В чем суть принципа иерархического строения личности? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем суть принципа иерархического строения личности?



Зеньковский - религиозный, христианский философ, поэтому за основу своих рассуждений он всегда берет высший идеал - Абсолютный Дух, который и воплощает в себе самую высокую степень цельности и гармонии. Человек же построен по образу и подобию Божию, и если мы определим, каков он, этот идеал, то будем ясно представлять и человеческую душу.

В своих работах Зеньковский часто использует слово <сфера>: говорит о различных сферах души, о религиозной сфере и т.д. А если мы попытаемся конкретно, грубо вчитаться в это слово - <сфера>?.. Ведь это не только <область, пределы распространения чего-то>. В математике, например, это <замкнутая поверхность, все точки которой равны, удалены от одной точки пространства; шар> [4, С. 679].

Таким образом, для человека, конкретно мыслящего, Абсолютный Дух Зеньковского мыслится как шар, замкнутая поверхность, но не однородная, а заключающая в себе несколько других сфер, или душевных сил. И эти сферы располагаются иерархически, а центральное место в подобной иерархии занимает религиозная сфера (= духовная сфера, = Бесконечность). Философ определенным образом объясняет этот мистический процесс: он считает, что в мышлении, которое подчинено внутрипсихической причинности, обнаруживается и иная, внепсихическая и надпсихическая, структурность, имеющая идеальный характер. Вот эти моменты в своей совокупности и намечают те точки, через которые внутри психического мира выступает духовное (надпсихическое) бытие. <Духовная жизнь <...> пронизывает собой весь мир душевных явлений...> [2, С. 237]. Итак, представим себе шар, заключающий в себе несколько других сфер (шаров), и в центре этого шара, как ядро, как солнце, располагается главная сфера - религиозная, которая, именно как солнце, пронзает своими лучами все другие сферы души, обволакивая их своим теплом, светом, облекая их своей блистающей оболочкой, как лавой, но не губящей, а животворной. Если представить, что все другие сферы равномерно согреты лучами центральной сферы, то перед нами - идеальная душа, гармоничная, светлая, яркая. В случае же оттеснения, подавления какой- либо стороны души она теряет свою идеальную форму, получает уродливое, однобокое развитие. В таком случае расстраивается равновесие психических сил человека, нарушается их иерархия, цельность. <Всеобщий разрыв в какой-либо сфере души неизбежно влечет за собой тяжелые последствия> [2, C. 164].

Каковы же другие сферы души? Их Зеньковский называет по-разному, в зависимости от точки отсчета. С точки зрения психологии это - чувство, воля, разум. Основное явление духовной жизни в нас - искание Бесконечности. Наша душа очень глубока и видит Бесконечность сквозь все эмпирическое и ограниченное. Проводниками духовных реакций, идущих из глубины нашей души, являются чувства. Или, иначе, духовная жизнь, занимающая в системе эмпирической душевной жизни центральное место, проявляется более всего в наших чувствах. <Чувства, связанные с главной основой личности, освещают нам и те внутренние смещения, провалы и синтезы, которыми заполнена внутренняя жизнь человека> [2, С. 240]. Таким образом, эмоциональная сфера наиболее близка к духовной основе личности. <Лучи духовности пронизывают собой всю нашу психику, начиная с самых элементарных процессов и завершаясь в той высшей жизни, которая творится интеллектом и волей и которая всегда охвачена стремлением к Бесконечному... Душа через чувства глядит в мир Бесконечности> [2, С. 240]. Поэтому, считает философ, духовное здоровье человека более всего зависит от здоровья чувств, и интересовать педагога в первую очередь должно развитие эмоциональной сферы.

Духовная основа жизни, считает Зеньковский, не охватывается сознанием. Наоборот, лучи духовности, пронизывая душу, обосновывают становление сознания, которое является функцией самосознания. Так что тело и душа человека иерархически зависят от духовной основы в человеке.

С позиции философии Зеньковский определяет сферы души как истину, добро и красоту. Идеальный Дух = абсолютная истина, абсолютное добро и абсолютная красота = Бог - такова главная формула Зеньковского. Причем это - абсолютная Индивидуальность, вершина развития индивидуальности.

С точки зрения В. Зеньковского, душа родившегося ребенка тоже цельная, гармоничная, но это еще наивная, неразвитая цельность, не прошедшая горнило испытаний человеческой жизнью. В ней еще совершенно не развиты ни индивидуальность, ни общие черты, присущие человеческому роду. <Та идеальная форма, в которую может отлиться конкретная душевная жизнь, лишь отчасти предзаложена, а в известных частях является свободным и творческим созданием человека> [3, С. 213].

Богом установленная иерархия человеческой души была нарушена грехопадением. В этом случае своеобразие душевной жизни (в виде дремлющих сил), по Зеньковскому, является хамелеоном, комплексом задатков, данных в хаотическом смешении, и развитие человека - это восстановление нормальной (а ранее - разрушенной) иерархии сил. Но изначальная цельность человеческой души может быть восстановлена лишь при правильном развитии. Высшая цель этого развития - воспитание индивидуальности. Но индивидуальность - это непохожесть ни на кого другого, <целостное бытие,.. творческая, подлинно своеобразная сила>, а значит, <нет одного идеала для всех - это вредная фикция... Для каждой индивидуальности открывается свой путь развития, в конце которого светит свой, индивидуальный идеал> [3, С. 212]. При жизни на Земле человек никогда не сможет достичь идеала Абсолютного Духа; он может лишь пройти определенный путь приближения к нему, и каждому человеку определена своя степень приближенности к Бесконечности, а зависит это от развития (воспитания) и саморазвития (самовоспитания). Чем более правильных усилий будет приложено, чтобы приблизиться к идеалу, тем своеобразнее и ярче, оригинальнее и совершеннее будет этот человек.

Зеньковский утверждает, что человек никогда и нигде не развивается изолированно, замкнуто. <Жизнь всегда и везде социальна, она не знает отдельных людей, а их живую и целостную совокупность, и только в этой живой и целостной совокупности развивается отдельный человек> [2, С. 298]. То есть человеческое общество Зеньковского можно зрительно представить как некий клубок переплетенных, взаимопроникаемых сфер (шаров). И эти точки, линии сцепления, переплетения составляют в основе своей то общее, что есть в любом человеке, - такую силу его души, как дух солидарности и братства. Этот дух, по Зеньковскому, включает в себя живую любовь к человеку как таковому, социальную отзывчивость, сознание гражданского долга, честное исполнение своих обязанностей, любовное отношение к своему делу и искренне стремление способствовать всеобщему благу. В силу этого солидарность становится силой внутреннего сцепления, которая обеспечивает единство народа.

Социальные и индивидуальные стороны личности в идеале должны находиться в равновесии. <Только в обществе, в социальном общении каждый становится человеком, и только живя для общества, мы развиваем свои индивидуальные силы> [2, С. 298]. Таким образом, по Зеньковскому, не отдельная, изолированная личность имеет смысл, а социальное целое. <Личность никогда не может достичь идеала вне общества, ведь в основе всего развития ребенка лежит социальное взаимодействие> [2, С. 298]. Можно представить этот процесс следующим образом: чем более взаимопроникаемых сфер и взаимодействий, чем теснее это сплетение, образующее нечто общее в этом сплетении, тем независимее человек, тем он своеобразнее и свободнее. Расширение социальных связей, с точки зрения философа, не ослабляет, а укрепляет индивидуальное самосознание человека. Логика здесь такова, что человек при сплетении разных сфер общения обычно принадлежит сразу, одновременно к нескольким социальным кругам, и чем больше таких кругов, тем меньше зависимость от каждого из них (невозможность реализоваться в одном из них не становится трагедией, ведь человек может утвердиться в каком-то другом кругу). Вот почему, расширяя социальные связи (в нашей терминологии - количество взаимопроникаемых сфер), <человек укрепляет свое индивидуальное самосознание> [2, С. 312]. Отсюда вытекает вывод Зеньковского: <...правильное моральное развитие предполагает не эгоистическую замкнутость в себе, а одушевленное служение другим людям, обществу> [2, С. 297].

В личности, стремящейся к идеалу, считает Зеньковский, ее общечеловеческие силы и задатки должны получить наивысшее, всестороннее развитие. И <лишь приобщением к общечеловеческой сокровищнице разумного, доброго, прекрасного мы находим свою индивидуальность> [3, С. 210]; находящиеся в хаотическом смешении дремлющие силы (задатки) могут быть организованы и упорядочены лишь усвоением универсального содержания. <Мы должны стремиться к истине, добру, к прекрасному, и, теряя себя в этом универсальном содержании, мы находим себя... Глубокий завет христианства говорит словами Спасителя: лишь тот сохранит свою душу, кто потеряет ее ради Спасителя; то есть потеряет себя в истине, в добре, в прекрасном> [3, С. 213].

Связь общего и индивидуального в душе человека как неразрывна, так и таинственна, но, по Зеньковскому, существует ненарушимый ничем закон: отдавшись развитию в себе универсального содержания, человек удивительным образом разовьет свою индивидуальность, зато при особом внимании к индивидуальности создастся лишь бесцветный шаблон, или пустота. И хотя усвоение универсального содержания замедляет рост индивидуальности, но зато в конце земного пути человека ждет награда в виде особого расцвета индивидуального творчества. И задача педагогики в этом случае - сократить собственную работу ребенка, помогая ему усвоить прежнюю работу человечества, но <не повторять, а продолжать ее> [3, С. 217]. Почему же общечеловеческая культура не подавляет индивидуальность? По мысли Зеньковского, причина в том, что она есть создание единичных людей, внесших в сокровищницу человечества то, что выдвинула их индивидуальность.

К сожалению, констатирует философ, педагогика слишком поздно поняла цель своего воздействия и, кроме того, часто понимала свою задачу однобоко: <развитие общего, осуществляемое путем приобщения души к общечеловеческой культуре, не есть подлинная цель и последняя задача педагогического воздействия: оно есть лишь путь, единственный путь для достижения высшей цели - воспитания индивидуальности> [3, С. 223]. Индивидуальность воспитывается по особым, таинственным, мистическим, непознаваемым законам, и лишь общее доступно нашему воздействию, только это общее человек может развивать и расширять, но нельзя забывать о высшей цели - о преобразовании личности в идеальную, гармонично развитую индивидуальность. В этом случае личность (человек) будет наиболее тесно связана с Богом, то есть это и ведет к необыкновенному расширению и углублению религиозной сферы. Душа человеческая только тогда сможет быть неразрывно связана с Богом и почти уподобиться ему, если сумеет все низкое, грязное, недостойное в душе переработать и тем самым нравственно преобразиться - ведь она будет напрямую связана с миром абсолютного добра, истины и красоты.

Таким образом, согласно Зеньковскому, <если мы выдвигаем идеал всестороннего развития личности> [2, С. 165], то должны дать свободу и проявлению религиозных движений ребенка, так много определяющих в его жизни. Духовная сторона личности слишком глубоко спрятана, закрыта, и ее следует открыть в себе каждому человеку. Он может ощущать что-то таинственное и загадочное в себе, но без должного развития эта не известная ему сила никогда не станет тем, чем должна быть, - творческой силой, пронизывающей жизнь человека и приносящей ему радость и удовлетворение. <Пусть мы часто бываем в плену своих влечений, пусть сила греха затемняет душу и мешает ей жить духовно>, но свет свыше освещает душу, и, отрекаясь от греха, в прощении греха, мы ощущаем <радость и правду свободы в добре> [2, С. 54].

Таким образом, по Зеньковскому, обстановка нейтралитета культуры, при котором существуют безрелигиозные наука, философия, искусство, общественное и бытовое творчество, должна быть преодолена, потому что именно на почве оторванности культуры от Церкви возникли трагические проблемы современности. Россия должна возвратиться к полноте и славе православия, осознав, наконец, ее историческую и культурную творческую мощь. Вера в Бога может и должна освятить современную науку, экономику, социальную жизнь, искусство, то есть необходимо создать целостную духовную атмосферу, при которой вся система жизни была бы внутренне, свободно и подлинно соединена с жизнью Церкви. <Христианство не только утверждает мир, но оно именно и занято спасением мира, устроением его, восстановлением правильной иерархии сил мира> [2, С. 165]. В этом заключается главная мысль всей философской системы В.В. Зеньковского, которую он мечтал воплотить в русской школе. Лит. 1.Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996. 2.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996. 3.Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. / В кн.: Зеньковский В.В.. Психология детства. М., 1996. 4.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987.

Теза 2.

Детская вера

Неодинакова

В разном возрасте

 

 

Периоды взросления, у каждого из которых свой тип религиозности, описывает известный русский философ и богослов прот. В.В. Зеньковский в книге «Психология детства».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.066 с.)