Мировоззрение, его сущность и структура. Мировоззрение и самосознание личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззрение, его сущность и структура. Мировоззрение и самосознание личности.



Мировоззрение, его сущность и структура. Мировоззрение и самосознание личности.

В различных видах деятельности человек, как правило, опирается на определенные знания.

Многообразию видов деятельности в обществе соответствует многообразие видов знаний. Все многообразие видов знаний можно разделить на 2 класса:

1 – ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ. Знания предметов самих о себе (о свойствах, составе, структуре, взаимосвязях и т.д.)

Примером может служить любое научное знание (физическое, химическое, экономическое).

2 – ЗНАНИЯ ЦЕННОСТНЫЕ. Знания не о вещах, как таковых, а об отношении субъекта к этим вещам.

Субъект – и отдельный человек, и соц. группа, и общество в целом в конкретный период развития.

Под отношением субъекта к вещи имеется в виду то, какова значимость, важность, ценность этой вещи для субъекта. Знание о том, как эта вещь связана с потребностями человека, его целями, идеалами.

К ценностным видам знания относятся: религиозное, художественно-эстетическое, философское.

Особым видом ценностного знания является мировоззрение субъекта.

Мировоззрение – особая форма духовного освоения субъектом действительности: знание о мире под углом зрения отношения субъекта к нему, знания о месте человека в мире, о своем отношении к этому миру.

Чтобы конкретизировать понятие мировоззрения нужно рассматривать его структуру.

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Аспекты:

1) Можно различать элементы мировоззрения с учетом субъекта мировоззрения:

a. Индивидуально-личностное

b. Социально-групповое

c. Мировоззрение общества на определенной ступени его развития

2) Можно рассмотреть с учетом того, с результатом какого вида деятельности связаны элементы мировоззрения:

В общем случае различают 3 вида деятельного отношения человека к миру:

a. Духовно-познавательная деятельность

b. Духовно-практическое отношение (ценностное) – выработка ценностей, оценок и т.д.

c. Практическое отношение

А) познавательный элемент мировоззрения (все многообразие обобщенных знаний о мире)

Б) ценностно-нормативный элемент мировоззрения (многообразие знаний о ценностях, критериях оценок, ценностных установках и ориентациях, идеалах, целях деятельности, а также норм деятельности)

В) методологический элемент мировоззрения (знания о различных методах практической деятельности (познават., практич.)

Особым элементом мировоззрения являются убеждения субъектов.

3) В структуре мировоззрения различают 2 его уровня:

- обыденный уровень мировоззрения.

Формируется под влиянием самых разнообразных явлений, событий, ситуаций жизни. В значительной мере формируется стихийно. Не требует особых методов, специальных приемов. Как правило не является систематизированным. Играет очень важную роль в жизни человека.

- теоретический уровень мировоззрения.

Формируется не стихийно, а целенаправленно в процессе организованного образования, воспитания, как результат осознанного, критического отношения к окружающему миру, к знаниям. Поэтому теоретическое мировоззрение как правило носит систематизированный характер и непосредственно связано с самосознанием личности.

Обыденный и теоретический уровни свойственны а), б) и в).

Существенным, фундаментальным элементом теоретического мировоззрения (и личностного, и социально-группового) является философское знание, чем и определяется значение философии для личности и ее роль в обществе.

 

Человек

Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо, одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.

В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.

Учение о государстве

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.

По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента, и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.

Принципы научного познания.

Подводя итог, сформулируем кратко три основных принципа научного познания действительности.

1. Причинность. Первое и достаточно емкое определение причинности содержится в высказывании Демокрита:

Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком- нибудь основании и в силу необходимости.

В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями.

2. Критерий истины. Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна. Естественно-научные теории проверяются экспериментом, связанным с наблюдениями, измерениями и математической обработкой получаемых результатов. Подчеркивая важность измерений, выдающийся ученый Д. И. Менделеев (1834- 1907) писал:

Наука началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука немыслима без меры.

3. Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т. п.) всегда относительно и ограничено.

 

Мировоззрение, его сущность и структура. Мировоззрение и самосознание личности.

В различных видах деятельности человек, как правило, опирается на определенные знания.

Многообразию видов деятельности в обществе соответствует многообразие видов знаний. Все многообразие видов знаний можно разделить на 2 класса:

1 – ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ. Знания предметов самих о себе (о свойствах, составе, структуре, взаимосвязях и т.д.)

Примером может служить любое научное знание (физическое, химическое, экономическое).

2 – ЗНАНИЯ ЦЕННОСТНЫЕ. Знания не о вещах, как таковых, а об отношении субъекта к этим вещам.

Субъект – и отдельный человек, и соц. группа, и общество в целом в конкретный период развития.

Под отношением субъекта к вещи имеется в виду то, какова значимость, важность, ценность этой вещи для субъекта. Знание о том, как эта вещь связана с потребностями человека, его целями, идеалами.

К ценностным видам знания относятся: религиозное, художественно-эстетическое, философское.

Особым видом ценностного знания является мировоззрение субъекта.

Мировоззрение – особая форма духовного освоения субъектом действительности: знание о мире под углом зрения отношения субъекта к нему, знания о месте человека в мире, о своем отношении к этому миру.

Чтобы конкретизировать понятие мировоззрения нужно рассматривать его структуру.

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Аспекты:

1) Можно различать элементы мировоззрения с учетом субъекта мировоззрения:

a. Индивидуально-личностное

b. Социально-групповое

c. Мировоззрение общества на определенной ступени его развития

2) Можно рассмотреть с учетом того, с результатом какого вида деятельности связаны элементы мировоззрения:

В общем случае различают 3 вида деятельного отношения человека к миру:

a. Духовно-познавательная деятельность

b. Духовно-практическое отношение (ценностное) – выработка ценностей, оценок и т.д.

c. Практическое отношение

А) познавательный элемент мировоззрения (все многообразие обобщенных знаний о мире)

Б) ценностно-нормативный элемент мировоззрения (многообразие знаний о ценностях, критериях оценок, ценностных установках и ориентациях, идеалах, целях деятельности, а также норм деятельности)

В) методологический элемент мировоззрения (знания о различных методах практической деятельности (познават., практич.)

Особым элементом мировоззрения являются убеждения субъектов.

3) В структуре мировоззрения различают 2 его уровня:

- обыденный уровень мировоззрения.

Формируется под влиянием самых разнообразных явлений, событий, ситуаций жизни. В значительной мере формируется стихийно. Не требует особых методов, специальных приемов. Как правило не является систематизированным. Играет очень важную роль в жизни человека.

- теоретический уровень мировоззрения.

Формируется не стихийно, а целенаправленно в процессе организованного образования, воспитания, как результат осознанного, критического отношения к окружающему миру, к знаниям. Поэтому теоретическое мировоззрение как правило носит систематизированный характер и непосредственно связано с самосознанием личности.

Обыденный и теоретический уровни свойственны а), б) и в).

Существенным, фундаментальным элементом теоретического мировоззрения (и личностного, и социально-группового) является философское знание, чем и определяется значение философии для личности и ее роль в обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.018 с.)