Антропологический материализм фейербаха, его характерные черты, основные идеи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропологический материализм фейербаха, его характерные черты, основные идеи.



Критика Гегелевского учения Фейербахом осуществлялась, прежде всего, потому, что в учении Гегеля отсутствовал реальный человек как самодостаточное творчески активное существо. В философии Гегеля творческая активность приписывалась только мировому разуму. Человек выступал как СРЕДСТВО для саморазвития мирового разума. Фейербах же поставил целью своего учения обосновать взгляд на человека как самостоятельное активно деятельное существо, рассмотреть человека как самоцель, а не средство для мирового разума, т.е. обосновать гуманистический взгляд на человека, возможный путь человека к счастью. Поэтому первой характерной чертой учения Фейербаха является АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (в центре учения – проблема человека) и гуманистическая установка в истолковании человека.

Свобода человека проявляется в стремлении к счастью. Коренится она в изменчивости природы, а человек является частью природы.

Учение Фейербаха – материализм в понимании природы. Он рассматривал природу как субстанциальное начало, как вечно существующую, обладающую бесконечной активностью, что проявляется в постоянном движении природы, возникновении качественно многообразных вещей, процессов в природе. Т.е. природа обладает самодвижением, саморазвитием и представляет собой нечто целое, в котором взаимосвязаны различные области природы. Поэтому можно сказать, что для понимания природы в учении Фейербаха свойственны мотивы диалектики, но вместе с тем он отрицает противоречие как всеобщую причину движения и развития. Более того, он отвергает идеалистический метод Гегеля. Мотивы диалектики в учении Фейербаха сочетались с механицизмом в истолковании природы. Движение в природе он рассматривал в соответствии с представлениями классической механики и в этом вопросе он оставался на позициях материализма 18 века. Закономерным естественным продуктом развития природы является человек, обладающий сознанием. Т.о. первична природа как субстанция, материя и вторично сознание. А сознание существует только как сознание человека, который порожден природой.

Важнейшей характерной чертой материализма Фейербаха является его антропологизм (исключает роль общественно-исторических факторов???). Он рассматривает человека как единство физиологического и психического, понимая под психическим чувственность человека, его способности и потребности, его мышление и познание, а также фантазию. Фейербах признавал познаваемость мира человеком и находился на позициях сенсуализма. Он утверждал, что человек обладает единой природой, и она обусловлена естественными натуральными факторами, и прежде всего природной индивидуальной организацией человека. Никакие общественно-исторические факторы, влияющие на возникновение и развитие мышления, сознания человека, Фейербах не рассматривает. В этом и заключается суть антропологизма. Вместе с этим, в этом заключается и натурализм Фейербаха в понимании человека.

Важной чертой человека Фейербах считал его индивидуальность, т.е. наличие естественных особенностей, отличающих одного человека от другого. Важнейшей индивидуальной особенностью человека Фейербах считал половые различия. Именно благодаря этим различиям возникает необходимая естественная взаимосвязь двух людей «я и ты». Эта взаимосвязь составляет исходную ячейку, на базе которой возникают все более сложные социальные связи между людьми, все многообразные формы социального общения, многообразие различных идеологических отношений и т.д. Т.о. для учения Фейербаха характерен натурализм не только в понимании человека, но и в понимании общества. (ТУИЗМ – признание фундаментальности клетки «я и ты»).

С натуралистическим истолкованием общества у Фейербаха связан идеализм в понимании общества. Он не исследует общество как качественно отличную от природы систему со своими закономерностями. Он объясняет развитие общества, изменения, происходящие в обществе, не собственными внутренними особенностями социальной системы, а факторами природными. В этом заключается противоречивость материализма Фейербаха? Материализм в понимании природы, но не общества.

С натуралистических позиций Фейербах объясняет и различные социальные явления, в частности мораль и религию. С точки зрения Фейербаха морально-нравственным является то, что способствует стремлению человека к счастью, то, что связано с удовлетворением потребностей человека. Зло – то, что препятствует человеку в этом. Такое понимание добра и зла носит эгоистический характер. Чтобы этот момент ослабить и не сделать мораль явно эгоистической, он прибегает к принципу разумного эгоизма.

Он подчеркивает, что поскольку я неразрывно связан, по крайней мере, с одним, а также и другими людьми, постольку достижение моего счастья предполагает и заботу об интересах других людей. Поэтому мои представления о добре и счастье не должны носить индивидуалистический характер, а должны быть направлены на других людей.

Натуралистически он рассматривает и религию. Он полагал, что религия есть результат бессилия человека перед обстоятельствами внешнего мира и вместе с тем реакция на это бессилие, попытка найти какой-то выход. Бог является результатом фантазии человека. Человек благодаря фантазии создает Бога, который с одной стороны обладает мощью, всесилием, которого нет у человека и которым бы хотел человек обладать и вместе с тем Бог – существо, которое покровительствует человеку, на которое возложены надежды человека. Вместе с тем Фейербах резко критиковал христианство, подчеркивая его искусственность. Не отрицая религии, как необходимого естественного свойства человека, Фейербах предлагал заменить религию христианскую религией естественных чувств человека, а именно религией любви. Т.о. можно сказать, то философия Фейербаха с одной стороны явилась критикой, преодолением идеализма КНФ и возрождением материалистического направления с немецкой философии 19 века, вместе с тем учение Фейербаха обладало и рядом существенных особенностей, которые послужили причиной его критики в последующем. К таким особенностям можно отнести отрицательное отношение к диалектике Гегеля, механицизм в понимании природы, натурализм в понимании человека, в понимании общества, различных социальных явлений. Историческое значение в философии Фейербаха заключается прежде всего в том, что оно послужило одним из источников теоретических предпосылок возникновения нового этапа в развитии немецкой философии – марксистской философии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.006 с.)