Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для современного педагогического знанияСодержание книги Поиск на нашем сайте
В Зеньковском-психологе органично соединялась европейская наука XX века, во всем многообразии и сложности, и отечественные духовно-нравственные традиции. Православное мировоззрение ученого, его активная общественная позиция никогда не входили в противоречие с академическими штудиями, не мешали его диалогу по проблемам науки с психологами и педагогами разных стран. Следует, однако, отметить влияние именно нравственного мировоззрения Зеньковского на оригинальную интерпретацию им результатов научных исследований других ученых, а также влияние этого мировоззрения на подходы к психологии в целом. Для современной российской науки знакомство с наследием В.В. Зеньковского полезно также и потому, что каждая его работа не «закрывает» тему, не предлагает окончательного ответа на поставленные в книге или статье вопросы. Это - всегда приглашение к диалогу, это - всегда «открытие» темы... Из воспоминаний АсмусаВ.Ф. В.В. Зеньковский в Киевском университете (Вопросы философии. 1990. № 8. С. 90-93, 104—105) Первая философская лекция, прослушанная мною в Университете, была лекция В. В. Зеньковского по психологии. В тот год свои чтения Зеньковский начал с большим запозданием. Начало войны захватило его в Германии, где он — будучи в командировке - дописывал свою магистерскую диссертацию «Проблемы психической причинности». С трудом, после ряда приключений и злоключений, во время которых часть рукописи его диссертации была потеряна, Зеньковский пробрался - из Скандинавия - в Россию и вернулся в Киев. В это время ему исполнилось тридцать три года. Сразу по возвращении он начал чтения лекций. Читал он с увлечением, местами вдохновенно. Специальная психологическая эрудиция его была огромна. Для подготовки к экзамену он рекомендовал нам «Очерки психологии, основанной на опыте» Гаральда Геффдинга, но сам читал курс по собственному плану, сообщая ему собственное содержание, далеко выходившее за рамки учебника Геффдинга. Особенность его чтений состояла в том, что он читал психологию как философскую науку. Психологические теории и понятия, разбиравшиеся им, он доводил до их философских принципов, основ и источников. Он широко, щедро и искусно пользовался философским материалом, освещал светом философских воззрений учения психологии, которые без такого привлечения философии могли бы показаться узкоспециальными психологическими. В результате все изложение становилось чрезвычайно живым и увлекающе интересным, а психология становилась наукой, все учения которой наполнялись философским содержанием. При таком методе изложения Зеньковский постоянно должен был вводить в ткань своей психологии не только исторический, но и современный, даже «сегодняшний» материал философских и специальных психологических учений. Материала этого мы, конечно, не знали и из общего курса психологии сколько-нибудь основательно усвоить его никак не могли. Поэтому слушать Зеньковского было хотя и очень интересно, но трудно. Некоторые увлекшиеся предметом и самим лектором студенты слушали курс психологии у того же Зеньковского повторно, в следующем году, и это приносило большую пользу. Такое повторное слушание было возможно, так как в Киевском университете действовала так называемая «предметная» система обучения, пришедшая здесь, как и в некоторых других дореволюционных университетах, на смену системе «курсовой». Век образования. 1939 год В.В. ЗЕНЬКОВСКИЙ В конце ХХ века в отечественной философии, психологии, педагогике происходят настоящие “страсти по Зеньковскому”: уже неоднократно переизданы основополагающие труды, выходят десятки книг и статей, посвященные его творчеству, косяком защищаются диссертации. Разумеется, так было не всегда. Долгие десятилетия на имя Василия Васильевича Зеньковского (1881-1962) было наложено идеологическое табу. Его нельзя было даже упоминать, не то, что анализировать работы, которые были надежно запрятаны в спецхран. Сейчас, когда становится совершенно ясно, что Зеньковский - это выдающийся русский психолог и педагог, входящий в первую тройку отечественных мыслителей в сфере образования и воспитания, становится особенно печально от десятилетий вынужденной разлуки российской школы и педагогики Зеньковского. Конечно, это явилось результатом, как личной судьбы Василия Васильевича, так и проблематики его исследований. После окончания в 1909 г. Киевского университета, он преподавал в нем философию и психологию, затем являлся директором Фребелевского института дошкольного воспитания. В 1919 г. Зеньковский побыв несколько месяцев министром культуры и вероисповеданий в правительстве гетмана Скоропадского, эмигрирует в Югославию. Начинается новый и главный этап в его деятельности. Уже в начале 20-ых годов Зеньковский выдвигается в качестве одного (наряду с Гессеном) из крупнейших психологов и педагогов русской эмиграции. Он является председателем Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, организует Русский педагогический институт им. Я. А. Коменского в Праге, где заведует кафедрой экспериментальной и детской психологии, возглавляет Русское христианское студенческое движение. В середине 20-ых годов в центре его внимания еще находятся психологические проблемы, что нашло свое воплощение в таких капитальных трудах как “ Психология детства ”, “Курс общей психологии”. В 1927 году судьба Зеньковского делает новый и окончательный поворот - он переезжает в Париж, где становится профессором Православного богословского института. В 1942 Зеньковский принимает сан священника – становится отцом Василием. С этого времени и до конца дней в центре его внимания находятся религиозно-педагогические проблемы. С наибольшей полнотой они раскрыты Зеньковским в таких работах как “Проблемы воспитания в свете христианской антропологии” и “Педагогика”. Главной их идеей является “оцерковление личности”,- глубокое духовное приобщение детей к ценностям христианства, особенно воплощенным в искусстве философии, литературе. К этой же идее примыкала концепция Зеньковского педагогики “духовного делания”. Цель школы определялась как помощь детям в их духовном росте. Жизнь В.В. Зеньковского в эмиграции была далеко не безоблачной. В 1939 году начало Второй мировой войны по сути перевернуло последнюю страницу школ Русского Зарубежья. Начались годы тяжелых испытаний. Да и многие религиозные ортодоксы относились к экуменической деятельности отца Василия с явным подозрением и даже называли его масоном в 235 степени. Задания для самостоятельной работы 1. Олимпиада - многие историки русской философии такие как, например В.В. Зеньковский …
2. Раскройте кратко вопрос: «Эпоха и люди» кто окружал В.В.Зеньковского В.В.Зеньковский – его соратники и друзья
Литература
Основные философские, богословские и педагогические идеи Зеньковского нашли отражение в его книгах: Русские мыслители и Европа (1926), На пороге зрелости (1929), Проблемы воспитания в свете христианской антропологии (1934), История русской философии (1948–1950), Апологетика (1959), Н.В.Гоголь (1961), Основы христианской философии (1961–1964)
Протопресвитер Василий Зеньковский. Смысл православной культуры / Сост., предисл. В. Л. Шленова. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - 272 с. - (Духовное наследие Русского зарубежья). Православие.Ru / Интернет-журнал, 24 июля 2007 г. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/6098.htm В книге представлены избранные работы протопресвитера Василия Зеньковского, богослова, философа, психолога и педагога, общественного деятеля, одного из самых значительных умов Русского зарубежья. Они посвящены путям и задачам построения православной культуры, обретения целостности жизни, подлинного возвращения к Церкви.
Зеньковский В.В. прот. Педагогика Изд.: Христианская жизнь.- 2004. – 224 с.
Педагогика / Протопресв. В.В. Зеньковский; Св.-Сергиев. правосл. ин-т в Париже 153 с.- М. Изд-во Правосл. Св.-Тихонов. богосл. ин-та 1996
«Отец Василий (протоиерей В.В. Зеньковский) был предан всей душой служению Церкви, и в особенности духовничеству. Облик его – облик пастыря…». Философ, психолог, историк, богослов, он уделял огромное внимание педагогике, считая, что ее значение, роль и цели выходят далеко за рамки образования. И дошкольного, и школьного, и семейного. На страницах этой книги педагогическая концепция В.В. Зеньковского, изложенная в различных аспектах: рассуждения об эволюции педагогики, о взаимоотношениях ученика и наставника, о связи преподавания и религиозного воспитания… Определяя и задачи в этой области, протоиерей В. В. Зеньковский писал: «Связывание педагогических проблем с темами современности и есть та плодотворная сила, которая определяет собой творческое настроение педагогической мысли…».
В 1923 в Берлине вышла его книга Психология детства.
Зеньковский В.В. История русской философии Сост. А.В. Поляков, Художник Г.В. Смирнов, Издательство: ЭГО, 1991 г. Книга о. Василия Зеньковского, которую держит в руках читатель, впервые увидела свет в Париже, в 1948-1950гг. Но и сегодня это фундаментальное научное исследование выдающегося православного мыслителя и богослова остается единственным произведением своего жанра, с энциклопедической полнотой раскрывающим подлинную историю русской философии. «Особенно важную роль сыграл Зеньковский как историк русской философии. Основой для книги История русской философии послужил курс лекций, который Зеньковский читал в Богословском институте. Русская философия предстает в книге Зеньковского как уникальный национальный опыт создания христианской философии. Философское учение Зеньковского включало метафизику, гносеологию и антропологию. В каждом из этих разделов мыслитель стремился следовать христианской (церковной) традиции понимания мира и человека». Зеньковский В.В. Основы христианской философии Настоящее издание включает в себя две работы Зеньковского - «Основы христианской философии» и «Апологетика». Первая книга выходила в России очень малым тиражом, а вторая не издавалась вообще.
В.В.Зеньковский (1881-1962) - один из ведущих православных мыслителей русского зарубежья, религиозный деятель, историк русской философии, психолог и педагог. Глубокое проникновение в христианскую антропологию, тонкое понимание детской психологии, а также педагогики позволили ему убедительно показать: при всей зависимости человека от природы и социальной среды динамика внутреннего становления детской души основана на счастливом соединении веры и знания. Центр жизни ребенка по Зеньковскому - его «духовное сердце». Поэтому цели обучения достигаются лишь в здоровом, радостном, воодушевляющем детей потоке воспитания. В предлагаемом сборнике впервые собраны воедино и представлены важнейшие работы или фрагменты сочинений, раскрывающие гуманистический характер его психолого-педагогических идей.
Зеньковский В. Русские мыслители и Европа Издательство: РЕСПУБЛИКА В настоящее издание включены работы философа и богослова, историка русской общественной мысли В.В. Зеньковского (1881-1962). Их объединяет попытка осмыслить самобытность культуры России, выделить ее специфические черты, традиции и вместе с тем проанализировать ее взаимоотношения с культурой европейских стран. Именно с этой точки зрения автор разбирает творчество русских мыслителей и писателей - Гоголя, Достоевского, Л. Толстого, Вл. Соловьева, Розанова, Бердяева и других, дает свою оценку современной культуре. Большинство предлагаемых работ Зеньковского издаются в нашей стране впервые.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.21.209 (0.009 с.) |