Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бинарность русской культуры.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Любая попытка представить русскую культуру в виде целостного явления, обладающего своей логикой, наталкивается на большие сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом этапе своего становления и развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица. Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, языческое и христианское, духовное и светское, коллективное и индивидуальное - эти и подобные «пары» противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и до настоящего времени. Двоеверие, двоемыслие, двоевластие, раскол - это лишь немногие из значимых для понимания истории русской культуры понятий. Подобная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, - периодически обостряющуюся конфликтность, составляет ее своеобразие, типологическую особенность и называется исследователями бинарностью (с лат. «двойственность»). При этом следует заметить, что бинарность русской культуры проявляется не просто в наличии противоположностей, а в отсутствии середины между ними, в способности русского народа во всем доходить до крайностей без всяких опосредований, переходов, промежуточных звеньев или этапов. Бинарность русской культуры - результат «пограничного» геополитического положения между Востоком и Западом. Известный русский философ и культуролог Н.А.Бердяев писал, что «в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное». Другой выдающийся русский мыслитель, основоположник русского марксизма Г.В.Плеханов по-иному раскрывал столкновение Востока и Запада в русской культуре. Он отмечал, что в России идут «два процесса, параллельных один другому, но направленных в обратные стороны»: с одной стороны, европеизация узкого высшего слоя общества, с другой - усиление «восточной деспотии» государства, «углубление азиатского способа производства», сопровождавшегося «закрепощением крестьян». Отсюда, продолжает Плеханов, берет происхождение глубокий и закономерный «разрыв между народом и более или менее просвещенным обществом». Таким образом, русский Востоко-Запад не только «соединяет два мира», как оценивал Н.А.Бердяев, но и разъединяет их, разрывает, противопоставляет. Русская Евразия - это единство и борьба цивилизационных процессов, берущих начало как на Западе, так и на Востоке, это фокус притяжения и отталкивания западных и восточных влияний в едином пространстве. Поэтому все процессы социально - и культурно-исторического характера, развертывающиеся в России, имеют далеко идущие последствия как для Запада, так и для Востока. Вместе с тем изначальная «пограничность» русской культуры, а затем и российской цивилизации - по отношению к Западу и Востоку - порождала не только мессианские притязания (представление о данном от Бога великом предназначении России в истории человечества) и эсхатологические (эсхатология - учение о неизбежности конца света) предчувствия, но и делала ее путь весьма драматическим, чреватым взлетами и падениями, катастрофическими событиями, жестокими испытаниями, великими потрясениями, имевшими всемирно-историческое значение. По мнению некоторых культурологов, бинарность русской культуры - одна из причин ее исключительной гибкости и адаптивности, приспосабливаемости к предельно трудным, даже невыносимым социальным условиям, казалось бы, исключающим какое бы то ни было культурное развитие. Этим объясняют, в частности, поразительную выживаемость русской культуры в периоды государственно-национальных катастроф. Российская цивилизация на протяжении столетий находилась на историческом «перекрестке», с одной стороны, модернизационных путей развития, свойственных Западной Европе; с другой, - путей органической традиционности, столь характерной для стран Востока. Бинарная структура русской культуры (и российской цивилизации) в каждый ответственный или кризисный момент отечественной истории выстраивалась как спор, полемика, диалог о самом существенном и насущном. И этот диалог противоположных социокультурных тенденций был незавершенным и в принципе незавершимым. Кажется, будто в тот самый момент, когда в русской культуре нечто утверждается, оно уже отрицается, низвергается самим ходом развития российской цивилизации; поэтому-то русская культура сочетает центростремительность, т.е. тенденцию к обретению своей самоидентичности, с центробежностью, т.е. с тенденцией преодоления своей самотождественности. Исторический путь, пройденный народом, откладывается в его социальной памяти и формирует традиционные установки его культуры. Именно их чаще всего имеют в виду, когда говорят о «национальном характере». Такие традиционные установки сложились и в русской культуре. Большинством исследователей признаются следующие основные черты и духовные ориентации национального характера русских: - коллективизм (гостеприимство, взаимопомощь); - духовные ценности (справедливость, правдивость и т.д.); - фетишизация власти (убежденность в зависимости от нее всей жизни граждан, чинопочитание, ожидание «распоряжений» начальства); - ничем не мотивированное ожидание лучшего будущего (надежда на «авось», причем состояние настоящего никак не учитывается); - быстрота в решении жизненных проблем (привычка к авралу, героизму, надежда на высокую работоспособность). Рассмотрим эти установки подробнее. Коллективизм вырабатывался как культурная норма, требующая подчинения мысли, воли, действий индивида требованиям социальной среды. Эта норма складывалась в условиях общинной жизни и патриархального быта русского крестьянства. Она, с одной стороны, способствовала организации крестьянского труда и всего уклада деревенской жизни (решение вопросов «всем миром»), а с другой - получала одобрение со стороны власть имущих, поскольку облегчала управление людьми («Один ум хорошо, а два лучше», «Один в поле не воин», «На миру и смерть красна»). Общим было стремление «быть как все», «не выделяться». Растворение личности в массе порождало пассивность, безответственность за свое поведение и за личный выбор. Лишь к концу 20 в. мысль о том, что индивидуализм имеет не меньшую социальную ценность, чем коллективизм, постепенно проникает в наше общество. Духовность, бескорыстие, непрактичность всегда встречали признание в русской культуре. Почитались юродивые, отшельники, бессребреники и вообще все, кто пренебрегал мирскими благами ради высших духовных идеалов. Жертвенность, аскетизм, «горение духа» отличают исторических и литературных героев, ставших образцами для целых поколений: Сергия Радонежского и отца Аввакума в народных преданиях и др. Высокая духовность русской культуры связана с православно-христианским культивированием святости и несет в себе религиозное начало. Первенство духа над презренной плотью и обыденностью, однако, оборачивается в русской культуре презрительным отношением к житейскому расчету. Поощряется скорее не расчетливая предусмотрительность, а действие «на авось». Стремление к высотам духовного совершенства часто выливается в нереальные благие мечтания, за которыми стоит бездеятельность и попросту лень. Обширность просторов России и многочисленность ее населения на протяжении многих столетий постоянно сказывались на русской культуре, придавая ей также склонность к экстремизму, гиперболизму. Любой замысел, любое дело на фоне громадных российских масштабов становились заметными и накладывали свой отпечаток на культуру только тогда, когда приобретали огромный размах. Людские ресурсы, природные богатства, разнообразие географических условий, величина расстояний позволяли осуществлять в России то, что было невозможно в других государствах. Гиперболичны были вера и преданность крестьян царю-батюшке; национальные амбиции и неприязнь ко всему иностранному у московского боярства и духовенства; деяния Петра I, задумавшего построить за насколько лет столичный город на болоте и превратить отсталую страну в могучую державу, фанатичное принятие и проведение в жизнь идей марксизма и т.п. Такой «размах» проявляется в склонности занимать крайние позиции при решении различных вопросов и в нелюбви к компромиссным решениям. Поскольку самодержавная государственная власть на протяжении всей истории России была главным фактором, обеспечивающим сохранение единства и целостности огромной страны, постольку неудивительно, что в русской культуре эта власть фетишизировалась, наделялась особой, чудодейственной силой. Сложился культ государства, оно стало одной из главных святынь народа. Государственная власть представлялась единственной надежной защитой от врагов, оплотом порядка и безопасности в обществе - так было и до 1917 г., и после, и даже сегодня. Представление, что правительство настолько всесильно, что от него зависят и счастье, и несчастье населения, по-прежнему бытует в народных массах. С культом власти и государства исторически связан и особый характер русского патриотизма. Сложившаяся в культуре установка органически соединяет любовь к родине - родной земле, с любовью к отечеству - государству. Вековое религиозное противостояние России языческому Востоку и католическому Западу сделало свое дело. Окруженный со всех сторон «иноверцами», русский народ выработал ощущение своей единственности, уникальности, исключительной несхожести с другими народами. Мессианские идеи, наложившиеся на это ощущение, оформили русский патриотизм как культурный феномен, который предполагает особую историческую судьбу России. В национальном складе европейцев исторические реальности привели к доминированию других жизненных установок, таких как индивидуализм, расчет, утилитаризм, практическая активность людей, стимулированная протестантизмом, умеренность, «теория малых дел», ограничение прав государства, независимость частной жизни от властей, космополитизм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.240 (0.008 с.) |