ТОП 10:

КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ



Задачей данного параграфа является анализ различных подходов к пониманию предмета и задач педагогической антропологии, выявление соотношения философской и педагогической антропологии, выделение социально-философских аспектов педагогической антропологии, определение их значимости для конституирования и развития современной отечественной педагогической антропологии.

В настоящее время сложилось несколько направлений, по-разному трактующих предмет и задачи педагогической антропологии. Условно можно выделить натуралистические, психологические, социально-культурологические и философско-антропологические концепции.

Для натуралистического подхода (Е.Г. Моргунов, М.А. Дерягина, Я.Я. Рогинский, М.Г. Левин и др.) свойственно изучение особенностей морфологического и физиологического строения организма человека, выдвижение на первый план «естественных» потребностей или законов природы в целом, определяющих психику человека. Основным положением натуралистической педагогической антропологии является мысль о том, что «природа человека» обща всем людям и генетически связывает их со всем животным миром, поэтому человек способен сам, исходя из своего «естества» (наследственности), сформировать в себе личность. Антропо-биологическая школа полагает своей задачей гармоническое развитие и раскрытие всех присущих человеку сил при помощи естествознания.

Психологическое направление (Б.Г. Ананьев, В.И. Кабрин, В.П. Зинченко, В.В. Кузин, Б.А. Никитюк, Б.С. Братусь, А.А. Никольская, В.И. Слободчиков и др.) связано с акцентированием необходимости учета возможностей и способностей каждого обучающегося. На первый план при обосновании философско-педагогической антропологии здесь выдвигается задача выявления, систематизации и изучения роли «психологических факторов» личностного роста человека - его целей, чувств, потребностей, установок, воли. При этом в работах последнего десятилетия в центре внимания представителей этого направления под влиянием гуманистической психологии А. Маслоу, К.Р. Роджерса и В. Франкла все больше оказываются проблемы мотивационной сферы личностной самореализации индивидов, в том числе и высшие смысложизненные потребности и цели общечеловеческой направленности - «духовный», или «эсхатологический уровень»[39].

Представители социо-кулътурологического подхода (Б.М. Бим-Бад, Л.П. Буева, А.О. Бороноев и П.И. Смирнов, А.А. и П.А. Гагаевы, Б.Т. Григорь-ян, В.Б. Куликов, М.Н. Кузьмин, В.М. Розин, Т.А. Ромм, Т.А. Стефановская, Н.С. Розов, Л.А. Тихомиров, Л.Н. Шабатура и др.) рассматривают педагогическую антропологию в качестве учения о процессе развития человека как продукта и творца истории и культуры. Серьезным препятствием при таком подходе оказывается структура современного человекознания с фактическим расчленением знания об обществе и человеке на две части: социальную науку, изучающую структуры, законы и регулярности функционирования социальных систем, и гуманитарное познание, обобщенное к жизненному миру человека, личностным, индивидуальным, духовным аспектам человеческого бытия. В результате, человек «выпал» из общественных наук, поскольку не рассматривается в его особом бытии. Попытки связать изначально обособленные представления о конкретном (живом) и абстрактном бытии человека оказываются взаимодополнительными лишь по видимости, поскольку образы их социальной и индивидуальной жизни фактически отторгают друг друга. Попытки «вернуть» человека в отечественную историю и культуру предпринимаются в работах представителей Санкт-Петербургской и Московской школ «социологии личности» (А.О. Бороноев, П.И. Смирнов), «социальной антропологии» (В.В. Шаронов), философской антропологии (Б.В. Марков) и «философско-социальной антропологии» (B.C. Барулин) и др.[40] В рамках этого подхода выдвигается идея двойной детерминации человека - социокультурной и индивидуально-деятельностной. Отсюда в центре внимания представителей этого направления оказываются не только проблемы социализации и усвоения человеком ролей, норм, правил, ценностей культуры, но и вопросы самовоспитания, самореализации как саморазвития во всех сферах жизнедеятельности общества.

Педагогическая антропология рассматривается в отечественной литературе как специализированная область философской антропологии, которая раскрывает ценностно-смысловые аспекты образования и воспитания, закономерности их функционирования и развития. При разработке педагогической антропологии необходимо учитывать все имеющиеся подходы.

Объединяющим началом современных исследований в этой области являются идеи К.Д. Ушинского о человеке как предмете воспитания, необходимости познания «человеческой природы», о средствах воспитательного воздействия и человековедческом основании теории и практики воспитания. Эти идеи составляют «ядро» философского подхода к разработке педагогической антропологии. Несмотря на усвоение биологического и этнографического материала, в целом философско-педагогическая антропология тяготеет к методам гуманитарных наук, с помощью которых человек рассматривается не как объект, а как чувствующее и переживающее свое бытие существо, способное к саморефлексии и стремящееся к самоизменению. Такое понимание человека и человеческого было присуще русской философии - П.Д. Юркевичу, B.C. Соловьеву, Н.А. Бердяеву, С.Н. Булгакову, С.Л. Франку, В.В. Зеньковскому, С.И. Гессену и др. Они выявили открытость и незавершенность человека, существенно расширили философско-антропологический дискурс, дополнив, в отличие от европейского рационализма, традиционные телесно-разумные качества «духовными константами», определяющими порядок душевных переживаний.

Поскольку в современной русской философско-педагогической антропологии не просматривается отчетливая связь с определенными философскими направлениями и традициями, можно сделать вывод о том, что существование философско-педагогической антропологии оправдано необходимостью продолжения исторических традиций отечественного философски ориентированного человекознания, а также задачами философско-антропологического обоснования современных педагогических концепций.

Можно сказать, что философское понимание человека, развиваемое в философской антропологии, формирует новые смыслы, задает новые ориентиры в трактовке человека, становится ядром для педагогического понимания человека, так как различные философско-антропологические концепции человека сходятся в одном - в понимании человека как открытого существа, которое постоянно и заново определяет себя. Самоосуществление человека в его деятельности - это образование личности в мире культуры, создаваемой людьми в совместных действиях и взаимных коммуникациях[41]. В различных вариантах философской антропологии имплицитно содержатся подходы, весьма значимые для педагогики. Их тематизация и осознанное сопоставление позволит перестроить педагогические теории, выработать их подлинные основания, на базе которых просматриваются проблемы педагогической теории и практики.

В философской антропологии выделена принципиальная роль периода детства в формировании человека, в ней выдвинуто положение, имеющее первостепенное значение для педагогической антропологии: человек не может рассматриваться лишь как рациональное и рационально действующее существо. Философская антропология исходит из единства тела, души и духа, подчеркивая, что воспитание и образование должны быть направлены на формирование и развитие этого единства.

2. Кирдяшова Евгения Васильевна. Становление и эволюция педагогических воззрений в. В . Зеньковского : личность и факторы ее формирования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Саранск. 1998.- 196с.

Содержание:

Введение

Глава 1 . Становление педагогических воззрений В. В. Зеньковского в дореволюционный период

1.1 . Общественно-научная и педагогическая деятельность В.В. Зеньковского в дореволюционный период

2.1. Становление педагогической концепции В.В. Зеньковского и его воззрений на личность и факторы ее развития

Глава 2. Роль В.В. Зеньковского в формировании педагогической мысли русской эмиграции

2.1. Педагогическая и общественная деятельность В.В. Зеньковского в белградско-пражский период

2.2. Развитие педагогических воззрений В.В. Зеньковского в белградско-пражский период

Глава 3. Концепция религиозного воспитания в педагогике В.В. Зеньковского

3.1 . Педагогическая и религиозно - философская деятельность В.В. Зеньковского и ее влияние на формирование концепции религиозного воспитания

3.2. Основные факторы воспитания. Место и роль религии в формировании личности

Заключение

Библиография

3. Попова, Ольга Владимировна Философия образования В.В. Зеньковского: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 М., 2005 150 с. РГБ ОД, 61:05-9/670

4. Зверева Татьяна Ивановна. Теоретические основы педагогической системы В.В. Зеньковского: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2000 120 c. РГБ ОД, 61:01-13/652-7

5. Петрова Елена ВладимировнаПроблема человека в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского: социально-философский анализ: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11: Архангельск, 2006 171 c., 61:06-9/179

Интернет-ресурсы:

Работы:

П.А.Чаадаев

Зеньковский В.В., 2004 год, 17 стр.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/senkovskiy_ch

История русской философии

Зеньковский В.В., 2005 год, 216 стр.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/senkovskiy_istorija

Основы христианской философии

Зеньковский В.В., 2005 год, 113 стр.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/senkovskiy_osnovi

 


[1] Шленов В.Л. Смысл православной культуры. Протопресвитер Василий Зеньковский - 24 / 07 / 2007- Электронный ресурс: /Сайт: Православие.Ru // Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/sm/6098.htm - свободный;

[2] Жданова Н.А., старший преподаватель кафедры, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет //Сибирский учитель - http://www.sibuch.ru/article.php?no=126

[3] Дворецкая М.Я. Интегративная антропология: Учебное пособие. СПб.: Институт практической психологии, 2003. С. 292

[4] Плеханов Е. А. Философско-педагогическая антропология «нового богословия». Владимир: ВГПУ, 2002.

[5] Ильяшенко Е.Г. Педагогическая антропология в России: история и современность: Монография. М.: Изд-во УРАО, 2003. Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып. 20. С. 32.

[6] Зеньковский В. В. Очерк моей философской системы // Памяти отца Василия Зеньковского. Париж: Р. С. Х. Д., 1984. С. 117.

[7] Там же. С. 117–118.

[8] Там же. С. 119.

[9] Андроников К. Отец Василий Зеньковский как богослов // Памяти отца Василия Зеньковского. Париж: Р. С. Х. Д.,1984. С. 71–82.

[10] Зеньковский В. В. Очерк моей философской системы… С. 119.

[11] Там же. С. 120.

[12] Там же.

[13] Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Свято-Владимирское братство, 1993. С. 9

[14] Зеньковский В.В. Педагогика. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1996. С. 11–12

[15] Зеньковский В.В. Проблемы воспитания… С. 8.

[16] Зеньковский В.В. Апологетика // Основы христианской философии. М.: Канон+, 1997. С. 329.

[17] Там же.

[18] Зеньковский В. В. Апологетика… С. 331.

[19] Там же. С. 332.

[20] Там же.

[21] Там же.

[22] Зеньковский В. В. Проблемы воспитания… С. 14.

[23] Там же. С. 11.

[24] Там же. С. 10–11.

[25] Там же. С. 11.

[26] Там же. С. 5–6.

[27] Там же. С. 22–23.

[28] Гессен СИ. Русская педагогика в XX в. // Гессен СИ. Педагогические сочинения. Саранск, 2001. С. 475. В свою очередь, В.В. Зеньковский называл философско-педагогические построения СИ. Гессена «педагогическим идеализмом», как «типично кантианской точкой зрения», сводящей «основные духовные процессы» к «только моральному созреванию».

См.: Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке // Зеньковский В.В. Педагогика. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002 С. 214,212.

[29] Яковенко Б.В. История русской философии. М.: Республика, 2003. С. 421, 471, 476.

[30] Лосский Н.О. История русской философии. М: Высшая школа, 1991. С. 495-498.

[31] Поляков А. отмечал: «Основу взглядов Зеньковского составляет мистицизм, близкий по своей философской окраске персонализму». (См.: Философская энциклопедия: В 5 т, Т. 2. М, 1962. С. 174).

 

[33] Маслин М.А., Андреев М.Л. О русской идее. Мыслители русского Зарубежья о России и ее философской культуре // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 5 - 42; Горбач Е.Н. Историко-философские исследования В.В. Зеньковского: Автореф. дис... канд. филос. наук. М., 1997. s Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: «Наука», 1995. С. 203 - 204.

[34] Бим-Бад Б.М. Воспитание человека человеком: начала современной педагогической антропологии. М., 1994; он же. Идеи педагогической антропологии в России // Советская педагогика. 1990. № 9. С. 102 - 108; он же. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М., 1994; Гагаев А.А., Гагаев П.А. Русские философско-педагогические учения XVIII - XX вв.: культурно-исторический аспект. М.: Русское слово, 2002; Гололобова Т.А., Емельянов Б.В. Концепции христианского воспитания в философско-педагогической мысли России конца 19 - начала 20 в. // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сборник научных трудов. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. С. 141 - 151; Емельянов Б.В., Петрунина Т.А. Очерки педагогической антропологии в России. Екатеринбург, 1997. 124 с. и др.

[35] Богуславский М.В. Творческий поиск российских школ начала 20 века // Свободное воспитание. М., 1993. Вып. 2. С. 54; он же. Значение изучения истории русского педагогического зарубежья для развития современного образования // Образование и педагогика российского зарубежья (Сборник статей и материалов). - М., 1995. С. 78 - 85; он же. Философия образования // Очерки истории образования и педагогической мысли Российского зарубежья (20 - 50 гг. XX в.) / Под ред. проф. О.Е. Осовского». Саранск, 1998; Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья // Педагогика. 1995. № 3. С. 41 - 47 (Под ред. Е.Г. и О.Е. Осовских вышло много сборников работ по проблемам образования и воспитания в работах представителей Российского зарубежья. Один из последних сборников: «Очерки истории образования и педагогической мысли Российского зарубежья (20 - 50 гг. XX в.) / Под ред. проф. О.Е. Осовского». Саранск, 1998); Владыки- на В.А. Российская эмиграция: вопросы воспитания молодёжи // Педагогика, 1996. № 6. - С. 76 - 70; Еременко Л.И. Русская эмиграция как социально-культурное явление // Обновление культуры: проблемы и перспективы. - М., 1993. С. 74 - 90; Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998. № 7. С. 14 - 20; Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Идеи воспитания в русской философии. XIX - начало XX века. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004 и др.

[36] Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. - М., 1998; он же. Антропологическое основание теории и практики современного образования // Очерк проблем и методов их решения. М., 1994; он же. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Советская педагогика. 1988. № 11. С. 38-43; Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск, 1988; он же. Философско-педагогическая антропология: проблемы и тенденции // Вопросы философии. 1985. № 6; Пряникова В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике // Педагогика, 1995. № 2. С. 68 - 94; Рахлевская Л.К. Педагогическая антропология в системе непрерывного образования: история, теория, практика. Томск, 1996; она же. Самопознание в процессе изучения педагогической антропологии: учебное пособие. Томск, 1996 и др.

[37] Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. - 1998. -№ 4. С. 71 - 79; Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. - С. 3 - 19; Летцев В.М. Личность, как средоточие мировоззренческих исканий Зеньковского // Вопросы философии. 2003. №12. С. 140-146.

" Очерки истории образования и педагогической мысли Российского зарубежья (20 - 50-е гг. XX в.) / Под ред. проф. О.Е. Осовского. Саранск: Изд-во Мордовского гос. пед. ин-та, 2000. С. 182.

 

[38] Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: Характер народа и судьбы страны. СПб., 1992; Смирнов П.И. Социология личности. СПб., 2001; Барулин B.C. Философско-социальная антропология. М., 1994; Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии. М, 2002; Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб., 1993; он же. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997 и др.

[39] Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. №5. С. 3-19; он же. Русская, советская, российская педагогика. М., 2000; Зинченко В.П. К началам органической психологии. М., 1997; Мясоед П.А. Антропологический принцип и проблемы психологии развития // Вопросы психологии. 2000. №5. С.122-126; Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 3-17; Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М., 1995; Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М, 2000 и др. Этот подход разделяется не всеми и вызывает критику. См.: Вопросы психологии. 1998. №1. С. 59-62.

[40] п История русской философии: Учебник для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. - М.: Республика, 2001.

|3 Пишун СВ. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века. М.: Прометей, 1996.

[41] См. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. - СПб.: РГХИ, 2004. С. 330.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.014 с.)