Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировоззрение, его виды. Научное мировоззрение. Адекватность понятия
Мировоззрение, его виды. Научное мировоззрение. Адекватность понятия Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции. Мировоззрения различаются по способу восприятия мира. Виды мировоззрений: философское, мифологическое, религиозное, научное. Философское - (возникло в VII веке до н.э., существует до сих пор) присуще ограниченному кругу людей, но влияет на другие мировоззрения очень сильно. Особенности: рефлексы, т.е. осознание человеческим разумом самого себя; предметом мысли является сам человек, основным составляющим этого мировоззрения является сам философ. Мифологическое – (господствует более 4000 лет) существует множество разновидностей. Самое мощное из мировоззрений, к нему в той или иной мере принадлежат все люди. Особенности: эмоциональный взгляд на мир. Религиозное – восприятие мира посредством веры - чувства, создаваемого человеком. Вера – внутренняя связь человека с богом, присуща каждому человеку, но не всегда; чтобы оно стало постоянным, над ним надо работать (каждый является носителем веры, но не каждый верующий) По сравнению с мифологическими мировоззрениями религиозных всего три основных ветви: буддизм (VI век до н.э.) – Будда-просветитель, нет единого бога, есть боги (политеизм), либо бога нет (атеизм, в каждом есть немного от Будды, каждый может достичь просветления); Христианство (I век до н.э., Христос) – монотеистическая религия; Ислам – (VI век н.э.) – самая молодая и перспективная религия, покорность, бог один, вера в него, исследование его заповедей Научное – (принято считать, что доминирует с XVII века). Особенности: соответствие наших представлений реально существующим фактам действительности. Живем вследствие научного мировоззрения; составляющей научного мировоззрения является ученый. Этапы становления научного знания Главной особенностью научного знания признается его системный характер, логическая доказательность, путем выведения одних знаний из других. По содержанию же научные знания характеризуются стремлением к истине, к раскрытию наиболее глубоких и общих оснований рассматриваемого круга явлений, в предельном случае – всего мира в целом. Классификация методов научного познания. Методы эмпирического и теоретического. Различие способов познания мира (не всякое познание научно). Три классические разновидности методов научного познания: в первую очередь, естествознание (понятие природы); природа – это все, что не сотворено рукой человека. 1) Практические (эмпирические) методы научного познания. К практическим методам относятся: наблюдение (способ познания мира, реализующийся с помощью органов чувств, не воздействуя на мир), эксперимент (способ познания мира, когда человек создает условия для действия т ого или иного объекта или явления), измерение (способ познания мира, когда человек применяет к предметам и явлениям определенные алгоритмы для удобства классификации и познания). Измерение, из всех вышеперечисленных методов, для естественных наук самый важный, с его появлением и стабилизацией измерительной системы стала развиваться наука. 2) Теоретические и рациональные. Теоретические – методы, совершаемые посредством разума. Классических методов четыре: абстрагирование (такой метод познания действительности с помощью разума, когда человек отделяет первостепенное в мысли от вторичного), идеализация (такой метод познания действительности, когда человек доводит определенное качество мысли до логического завершения), формализация (устранение их характеристик мысли частных особенностей, не характерных данному классу, активно используется в алгебре), индукция \ дедукция (индукция – ход мыслей от частного к общему, невалидный метод; дедукция – ход мыслей от общего к частному, валидный метод) 3) Теоретико-практические или эмпирико-рациональные (особенности этой группы – использование методов как практического, так и теоретического научного познания) Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Самый главный метод для естественных наук из теоретических – индукция, любой закон открытый естественной науки индуктивен, а, следовательно, неуниверсален. Дедукцией пользуется только одна естественная наука – математика, этот метод универсален. Теоретико-практические методы могут использоваться как с помощью разума, так и с помощью чувств. Анализ (такое познание предмета, когда целое разделяется на части или сложное на простые части по определенному признаку); синтез (обратная анализу операция, соединение частей в целое или простого в сложное); моделирование (способ, с помощью которого посредством созданной модели, иллюстрирующей определенные характеристики предмета \ явления \ понятия упрощается их познание) Для естественной науки центральным методом является анализ. Понятие научной картины мира. Понятие научной картины мира активно используется в естествознании и философии XIX века. Различные картины мира: физическая, биологическая, астрономическая и т.п. Научная картина мира (НКМ) – связующее звено между философией и отдельными науками. НКМ включает в себя важнейшие достижения науки, понимание мира и места человека в нем. НКМ не является совокупностью общих знаний – это целостное представление об общих сферах, закономерностях природы. НКМ – особая форма систематизированных знаний, преимущественно качественное обобщение и синтез научных теорий. В ХХ веке биология претендует на роль лидера в НКМ (генетика, экология, теория эволюции и т.п.) Синергетика – выходит на первый план как направление исследований, возникшее в 70-е годы. Предметом синергетики являются прямые и обратные переходы от стабильности к нестабильности, от порядка к хаосу. Античность. Значение натурфилософских идей в естествознании. Аристотель как ученый. Классические гуманитарные и естественные науки появились на рубеже IV-III веков до н.э. Наука – сфера знаний в какой-то области. Аристотель разделил все науки на три группы: 1) теоретические (исследуют истину ради нее самой, в частности философию) 2) практические (исследуют истину ради получения знания (физика, химия, биология, астрономия, психология, этика, логика, археология)) 3) производственные (исследуют истину ради создания конкретного предмета (ремесла) Аристотель (а.) был великим деятелем, физика, которую он разработал не менялась до 17 века нашей эры, разработал психологию, как науку о душе (Душа – это некое образование в теле чел-ка, заставляющее чел-ка жить, сущ. Три типа души: вегетативная или растительная (стремление к жизни, закон и основной инстинкт – самосохранения, забота о собственной жизни и стремление к размножению.)) аффективная или животная, (помимо св-в вегетативной души может реагировать на внешнюю среду) и разумная или человеческая (это способность чел-ка контролировать вегетативную и аффективную составляющую и принимать решения, вопреки их велениям) Натурфилософы: Первую форму теоретического знания правильно называют натурфилософией. Она зародилось прежде всего как знание о природе, общее тогда понималось, как некое отдельное вещ-во (вода, воздух, огонь, и т.д.) прямо и непосредственно связывающее все явления в единое целое. Общее уже было выделено мыслью, но лишь пока в виде особенного, отдельного. Не были осознаны кач-ные отличия общего от отдельного и сложный, многообразный, многоступенчатый способ взаимосвязи общего с отдельным. Натурфилософам казалось, что все многообразие явлений прямо и непосредственно связано одним и тем первоначалом поисками которого они занимались. Фактически вначале был лишь зародыш теоретической науки, поэтому называется он не философией, а натурфилософией. Определение теории эволюции Эволюция жизни неповторима и необратима. С появлением живых организмов полную силу набрал естественный отбор как ведущий фактор эволюции. Приблизительно за всю историю Земли существовало 500 000 000 видов организмов, сейчас насчитывается около 2 000 000 видов. К настоящему времени выжило лишь 0,4% всех когда-либо существовавших видов. Ламаркистская эволюционная теория: простейшие организмы постоянно самозарождаются из неживой природы и способны изменяться под действием среды, становясь все более сложными. Приобретенные в ходе развития свойства, согласно Ламарку, передаются потомству. Животных он наделял стремлением к определенным изменениям, поэтому концепцию называют автогенетической и телеологической. Теория Дарвина: эволюция – процесс развития организма от простого к сложному. В 1871 году Дарвин опубликовал труд «Происхождение человека и половой отбор». Здесь общая теория выведена в процессе решения вопроса о естественном происхождении человека из животного мира. Основные понятия теории: изменчивость живых организмов, борьба за существование, естественный отбор. Дарвин выдели две основные формы изменчивости – определенную и неопределенную; определенная – прямой результат конкретных воздействий внешней среды и служит приспособлением к тем условиям, где возникает, не передается потомкам; неопределенная – не имеет прямого приспособительного значения, возникает случайно у немногих особей, но устойчиво передается потомству. Именно неопределенная изменчивость играет главную роль в видообразовании. Выживает лишь наиболее приспособленный, неудачники вымирают. Отбираются особи с наиболее полезными приспособлениями. Основное понятие дарвинизма – естественный отбор, размножаемость организмов с разной степенью приспособленности к условиям среды. Естественный отбор – выживание наиболее приспособленных (самые сильные, самые мелкие, высокоорганизованные, иногда примитивные). Мировоззрение, его виды. Научное мировоззрение. Адекватность понятия Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции. Мировоззрения различаются по способу восприятия мира. Виды мировоззрений: философское, мифологическое, религиозное, научное. Философское - (возникло в VII веке до н.э., существует до сих пор) присуще ограниченному кругу людей, но влияет на другие мировоззрения очень сильно. Особенности: рефлексы, т.е. осознание человеческим разумом самого себя; предметом мысли является сам человек, основным составляющим этого мировоззрения является сам философ. Мифологическое – (господствует более 4000 лет) существует множество разновидностей. Самое мощное из мировоззрений, к нему в той или иной мере принадлежат все люди. Особенности: эмоциональный взгляд на мир. Религиозное – восприятие мира посредством веры - чувства, создаваемого человеком. Вера – внутренняя связь человека с богом, присуща каждому человеку, но не всегда; чтобы оно стало постоянным, над ним надо работать (каждый является носителем веры, но не каждый верующий) По сравнению с мифологическими мировоззрениями религиозных всего три основных ветви: буддизм (VI век до н.э.) – Будда-просветитель, нет единого бога, есть боги (политеизм), либо бога нет (атеизм, в каждом есть немного от Будды, каждый может достичь просветления); Христианство (I век до н.э., Христос) – монотеистическая религия; Ислам – (VI век н.э.) – самая молодая и перспективная религия, покорность, бог один, вера в него, исследование его заповедей Научное – (принято считать, что доминирует с XVII века). Особенности: соответствие наших представлений реально существующим фактам действительности. Живем вследствие научного мировоззрения; составляющей научного мировоззрения является ученый.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.023 с.) |