Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объективный идеализм Платона: теория идей, учение о познании и человеке.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Открыл философскую школу, которую назвал АКАДЕМИЕЙ. Идеи Платона изложены в его произведениях, которых более 30. Все произведения написаны в форме диалога, причем, как правило, во всех диалогах одно из участвующих лиц – Сократ. Пример: «Теэтет», «Тимей» (космология Платона), «Парменид», «Федон» (учение о душе), «Государство» (социально-политические идеи Платона, типология государства). Центральной проблемой в учении Платона является проблема познания. Именно ей посвящен диалог «Теэтет». Платон, анализируя процесс познания, подчеркивает, что наряду с мнением существуют и вечные неизменные истины и прежде всего математические. Всвязи с этим Платон ставит вопрос: «какой же источник этого истинного знания?». Единственным источником такого знания может быть только мышление. Человек обладает способностью непосредственно, т.е. минуя чувственное восприятие, иметь понятия, суждения о сущности вещей, непосредственно логически постигать общую сущность того или иного класса вещей. Стремясь объяснить эту логическую познавательную способность человека, Платон развивает свои учения об идеях и душе и формулирует особый философский способ миропонимания, получивший название «ИДЕАЛИЗМ». Суть: поскольку человек непосредственно разумом постигает сущность вещей, и она выражена в форме понятия, постольку, полагает Платон, эта сущность как нематериальная существует в виде идеи, которая предшествует чувственно воспринимаемым вещам. Всему многообразию чувственно воспринимаемых вещей мира соответствует многообразие идей. Идеи образуют собственный идеальный мир. Идеи нематериальны, вечны, неизменны. Каждая вещь чувственно воспринимаемого мира существует только потому, что в мире идей имеется соответствующее этой вещи идея. Идеи предшествуют миру чувственно воспринимаемых вещей, определяют, порождают их. Первичны духовные сущности – идеи, вторичны материальные чувственно воспринимаемые – вещи. Принцип философского миропонимания и соответствующее ему философское направление, признающее первичность духовного, идеального, сознания и вторичность материи, природы, называется идеализмом. Платон считается родоначальником линии идеализма в философии. Платон полагал, что душа человека бессмертна, проста, вечна, нематериальна. Души изначально обитают в мире идей (в идеальном духовном мире). С рождением человека душа попадает в его тело (темницу души) и, став душой отдельного человека, душа «забывает» все то многообразное знание об идеях, которое она получила пребывая в мире идей. Когда человек в процессе жизни сталкивается с конкретным предметом, то под влиянием чувственного восприятия этого предмета, душа «вспоминает» уже имеющееся у нее знание о сущности этого предмета. Чувственное восприятие знания не дает. Таким образом, человек и обнаруживает в своем разуме знание об определенной сущности вещей, выраженное в понятиях. Такое учение о познании обычно называют «ТЕОРИЯ ПРИПОМИНАНИЯ». Также как Парменид и Сократ, Платон является представителем рационализма в философии: он признает только логический источник знаний. Т.о. Платон следует принципу Сократа – «Познай самого себя», т.е. познай в собственном разуме имеющиеся уже там знания о сущности вещей. Какую роль в учении Платона о познании выполняют идеи? 1. Идеи составляют сущность материальных вещей. Каждая материальная вещь есть единство материи и идеи, причем определяющая роль принадлежит идее. 2. Идеи – причины существования вещей. 3. Идеи – идеал, т.е. тот совершенный образ вещи, который задан идеей и к которому стремится вещь в процессе ее развития. 4. Как идея, существующая в разуме человека, она есть в понятии. Учение Платона об идеях вызывало критическое отношение и его современников, и его ученика Аристотеля. Надо отметить, что и сам Платон признавал определенную уязвимость своей концепции идеи. Платон полагал, что в мире идей они определенным образом организованы и подчинены высшей идеи – благу. Именно божественная идея Блага освещает весь мир идей, придавая ему истинность, красоту, совершенство. Как объяснить заблуждения? В мире существует зло (фундаментальная проблема, которая идет от Платона через всю историю философии). Платон определенным образом отвечает на этот вопрос: чувственный мир – единство идей и материи. Если человек руководствуется знанием сущности (разумом), у него нет заблуждений и в его действиях нет зла. Человек, который руководствуется разумом, истинным знанием, всегда совершает добро. Этот принцип этического рационализма характерен и для Сократа, и для Платона. Если же человек руководствуется не разумом, а чувствами, мнениями, он впадает в заблуждение и зло.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.141 (0.008 с.) |