Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В чем суть принципа иерархического строения личности?Содержание книги Поиск на нашем сайте
Зеньковский - религиозный, христианский философ, поэтому за основу своих рассуждений он всегда берет высший идеал - Абсолютный Дух, который и воплощает в себе самую высокую степень цельности и гармонии. Человек же построен по образу и подобию Божию, и если мы определим, каков он, этот идеал, то будем ясно представлять и человеческую душу. В своих работах Зеньковский часто использует слово <сфера>: говорит о различных сферах души, о религиозной сфере и т.д. А если мы попытаемся конкретно, грубо вчитаться в это слово - <сфера>?.. Ведь это не только <область, пределы распространения чего-то>. В математике, например, это <замкнутая поверхность, все точки которой равны, удалены от одной точки пространства; шар> [4, С. 679]. Таким образом, для человека, конкретно мыслящего, Абсолютный Дух Зеньковского мыслится как шар, замкнутая поверхность, но не однородная, а заключающая в себе несколько других сфер, или душевных сил. И эти сферы располагаются иерархически, а центральное место в подобной иерархии занимает религиозная сфера (= духовная сфера, = Бесконечность). Философ определенным образом объясняет этот мистический процесс: он считает, что в мышлении, которое подчинено внутрипсихической причинности, обнаруживается и иная, внепсихическая и надпсихическая, структурность, имеющая идеальный характер. Вот эти моменты в своей совокупности и намечают те точки, через которые внутри психического мира выступает духовное (надпсихическое) бытие. <Духовная жизнь <...> пронизывает собой весь мир душевных явлений...> [2, С. 237]. Итак, представим себе шар, заключающий в себе несколько других сфер (шаров), и в центре этого шара, как ядро, как солнце, располагается главная сфера - религиозная, которая, именно как солнце, пронзает своими лучами все другие сферы души, обволакивая их своим теплом, светом, облекая их своей блистающей оболочкой, как лавой, но не губящей, а животворной. Если представить, что все другие сферы равномерно согреты лучами центральной сферы, то перед нами - идеальная душа, гармоничная, светлая, яркая. В случае же оттеснения, подавления какой- либо стороны души она теряет свою идеальную форму, получает уродливое, однобокое развитие. В таком случае расстраивается равновесие психических сил человека, нарушается их иерархия, цельность. <Всеобщий разрыв в какой-либо сфере души неизбежно влечет за собой тяжелые последствия> [2, C. 164]. Каковы же другие сферы души? Их Зеньковский называет по-разному, в зависимости от точки отсчета. С точки зрения психологии это - чувство, воля, разум. Основное явление духовной жизни в нас - искание Бесконечности. Наша душа очень глубока и видит Бесконечность сквозь все эмпирическое и ограниченное. Проводниками духовных реакций, идущих из глубины нашей души, являются чувства. Или, иначе, духовная жизнь, занимающая в системе эмпирической душевной жизни центральное место, проявляется более всего в наших чувствах. <Чувства, связанные с главной основой личности, освещают нам и те внутренние смещения, провалы и синтезы, которыми заполнена внутренняя жизнь человека> [2, С. 240]. Таким образом, эмоциональная сфера наиболее близка к духовной основе личности. <Лучи духовности пронизывают собой всю нашу психику, начиная с самых элементарных процессов и завершаясь в той высшей жизни, которая творится интеллектом и волей и которая всегда охвачена стремлением к Бесконечному... Душа через чувства глядит в мир Бесконечности> [2, С. 240]. Поэтому, считает философ, духовное здоровье человека более всего зависит от здоровья чувств, и интересовать педагога в первую очередь должно развитие эмоциональной сферы. Духовная основа жизни, считает Зеньковский, не охватывается сознанием. Наоборот, лучи духовности, пронизывая душу, обосновывают становление сознания, которое является функцией самосознания. Так что тело и душа человека иерархически зависят от духовной основы в человеке. С позиции философии Зеньковский определяет сферы души как истину, добро и красоту. Идеальный Дух = абсолютная истина, абсолютное добро и абсолютная красота = Бог - такова главная формула Зеньковского. Причем это - абсолютная Индивидуальность, вершина развития индивидуальности. С точки зрения В. Зеньковского, душа родившегося ребенка тоже цельная, гармоничная, но это еще наивная, неразвитая цельность, не прошедшая горнило испытаний человеческой жизнью. В ней еще совершенно не развиты ни индивидуальность, ни общие черты, присущие человеческому роду. <Та идеальная форма, в которую может отлиться конкретная душевная жизнь, лишь отчасти предзаложена, а в известных частях является свободным и творческим созданием человека> [3, С. 213]. Богом установленная иерархия человеческой души была нарушена грехопадением. В этом случае своеобразие душевной жизни (в виде дремлющих сил), по Зеньковскому, является хамелеоном, комплексом задатков, данных в хаотическом смешении, и развитие человека - это восстановление нормальной (а ранее - разрушенной) иерархии сил. Но изначальная цельность человеческой души может быть восстановлена лишь при правильном развитии. Высшая цель этого развития - воспитание индивидуальности. Но индивидуальность - это непохожесть ни на кого другого, <целостное бытие,.. творческая, подлинно своеобразная сила>, а значит, <нет одного идеала для всех - это вредная фикция... Для каждой индивидуальности открывается свой путь развития, в конце которого светит свой, индивидуальный идеал> [3, С. 212]. При жизни на Земле человек никогда не сможет достичь идеала Абсолютного Духа; он может лишь пройти определенный путь приближения к нему, и каждому человеку определена своя степень приближенности к Бесконечности, а зависит это от развития (воспитания) и саморазвития (самовоспитания). Чем более правильных усилий будет приложено, чтобы приблизиться к идеалу, тем своеобразнее и ярче, оригинальнее и совершеннее будет этот человек. Зеньковский утверждает, что человек никогда и нигде не развивается изолированно, замкнуто. <Жизнь всегда и везде социальна, она не знает отдельных людей, а их живую и целостную совокупность, и только в этой живой и целостной совокупности развивается отдельный человек> [2, С. 298]. То есть человеческое общество Зеньковского можно зрительно представить как некий клубок переплетенных, взаимопроникаемых сфер (шаров). И эти точки, линии сцепления, переплетения составляют в основе своей то общее, что есть в любом человеке, - такую силу его души, как дух солидарности и братства. Этот дух, по Зеньковскому, включает в себя живую любовь к человеку как таковому, социальную отзывчивость, сознание гражданского долга, честное исполнение своих обязанностей, любовное отношение к своему делу и искренне стремление способствовать всеобщему благу. В силу этого солидарность становится силой внутреннего сцепления, которая обеспечивает единство народа. Социальные и индивидуальные стороны личности в идеале должны находиться в равновесии. <Только в обществе, в социальном общении каждый становится человеком, и только живя для общества, мы развиваем свои индивидуальные силы> [2, С. 298]. Таким образом, по Зеньковскому, не отдельная, изолированная личность имеет смысл, а социальное целое. <Личность никогда не может достичь идеала вне общества, ведь в основе всего развития ребенка лежит социальное взаимодействие> [2, С. 298]. Можно представить этот процесс следующим образом: чем более взаимопроникаемых сфер и взаимодействий, чем теснее это сплетение, образующее нечто общее в этом сплетении, тем независимее человек, тем он своеобразнее и свободнее. Расширение социальных связей, с точки зрения философа, не ослабляет, а укрепляет индивидуальное самосознание человека. Логика здесь такова, что человек при сплетении разных сфер общения обычно принадлежит сразу, одновременно к нескольким социальным кругам, и чем больше таких кругов, тем меньше зависимость от каждого из них (невозможность реализоваться в одном из них не становится трагедией, ведь человек может утвердиться в каком-то другом кругу). Вот почему, расширяя социальные связи (в нашей терминологии - количество взаимопроникаемых сфер), <человек укрепляет свое индивидуальное самосознание> [2, С. 312]. Отсюда вытекает вывод Зеньковского: <...правильное моральное развитие предполагает не эгоистическую замкнутость в себе, а одушевленное служение другим людям, обществу> [2, С. 297]. В личности, стремящейся к идеалу, считает Зеньковский, ее общечеловеческие силы и задатки должны получить наивысшее, всестороннее развитие. И <лишь приобщением к общечеловеческой сокровищнице разумного, доброго, прекрасного мы находим свою индивидуальность> [3, С. 210]; находящиеся в хаотическом смешении дремлющие силы (задатки) могут быть организованы и упорядочены лишь усвоением универсального содержания. <Мы должны стремиться к истине, добру, к прекрасному, и, теряя себя в этом универсальном содержании, мы находим себя... Глубокий завет христианства говорит словами Спасителя: лишь тот сохранит свою душу, кто потеряет ее ради Спасителя; то есть потеряет себя в истине, в добре, в прекрасном> [3, С. 213]. Связь общего и индивидуального в душе человека как неразрывна, так и таинственна, но, по Зеньковскому, существует ненарушимый ничем закон: отдавшись развитию в себе универсального содержания, человек удивительным образом разовьет свою индивидуальность, зато при особом внимании к индивидуальности создастся лишь бесцветный шаблон, или пустота. И хотя усвоение универсального содержания замедляет рост индивидуальности, но зато в конце земного пути человека ждет награда в виде особого расцвета индивидуального творчества. И задача педагогики в этом случае - сократить собственную работу ребенка, помогая ему усвоить прежнюю работу человечества, но <не повторять, а продолжать ее> [3, С. 217]. Почему же общечеловеческая культура не подавляет индивидуальность? По мысли Зеньковского, причина в том, что она есть создание единичных людей, внесших в сокровищницу человечества то, что выдвинула их индивидуальность. К сожалению, констатирует философ, педагогика слишком поздно поняла цель своего воздействия и, кроме того, часто понимала свою задачу однобоко: <развитие общего, осуществляемое путем приобщения души к общечеловеческой культуре, не есть подлинная цель и последняя задача педагогического воздействия: оно есть лишь путь, единственный путь для достижения высшей цели - воспитания индивидуальности> [3, С. 223]. Индивидуальность воспитывается по особым, таинственным, мистическим, непознаваемым законам, и лишь общее доступно нашему воздействию, только это общее человек может развивать и расширять, но нельзя забывать о высшей цели - о преобразовании личности в идеальную, гармонично развитую индивидуальность. В этом случае личность (человек) будет наиболее тесно связана с Богом, то есть это и ведет к необыкновенному расширению и углублению религиозной сферы. Душа человеческая только тогда сможет быть неразрывно связана с Богом и почти уподобиться ему, если сумеет все низкое, грязное, недостойное в душе переработать и тем самым нравственно преобразиться - ведь она будет напрямую связана с миром абсолютного добра, истины и красоты. Таким образом, согласно Зеньковскому, <если мы выдвигаем идеал всестороннего развития личности> [2, С. 165], то должны дать свободу и проявлению религиозных движений ребенка, так много определяющих в его жизни. Духовная сторона личности слишком глубоко спрятана, закрыта, и ее следует открыть в себе каждому человеку. Он может ощущать что-то таинственное и загадочное в себе, но без должного развития эта не известная ему сила никогда не станет тем, чем должна быть, - творческой силой, пронизывающей жизнь человека и приносящей ему радость и удовлетворение. <Пусть мы часто бываем в плену своих влечений, пусть сила греха затемняет душу и мешает ей жить духовно>, но свет свыше освещает душу, и, отрекаясь от греха, в прощении греха, мы ощущаем <радость и правду свободы в добре> [2, С. 54]. Таким образом, по Зеньковскому, обстановка нейтралитета культуры, при котором существуют безрелигиозные наука, философия, искусство, общественное и бытовое творчество, должна быть преодолена, потому что именно на почве оторванности культуры от Церкви возникли трагические проблемы современности. Россия должна возвратиться к полноте и славе православия, осознав, наконец, ее историческую и культурную творческую мощь. Вера в Бога может и должна освятить современную науку, экономику, социальную жизнь, искусство, то есть необходимо создать целостную духовную атмосферу, при которой вся система жизни была бы внутренне, свободно и подлинно соединена с жизнью Церкви. <Христианство не только утверждает мир, но оно именно и занято спасением мира, устроением его, восстановлением правильной иерархии сил мира> [2, С. 165]. В этом заключается главная мысль всей философской системы В.В. Зеньковского, которую он мечтал воплотить в русской школе. Лит. 1.Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996. 2.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996. 3.Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. / В кн.: Зеньковский В.В.. Психология детства. М., 1996. 4.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. Теза 2. Детская вера Неодинакова В разном возрасте
Периоды взросления, у каждого из которых свой тип религиозности, описывает известный русский философ и богослов прот. В.В. Зеньковский в книге «Психология детства».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.011 с.) |