Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиционная и инновационная культуры.
Всякая культура сочетает традиции и новации. Традиция – это передача и закрепление социального опыта от поколения к поколению, при которых поддержание этого опыта обосновывается и узаконивается простой ссылкой на существование в прошлом. ( Традиция охватывает более широкий круг явлений, чем обычай – стереотип в поведении. Ритуал или обряд – это определенный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай.) Традиции воплощают в себе консервативное начало. Они обеспечивают стабильность общественного порядка, без них в обществе воцарился бы хаос. Благодаря новациям развиваются общество и культура, расширяются горизонты познания и духовного мира людей, улучшаются условия жизни. Соотношение между традициями и новациями в культуре складывается по-разному. Традиционная культура характеризуется доминированием традиционности над новаторством. В инновационной культуре, наоборот, новаторство доминирует над традиционностью. Чертами традиционных культур в наибольшей степени обладают первобытные, азиатские, патриархальные социальные формы. Их особенности:искоренение всяких новшеств в механизме традиции;сохранение и укрепление существующего общественного порядка;нетерпимость, подозрительность к самым мелким проявлениям индивидуализма и духовной самостоятельности. Отличительная черта традиционной культуры - неукоснительное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения. В сознании людей господствует дух коллективизма. Индивид живет по заданным законам, и полностью зависим от них. Общество веками остается почти неизменным. Инновационная культура не озабочена хранением идущих от прошлого традиций и легко допускает отступления от них. Это ведет к ослаблению нормативности культуры, размыванию шкалы жизненных ценностей в обществе. Коллективистское начало уступает место индивидуализму. Личность обретает автономию и свободу. В инновационной культуре высоко ценятся знания, образованность, критичность и самостоятельность мышления. Распространяется вера в мощь человеческого разума. Стремление к новому — один из важнейших факторов, стимулирующих развитие производства и потребления в обществе.
Следует напомнить, что в типологии культуры речь идет об идеальных типах. Реальные, исторически существовавшие общества не обязательно полностью и в точности обладают всеми чертами, которые характерны для какого-либо из них. Далеко не всегда можно однозначно отнести конкретную культуру к традиционному или к инновационному типу. Но во многих случаях для этого имеются достаточные основания. Однако общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к инновационной. Одной из заметных попыток дать новую историческую типологизацию культуры является работа М.Мид. Выдающийся антрополог и этнограф М. Мид, автор книги «Культура и детство», в своих исследованиях обратила внимание на то, что при различном соотношении культурных традиций и новаций по-разному складывается взаимодействие между живущими в обществе поколениями людей. Это привело к различению ею культуры трех типов: 1) постфигуративной, основанной на том, что подрастающее поколение перенимает опыт у старших; 2 ) кофигуративной, где и дети, и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников; 3) префигуративной, в которой не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей. Традиционная культура постфигуративна: она изменяется медленно и незаметно, внуки живут в тех же условиях, что и деды. Такая культура сохраняется при условии совместного проживания трех поколений, при котором старики выступают не только руководителями и наставниками, но примером для подражания. Лишь небольшая часть норм культуры осознается. Неосознанность, автоматичность, отсутствие сомнений - ключевые условия, обеспечивающие долговременное стабильное существование постфигуративной культуры. Хотя постфигуративные культуры обычно существуют в обществах, живущих веками на одной и той же территории, их можно встретить среди кочевых народов, среди групп в диаспорах. Эти культуры можно обнаружить в группах аристократов или же отщепенцев общества. Кофигуративная культура — это культура, в которой преобладают модели поведения, задаваемые современниками. Она существует там, где в обществе происходят перемены. Люди учатся жить друг у друга, перенимая найденные сверстниками пути к успеху и избегая сделанных ими ошибок. Те, чей опыт оказывается наиболее удачным, становятся образцами для других представителей своего поколения.В современном мире кофигуративный характер приобретает, например, культура семей иммигрантов, которым приходится быстро приспосабливаться к жизни в другой стране: дети, как правило, адаптируются в новой культурной среде быстрее родителей. Кофигуративная культура формируется при социально-политических, хозяйственных и технических преобразованиях в экономически отсталых странах. «В Индии, Пакистане или в новых государствах Африки дети также становятся экспертами по вопросам нового образа жизни, и родители теряют свое право на оценку и руководство их поведением», - отмечает М. Мид. Подобное наблюдается и в нашей стране при переходе от социалистической системы к современной рыночной экономике.Однако темп развития современного общества, по мнению М. Мид, становится настолько высоким, что прошлый опыт оказывается подчас не только недостаточным, но и вредным, мешающим творческому подходу к новым, небывалым обстоятельствам. Учитывая это, Мид предвидит возможность появления префигуративной культуры.
Префигуративная культура — это культура еще более интенсивных и быстрых трансформаций, чем кофигуративная. Инновации в ней могут происходить в настолько бешеном темпе, что взрослое население просто не будет успевать усваивать их. Если постфигуративная культура ориентирована на прошлое, а кофигуративная на настоящее, то префигуративная — на будущее. Решающее значение в ней приобретет духовный потенциал молодого поколения, у которого образуется общность опыта, которого не было и не будет у старших. Вспомним, что наряду с делением культуры на традиционную и инновационную широкое признание получила историческая типология, в которой выделяются три типа культуры, характерные для трех стадий развития общества: - доиндустриальная (аграрная); - индустриальная; - постиндустриальная. 1. Доиндустриальное общество - это общество с аграрной экономикой и традиционной культурой. Здесь различают два подтипа: 1) примитивные («варварские») первобытные общества, в которых господствует общинно-племенной образ жизни; 2) появляющиеся позже «цивилизованные» общества, организованные как государства. Главенствующее место в культуре доиндустриальных обществ занимает религия (на ранних стадиях - мифология). Древняя доиндустриальная культура бесписьменна. Как экономика, так и культура развиваются замедленно. В Европе общества этого типа существовали вплоть до Нового времени, а в Азии, Африке, Океании они встречаются и поныне. 2. Индустриальное общество характеризуется появлением и ускоряющимся с течением времени ростом промышленного производства, увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур. Общества этого типа динамичны, образ жизни людей в них быстро меняется. Религия утрачивает свое доминирующее положение в культуре, большое значение получает образование и наука. Индустриальная культура - культура инновационная. Индустриальный тип культуры впервые возникает в Западной Европе, распространяясь затем на другие регионы Земли.
3. Постиндустриальное общество ( его называют еще информационным обществом ) -продукт научно - техническойреволюции 20 в. В постиндустриальную эру главным объектом человеческой деятельности становится информация (ее получение, переработка, передача, распространение, управление информационными потоками). Возрастает роль личности, обеспечение прав человека превращается в необходимый фактор общественного развития. Петербургским культурологом М. Каганом предложена также историческая типология, основанная на выделении трех ступеней развития человеческой культуры. Первая ступень - теоцентристская - имела своей основой мифологическое сознание, которое достигло высшей своей формы в мировых религиях. Вторая - натуроцентристская - началась с эпохи Возрождения; она поставила на место богов природу: ей поклоняются, ее изучают, преобразовывают, изображают в искусстве. Третья - антропоцентристская - начинается с середины 20 в. Высшей ценностью в ней становится личность человека.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.006 с.) |