Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины, вызвавшие возникновение различий между восточной и Западной культурами, разнообразны.Во-первых, это разница в природных условиях. Во-вторых, разница в динамике социально-экономического развития общества: замедленные темпы его на Востоке обусловлены не только обширностью территорий и затрудненностью торгово-экономических связей между ними, но и длительным существованием больших имперских систем, в которых общая для нескольких народов власть препятствовала их самостоятельному развитию. В-третьих, разница в характере межкультурных контактов: в западном мире — постоянная перекличка этнических культур, внимание к опыту, накопленному в других культурах, готовность усваивать его, вбирать в себя лучшие достижения других культур западных народов; на Востоке, наоборот - наличие нескольких сосуществующих религий, замкнутость этнических культур, слабость взаимообмена между ними. Существуют два противоположных взгляда на проблему взаимодействия культур Запада и Востока. Один из них выражен в известном стихотворении Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», а также во взглядах К.Юнга «Характерные для Востока и Запада типы мышления настолько различны, что сближение между ними не только невозможно, но и нежелательно». Другой сформулирован И.В.Гете: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком» и поддержан Вл. Соловьевым «Восток и Запад сольются в единую мировую цивилизацию, и это послужит полному торжеству принципов «соборности». В настоящее время стало почти общепризнанным, что взаимодействие западной и восточной культур необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Однако это взаимодействие не означает исчезновения всех различий между ними. Примером может служить опыт Японии. Особое место на стыке Востока и Запада занимает Россия. Она, всущности, вынуждена решать проблему диалога двух различных социокультурных миров как проблему своей внутренней политики. Север и Юг. Наряду с проблемой «Восток — Запад» в последнее время все большую важность приобретает проблема «Север — Юг». Под «Югом» понимается социокультурный мир народов субтропического пояса — африканского континента, Океании, Меланезии. Народы, живущие севернее, образуют социокультурный мир «Севера», в котором ведущую роль играетзападная культура. Географические границы между Севером и Югом трудно четко определить. Мир Юга частично пересекается с миром Востока и противопоставляется, главным образом, миру Запада. Уже в древности возникли представления об изначальном неравенстве рас. Начиная с Нового времени, особенно в связи с колониальными завоеваниями, тезис о «превосходстве» белой расы использовался для оправдания господства европейских стран над народами «желтой» и «черной» рас. В середине 19 в. появляются разнообразные теории расизма, одним из создателей которых стал французский философ и писатель Жозеф Гобино. В его концепции утверждается, что общество, культура и язык целиком детерминированы расой, что культура является прямым продолжением природы, что раса светловолосых и голубоглазых арийцев является «высшей», что смешение рас недопустимо, ибо оно приведет к гибели как «высших», так и «низших» рас. Согласиться с этим нельзя, даже при том, что идеи полиморфизма рас сегодня занимают свое место в современной науке (См.: Авдеев В.Б., Севастьянов А.Н. «Раса и этнос», М., 2007; Севастьянов А.Н. «Этнос и нация», М., 2008). Очевидно, что природные условия — богатство флоры и фауны, позволявшие добывать необходимое количество пищи собирательством, охотой, теплый климат, избавлявший от необходимости тратить много труда на изготовление одежды и строительство жилищ, — не требовали от южных народов развития форм материального производства, характерных для более суровых зон земного шара. Их культура в течение тысячелетий транслировала от поколения к поколению один и тот же, мало изменявшийся объем знаний и традиций, обеспечивавших жизнь людей на основе примитивного, но хорошо приспособленного к естественной среде хозяйства. Когда-то этот тип экономики и культуры вывел Юг на лидирующее место в развитии, человечества. На территории Африки возникла одна из первых и самых могущественных держав древности — Египет; южнее его существовали Нубийское царство, древняя Эфиопия и другие государства. Однако свойственная южному типу хозяйственно-культурной жизни застойность способствовала превращению Африки и островов Океании в колонии европейских государств. Попавшие в колониальную зависимость от европейцев народы Юга лишь в 20 в. стали освобождаться от нее и создавать самостоятельные государства К настоящему времени население Юга составляет около 1 млрд. человек. Этнический состав его чрезвычайно разнообразен: в нем насчитывается несколько тысяч различных этнических групп — племен, народностей, наций. Повсюду сохраняются древние местные языческие религии. Вместе с тем у южных народов распространены буддизм, ислам и христианство. Междоусобицы на этнической и религиозной почве сотрясают государства, возникшие на месте прежних колоний. Но вместе с тем постепенно получает все большее распространение мысль о культурной общности, объединяющей народы Юга. В 20 веке под влиянием антиколониальной борьбы в Африке возникает «черный» вариант национализма - негритюд ( одним и з создателей которого стал сенегальский поэт и философ, бывший президент Сенегала Леопольд Сенгор) - распространенное на Юге направление общественной мысли, утверждающее исключительность исторических судеб Африки и особую роль негритянской культуры в развитии человечества. Негритюд — сложное и противоречивое явление. В религиозном движении растафари, которое зародилось на Ямайке и затем распространилось в Эфиопии и других странах Африки, среди цветного населения США, Канады и бывших британских колоний, он принял форму открытого «черного расизма». Сторонники растафари говорят о превосходстве черной расы над белой и предрекают, что она будет властвовать над всем миром. В современной действительности культура Юга оказывает заметное воздействие на Север. Вместе с тем происходит и интенсивное освоение южными народами достижений культуры северных стран. Дальнейшее усиление контактов между Югом и Севером, несомненно, будет способствовать взаимному обогащению этих социокультурных миров.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.005 с.) |