Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировоззрение, его сущность и структура. Мировоззрение и самосознание личности.↑ Стр 1 из 29Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мировоззрение, его сущность и структура. Мировоззрение и самосознание личности. В различных видах деятельности человек, как правило, опирается на определенные знания. Многообразию видов деятельности в обществе соответствует многообразие видов знаний. Все многообразие видов знаний можно разделить на 2 класса: 1 – ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ. Знания предметов самих о себе (о свойствах, составе, структуре, взаимосвязях и т.д.) Примером может служить любое научное знание (физическое, химическое, экономическое). 2 – ЗНАНИЯ ЦЕННОСТНЫЕ. Знания не о вещах, как таковых, а об отношении субъекта к этим вещам. Субъект – и отдельный человек, и соц. группа, и общество в целом в конкретный период развития. Под отношением субъекта к вещи имеется в виду то, какова значимость, важность, ценность этой вещи для субъекта. Знание о том, как эта вещь связана с потребностями человека, его целями, идеалами. К ценностным видам знания относятся: религиозное, художественно-эстетическое, философское. Особым видом ценностного знания является мировоззрение субъекта. Мировоззрение – особая форма духовного освоения субъектом действительности: знание о мире под углом зрения отношения субъекта к нему, знания о месте человека в мире, о своем отношении к этому миру. Чтобы конкретизировать понятие мировоззрения нужно рассматривать его структуру. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Аспекты: 1) Можно различать элементы мировоззрения с учетом субъекта мировоззрения: a. Индивидуально-личностное b. Социально-групповое c. Мировоззрение общества на определенной ступени его развития 2) Можно рассмотреть с учетом того, с результатом какого вида деятельности связаны элементы мировоззрения: В общем случае различают 3 вида деятельного отношения человека к миру: a. Духовно-познавательная деятельность b. Духовно-практическое отношение (ценностное) – выработка ценностей, оценок и т.д. c. Практическое отношение А) познавательный элемент мировоззрения (все многообразие обобщенных знаний о мире) Б) ценностно-нормативный элемент мировоззрения (многообразие знаний о ценностях, критериях оценок, ценностных установках и ориентациях, идеалах, целях деятельности, а также норм деятельности) В) методологический элемент мировоззрения (знания о различных методах практической деятельности (познават., практич.) Особым элементом мировоззрения являются убеждения субъектов. 3) В структуре мировоззрения различают 2 его уровня: - обыденный уровень мировоззрения. Формируется под влиянием самых разнообразных явлений, событий, ситуаций жизни. В значительной мере формируется стихийно. Не требует особых методов, специальных приемов. Как правило не является систематизированным. Играет очень важную роль в жизни человека. - теоретический уровень мировоззрения. Формируется не стихийно, а целенаправленно в процессе организованного образования, воспитания, как результат осознанного, критического отношения к окружающему миру, к знаниям. Поэтому теоретическое мировоззрение как правило носит систематизированный характер и непосредственно связано с самосознанием личности. Обыденный и теоретический уровни свойственны а), б) и в). Существенным, фундаментальным элементом теоретического мировоззрения (и личностного, и социально-группового) является философское знание, чем и определяется значение философии для личности и ее роль в обществе.
Человек Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо, одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами. В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе. В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна. Учение о государстве Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо. Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя. Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб. Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента, и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Принципы научного познания. Подводя итог, сформулируем кратко три основных принципа научного познания действительности. 1. Причинность. Первое и достаточно емкое определение причинности содержится в высказывании Демокрита: Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком- нибудь основании и в силу необходимости. В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. 2. Критерий истины. Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна. Естественно-научные теории проверяются экспериментом, связанным с наблюдениями, измерениями и математической обработкой получаемых результатов. Подчеркивая важность измерений, выдающийся ученый Д. И. Менделеев (1834- 1907) писал: Наука началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука немыслима без меры. 3. Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т. п.) всегда относительно и ограничено.
Мировоззрение, его сущность и структура. Мировоззрение и самосознание личности. В различных видах деятельности человек, как правило, опирается на определенные знания. Многообразию видов деятельности в обществе соответствует многообразие видов знаний. Все многообразие видов знаний можно разделить на 2 класса: 1 – ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ. Знания предметов самих о себе (о свойствах, составе, структуре, взаимосвязях и т.д.) Примером может служить любое научное знание (физическое, химическое, экономическое). 2 – ЗНАНИЯ ЦЕННОСТНЫЕ. Знания не о вещах, как таковых, а об отношении субъекта к этим вещам. Субъект – и отдельный человек, и соц. группа, и общество в целом в конкретный период развития. Под отношением субъекта к вещи имеется в виду то, какова значимость, важность, ценность этой вещи для субъекта. Знание о том, как эта вещь связана с потребностями человека, его целями, идеалами. К ценностным видам знания относятся: религиозное, художественно-эстетическое, философское. Особым видом ценностного знания является мировоззрение субъекта. Мировоззрение – особая форма духовного освоения субъектом действительности: знание о мире под углом зрения отношения субъекта к нему, знания о месте человека в мире, о своем отношении к этому миру. Чтобы конкретизировать понятие мировоззрения нужно рассматривать его структуру. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Аспекты: 1) Можно различать элементы мировоззрения с учетом субъекта мировоззрения: a. Индивидуально-личностное b. Социально-групповое c. Мировоззрение общества на определенной ступени его развития 2) Можно рассмотреть с учетом того, с результатом какого вида деятельности связаны элементы мировоззрения: В общем случае различают 3 вида деятельного отношения человека к миру: a. Духовно-познавательная деятельность b. Духовно-практическое отношение (ценностное) – выработка ценностей, оценок и т.д. c. Практическое отношение А) познавательный элемент мировоззрения (все многообразие обобщенных знаний о мире) Б) ценностно-нормативный элемент мировоззрения (многообразие знаний о ценностях, критериях оценок, ценностных установках и ориентациях, идеалах, целях деятельности, а также норм деятельности) В) методологический элемент мировоззрения (знания о различных методах практической деятельности (познават., практич.) Особым элементом мировоззрения являются убеждения субъектов. 3) В структуре мировоззрения различают 2 его уровня: - обыденный уровень мировоззрения. Формируется под влиянием самых разнообразных явлений, событий, ситуаций жизни. В значительной мере формируется стихийно. Не требует особых методов, специальных приемов. Как правило не является систематизированным. Играет очень важную роль в жизни человека. - теоретический уровень мировоззрения. Формируется не стихийно, а целенаправленно в процессе организованного образования, воспитания, как результат осознанного, критического отношения к окружающему миру, к знаниям. Поэтому теоретическое мировоззрение как правило носит систематизированный характер и непосредственно связано с самосознанием личности. Обыденный и теоретический уровни свойственны а), б) и в). Существенным, фундаментальным элементом теоретического мировоззрения (и личностного, и социально-группового) является философское знание, чем и определяется значение философии для личности и ее роль в обществе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.108.233 (0.011 с.) |