса в учении Чернышевского характерно: 1. Признание целостности и причинной обусловленности исторического процесса, причем в историческом развитии общества Чернышевский особо подчеркивает важную роль экономической сферы, хотя к материалистическому понимаю природы он не пришел. (идеалистический взгляд на развитие общества) 2. Важную роль он придавал просвещению, развитию знания, науки (духовным факторам) 3. Наиболее важно в исторических воззрениях то, что он выдвигал революционный взгляд на развитие общества. Идеал: крестьянский социализм, базирующийся на крестьянской общине и методом его построения Чернышевский считал революционное преобразование российской жизни. Именно революционную деятельность он рассматривал как проявление свободы личности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.22 (0.009 с.) |