Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие мировоззрения (мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Элементы мировоззрения↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие мировоззрения (мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Элементы мировоззрения Мировоззрение– это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение– взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека. По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня (пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический. - Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков. - Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия. Мы воспринимаем только целостно(в логике–можно раздробить явление). Целостность –одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть: научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает). Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание. 1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества. Философия и мировоззрение. Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия –система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.
Основная проблематика, разделы философского знания. В ходе развития философии в ней исторически складываются различные сферы исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти сферы исследований превращаются в разделы философского знания – философские науки. Древние философы говорили, что в философии, как в яйце, можно выделить три основных слоя: 1-й – желток – связан с вопросом: как следует жить? Но для ответа на него надо ответить, как устроен мир, в котором живут люди? Это 2-й слой философского знания – белок. А для получения знаний о мире необходимо решить 3-й вопрос: как познать мир? Решение его образует 3-й слой – скорлупу философского знания. Чтобы добраться до желтка, надо начать со скорлупы, решив вопрос познания. Разработка указанных вопросов постепенно привела к возникновению 3-х взаимосвязанных, но относительно самостоятельных разделов философского знания: – исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания занимается теория познания (гносеология); – основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучаеттеория бытия (онтология); – принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах и поступках, устанавливает теория морали (этика). С развитием философии в ее структуре выделяются и другие философские науки: логика – наука о формах и законах рационального мышления;эстетика – наука о художественной деятельности людей и об эстетическом отношении к миру; социальная философия – наука об основных процессах и формах жизни общества; аксиология – наука о моральных ценностях людей: добре, истине, справедливости, красоте и т.д.; методология науки – наука о методах и формах научного познания; антропология – наука о происхождении, существовании и развитии человека; философия истории – наука об общих принципах объяснения человеческой истории и исторического познания; философия права – наука об общих проблемах правоведения.
Философское наследие аль-Фараби: онтология, антропологические воззрения, социальная философия и этика Аль-Фараби – стойкий последователь Аристотеля, жил и творил в Багдаде, Дамаске. Прославился, прежде всего, как выдающийся комментатор Страгирита и получил название «Второго Учителя» (после Аристотеля). Среди его наследия много оригинальных работ – «Жемчужина премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Его взгляд на строение космоса представлял смесь из теорий Платона,Аристотеля и Корана. Одним из важных аспектов творчества аль-Фараби является его историко-философский анализ античного наследия. Социальная философия аль-Фараби дана в его этических и политических трудах, таких, как «Указание пути к счастью», «Гражданская политика», «Афоризмы государственного деятеля». Ученый исходит из принципа признания стремления человека к счастью естественным и благим делом. Стремление к счастью – необходимая причина совершенствования человека и конечная цель политики. Используя учение Платона о государстве и политические труды Аристотеля, аль-Фараби создает теорию «Добродетельного города», во главе которого стоит правитель-философ и одновременно «Имам» (Духовный правитель). «Этика, согласно аль-Фараби, - это наука о нравственных качествах или интеллектуальных способностях человека, она изучает правила и нормы поведения людей, способы достижения счастья.»Аль-Фараби делит счастье на воображаемое и действительное. Действительное счастье достигается человеком тогда, когда его душа, «все более и более совершенствуясь, оказывается не нуждающейся в материи» и воссоединяется с деятельным разумом. Воображаемое счастье – стремление к богатству, почестям, наслаждениям, телесному здоровью, свободе предаваться своим страстям. Онтологическая система построения бытия строится на двух принципах: иерархичность построения бытия взаимосвязь различных уровней бытия, где определяющая роль принадлежит верховной сущности. Мир по аль-Фараби – это истечения бытия из Первого Сущего, истечения эти многочисленны и все они делятся по ступеням в иерархической последовательности. Первую ступень бытия занимает Первый Сущий. За ним следуют: вторые сущие, деятельный разум, душа, материя, форма. Огромное значение учения Фараби состоит в том, что оно дает исчерпывающие сведения обо всех существующих на среднем Востоке отраслях знаний и представляет своего рода энциклопедию наук. Понятие мировоззрения (мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Элементы мировоззрения Мировоззрение– это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение– взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека. По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня (пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический. - Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков. - Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия. Мы воспринимаем только целостно(в логике–можно раздробить явление). Целостность –одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть: научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает). Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание. 1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества. Философия и мировоззрение. Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия –система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.008 с.) |