Английская философия нового времени, ее характерные черты. Основные идеи учения джона Локка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Английская философия нового времени, ее характерные черты. Основные идеи учения джона Локка.



Дальнейшее развитие английский эмпиризм получил в философском учении Джона Локка. Также как и его предшественники, он считал, что задача философии – разработка учения о познании, поскольку все другие вопросы миропонимания исходят именно из наших знаний. Прежде чем разрабатывать проблемы, важно знать каковы возможности нашего познания.

В своем учении о познании Локк исходит из идей, типичных для английской философии – идей номинализма, эмпиризма и сенсуализма. Так же, как и в учении Гоббса признается объективное существование многообразных единичных вещей, на которые и направлено познание человека.

Материализм Локка сочетается с мотивами деизма в понимании движения в мире, закономерностей в природе.

Основные вопросы учения Локка о познании:

1. Локк начинает учение о познании с анализа структуры опыта. Он различает 2 вида опыта:

a. Опыт внешний – чувственное восприятие объективно существующих единичных вещей

b. Опыт внутренний – дает нам знание о внутреннем духовном мире человека, о методах познавательной деятельности в частности.

Анализируя внешний опыт, Локк отмечает, что результатами его являются идеи в разуме человека. Все чем занято наше мышление – идеи. Идеи могут быть разнообразны по своему характеру, по своей сложности. Он различает прежде всего идеи первичных и вторичных качеств вещей. Сам термин «первичные и вторичные качества» ввел Локк. Первичные качества вещей – те неотъемлемые их свойства, которые присущи вещам объективно. Конкретно под первичными качествами он имел в виду те качества, которые исследуют в механике (плотность, скорость). Вторичные качества – такие качества, которые возникают как результат взаимодействия вещей и органов чувств человека. Таким образом, вторичные качества характеризуются и объективными и субъективными свойствами (цвет, вкус, запах). Первичным и вторичным качествам в познании и соответствуют первичные и вторичные идеи. С точки зрения сложности существуют простые идеи, а также сложные, которые возникают как связь (комбинация) простых идей, как результат абстрагирования.

Как и Гоббс, Локк обращает особое внимание на истолкование понятия субстанции. Следуя логике Гоббса (номинализм) существуют и чувственно воспринимаются только единичные вещи. Отрицает существование субстанции как некоторой универсальной сущности. Однако в этом вопросе позиция Локка более гибкая, он допускает использование понятия субстанции, если это понятие связывать с таким универсальным свойством единичных вещей, как их существование.

В понимании истинности знаний Локк гораздо ближе находится к классической концепции истины: под истинным знанием понимается знание, соответствующее познаваемым единичным вещам.

Заметное место в учении Локка занимают его социально-философские идеи, связанные с обоснованием концепции либерализма (в частности идея разделения трех властей), а также этические идеи (учение о морали).

Для этического учения Локка характерен натурализм и утилитаризм.

Натурализм: Локк отрицал какие-либо врожденные идеи, в том числе и моральные принципы. Все моральные идеи и принципы человек приобретает в процессе реальной повседневной жизнедеятельности. Именно под углом зрения потребностей своей жизни человек и различает добро и зло: то, что соответствует потребностям человека, то, что приносит пользу (то, что практично и в этом смысле утилитарно), то есть добро. То, что противоречит потребностям человека, то есть для него зло. Такое понимание добра и зла и моральных принципов по сути означает эгоизм, а следовательно и отсутствие каких-либо общих, общественных ценностей. Чтобы избежать этой крайности Локк использует принцип «разумного эгоизма», который в дальнейшем получил достаточно широкое распространение в этике. Каждый человек, опираясь на свой здравый смысл, на свой разум, должен отдавать себе отчет в том, что он должен сочетать свои интересы с интересами окружающих, что достижение своих интересов человек может получить, только заручившись помощью, поддержкой других людей. Поэтому из этих соображений здравого смысла человек должен ограничить свой эгоизм и заботиться о благе, добре других людей.

В философии 17 века получил развитие не только эмпиризм, который характерен для английской философии, но и рационализм. Помимо Декарта к философам-рационалистам 17 века относятся Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг) и Годфриг Лейбниц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.81.21 (0.005 с.)