Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Протопресвитер В.В. ЗеньковскийСодержание книги Поиск на нашем сайте
Апологетика. - Россия, Москва, Грааль, 2001 г., 248 c. Зеньковский В.В. Апологетика: [Защита христиан. учения] / Прот. В. Зеньковский; [Православ. Благотвор. Братство во Имя Всемилостивого Спаса]. - 262 с. Настоящая книга посвящена апологетике, т.е. защите христианского учения, христианской веры и Церкви от тех нападок, которые за последнее десятилетие приняли особенно настойчивый и даже ожесточенный характер. Нельзя не признать, что христианство находится сейчас в осаде с разных сторон; тем, кто не утратил веры во Христа Спасителя, и тем, кто ищет истину и хочет жить по правде, надо поэтому не только знать и понимать христианское вероучение, но и уметь его защитить от нападок и обвинений, от несправедливой критики. Кто верит в учение и дело Христа, как в истину, тому нечего бояться этих нападок; но по слову ап. Петра (1 послание гл. 111, ст. 15) мы должны быть «всегда готовы дать ответ всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании». Воспоминания о покинутой России (1925); Зеньковский В.В.; Аграф; 2001 г.; 2000; 256 стр.;
На пороге зрелости: Беседы с юношеством о вопр. пола / Протоиерей В. Зеньковский; Рос. открытый ун-т, 39,[1] с. 20 см, М. РОУ 1992 Издательство «Воскресение». Москва, 1991
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский; [Предисл. П. В. Алексеева] 271 с. - М. Шк.-пресс 1996
Зеньковский В.В. Христианское учение о познании Серия: Путь жизни. – Грааль, 2001
Проведенные исследования
Тип работы: Магистерская работа Тема: Проблема человека в философско-педагогической антропологии В. В. Зеньковского: социально-философский анализ Оглавление Введение...3 ГЛАВА 1. Теоретико-методологические проблемы изучения русской философско-педагогической антропологии...14 1.1. Русская педагогическая антропология как предмет социально-философского исследования...14 1.2. Становление русской философско-педагогической антропологии... 36 1.3. Антропологические парадигмы В.В. Зеньковского в «Истории русской философии»...57 ГЛАВА 2. Духовно-нравственное развитие личности как проблема философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского...79 2.1.Философско-мировоззренческие основания педагогической антропологии В.В. Зеньковского...79 2.2. Проблемы автономии человека и образования как социального института...104 2.3. Аксиологические основания нравственного развития личности... 119 2.4. Социальное воспитание как проблема философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского...133 Заключение...144 Библиография...150 Введение Переход России к новому состоянию общества сопровождается распадом моноидеологизированной системы педагогического знания, стремительной социальной дезинтеграцией, утратой идентификации личности с прежними социальными структурами, ценностями и нормами, а создание новой системы ценностей до сих пор проблематично. В поисках путей выхода из этого состояния в общественном сознании укореняется идея, что основополагающим средством преодоления кризиса является совершенствование системы воспитания и образования личности, оказавшейся сегодня на периферии общественной жизни и государственного интереса. Для восстановления утраченного единства образования и воспитания необходимо обновление многих наук, изучающих человека, в том числе педагогической антропологии. Концепции педагогической антропологии основываются на конкретно-исторических представлениях о человеке, поэтому при рассмотрении русских философско-педагогических учений необходим глубокий и системный анализ учений о природе и сущности человека. При этом педагогика всё чаще обращается к духовно-нравственному потенциалу отечественной философской антропологии, к анализу места антропологического принципа в различных сферах русской общественной мысли, к всестороннему анализу его философско-мировоззренческих оснований и методологических предпосылок. Углублённое исследование антропологического принципа в русской философии позволяет по-новому увидеть мотивы и доминирующие установки в различных школах русской педагогики, помогает понять условность традиционных представлений о теоретическом наполнении, способах обоснования и классификации направлений русской философско-педагогической мысли. Существует вполне реальная теоретическая и методологическая проблема выявления эвристического потенциала различных антропологических учений, разработанных в отечественной культуре. В этой связи представляется актуальным проанализировать схождение и расхождение образов человека, понимание идеалов и целей образования, ценностных оснований и норм, принципов и направленности образовательно-воспитательного процесса в основных традициях русской философской, религиозной и педагогической мысли. Лучше всего это можно сделать на примере теоретического наследия философа, богослова, культуролога и педагога В.В. Зеньковского. Изучение творчества В.В. Зеньковского будет способствовать появлению новых концептуальных подходов к теоретическим и практическим проблемам воспитания и образования. Его работы отличаются не только критической фи-лософско-педагогической рефлексией, но и новым пониманием сущности воспитательно-образовательного процесса. Отечественный мыслитель вслед за Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским, П.Д. Юркевичем и В.И. Несмеловым разработал антропологический принцип и применял его к построению своей педагогики. В.В. Зеньковский оказался, наряду с СИ. Гессеном, одним из немногих русских мыслителей, разработавших в XX в. целостные философско-педагогические концепции. Изучение социально-философского потенциала педагогической антропологии отечественного мыслителя и богослова в контексте современных философско-педагогических концепций продолжает оставаться актуальной задачей. Степень изученности проблемы. Философско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского в целом мало изучена, хотя по количеству обращений он является одним из самых читаемых сегодня авторов. В литературе русского Зарубежья философско-богословское наследие В.В. Зеньковского исследовали СИ. Гессен, И.О. Лосский, К.А. Ельчанинов, К.Я. Андроников, Л.А. Зандер, С. Верховской, Б.В. Яковенко и др. В центре внимания исследователей оказались вопросы религиозно-богословской антропологии и пастырской деятельности русского философа, а его философская педагогика оценивалась как «церковная педагогика». СИ. Гессен, ориентированный на кантовскую этикотеологию, отметил, что педагогика Зеньковского - «это не только религиозная педагогика и даже не только вероисповедальная, она - церковная педагогика»[28]. Философское мировоззрение В.В. Зеньковского оценивалось как «версия религиозного спиритуализма», «религиозный иерархический спиритуализм» и даже «религиозно-иерархический реализм» (Б.Я. Яковенко)[29]; как синтез идей платонизма и креационизма (Н.О. Лосский)[30]. В отечественной философской литературе изучение творчества В.В. Зеньковского началось в 50-60-х гг. прошлого века в работах Н.Г. Тараканова, И.Я. Щипанова, В.А. Малинина и А.В. Полякова[31]4 и было продолжено в начале 90-х гг. А.В. Поляковым, М.А. Маслиным, В.Н. Жуковым, А.Л. Андреевым, В.В. Саповым и др. в связи с изданием основных сочинений В.В. Зеньковского в «предисловиях», «послесловиях» и «приложениях» к ним. Так, можно отметить послесловие А.В. Полякова к «Истории русской философии» (Л., 1991, Т. 2, Ч. 2, С. 236-242), предисловие М.А. Маслина к отрывкам из книги «Русские мыслители и Европа» (Сб. «Русская идея». М., 1992, С. 341-342), вступительные статьи В.Н. Жукова и М.А. Маслина к полному изданию выше названной книги (М., 1997, С. 3-8), предисловие М.А. Маслина и А.Л. Андреева «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века к изданию работ представителей философской мысли русского Зарубежья - «О России и русской философской культуре» (М.: Наука, 1990. С. 5-42), приложение В.В. Сапова к работе В.В. Зеньковского «Основы христианской философии» (М., 1996. С. 550-557). В работе М.А. Маслина и А.Л. Андреева были сделаны глубокие замечания и разъяснения относительно внутренней противоречивости философских и богословских установок в методе и системе воззрений В.В. Зеньковского. В двух энциклопедических словарях «Русская философия» (1995), В.В. Зеньковскому посвящены объёмные статьи В.В. Сапова, в которых раскрывается многообразие научных интересов и структура «христианской философии» отечественного мыслителя, а его мировоззрение определяется как «православный универсализм». Здесь также указывалось, что интерес к педагогике у В.В. Зеньковского был связан с его размышлениями над проблемой человеческой личности. Исследователь верно отметил, что с проблемой человека (ключ к которой дает то или иное решение психофизической проблемы) «тесно связана проблема воспитания личности. Без преувеличения можно сказать, что Зеньковский - один из немногих русских мыслителей, которые в XX в. разработали целостную философско-педагогическую систему. В этом отношении рядом с Зеньковским можно поставить только СИ. Гессена, который построил свою педагогическую систему на других философских основаниях»[32]. Анализ немногочисленной историко-философской и философско-педагогической литературы последнего десятилетия показывает, что исследователей интересуют различные аспекты творчества В.В. Зеньковского: историко-философское наследие (М.А. Маслин, А.Л. Андреев, В.Н. Жуков, Б.В. Емельянов, Е.Н. Горбач)[33]; история педагогики и философско-педагогических учений XIX - начала XX вв. (Б.М. Бим-Бад, А.А. и П.А. Гагаевы, Т.А. Гололобова, Б.В. Емельянов, Е.Г. Осовский и О.Е. Осовский, В.М. Кларин и В.М. Петров, Е.В. Кирдяшова, Т.Н. Любан и др.)[34]; педагогическое наследие русского Зарубежья и истории русской школы в условиях эмиграции (Е.Г. Осовский и О.Е. Осовский, М.В. Богуславский, В.А. Владыкина, И.Н. Сиземская и Л.И. Новикова, В.А. Сухачева и др.)[35]; педагогическая антропология (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, А.А. Гагаев, Б.С. Гершунский, Т.А. Гололобова, Б.В. Емельянов, А.А. Корольков, В.Б. Куликов, А.П. Огурцов, В.Г. Пряникова, Л.К. Рахлевская, И.Н. Сиземская и др.)[36]9 и психология личности (Б.С. Братусь, О.Т. Ермишин, В.М. Летцев, В.В. Сербииненко)[37]. Вместе с тем, проблема человека в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского в контексте его христианской метафизики еще не стала предметом специального анализа. Как отмечают авторы заключения «Очерков истории образования и педагогической мысли Российского зарубежья (20 -50-е гг. XX в.)», необходимо проанализировать «социально-философские и идеологические, равно как и собственно теоретические, аспекты педагогического наследия крупнейших деятелей российского образования за рубежом»11. Выявление социально-философских аспектов христианско-педагогической антропологии отечественного мыслителя позволит уточнить своеобразие религиозно-философской парадигмы педагогической антропологии, поможет более полно раскрыть сущность основных проблем социально-философской антропологии у мыслителей русского Зарубежья, а также выявить значимость рассматриваемого направления русской философско-педагогической антропологии в современных условиях. Объект исследования - философско-педагогическое наследие В.В. Зеньковского в контексте русской педагогической антропологии. Предмет исследования - социально-философские аспекты проблемы человека в педагогической антропологии В.В. Зеньковского. Цель работы - выявить сущность и своеобразие социально-философского подхода к осмыслению проблемы человека в религиозно-философской педагогической антропологии В.В. Зеньковского и определить ее современное значение. Задачи исследования: 1) раскрыть идейно-теоретические истоки, культурно-исторические особенности и основные направления развития русской философско-педагогической антропологии; 2) выявить философско-мировоззренческие основания педагогической антропологии В.В.Зеньковского; 3) исследовать понимание В.В. Зеньковским проблемы свободы в антрополо- гическом и институциональном измерениях; 4) определить своеобразие подхода В.В. Зеньковского к пониманию ценностных оснований духовно-нравственного развития личности; 5) установить основные аспекты социального воспитания в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского с точки зрения их значимости в современном российском контексте.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.214 (0.007 с.) |