Философия «всеединства» В. С. Соловьева, ее основные идеи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия «всеединства» В. С. Соловьева, ее основные идеи.



Учение Соловьева занимает особое место в русской философии, это обусловлено тем, что в нем получили обобщение многие идеи русской философии XIX века, и оно явилось первой системой русской философии.

В философском учении Соловьева были разработаны идеи, которые в значительной мере определили дальнейшее развитие русской философии (идея Всеединства, идея Богочеловечества и прочие).

В чем заключался системный характер учения Соловьева?

В его основе лежали принципы, которые определили единообразный подход к решению различных проблем.

А). Принцип абсолюта – Бога, Бог понятый в его триединстве рассматривается как единый духовный фактор, субстанциальное начало в учении Соловьева.

Б). Принцип Всеединства. Суть принципа в признании универсальной (всеобщей) духовной, божественной взаимосвязи между всеми явлениями мира. По сути, это развитие принципа соборности.

В). Принцип Богочеловечества. Является основным в учении Соловьева в понимании исторического процесса и саморазвития личности. Суть в том, что история – процесс все более полного Боговоплощения, движения к царству Божьему. Это определяет смысл истории, духовно-нравственное самосовершенствовании личности, к-я включена в исторический процесс (религиозный провиденционализм). Системность учения Соловьева заключается в полноте и определенной организации его учения: она включает все традиционные разделы философского знания (онтология, космология, учение о познании, о человеке и свободе, этика, эстетика, историософия и др.)

 

Основные идеи:

Наука, философия, религия, имеют единый, общий принцип - всеединство на всех ступенях. Поэтому всеединство в учении Соловьева характеризует не только единство космоса, но и познания.

Чтобы способствовать духовно-нравственному развитию человека, Бог вступил в исторический процесс в образе Иисуса Христа, он определил три чувства, свойственных его природе:

1. Чувство стыда, к-е выражает отношение человека к собственной животной приироде. Поэтому наиболее сильный стыд – половой.

2. Чувство жалости, сострадания, выражает отношение человека к себе подобному.

3. Чувство благоговения, выражает отношение человека к Богу.

В своей основной работе «Оправдание добра», подчеркивает, что благоговение – это индивидуально-психологическая предпосылка религиозности каждого человека.

Эти три чувства, будучи осознанны, осмысленны человеком, порождают три принципа его поведения:

1. Принцип аскетизма, направленный на сдерживание плотских ощущений и сосредоточение на духовном саморазвитии.

2. Принцип альтруизма

3. Принцип религиозности

Эти чувства и принципы направляют человека к духовно-нравственному преображению, ориентируют его на движение к Богу, но для осуществления этого необходимо:

1. Осознание собственного несовершенства, греховности.

2. Осознание идеала, на который нужно ориентироваться в своем самосовершенствовании (Иисус Христос)

3. Усилие воли, чтобы осуществить его

В процессе духовно-нравственного совершенствования человек может и должен опереться на семью, духовные ценности своего народа и общечеловеческую культуру.

В учении о человеке Соловьев исходит из принципа его двуединства: Божественное (духовное) и материальное, телесное. При этом подчеркивает, что определяющим началом в личности является его принадлежность к обществу, индивидуальность приобретает значение только тогда, когда личность выступает представителем общества. Индивидуальность – проявление общественного человека.

Свободу человека рассматривает, как способность человека следовать или по пути зла, или по пути добра.

В учении Соловьева представлена и определенная концепция русской идеи, которая истолкована с позиции принципа всеединства. В отличие от некоторых философов, например Данилевского, Соловьев полагал, что история – единый, целостный процесс, который направлен на всеединство народов и выработку, создание единой, общечеловеческой культуры. Русская идея заключается не в том, что должна для себя сделать Россия, а в том, чтобы определить место, роль России как христианского государства, в единении народов, создании единой культуры.

Основные идеи Соловьева изложены в работах «Оправдание добра», «Критика отвлеченных начал» (эмпиризма и рационализма), «Русская идея», «Чтение о Богочеловечестве».


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.004 с.)