Традиционная и инновационная культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционная и инновационная культуры.



Всякая культура сочетает традиции и новации. Традиция – это передача и закрепление социального опыта от поколения к поколению, при которых поддержание этого опыта обосновывается и узаконивается простой ссылкой на существование в прошлом. ( Традиция охватывает более широкий круг явлений, чем обычай – стереотип в поведении. Ритуал или обрядэто определенный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай.) Традиции вопло­щают в себе консервативное начало. Они обеспечивают стабиль­ность общественного порядка, без них в обществе воцарился бы хаос. Благодаря новациям развиваются общество и культура, рас­ширяются горизонты познания и духовного мира людей, улучшают­ся условия жизни. Соотношение между традициями и новациями в культуре складывается по-разному. Традиционная культура характеризуется доминированием традиционности над новаторством. В инновационной культуре, наоборот, новаторство доминирует над традиционностью.

Чертами традиционных культур в наибольшей степени обладают первобытные, азиатские, патриархальные социальные формы. Их особенности:искоренение всяких новшеств в механизме традиции;сохранение и укрепление существующего общественного порядка;нетерпимость, подозрительность к самым мелким проявлениям индивидуализма и духовной самостоятельности.

Отличительная черта традиционной культуры - неукоснительное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения. В сознании людей господствует дух коллективизма. Индивид живет по заданным законам, и полностью зависим от них. Общество веками остается почти неизменным.

Инновационная культура не озабочена хранением идущих от прошлого традиций и легко допускает отступления от них. Это ведет к ослаблению нормативности культуры, размыванию шкалы жизненных ценностей в обществе. Коллективистское начало уступает место индивидуализму. Личность обретает автономию и свободу. В инновационной культуре высоко ценятся знания, образован­ность, критичность и самостоятельность мышления. Распространя­ется вера в мощь человеческого разума. Стремление к новому — один из важнейших факторов, стимулирующих развитие производ­ства и потребления в обществе.

Следует напомнить, что в типологии культуры речь идет об идеальных типах. Реальные, исторически существовавшие общества не обязательно полностью и в точности обладают всеми чертами, ко­торые характерны для какого-либо из них. Далеко не всегда можно однозначно отнести конкретную культуру к традиционному или к инновационному типу. Но во многих случаях для этого имеются достаточные основания. Однако общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к инновационной.

Одной из заметных попыток дать новую историческую типологизацию культуры является работа М.Мид.

Выдающийся антрополог и этнограф М. Мид, автор книги «Культура и детство», в своих исследованиях обратила внима­ние на то, что при различном соотношении культурных традиций и новаций по-разному складывается взаимодействие между живущи­ми в обществе поколениями людей. Это привело к различению ею культуры трех типов:

1) постфигуративной, основанной на том, что подрастающее поколение перенимает опыт у старших;

2 ) кофигуративной, где и дети, и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников;

3) префигуративной, в которой не только дети учатся у родите­лей, но и родителям приходится учиться у своих детей.

Традиционная культура постфигуративна: она изменяется мед­ленно и незаметно, внуки живут в тех же условиях, что и деды. Такая культура сохраняется при условии совместного проживания трех поколений, при котором старики выступают не только руководителями и наставниками, но примером для подражания. Лишь небольшая часть норм культуры осознается. Неосознанность, автоматичность, отсутствие сомнений - ключевые условия, обеспечивающие долговременное стабильное существование постфигуративной культуры. Хотя постфигуративные культуры обычно существуют в обще­ствах, живущих веками на одной и той же территории, их можно встретить среди кочевых народов, среди групп в диаспорах. Эти куль­туры можно обнаружить в группах аристократов или же отще­пенцев общества.

Кофигуративная культура — это культура, в которой преоб­ладают модели поведения, задаваемые современниками. Она суще­ствует там, где в обществе происходят перемены. Люди учатся жить друг у друга, перенимая найденные сверстниками пути к успеху и избегая сделанных ими ошибок. Те, чей опыт оказывается наиболее удачным, становятся образцами для других представителей своего поколения.В современном мире кофигуративный характер приобретает, напри­мер, культура семей иммигрантов, которым приходится быстро приспосабливаться к жизни в другой стране: дети, как правило, адаптируются в новой культурной среде быстрее родителей. Ко­фигуративная культура формируется при социально-политических, хозяйственных и технических преобразованиях в экономически от­сталых странах. «В Индии, Пакистане или в новых государствах Африки дети также становятся экспертами по вопросам нового об­раза жизни, и родители теряют свое право на оценку и руководство их поведением», - отмечает М. Мид. Подобное наблюдается и в нашей стране при переходе от социалистической системы к современной рыночной экономике.Однако темп развития современного общества, по мнению М. Мид, становится настолько высоким, что прошлый опыт оказывается подчас не только недостаточным, но и вредным, мешающим творческому подходу к новым, небывалым обстоятельствам. Учитывая это, Мид предвидит возможность появления префигуративной культуры.

Префигуративная культура — это культура еще более интенсивных и быстрых трансформаций, чем кофигуративная. Инновации в ней могут происходить в настолько бешеном темпе, что взрослое население просто не будет успевать усваивать их. Если постфигуративная культура ориентирована на прошлое, а кофигуративная на настоящее, то префигуративная — на будущее. Решающее значение в ней приобретет духовный потенциал молодого поколения, у которого образуется общность опыта, которого не было и не будет у старших.

Вспомним, что наряду с делением культуры на традиционную и инновационную широкое признание получила историческая типология, в которой выделяются три типа культуры, характерные для трех стадий развития общества:

- доиндустриальная (аграрная);

- индустриальная;

- постиндустриальная.

1. Доиндустриальное общество - это общество с аграрной экономикой и традиционной культурой. Здесь различают два подтипа:

1) примитивные («варварские») первобытные общества, в которых господствует общинно-племенной образ жизни;

2) появляющиеся позже «цивилизованные» общества, организованные как государства.

Главенствующее место в культуре доиндустриальных обществ занимает религия (на ранних стадиях - мифология). Древняя доиндустриальная культура бесписьменна. Как экономика, так и культура развиваются замедленно. В Европе общества этого типа существовали вплоть до Нового времени, а в Азии, Африке, Океании они встречаются и поныне.

2. Индустриальное общество характеризуется появлением и ускоряющимся с течением времени ростом промышленного производства, увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур. Общества этого типа динамичны, образ жизни людей в них быстро меняется. Религия утрачивает свое доминирующее положение в культуре, большое значение получает образование и наука. Индустриальная культура - культура инновационная. Индустриальный тип культуры впервые возникает в Западной Европе, распространяясь затем на другие регионы Земли.

3. Постиндустриальное общество ( его называют еще информационным обществом ) -продукт научно - техническойреволюции 20 в. В постиндустриальную эру главным объектом человеческой деятельности становится информация (ее получение, переработка, передача, распространение, управление информационными потоками). Возрастает роль личности, обеспечение прав человека превращается в необходимый фактор общественного развития.

Петербургским культурологом М. Каганом предложена также историческая типология, основанная на выделении трех ступеней развития человеческой культуры.

Первая ступень - теоцентристская - имела своей основой мифологическое сознание, которое достигло высшей своей формы в мировых религиях.

Вторая - натуроцентристская - началась с эпохи Возрождения; она поставила на место богов природу: ей поклоняются, ее изучают, преобразовывают, изображают в искусстве.

Третья - антропоцентристская - начинается с середины 20 в. Высшей ценностью в ней становится личность человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.006 с.)