Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурологическая концепция суперсистем П.Сорокина.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) является основоположником русской и американской социологических школ и автором одной из наиболее уникальных и оригинальных культурологических концепций 20 в. Он начинал свою научную деятельность в России, но в 1922 г. был выслан из родной страны, профессор Гарвардского университета. В 1937-1941 гг. в США были изданы 4 тома его фундаментальной работы «Социальная и культурная динамика», в которой он предложил принципиально новую теорию культурного процесса, существенно отличающуюся от концепций Данилевского, Шпенглера и Тойнби. Его предшественники описывали культуры, исходя из представления, что каждая из них уникальна и неповторима. Сорокин же, не отрицая своеобразия культур, попытался найти общие черты не только в их исторической судьбе, но и в их содержании. Сорокин выдвигал теорию духовной элиты как ведущей силы общества и подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с развитием культуры. Ведущими факторами культурного развития, по мнению Сорокина, является врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы. Для него история человечества – это единство различных культурных систем. Он делает акцент на том, что каждая культура неповторима и своеобразна, но вместе с тем подчеркивает, что существуют черты, присущие всем культурам. В зависимости от характера доминирующей ценности (а ценность, по его глубокому убеждению, основа и фундамент всякой культуры) Сорокин делит культуры на 3 типа: идеациональные (умозрительные), идеалистические (промежуточные) и сенсетивные (чувственные), которые образуют 3 суперсистемы. Суперсистемы – органично сменяющие друг друга основополагающие фазы развития культуры, вбирающие в себя разнообразные культурные подсистемы и различающиеся в зависимости от верховных ценностей. Две – противоположные друг другу – идеациональную и сенсетивную (или чувственную) и третью – смешанную, промежуточную между ними – идеалистическую. В «чистом виде» в конкретном обществе эти суперсистемы никогда полностью не реализуются. - в основе идеациональной (идеационной) культуры лежит принцип сверхчувственности и сверхразумности Бога. Он является единственной ценностью и реальностью. К такому типу культур относят культуру брахманской Индии, буддийскую культуру, греческую культуру 8 – 6 вв. до н.э., а также культуру Средневековья с 6 до конца 12 в. Такая культура символична, религиозна. Ее героями становятся божества, ангелы, святые, грешники. Личности отдельного человека уделяется мало внимания. Все направлено на то, чтобы приблизить верующего к Богу;
- сенсетивная (чувственная) культура – антипод идеациональной. Она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме 3 в. до н.э. – 4 в. н.э. С 15 века этот тип культуры становится доминирующим в Западной Европе, включая и 20 век. Она ориентирует людей на достижение благополучия в этом мире. Сенсетивная культура практична и утилитарна. Потребности и стремления людей носят главным образом материальный, физический характер. Способ их удовлетворения – приспособление и эксплуатация внешней среды. Опорой познания действительности служит чувственный опыт. Средствами получения и проверки истинных знаний считаются наблюдение, эксперимент, измерение, логика. - к идеалистической культуре относятся культура Западной Европы 13-14 вв. – эпохи зарождения Ренессанса и греческая культура 5-4 вв. до н.э.- «золотого века» античной культуры. Она является промежуточной между идеациональной и сенсетивной, так как ее ценности принадлежат как Небу, так и Земле. Это культура чувственных, возвышенных и самых благородных побуждений. Считается, что нормальному человеку свойственно стремление удовлетворить как духовные, так и материальные потребности, но духовные ценности рассматриваются в качестве высших по сравнению с материальными. Опираясь на огромный фактический и статистический материал, Сорокин приходит к выводу, что в истории наблюдается циклическая смена доминирующих культурных суперсистем в последовательности: - идеациональная – идеалистическая – сенсетивная – Причины гибели и смены культурных систем, по Сорокину, кроются в них самих, а не во внешних воздействиях. Каждая система ограничена и имеет свои пределы развития. Но Сорокин был убежден, что «смерть» культуры не имеет тотального, необратимого характера. Пока жив человек, культура не погибнет. Суперсистемы – фазы исторического кругооборота. По Сорокину, на смену господствующей сегодня сенсетивной суперсистеме должен прийти идеациональный тип культуры.
Основание для оценки настоящего и будущего европейской цивилизации Сорокину дает изучение исторического прошлого. Уже около 6 столетий продолжается господство сенсетивной культуры в западном мире. Это было время интенсивного, быстрого и плодотворного развития науки, техники, экономики, философии, искусства. Однако, сенсетивная эпоха подходит к своему завершению. Согласно предложенной Сорокиным схеме культурно-исторического процесса, вслед за эрой господства сенсетивной культуры наступает эра культуры идеационной. Речь должна идти не о гибели западной цивилизации (по Шпенглеру), а о закономерной смене ее устаревшей формы на новую. Сорокин не брался пророчествовать о том, какой будет идеационная культура будущего, но он полагал, что уже сегодня надо искать новые пути преобразования общества и, главное, самой души человека. Таким образом, идея грядущего восхода культуры соединялась у него с идеей духовного совершенствования человека.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.006 с.) |