Философия позитивизма: ее сущность, этапы развития, представители, их основные идеи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия позитивизма: ее сущность, этапы развития, представители, их основные идеи.



Позитивизм возникает в западноевропейской философии в 30-е годы XIX века, родоначальником был французский философ Огюст Конт, а также его последователь Герберт Спенсер.

В развитии позитивизма различается несколько исторических этапов:

1. Классический позитивизм

2. Эмпириокритицизм

3. Неопозитивизм

Классический этап позитивизма.

Конт сформулировал исходный принцип позитивизма, согласно которому единственно ценным, значимым, позитивным знанием является научное знание, эмпирическое.

Начиная с этого момента и на протяжении всей истории позитивизма для него характерен эмпиризм.

Конт полагал, что познанию доступны вещи только в той мере, в которой они могут быть познаны опытным, эмпирическим способом. Иначе говоря, познанию доступна только внешняя сторона вещей – явления. Ограничивает возможности научного познания границами опыта.

Развивая свое учение, Конт сформулировал 3 основных закона позитивизма:

1. Закон трех стадий.

В истории человечества существовали три стадии, для каждой из которых характерен свой способ постижения мира: теологическая стадия, метафизическая, позитивная (мир постигается посредством науки).

2. Закон подчинения, воображения, наблюдения.

Выражает эмпирическую сущность позитивизма: «воображение», мысленный, логический способ наблюдения подчинен опытному познанию.

3. Энциклопедический закон.

Связан с выделением и классификацией наук, которую признает позитивизм. Конт выделил 7 наук, которые расположены в хронологической последовательности и выражают движение от простого к сложному, от абстрактного к конкретному:

· Математика

· Астрономия

· Физика

· Химия

· Физиология

· Социология (социальная физика)

· Мораль

Философии в этой классификации нет, поскольку, с точки зрения позитивизма, философия не является позитивным, эмпирическим знанием. Занимается абстрактными псевдопроблемами. Философия может лишь обслуживать потребности науки.

Эмпириокритицизм

Второй этап приходится на конец 19 – начало 20 веков. Этот этап позитивизма связан с революционными открытиями в области физики. Наиболее видные представители: Мах и Авенариус.

На рубеже 19 – 20 веков развитие физики ознаменовалось важными открытиями:

1. Открытие радиоактивного распада

2. Открытие электрона, его массы, заряда

3. Открытие сложного строения атома (положительно заряженное ядро и электроны)

Вплоть до конца 19 века в физике признавался в качестве объекта познания материя, которая отождествлялась с веществом. В качестве мельчайшей неделимой частицы вещества (материи) рассматривался атом. Новые открытия в физике выявили сложное строение атома, и что особенно важно, атом как частица существует благодаря электрическим по своей природе элементам. Сложилась ситуация, которая получила название «Материя исчезла». То есть мельчайшая частица – атом оказалась образованной элементами, обладающими электрическими свойствами, электрической природой. Такая ситуация получила различное философско-мировоззренческое объяснение: одно объяснение было дано с позиций диалектического материализма – материя понималась как объективная реальность, т.е. все многообразие явлений, процессов, существующих вне и независимо от сознания. С этой точки зрения и атомное ядро, и электроны, и все электрические явления в равной мере материальны, как и вещество. Новые открытия в физике лишь сделали знания о материи более глубокими. Работа «Материализм и эмпириокритицизм».

Иначе, новые открытия в физике и связанные с этим мировоззренческие проблемы были истолкованы позитивизмом. Позитивисты исходили из того, что все философско-мировоззренческие проблемы, в том числе и проблема материи, субстанции – псевдопроблемы, поскольку они не связаны с чувственным опытом. В опыте материя в принципе не дана. Поэтому размышлять над тем существует материя или нет – ложный вопрос. Наука должна отказаться от постановки таких вопросов.

Задача заключается в том, чтобы содействовать опытному познанию, чтобы разрабатывать методы опытного эмпирического познания. Отсюда и название этого этапа позитивизма – эмпириокритицизм.

Следующий этап в развитии позитивизма начинается в 30-е годы 20 века: НЕОПОЗИТИВИЗМ.

Наиболее видные представители: Витгенштейн, Шлик, Гедель, Карнап.

Представители неопозитивизма сосредоточили свои усилия на разработке языка науки (понятийный аппарат, непротиворечивость знания, логические операции, связанные в построением языковых текстов). Любое научное знание выражается посредством языка. Именно поэтому представители неопозитивизма и исходили из тезиса о том, что истинность научного знания определяется совершенством научного языка, отсутствием ошибок в научном языке. Задача философии не только в том, чтобы развивать методы эмпирического познания, а в том, чтобы совершенствовать язык науки. Наиболее значимым достижением неопозитивизма явилась разработка принципа ВЕРИФИКАЦИИ, автором которого явился Рудольф Карнап. Основой истинного научного знания являются опытные факты, которые описаны, выражены, зафиксированы с помощью определенных предложений. Такие простейшие непосредственно связанные с опытными фактами предложения получили название протокольные.

Сущность принципа верификации заключается в следующем: любое научное предложение является истинным тогда и только тогда, когда оно может быть с помощью соответствующих логических операций сведено (редуцировано) к протокольным предложениям, т.е. соотнесено с опытными фактами. Этот процесс и называется верификацией. Задача философии при этом и заключается в разработке процедуры верификации. Те научные положения, научные понятия, которые не могут быть верифицированы, не являются истинными. Принцип верификации столкнулся с непреодолимой для позитивизма проблемой – проблемой общезначимости научных знаний. Все законы и принципы науки, обладающие статусом истинности, являются общими, универсальными, т.е. применимыми к любым объектам определенного класса в различных условиях. Однако любые факты чувственного опыта всегда ограничены. Любое эмпирическое знание всегда есть результат индукции и поэтому такое знание в принципе ограничено.

Таким образом возникает следующая ситуация: посредством эмпирического познания в принципе невозможно получить всеобщие универсальные знания, выраженные в форме законов и принципов. Следовательно, любой научный закон, любой научный принцип в принципе не верифицируем. Более того, сам принцип верификации тоже не верифицируем.

Чтобы как-то согласовать принцип верификации с признанием истинности научных законов и принципов был выдвинут специальный критерий истинности знаний – ПРИНЦИП КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА: истинным считается такое знание, которое признается в качестве такового научным сообществом по договоренности на основании определенных положений. Т.о. конвенционализм вообще снимает вопрос об отношении знания к объекту.

В рамках неопозитивизма был выдвинут и другой критерий истинности научного знания – ПРИНЦИП КОГЕРЕНТНОСТИ. В соответствии с этим принципом истинным считается научное знание, которое представляет собой систему логически последовательного непротиворечивого знания.

Замечание: в философии существует несколько концепций истины:

1. Классическая (корреспондентская) концепция – впервые сформулирована Платоном и Аристотелем. Суть: истинным признается знание, которое соответствует объекту познания. Истинность знаний определяется не волей, желанием, интересами субъекта, а определяется объектом. Однако такая концепция истины сразу приводит к сложной проблеме: как понимать объект познания, действительность, которая познается? Ведь в процессе познания субъект всегда имеет дело непосредственно с ощущениями, восприятием, с тем, как ему являются объекты. А каковы на самом деле объекты? Что представляет собой действительность? Поэтому корреспондентская концепция ставит вопрос: что такое действительность? Чтобы избежать этой сложности формируются другие концепции истины.

2. Когерентная концепция истины: истинным считается знание, представляющее собой логически последовательную, непротиворечивую систему утверждений. Эта концепция связывает истинность знания с субъектом. Если субъект осуществляет логически правильное мышление – мы получим истинное знание.

В 20 веке возникает еще 1 концепция истины, связанная с деятельностью субъекта

3. Прагматическая концепция истины: истинность знания также определяется деятельностью субъекта, но не познавательной деятельностью, а практической. Истинным признается знание, которое практически эффективно, которое приносит выгоду, пользу в деятельности субъекта (например, Пирс, Дью). Истина субъективна и по сути произвольна. Одно и то же знание может быть истинно для одного и ложно для другого.

4. Концепция конвенционализма – установление истинности знания по соглашению.

5. Религиозная концепция истины: критерием является соответствие религиозным догматам.

 

В 60-е годы 20 века начинается 4 этап позитивизма – ПОСТПОЗИТИВИЗМ. Особенностью этого этапа является то, что центральной проблемой здесь выступает проблема развития научного знания, проблема его специфики (признаков научности). В рамках постпозитивизма были сформулированы различные модели роста, развития научного знания, выявлены основные закономерности развития научного знания.

К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенц, М. Полани. Каждый из них выдвинул свою модель развития.

В рамках постпозитивизма был сформулирован важный принцип, который, исходя из эмпирического понимания научного познания, определенным образом объясняет возможность, необходимость научного знания, подчеркивает важный принцип научности знания. Этот принцип был сформулирован Поппером – ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ. Суть: один из представителей позитивизма – Гедель доказал 2 взаимосвязанных теоремы, суть которых сводится к следующему: если система знаний логически непротиворечива, то в этом случае она неполна, т.е. она не способна объяснить любые факты, любые явления. Истинность ее ограничена определенным кругом явлений. Напротив если какое-то знание является полным, оно внутренне логически противоречиво. Поскольку научное знание есть логически непротиворечивая система оно всегда неполно, т.е. ограничено. Поэтому любая система истинного научного знания в принципе может быть опровергнута, т.е. выявлена ее неистинность. Иначе говоря, система научного знании может быть фальсифицирована. Фальсифицируемость научного знания, связанная с его принципиальной ограниченностью, является важным признаком научности знания.

Фальсифицируемость научного знания допускает критический анализ его, полемику в связи с научными проблемами, выдвижение противоположных концепций и т.д.

Замечание: признаки научности знания:

1. Предметность научного знания (относится к свойствам предметов определенного класса)

2. Объективная истинность знания – содержание знания определяется не субъектом, а познаваемым объектом.

3. Научное знание есть знание о сущности, предметной обусловленности.

4. Это специализированное, системно рационализированное знание (логически непротиворечивая система, использование специального научного языка, использование специальных методов)

5. Общезначимость и воспроизводимость научного знания, т.е. являясь объективно истинным, оно равнозначимо для любого субъекта. Кроме того, оно может быть многократно воспроизводимо.

6. Опытная проверяемость и фальсифицируемость знания, т.е. научное знание может быть в той или иной мере эмпирически или практически проверено и ограниченность может быть выявлена.

7. Методологичность научного знания. На основе научного знания вырабатываются методы последующего научного познания, а также разрабатываются методы, технологии практической деятельности.

Именно комплекс этих признаков и выражает специфику научного знания.

Идеи учения В.Дильтея (1833-1911)

«Описательная психология» - основная работа.

Как и многие западно-европейские философы, отказался от шокирующих идей Ницше (переоценка ценностей, крушение религии морали), но положил в основу своего учения понятие жизни. В учении Диттея жизнь не какое-то субстанциальное, абсолютное начало, а только жизнь духа. Задача философии с точки зрения Диттей заключается в том, чтобы выявить сущность духа и выработать методы его познания. Познать жизнь духа можно только посредством переживания жизни, непосредственного участия в жизни. Различные науки неспособны познать жизнь. Любая наука подходит к духовной жизни человека, вообще к жизни, чему-то внешнему. Любая наука стремится объяснить жизнь духа. Цельность жизни можно постичь только участвуя в ее непосредственном переживании, опираясь на все духовные способности человека, особенно интуиции, как противоположность логике. Конечно прежде всего человек способен постичь собственный духовный мир. Важно не только постижение человеком собственного духа, но и духовного мира других людей. А для этого характерно не объяснение, а существенно понимание.

Диттей различает два противоположных способа познания:

1. Объяснение, характерно для наук, опирающихся на логику.

2. Понимание. О духовном мире других людей человек может только по внешним проявлениям духа: текстам, художественным произведениям. Поэтому, когда мы знакомимся с каким-либо произведением, важно не только понять его сюжет, но вникнуть в смысл. Действительное чтение – второе чтение.

Если объяснение направлено на выявление причинно-следственных связей, то понимание на объяснение смысла.

Эта идея была развита и легла в основу герменевтика.

Основные идеи А.Бергсона (1859-1941)

«Творческая эволюция» - основная работа. По роду своей профессиональной деятельности был математиком. Анализируя время, пришел к различению 2 видов времени:

1. Линейное. Для него характерна однородность, равнозначность всех точек на временной линии, оно имеется ввиду во всех математических науках. Законы природы с течением времени не изменяются. Иначе говоря, по отношению к линейному времени не имеют смысла понятия прошлого, настоящего, будущего. Однако, если речь идет о жизни, как определенном процессе, в который включен человек, общество, то для жизни определенное значение имеет прошлое, настоящее, будущее. С Этой точки зрения время не однородно.

2. Длительность, как временная характеристика жизни. Характерно различие прошлого, настоящего, будущего. Жизнь – процесс. Процесс, который разворачивается во времени. Это становление, изменение, возникновение нового.

Бергсон ставит вопрос о том, что является источником жизни как протекающего во времени процесса. Здесь он вводит понятие «жизненный порыв», как некоторое исходное первоначало, обладающее энергией, которое передается от одного поколения к другому, определяя жизненный процесс. Чтобы постичь жизнь, ее временной ход, необходимо непосредственно участвовать в жизни, переживать ее посредством интуиции как особой духовной способности человека можно постичь жизнь в ее целостности. Любая наука изменяет жизнь, омертвляет ее, подменяет, анализирует, целостность, специфика и духовность исчезают. Пропасти между целостностью жизни и разумом нет. От интуиции можно перейти к рассудку. От разума к интуиции движение невозможно.

Понятие жизни сыграло важную роль и в становление широко распространившегося в западной Европе философского учения – экзистенциализм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.4.140 (0.02 с.)