Протопресвитер В.В. Зеньковский 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Протопресвитер В.В. Зеньковский



Апологетика. - Россия, Москва, Грааль, 2001 г., 248 c.

Зеньковский В.В. Апологетика: [Защита христиан. учения] / Прот. В. Зеньковский; [Православ. Благотвор. Братство во Имя Всемилостивого Спаса]. - 262 с.

Настоящая книга посвящена апологетике, т.е. защите христианского учения, христианской веры и Церкви от тех нападок, которые за последнее десятилетие приняли особенно настойчивый и даже ожесточенный характер. Нельзя не признать, что христианство находится сейчас в осаде с разных сторон; тем, кто не утратил веры во Христа Спасителя, и тем, кто ищет истину и хочет жить по правде, надо поэтому не только знать и понимать христианское вероучение, но и уметь его защитить от нападок и обвинений, от несправедливой критики. Кто верит в учение и дело Христа, как в истину, тому нечего бояться этих нападок; но по слову ап. Петра (1 послание гл. 111, ст. 15) мы должны быть «всегда готовы дать ответ всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании».


Воспоминания о покинутой России (1925); Зеньковский В.В.; Аграф; 2001 г.; 2000; 256 стр.;

 

 

На пороге зрелости: Беседы с юношеством о вопр. пола / Протоиерей В. Зеньковский; Рос. открытый ун-т, 39,[1] с. 20 см, М. РОУ 1992

Издательство «Воскресение». Москва, 1991

 

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии

/ В.В. Зеньковский; [Предисл. П. В. Алексеева] 271 с. - М. Шк.-пресс 1996

 

Зеньковский В.В. Христианское учение о познании

Серия: Путь жизни. – Грааль, 2001

 

Проведенные исследования

 

Тип работы: Магистерская работа Тема: Проблема человека в философско-педагогической антропологии В. В. Зеньковского: социально-философский анализ

Оглавление

Введение...3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические проблемы изучения русской философско-педагогической антропологии...14

1.1. Русская педагогическая антропология как предмет социально-философского исследования...14

1.2. Становление русской философско-педагогической антропологии... 36

1.3. Антропологические парадигмы В.В. Зеньковского в «Истории русской философии»...57

ГЛАВА 2. Духовно-нравственное развитие личности как проблема философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского...79

2.1.Философско-мировоззренческие основания педагогической антропологии В.В. Зеньковского...79

2.2. Проблемы автономии человека и образования как социального института...104

2.3. Аксиологические основания нравственного развития личности... 119

2.4. Социальное воспитание как проблема философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского...133

Заключение...144

Библиография...150

Введение

Переход России к новому состоянию общества сопровождается распадом моноидеологизированной системы педагогического знания, стремительной социальной дезинтеграцией, утратой идентификации личности с прежними социальными структурами, ценностями и нормами, а создание новой системы ценностей до сих пор проблематично. В поисках путей выхода из этого состояния в общественном сознании укореняется идея, что основополагающим средством преодоления кризиса является совершенствование системы воспитания и образования личности, оказавшейся сегодня на периферии общественной жизни и государственного интереса. Для восстановления утраченного единства образования и воспитания необходимо обновление многих наук, изучающих человека, в том числе педагогической антропологии.

Концепции педагогической антропологии основываются на конкретно-исторических представлениях о человеке, поэтому при рассмотрении русских философско-педагогических учений необходим глубокий и системный анализ учений о природе и сущности человека. При этом педагогика всё чаще обращается к духовно-нравственному потенциалу отечественной философской антропологии, к анализу места антропологического принципа в различных сферах русской общественной мысли, к всестороннему анализу его философско-мировоззренческих оснований и методологических предпосылок. Углублённое исследование антропологического принципа в русской философии позволяет по-новому увидеть мотивы и доминирующие установки в различных школах русской педагогики, помогает понять условность традиционных представлений о теоретическом наполнении, способах обоснования и классификации направлений русской философско-педагогической мысли.

Существует вполне реальная теоретическая и методологическая проблема выявления эвристического потенциала различных антропологических учений, разработанных в отечественной культуре. В этой связи представляется актуальным проанализировать схождение и расхождение образов человека, понимание идеалов и целей образования, ценностных оснований и норм, принципов и направленности образовательно-воспитательного процесса в основных традициях русской философской, религиозной и педагогической мысли. Лучше всего это можно сделать на примере теоретического наследия философа, богослова, культуролога и педагога В.В. Зеньковского.

Изучение творчества В.В. Зеньковского будет способствовать появлению новых концептуальных подходов к теоретическим и практическим проблемам воспитания и образования. Его работы отличаются не только критической фи-лософско-педагогической рефлексией, но и новым пониманием сущности воспитательно-образовательного процесса. Отечественный мыслитель вслед за Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским, П.Д. Юркевичем и В.И. Несмеловым разработал антропологический принцип и применял его к построению своей педагогики. В.В. Зеньковский оказался, наряду с СИ. Гессеном, одним из немногих русских мыслителей, разработавших в XX в. целостные философско-педагогические концепции. Изучение социально-философского потенциала педагогической антропологии отечественного мыслителя и богослова в контексте современных философско-педагогических концепций продолжает оставаться актуальной задачей.

Степень изученности проблемы. Философско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского в целом мало изучена, хотя по количеству обращений он является одним из самых читаемых сегодня авторов. В литературе русского Зарубежья философско-богословское наследие В.В. Зеньковского исследовали СИ. Гессен, И.О. Лосский, К.А. Ельчанинов, К.Я. Андроников, Л.А. Зандер, С. Верховской, Б.В. Яковенко и др. В центре внимания исследователей оказались вопросы религиозно-богословской антропологии и пастырской деятельности русского философа, а его философская педагогика оценивалась как «церковная педагогика». СИ. Гессен, ориентированный на кантовскую этикотеологию, отметил, что педагогика Зеньковского - «это не только религиозная педагогика и даже не только вероисповедальная, она - церковная педагогика»[28]. Философское мировоззрение В.В. Зеньковского оценивалось как «версия религиозного спиритуализма», «религиозный иерархический спиритуализм» и даже «религиозно-иерархический реализм» (Б.Я. Яковенко)[29]; как синтез идей платонизма и креационизма (Н.О. Лосский)[30].

В отечественной философской литературе изучение творчества В.В. Зеньковского началось в 50-60-х гг. прошлого века в работах Н.Г. Тараканова, И.Я. Щипанова, В.А. Малинина и А.В. Полякова[31]4 и было продолжено в начале 90-х гг. А.В. Поляковым, М.А. Маслиным, В.Н. Жуковым, А.Л. Андреевым, В.В. Саповым и др. в связи с изданием основных сочинений В.В. Зеньковского в «предисловиях», «послесловиях» и «приложениях» к ним. Так, можно отметить послесловие А.В. Полякова к «Истории русской философии» (Л., 1991, Т. 2, Ч. 2, С. 236-242), предисловие М.А. Маслина к отрывкам из книги «Русские мыслители и Европа» (Сб. «Русская идея». М., 1992, С. 341-342), вступительные статьи В.Н. Жукова и М.А. Маслина к полному изданию выше названной книги (М., 1997, С. 3-8), предисловие М.А. Маслина и А.Л. Андреева «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века к изданию работ представителей философской мысли русского Зарубежья - «О России и русской философской культуре» (М.: Наука, 1990. С. 5-42), приложение В.В. Сапова к работе В.В. Зеньковского «Основы христианской философии» (М., 1996. С. 550-557). В работе М.А. Маслина и А.Л. Андреева были сделаны глубокие замечания и разъяснения относительно внутренней противоречивости философских и богословских установок в методе и системе воззрений В.В. Зеньковского.

В двух энциклопедических словарях «Русская философия» (1995), В.В. Зеньковскому посвящены объёмные статьи В.В. Сапова, в которых раскрывается многообразие научных интересов и структура «христианской философии» отечественного мыслителя, а его мировоззрение определяется как «православный универсализм». Здесь также указывалось, что интерес к педагогике у В.В. Зеньковского был связан с его размышлениями над проблемой человеческой личности. Исследователь верно отметил, что с проблемой человека (ключ к которой дает то или иное решение психофизической проблемы) «тесно связана проблема воспитания личности. Без преувеличения можно сказать, что Зеньковский - один из немногих русских мыслителей, которые в XX в. разработали целостную философско-педагогическую систему. В этом отношении рядом с Зеньковским можно поставить только СИ. Гессена, который построил свою педагогическую систему на других философских основаниях»[32].

Анализ немногочисленной историко-философской и философско-педагогической литературы последнего десятилетия показывает, что исследователей интересуют различные аспекты творчества В.В. Зеньковского: историко-философское наследие (М.А. Маслин, А.Л. Андреев, В.Н. Жуков, Б.В. Емельянов, Е.Н. Горбач)[33]; история педагогики и философско-педагогических учений XIX - начала XX вв. (Б.М. Бим-Бад, А.А. и П.А. Гагаевы, Т.А. Гололобова, Б.В. Емельянов, Е.Г. Осовский и О.Е. Осовский, В.М. Кларин и В.М. Петров, Е.В. Кирдяшова, Т.Н. Любан и др.)[34]; педагогическое наследие русского Зарубежья и истории русской школы в условиях эмиграции (Е.Г. Осовский и О.Е. Осовский, М.В. Богуславский, В.А. Владыкина, И.Н. Сиземская и Л.И. Новикова, В.А. Сухачева и др.)[35]; педагогическая антропология (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, А.А. Гагаев, Б.С. Гершунский, Т.А. Гололобова, Б.В. Емельянов, А.А. Корольков, В.Б. Куликов, А.П. Огурцов, В.Г. Пряникова, Л.К. Рахлевская, И.Н. Сиземская и др.)[36]9 и психология личности (Б.С. Братусь, О.Т. Ермишин, В.М. Летцев, В.В. Сербииненко)[37].

Вместе с тем, проблема человека в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского в контексте его христианской метафизики еще не стала предметом специального анализа. Как отмечают авторы заключения «Очерков истории образования и педагогической мысли Российского зарубежья (20 -50-е гг. XX в.)», необходимо проанализировать «социально-философские и идеологические, равно как и собственно теоретические, аспекты педагогического наследия крупнейших деятелей российского образования за рубежом»11.

Выявление социально-философских аспектов христианско-педагогической антропологии отечественного мыслителя позволит уточнить своеобразие религиозно-философской парадигмы педагогической антропологии, поможет более полно раскрыть сущность основных проблем социально-философской антропологии у мыслителей русского Зарубежья, а также выявить значимость рассматриваемого направления русской философско-педагогической антропологии в современных условиях.

Объект исследования - философско-педагогическое наследие В.В. Зеньковского в контексте русской педагогической антропологии.

Предмет исследования - социально-философские аспекты проблемы человека в педагогической антропологии В.В. Зеньковского.

Цель работы - выявить сущность и своеобразие социально-философского подхода к осмыслению проблемы человека в религиозно-философской педагогической антропологии В.В. Зеньковского и определить ее современное значение.

Задачи исследования:

1) раскрыть идейно-теоретические истоки, культурно-исторические особенности и основные направления развития русской философско-педагогической антропологии;

2) выявить философско-мировоззренческие основания педагогической антропологии В.В.Зеньковского;

3) исследовать понимание В.В. Зеньковским проблемы свободы в антрополо- гическом и институциональном измерениях;

4) определить своеобразие подхода В.В. Зеньковского к пониманию ценностных оснований духовно-нравственного развития личности;

5) установить основные аспекты социального воспитания в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского с точки зрения их значимости в современном российском контексте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.01 с.)