Концепция культурно-исторических типов Н.Данилевского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция культурно-исторических типов Н.Данилевского.



Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - русский ученый, естествоиспытатель, историк, культуролог, сторонник славянофилов. Свою концепцию ученый изложил в книге «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1871), в которой он отвергает взгляд на европейскую (германо-романскую) цивилизацию как наивысшую и обязательную форму, которую должна принять культура всех народов Земли. История человечества знает и другие цивилизации, которые существовали и развивались самостоятельно и независимо от нее (напр., Китай, Индия). Развивая эту мысль, Данилевский отвергает не только европоцентристское истолкование роли Европы в истории, но и принцип однолинейности исторического прогресса. Он предлагает взамен новый взгляд на историю и вводит понятие «культурно-исторический тип».

В истории человечества существуют разные культурно-исторические типы (цивилизации), Данилевский выделил в хронологическом порядке десять основных культурно-исторических типов, различающихся религиозными, политическими и социально-экономическими признаками (египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский и германо-романский или европейский). Культурно-исторические типы Данилевский уподобляет живым организмам. Их жизненный цикл протекает в 4 этапа:

- подготовительный - смешение племен в единый народ, формирование его языка и др. особенностей, составляющих его самобытность;

- складывание государства, обеспечивающего политическое и культурное единство;

- период расцвета -реализация накопленного потенциала в произведениях искусства, науки, в развитии техники, экономики, гражданских и политических учреждений;

- застой жизни -культура исчерпывает свой потенциал.

Подобно живому организму культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой. В силу своей замкнутости между типами практически не существует той общей системы ценностей, на фундаменте которой они могли бы консолидироваться. Если обратиться к биологической аналогии, культурно-исторический тип можно уподобить растению: как баобаб не может расти на воронежском черноземе, так и береза – в африканской саванне.

Культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации.

Данилевский не отвергает идею исторического прогресса, но понимает его как движение человечества не в одном направлении, а в разных направлениях исторической деятельности.

Философ сформулировал 5 законов исторического развития:

1. Всякое племя характеризуется отдельным языком и составляет самобытный культурно-исторический тип.

2. Для рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости.

3. Основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя, испытывая влияние чуждых ему предшествующих цивилизаций.

4. Цивилизация достигает своего расцвета, когда народы, составляющие ее, образуют благоприятную для поддержания культурной самобытности политическую федерацию.

5. В развитии культурно-исторических типов, как у растений, период роста очень продолжителен, а период плодоношения - короток.

Россия по Данилевскому не является европейской страной. Она представитель иного славянского мира. Славянство - это одиннадцатый культурно-исторический тип, который еще молод, и находится на пути к зрелости, в период расцвета своих творческих сил.

Концепция Н.Я.Данилевского стала первой попыткой пересмотра места западноевропейской цивилизации в культурном сообществе народов Земли.

Хотя концепция Данилевского является ныне пройденным этапом общественно-исторической мысли, ее основная идея – идея полилинейности истории человечества, расщепление ее на множество «историй» возникновения и гибели самостоятельных культурных миров – стала одной из центральных в культурологии 20 в. В наиболее развернутой форме она нашла воплощение в трудах О.Шпенглера и А.Тойнби.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.004 с.)