Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные проблемы досократовского периода античной философии. Диалектика Гераклита.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Следующим этапом в развитии учений о единстве мира и субстанции было учение Гераклита. Основные идеи: 1) Опираясь на непосредственное чувственное восприятие, наблюдение мира, Гераклит высказал идею о всеобщем универсальном изменении, движении в мире. Изменения проявляются прежде всего в том, что одни вещи преобразуются в другие. Это, полагал Гераклит, свидетельствует о том, что в каждой вещи уже заключены определенные зачатки, предпосылки, возможность того нового, чем эта вещь станет. Поэтому любая вещь в процессе ее изменения заключает в себе свойства, черты и старого, и нового, во что она превращается. Взаимопревращения вещей не являются случайными, а носят определенный закономерный характер. Гераклит полагал, что космос как единое органичное целое предполагает именно общий универсальный закон взаимопревращений вещей. Этот закон взаимопревращения вещей обусловлен мировым разумом ЛОГОСОМ. Суть этого закона в том, что каждая вещь переходит в свое иное – в свою противоположность. Тем не менее, хотя этот вывод и не имел теоретического обоснования, он явился гениальной догадкой, которая впоследствии получила многообразное научное доказательство. Поэтому Гераклит традиционно рассматривается как родоначальник ДИАЛЕКТИКИ – учения о движении, развитии как взаимопереходе противоположностей. Поскольку каждая вещь преобразуется в свою противоположность, она в процессе изменения уже содержит эти зачатки, возможности, предпосылки противоположного, т.е. любая вещь есть единство противоположностей. С точки зрения Гераклита единство, целостность космоса определяется не только логосом (универсальным законом движения и изменения), но единство космоса имеет и субстанциальную основу. В античной философии обычно речь идет о 4 фундаментальных стихиях: огонь, воздух, вода, земля. Т.о. единство мира Гераклит связывает с двумя факторами: 1. Субстанция, которая представлена в чувственно воспринимаемой форме (огонь) 2. Лишь в мыслимо постигаемой форме как логос Следующий шаг в развитии учений о единстве мира связан с именем Парменида. Он считается первым античным философом, который осуществил рационалистический подход в истолковании единства мира, т.е. объяснил единство мира чисто умозрительно, логически, исключая какие бы то ни было чувственно воспринимаемые предметные представления. 1) Парменид – первый, кто подчеркнул двуединую природу познания человека, противоречивость его познания: a. Логическое мышление, которое дает общее истинное знание b. Чувственное созерцание, которое дает лишь мнение. Мнение не истинно, поскольку оно относится к изменяющимся предметам, условиям, зависит от особенностей субъектов. 2) Мышление и бытие тождественны. Человек может мыслить только то, что обладает бытием – существованием и поэтому все мыслимое есть бытие. 3) Существует лишь бытие. Небытие не существует. Исходя из этих исходных посылок Парменид вводит в философию одно из фундаментальных понятий философии – категорию бытия и в связи с этим определяет единство мира. Категория бытия выражает лишь мысленно (логически) постигаемое существование (бытие) мира в его единстве, целостности. Парменид наделяет бытие рядом характерных свойств: 1. Бытие едино и единственно. 2. Единство бытия заключается в том, что оно целокупно, т.е. слитно, непрерывно, нерасчленимо на какие-либо части, элементы. 3. Поскольку бытие единственно и непрерывно, оно неизменно, неподвижно. Определенным образом решив проблему единства мира, преодолев противоречие между единством как всеобщим и его чувственно-предметным представлением, Парменид получил в своем учении новое противоречие: мыслимое бытие (единство мира) непрерывно, неизменно – чувственно воспринимаемый мир состоит из множества конечных, изменяющихся вещей. Уже в этом противоречии учения Парменида было выявлено фундаментальное противоречие человеческого познания – противоречие между абстрактно-логическим и чувственно-созерцательным. А вместе с тем в философию вошла проблема истинности знаний и критерия истинности знания. Интересные идеи были высказаны учеником Парменида – Зеноном Элейским. Зенон сформулировал несколько логических ситуаций, которые получили названия – опория. По косвенным данным таких опорий Зенон сформулировал около 50. До нас дошли несколько, наиболее известны 4: 1. Дихотомия 2. Ахиллес и черепаха 3. Стрела 4. Стадий Учения Парменида и Зенона выявили фундаментальную проблему человеческого познания, которая связана с противоречием, во-первых, логического и чувственно-опытного в познании и, во-вторых, с трудностью логического воспроизведения в понятиях реальной противоречивости движения. Дальнейшее развитие античной философии связано с различными попытками разрешить выявленное Парменидом противоречие между логическим и чувственно-созерцательным в истолковании единства мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.29 (0.01 с.) |