Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как предмет социально-философского исследования↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Задачей данного параграфа является анализ различных подходов к пониманию предмета и задач педагогической антропологии, выявление соотношения философской и педагогической антропологии, выделение социально-философских аспектов педагогической антропологии, определение их значимости для конституирования и развития современной отечественной педагогической антропологии. В настоящее время сложилось несколько направлений, по-разному трактующих предмет и задачи педагогической антропологии. Условно можно выделить натуралистические, психологические, социально-культурологические и философско-антропологические концепции. Для натуралистического подхода (Е.Г. Моргунов, М.А. Дерягина, Я.Я. Рогинский, М.Г. Левин и др.) свойственно изучение особенностей морфологического и физиологического строения организма человека, выдвижение на первый план «естественных» потребностей или законов природы в целом, определяющих психику человека. Основным положением натуралистической педагогической антропологии является мысль о том, что «природа человека» обща всем людям и генетически связывает их со всем животным миром, поэтому человек способен сам, исходя из своего «естества» (наследственности), сформировать в себе личность. Антропо-биологическая школа полагает своей задачей гармоническое развитие и раскрытие всех присущих человеку сил при помощи естествознания. Психологическое направление (Б.Г. Ананьев, В.И. Кабрин, В.П. Зинченко, В.В. Кузин, Б.А. Никитюк, Б.С. Братусь, А.А. Никольская, В.И. Слободчиков и др.) связано с акцентированием необходимости учета возможностей и способностей каждого обучающегося. На первый план при обосновании философско-педагогической антропологии здесь выдвигается задача выявления, систематизации и изучения роли «психологических факторов» личностного роста человека - его целей, чувств, потребностей, установок, воли. При этом в работах последнего десятилетия в центре внимания представителей этого направления под влиянием гуманистической психологии А. Маслоу, К.Р. Роджерса и В. Франкла все больше оказываются проблемы мотивационной сферы личностной самореализации индивидов, в том числе и высшие смысложизненные потребности и цели общечеловеческой направленности - «духовный», или «эсхатологический уровень»[39]. Представители социо-кулътурологического подхода (Б.М. Бим-Бад, Л.П. Буева, А.О. Бороноев и П.И. Смирнов, А.А. и П.А. Гагаевы, Б.Т. Григорь-ян, В.Б. Куликов, М.Н. Кузьмин, В.М. Розин, Т.А. Ромм, Т.А. Стефановская, Н.С. Розов, Л.А. Тихомиров, Л.Н. Шабатура и др.) рассматривают педагогическую антропологию в качестве учения о процессе развития человека как продукта и творца истории и культуры. Серьезным препятствием при таком подходе оказывается структура современного человекознания с фактическим расчленением знания об обществе и человеке на две части: социальную науку, изучающую структуры, законы и регулярности функционирования социальных систем, и гуманитарное познание, обобщенное к жизненному миру человека, личностным, индивидуальным, духовным аспектам человеческого бытия. В результате, человек «выпал» из общественных наук, поскольку не рассматривается в его особом бытии. Попытки связать изначально обособленные представления о конкретном (живом) и абстрактном бытии человека оказываются взаимодополнительными лишь по видимости, поскольку образы их социальной и индивидуальной жизни фактически отторгают друг друга. Попытки «вернуть» человека в отечественную историю и культуру предпринимаются в работах представителей Санкт-Петербургской и Московской школ «социологии личности» (А.О. Бороноев, П.И. Смирнов), «социальной антропологии» (В.В. Шаронов), философской антропологии (Б.В. Марков) и «философско-социальной антропологии» (B.C. Барулин) и др.[40] В рамках этого подхода выдвигается идея двойной детерминации человека - социокультурной и индивидуально-деятельностной. Отсюда в центре внимания представителей этого направления оказываются не только проблемы социализации и усвоения человеком ролей, норм, правил, ценностей культуры, но и вопросы самовоспитания, самореализации как саморазвития во всех сферах жизнедеятельности общества. Педагогическая антропология рассматривается в отечественной литературе как специализированная область философской антропологии, которая раскрывает ценностно-смысловые аспекты образования и воспитания, закономерности их функционирования и развития. При разработке педагогической антропологии необходимо учитывать все имеющиеся подходы. Объединяющим началом современных исследований в этой области являются идеи К.Д. Ушинского о человеке как предмете воспитания, необходимости познания «человеческой природы», о средствах воспитательного воздействия и человековедческом основании теории и практики воспитания. Эти идеи составляют «ядро» философского подхода к разработке педагогической антропологии. Несмотря на усвоение биологического и этнографического материала, в целом философско-педагогическая антропология тяготеет к методам гуманитарных наук, с помощью которых человек рассматривается не как объект, а как чувствующее и переживающее свое бытие существо, способное к саморефлексии и стремящееся к самоизменению. Такое понимание человека и человеческого было присуще русской философии - П.Д. Юркевичу, B.C. Соловьеву, Н.А. Бердяеву, С.Н. Булгакову, С.Л. Франку, В.В. Зеньковскому, С.И. Гессену и др. Они выявили открытость и незавершенность человека, существенно расширили философско-антропологический дискурс, дополнив, в отличие от европейского рационализма, традиционные телесно-разумные качества «духовными константами», определяющими порядок душевных переживаний. Поскольку в современной русской философско-педагогической антропологии не просматривается отчетливая связь с определенными философскими направлениями и традициями, можно сделать вывод о том, что существование философско-педагогической антропологии оправдано необходимостью продолжения исторических традиций отечественного философски ориентированного человекознания, а также задачами философско-антропологического обоснования современных педагогических концепций. Можно сказать, что философское понимание человека, развиваемое в философской антропологии, формирует новые смыслы, задает новые ориентиры в трактовке человека, становится ядром для педагогического понимания человека, так как различные философско-антропологические концепции человека сходятся в одном - в понимании человека как открытого существа, которое постоянно и заново определяет себя. Самоосуществление человека в его деятельности - это образование личности в мире культуры, создаваемой людьми в совместных действиях и взаимных коммуникациях[41]. В различных вариантах философской антропологии имплицитно содержатся подходы, весьма значимые для педагогики. Их тематизация и осознанное сопоставление позволит перестроить педагогические теории, выработать их подлинные основания, на базе которых просматриваются проблемы педагогической теории и практики. В философской антропологии выделена принципиальная роль периода детства в формировании человека, в ней выдвинуто положение, имеющее первостепенное значение для педагогической антропологии: человек не может рассматриваться лишь как рациональное и рационально действующее существо. Философская антропология исходит из единства тела, души и духа, подчеркивая, что воспитание и образование должны быть направлены на формирование и развитие этого единства. 2. Кирдяшова Евгения Васильевна. Становление и эволюция педагогических воззрений в. В. Зеньковского: личность и факторы ее формирования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Саранск. 1998.- 196с. Содержание: Введение Глава 1. Становление педагогических воззрений В. В. Зеньковского в дореволюционный период 1.1. Общественно-научная и педагогическая деятельность В.В. Зеньковского в дореволюционный период 2.1. Становление педагогической концепции В.В. Зеньковского и его воззрений на личность и факторы ее развития Глава 2. Роль В.В. Зеньковского в формировании педагогической мысли русской эмиграции 2.1. Педагогическая и общественная деятельность В.В. Зеньковского в белградско-пражский период 2.2. Развитие педагогических воззрений В.В. Зеньковского в белградско-пражский период Глава 3. Концепция религиозного воспитания в педагогике В.В. Зеньковского 3.1. Педагогическая и религиозно - философская деятельность В.В. Зеньковского и ее влияние на формирование концепции религиозного воспитания 3.2. Основные факторы воспитания. Место и роль религии в формировании личности Заключение Библиография 3. Попова, Ольга Владимировна Философия образования В.В. Зеньковского: Дис.... канд. филос. наук: 09.00.03 М., 2005 150 с. РГБ ОД, 61:05-9/670 4. Зверева Татьяна Ивановна. Теоретические основы педагогической системы В.В. Зеньковского: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2000 120 c. РГБ ОД, 61:01-13/652-7 5. Петрова Елена Владимировна Проблема человека в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского: социально-философский анализ: Дис.... канд. филос. наук: 09.00.11: Архангельск, 2006 171 c., 61:06-9/179 Интернет-ресурсы: Работы: П.А.Чаадаев Зеньковский В.В., 2004 год, 17 стр. http://www.i-u.ru/biblio/archive/senkovskiy_ch История русской философии Зеньковский В.В., 2005 год, 216 стр. http://www.i-u.ru/biblio/archive/senkovskiy_istorija Основы христианской философии Зеньковский В.В., 2005 год, 113 стр. http://www.i-u.ru/biblio/archive/senkovskiy_osnovi
[1] Шленов В.Л. Смысл православной культуры. Протопресвитер Василий Зеньковский - 24 / 07 / 2007- Электронный ресурс: /Сайт: Православие.Ru // Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/sm/6098.htm - свободный; [2] Жданова Н.А., старший преподаватель кафедры, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет //Сибирский учитель - http://www.sibuch.ru/article.php?no=126 [3] Дворецкая М.Я. Интегративная антропология: Учебное пособие. СПб.: Институт практической психологии, 2003. С. 292 [4] Плеханов Е. А. Философско-педагогическая антропология «нового богословия». Владимир: ВГПУ, 2002. [5] Ильяшенко Е.Г. Педагогическая антропология в России: история и современность: Монография. М.: Изд-во УРАО, 2003. Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып. 20. С. 32. [6] Зеньковский В. В. Очерк моей философской системы // Памяти отца Василия Зеньковского. Париж: Р. С. Х. Д., 1984. С. 117. [7] Там же. С. 117–118. [8] Там же. С. 119. [9] Андроников К. Отец Василий Зеньковский как богослов // Памяти отца Василия Зеньковского. Париж: Р. С. Х. Д.,1984. С. 71–82. [10] Зеньковский В. В. Очерк моей философской системы… С. 119. [11] Там же. С. 120. [12] Там же. [13] Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Свято-Владимирское братство, 1993. С. 9 [14] Зеньковский В.В. Педагогика. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1996. С. 11–12 [15] Зеньковский В.В. Проблемы воспитания… С. 8. [16] Зеньковский В.В. Апологетика // Основы христианской философии. М.: Канон+, 1997. С. 329. [17] Там же. [18] Зеньковский В. В. Апологетика… С. 331. [19] Там же. С. 332. [20] Там же. [21] Там же. [22] Зеньковский В. В. Проблемы воспитания… С. 14. [23] Там же. С. 11. [24] Там же. С. 10–11. [25] Там же. С. 11. [26] Там же. С. 5–6. [27] Там же. С. 22–23. [28] Гессен СИ. Русская педагогика в XX в. // Гессен СИ. Педагогические сочинения. Саранск, 2001. С. 475. В свою очередь, В.В. Зеньковский называл философско-педагогические построения СИ. Гессена «педагогическим идеализмом», как «типично кантианской точкой зрения», сводящей «основные духовные процессы» к «только моральному созреванию». См.: Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке // Зеньковский В.В. Педагогика. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002 С. 214,212. [29] Яковенко Б.В. История русской философии. М.: Республика, 2003. С. 421, 471, 476. [30] Лосский Н.О. История русской философии. М: Высшая школа, 1991. С. 495-498. [31] Поляков А. отмечал: «Основу взглядов Зеньковского составляет мистицизм, близкий по своей философской окраске персонализму». (См.: Философская энциклопедия: В 5 т, Т. 2. М, 1962. С. 174).
[33] Маслин М.А., Андреев М.Л. О русской идее. Мыслители русского Зарубежья о России и ее философской культуре // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 5 - 42; Горбач Е.Н. Историко-философские исследования В.В. Зеньковского: Автореф. дис... канд. филос. наук. М., 1997. s Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: «Наука», 1995. С. 203 - 204. [34] Бим-Бад Б.М. Воспитание человека человеком: начала современной педагогической антропологии. М., 1994; он же. Идеи педагогической антропологии в России // Советская педагогика. 1990. № 9. С. 102 - 108; он же. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М., 1994; Гагаев А.А., Гагаев П.А. Русские философско-педагогические учения XVIII - XX вв.: культурно-исторический аспект. М.: Русское слово, 2002; Гололобова Т.А., Емельянов Б.В. Концепции христианского воспитания в философско-педагогической мысли России конца 19 - начала 20 в. // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сборник научных трудов. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. С. 141 - 151; Емельянов Б.В., Петрунина Т.А. Очерки педагогической антропологии в России. Екатеринбург, 1997. 124 с. и др. [35] Богуславский М.В. Творческий поиск российских школ начала 20 века // Свободное воспитание. М., 1993. Вып. 2. С. 54; он же. Значение изучения истории русского педагогического зарубежья для развития современного образования // Образование и педагогика российского зарубежья (Сборник статей и материалов). - М., 1995. С. 78 - 85; он же. Философия образования // Очерки истории образования и педагогической мысли Российского зарубежья (20 - 50 гг. XX в.) / Под ред. проф. О.Е. Осовского». Саранск, 1998; Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья // Педагогика. 1995. № 3. С. 41 - 47 (Под ред. Е.Г. и О.Е. Осовских вышло много сборников работ по проблемам образования и воспитания в работах представителей Российского зарубежья. Один из последних сборников: «Очерки истории образования и педагогической мысли Российского зарубежья (20 - 50 гг. XX в.) / Под ред. проф. О.Е. Осовского». Саранск, 1998); Владыки- на В.А. Российская эмиграция: вопросы воспитания молодёжи // Педагогика, 1996. № 6. - С. 76 - 70; Еременко Л.И. Русская эмиграция как социально-культурное явление // Обновление культуры: проблемы и перспективы. - М., 1993. С. 74 - 90; Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998. № 7. С. 14 - 20; Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Идеи воспитания в русской философии. XIX - начало XX века. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004 и др. [36] Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. - М., 1998; он же. Антропологическое основание теории и практики современного образования // Очерк проблем и методов их решения. М., 1994; он же. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Советская педагогика. 1988. № 11. С. 38-43; Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск, 1988; он же. Философско-педагогическая антропология: проблемы и тенденции // Вопросы философии. 1985. № 6; Пряникова В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике // Педагогика, 1995. № 2. С. 68 - 94; Рахлевская Л.К. Педагогическая антропология в системе непрерывного образования: история, теория, практика. Томск, 1996; она же. Самопознание в процессе изучения педагогической антропологии: учебное пособие. Томск, 1996 и др. [37] Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. - 1998. -№ 4. С. 71 - 79; Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. - С. 3 - 19; Летцев В.М. Личность, как средоточие мировоззренческих исканий Зеньковского // Вопросы философии. 2003. №12. С. 140-146. " Очерки истории образования и педагогической мысли Российского зарубежья (20 - 50-е гг. XX в.) / Под ред. проф. О.Е. Осовского. Саранск: Изд-во Мордовского гос. пед. ин-та, 2000. С. 182.
[38] Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: Характер народа и судьбы страны. СПб., 1992; Смирнов П.И. Социология личности. СПб., 2001; Барулин B.C. Философско-социальная антропология. М., 1994; Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии. М, 2002; Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб., 1993; он же. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997 и др. [39] Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. №5. С. 3-19; он же. Русская, советская, российская педагогика. М., 2000; Зинченко В.П. К началам органической психологии. М., 1997; Мясоед П.А. Антропологический принцип и проблемы психологии развития // Вопросы психологии. 2000. №5. С.122-126; Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 3-17; Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М., 1995; Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М, 2000 и др. Этот подход разделяется не всеми и вызывает критику. См.: Вопросы психологии. 1998. №1. С. 59-62. [40] п История русской философии: Учебник для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. - М.: Республика, 2001. |3 Пишун СВ. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века. М.: Прометей, 1996. [41] См. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. - СПб.: РГХИ, 2004. С. 330.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.180 (0.008 с.) |