Типологические характеристики культур. Субкультуры и контркультура. Маргинальность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типологические характеристики культур. Субкультуры и контркультура. Маргинальность.



Чтобы разобраться в многообразии культур, существовавших и существующих в составе мировой культуры, с одной стороны, необ­ходимо их феноменологическое описание, т.е. описание реальных, конкретных культур (проще говоря – инвентаризация культуры), с другой - типологическое описание, которое предполагает выяснение сходства и различия между культурами и создание их типологии, т.е. разделение их на различные типы. Если феноменологическое описание характеризует конкретные культуры, то типологическое — типы культур. К определенному типу могут носиться и много культур, и всего одна. Но и в этом случае типологическое описание есть описание не одной этой культуры, а общих черт, которые были бы и у других культур данного типа, если бы они существовали.

Определение и исследование типов культур наталкивается на немалые трудности. Одна из самых важных проблем состоит в выборе основной типологической «единицы», т.е. исходной формы культурных образований, которые подразделя­ются на различные типы. За такую типологическую «единицу» принимают культуру как целостную и автономную систему - культуру этноса или нации. Тогда типы будут представ­лять собой классы или группы этнических и национальных культур или метакультур (от греч. «мета»- после), а также разновидности культурных форм внутри этнических и национальных культур или субкультуры.

Взяв те или иные характеристики, свойственные культурам одного типа и отличающие их от культур другого типа в качестве критерия, культурологи строят раз­личные типологии.

Типологии культуры могут быть основаны на следующих критериях:

- религии, которая предполагает деление культуры на светскую и религиозную;

- географическом факторе, обусловившим выделение культуры средиземноморской, европейской, латиноамериканской, восточной, западной и т.п.;

- историческом типе общества, формирующем культуру традиционного, индустриального и постиндустриального обществ;

- регионально-этнической принадлежности, когда можно говорить о культуре русской, французской, немецкой и т.п.;

- хозяйственном укладе общества или группы, способствующем формированию охотничьей, земледельческой, скотоводческой, индустриальной и др. культур;

- конкретном виде деятельности или сфере общества, формирующей культуру экономическую, политическую, художественную и др.;

- территориальном факторе, обусловливающем возникновение культуры городского или сельского типа;

- уровне мастерства или типе аудитории, что способствует созданию элитарной, народной, массовой культур.

В культурологии наиболее часто используются 3 подхода к построению типологии культуры, в которых выделяются различные социокультурные миры:

1. Историческая типология. В ней выделяются различные исторические типы культуры – сменяющие друг друга эпохи в развитии общества (например, античный мир, средневековый мир);

2. Региональная типология. В ней различаются региональные культуры – надэтнические культурные общности, которые складываются в определенном географическом ареале и на протяжении долгого времени сохраняют свою специфику (например, культура Латинской Америки, африканская культура). Широко известная региональная типология культуры – различение Западной и Восточной культур, а также культур Севера и Юга.

3. Цивилизационная типология. В ней рассматриваются различные цивилизации – социокультурные системы, представляющие особенности локальных, существующих в определенном регионе и в определенный период истории форм общества (например, шумерская цивилизация). Существуют различные варианты типологии цивилизаций (например, Данилевского, Тойнби, Шпенглера и др.).

Проблема типологии культуры имеет еще один аспект: подвергая анализу какую-либо локальную культуру (т.е. культуру некоторого конкретного, исторически определенного общества) или социокультурный мир, можно ставить вопрос о существовании разновидностей культуры внутри них. Такие разновидности называются субкультурами.

Итак, в любой исторической эпохе наряду с магистральной, доминирующей или срединной культурой существуют различные субкультуры (подкультуры). Дифференциация общества на субкультуры зависит от наличия в обществе различных классов, слоев и групп населения.

Субъект субкультур – локальные человеческие группы, каждая из которых определенным образом отделена от общества в целом. Субкультуры дают входящим в них людям доступные для них средства самопознания и самоутверждения. При этом особым образом осмысляется и мир в целом.

 

Характерными чертами субкультуры являются:

- «стиль», предполагающий создание и поддерживание определенного образа (костюм, прическа, макияж и т.д.). Задача стиля состоит в том, чтобы отделить данную субкультуру от остальных субкультур и культуры в целом;

- манеры поведения (походка, мимика, своеобразная жестикуляция и т.д.);

- жаргон.

Субкультуры предоставляют человеку некоторый набор символов, позволяющих ему придать смысл своему особому социальному положению. Поэтому субкультуры возникли задолго до появления «массовой» культуры. В условиях «массового общества» многообразие субкультур становится отличительной чертой культуры в целом, а значение субкультур в жизни общества неизмеримо возрастает.

Субкультуры хотя и возобновляются беспрерывно в истории, все же выражают процесс приспособления к господствующим культурным нормам. Они в большей мере способствуют постепенным эволюционным и мирным преобразованиям, нежели революционным и резким сменам одних культурных ориентиров на другие.

Виды субкультур. Субкультуры бывают различных видов. Одни оп­ределяются особенностями исторического разви­тия, другие — способами и формами культурной идентификации людей.

Основной спектр современных субкультурных вариаций:

- э тнические субкультуры ( напр., цыгане, ассирийцы, нац. дипаспоры в современной российской культуре).

- корпоративные субкультуры ( напр., «яппи», бизнесмены, шоумены);

- религиозные субкультуры ( напр., религиозные секты);

- возрастные субкультуры ( напр., молодежная, детская субкультуры, субкультура пожилых).

Имеются заметные различия между сельской и городской культурами. Есть основания говорить об особенностях профессиональной культуры. Влияние половозрастного фактора позволяет выделить особую женскую субкультуру, стержнем которой выступает мода.

Практически любой способ различения людей может при определенных условиях лечь в основу субкультурной автономности. Следует помнить, что в зависимости от конкретных исторических условий внутреннее деление культуры на субкультурные элементы происходит по-разному. Субкультуры, существовавшие долгое время, могут трансформироваться в иные или вовсе исчезнуть. Появление и развитие субкультур в значительной степени определяется ведущими тенденциями доминирующей культуры.

С понятием субкультура связано понятие маргинальная культура. Маргинальность обозначает промежуточность положения человека между социальными группами.

Маргинальная культураэто пограничная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур. Маргинальность – современное явление. Маргинала обычно характеризует принадлежность к двум или нескольким культурным группам.

Причины возникновения маргинальной культуры:

1- крупные социальные потрясения;

2- урбанизация;

3- эмансипация этнических меньшинств;

4- изменяющийся способ производства;

5- деятельность неформальных движений и общественных организаций.

 

Контркультура.

Динамика развития культуры, предполагающая участие субкультур в эволюционных трансформациях, может входить в стадии резких, революционных преобразований. Субкультура не претендует на то, чтобы стать доминантной, превратиться в официальную доктрину. Этим она принципиально отличается от контркультуры. Контркультура – это используемое в современной социологии и культурологии понятие для обозначения комплекса социально-культурных установок, ориентаций и ценностей, оппозиционных традиционной культуре (термин введен американским социологом Т.Роззаком). Истоки контркультурных движений можно найти в глубокой древности, например, известны традиции кинизма, заложенные еще в античности (демонстративное пренебрежение к ценностям культуры, образ жизни без культуры, сознательное ограничение потребностей).

Цель любого контркультурного образования - показать несостоятельность доминирующих культурных установок. Всякая контркультура стремится создать нового человека и новую социальную реальность. Подобное удается редко: официальная культура, как правило, обладает б о льшим потенциалом устойчивости, чем контркультура и опирается на разветвленную систему общественного принуждения. Противостояние раннего христианства и эллинистической культу­ры, гуманизма и христианства длилось веками. Даже тогда, когда контркультуры восторжествовали, вытеснив конкурентов, последние все равно остались — в виде незримо присутствовавших субкуль­турных комплексов, продолжавших оказывать огромное влияние на культурное развитие.

Теоретически явление контркультуры обосновал в своих трудах известный немецкий мыслитель 19 в. Фридрих Ницше (1844-1900), поэтому его можно считать основоположником идеологии контркультуры. Главным смыслом концепции культуры Ницше была идея оригинальности, уникальности культуры, традицию же и привычку он считал злейшими врагами культуры. Именно на этом основании его можно считать идеологом контркультуры, т.е. идеологом протеста против традиционной культуры.

Размышляя над современной ему культурой, Ницше пришел к выводу о том, что корни ее в культуре античности и в диссонансе (внутреннем противоречии) этой культуры. Внутреннее противоречие культуры (и человека) связано с тем, что в ней находятся в постоянном противоборстве два начала, две стихии: аполлоновское начало и дионисийское. Названы они философом по имени двух греческих богов – Аполлона и Диониса. Аполлон символизировал умеренность, упорядоченность, стремление к гармонии и покою. Дионис – стихию жизни, бурной природы, непокоя. Культура, по Ницше, развивается, преодолевая противоборство этих двух инстинктов. В ней попеременно побеждает то пластическое искусство, красота, умеренность, (поощряемые богом Аполлоном); то вдруг все это отвергается, опрокидывается, отрицаются традиции в морали, искусстве, религии. Поступательное движение культуры может совершаться только при равновесии и гармонии этих двух противоположных начал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1097; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.009 с.)