Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Античный материализм. Атомистическая философия Демокрита.
Демокрит во многом исходил из идей Парменида. В частности, он признавал и лишь мысленное, логическое постижение бытия, и то, что бытие неделимо и неподвижно. Вместе с тем, стремясь преодолеть вышеназванное противоречие, Демокрит выдвинул и ряд отличных от Парменидовских утверждений, которые впоследствии оказались гениальными догадками. 1) Демокрит предположил, что существует небытие и это есть пустота. 2) Бытие состоит из дискретных элементов, каждый из которых неделим и неизменен. Такие дискретные элементы бытия Демокрит называл АТОМЫ. В учении Демокрита атомы качественно тождественны, они абсолютны, вечны, несотворимы и неуничтожимы, а также неделимы, неизменны. Атомы – это по сути есть субстанция. Кроме того, атомы объективны, материальны, т.е. несотворимы и неунитожимы. Атомы, находясь в пустоте сталкиваются, чем обусловлено постоянное, непрерывное их движение. Насколько вечны неуничтожимы атомы, настолько же вечно и неуничтожимо движение, в процессе которого атомы существуют. По сути, это первое утверждение о единстве и вечности субстанции и движения. В учении Демокрита атомы количественно различны: по форме, размерам, последовательности в своих взаимодействиях и сочетаниях. В процессе движения количественно различные атомы образуют многообразные сочетания (по количеству, конфигурации и т.д.), которые и представляют собой многообразные чувственно воспринимаемые вещи. Т.о. бытие лишь логически, умозрительно мыслимо, но тем не менее сочетания и многообразие сочетаний образуют различные вещи. 3) В учении Демокрита не только различные чувственно воспринимаемые вещи состоят из атомов, но из атомов состоит душа человека и все боги. Однако, атомы души, атомы, из которых состоят боги круглые, поэтому взаимодействия между ними эфемерны (неустойчивы). Демокрит первый выдвинул особый принцип философского мировоззренческого миропонимания, который получил название материалистического. Материализм – концепция философского миропонимания, а также направления в философии, согласно которому первична материя, природа и вторичен дух, душа, сознание, боги и т.д. Первичное – это то, что вечно и порождает вторичное. Между первичным и вторичным отношение порождения.
В учении Демокрита это заключалось в том, что душа, боги, т.е. духовное, порождены, образованы атомами как материальным. В дальнейшем материалистический принцип миропонимания сохранился в учениях других философов. Демокрит рассматривается как родоначальник материализма в философии (линия Демокрита в философии). В середине и начале 5 века до н.э. происходят заметные изменения в хозяйственной жизни городов. В связ с ростом городов-полисов происходит усложнение политической, государственной жизни. В связи с этим распространение приобретает образование, которое было призвано подготовить свободных граждан к участию в различных видах деятельности. В связи с этой материальной потребностью, в древнегреческом обществе появляются люди, которые специализировались на обучении других людей, на передаче знания другим людям. Такие люди называли себя мудрецами (софистами). Софисты за соответствующую плату обучали учеников умению убедить других в правильности своей точки зрения. Особенно наглядно эта практика софистов обнаружилась при подготовке адвокатов. Под эту практику софисты подводили и определенные идеи. Суть: наиболее полно эти идеи изложены в учении Протагора. Во-первых, все в мире изменяется и вещи по основе своей противоречивы. Поскольку все вещи противоречивы и изменчивы, постольку о каждой вещи можно высказать 2 противоположных суждения – все зависит от того, на какие из противоположных свойств вещи обратит внимание человек, каковы цели и интересы человека. Протагор опирался на мнение Гераклита о том, что все вещи противоречивы, сочетают в себе противоположные свойства, а потому об одной и той же вещи можно сделать противоположные суждения. Одно опирается на одни свойства вещи, другое – на другие. Кроме того, все вещи изменчивы, изменчивы условия, в которых они существуют, сами люди постоянно меняются, а потому любое суждение о вещах условно, изменчиво, субъективно. Об одной и той же вещи разные люди могут судить противоположным образом в зависимости от того, как человеку выгоднее, в чем он заинтересован. Исходя из таких рассуждений, Протагор выдвинул принцип: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих – что они не существуют». Именно человек в зависимости от своих интересов, выгоды «измеряет» вещи, определяет то, какой она существует. Т.о. общезначимой объективной истины нет.
Практика и идеи софистов подчеркнули то обстоятельство, что мышление человека, оперирование понятиями в процессе мышления не может и не должно быть произвольным, субъективным. Оно, видимо, подчиняется определенным законам, которые и гарантируют не субъективность, а объективную истинность знаний. Позднее в античной философии такой подход получил развитие и в учении Аристотеля впервые были сформулированы законы формальной логики.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.004 с.) |