Основные черты современной мировой культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты современной мировой культуры.



Современное состояние мировой культуры — это не только заим­ствование, развитие и тиражирование прошлого, т.е. некий этап раз­вития единой культурной линии Запада. Оно обладает и чертами, свойственными ему одному. Например, одной из существенных характеристик современной культуры является ее вестернизация. Вестернизацией ( от англ. «West» — Запад) принято называть процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам. Несмотря на декларирование ценности каждого социума, каж­дой культурной традиции, современная ситуация в мировой культу­ре напоминает скорее утверждение и распространение ценностей европейской культуры. В 20 в. подобное явление еще называли евро­поцентризмом, это имело смысл лишь в те времена, когда США еще не являлись ведущей мировой державой. По своей сути вес­тернизация и европоцентризм тождественны. Они генетически свя­заны с естественными процессами жизни любого социума, и в этом отношении и вестернизация, и европоцентризм — вполне «обыч­ные» разновидности так называемого этноцентризма. Этноцент­ризмом называют то «нормальное мироощуще­ние» любого этноса, когда его ценности, традиции, установления ос­мысливаются его представителями как единственно истинные и верные. В этом отношении мировая культура представляет собой этап развития европоцентризма до мирового масштаба, когда по своей сути и происхождению европейские ценности, нормы, сам стиль жизни начинают претендовать на роль общечеловеческих ценнос­тей. Стремление к утверждению европейской системы ценностей, модели государственного устройства и т.п. сочетается с экономи­ческим, технологическим и военным превосходством, в силу чего европоцентризм и вестернизация оказываются стержнем мировой культуры в целом.

Следует упомянуть и такое явление современности, как америка­низм, т.е. экспансию норм, ценностей американской культуры, являю­щийся характерной особенностью мирового процесса. Но сам по себе американизм есть логическое следствие и продолжение европейской культурной традиции. Поэтому, когда говорят об американизме, нужно понимать не только и не столько экспансию американской традиции, сколько процессы общей вестернизации мировой культуры.

Вестернизация и американизм не всегда и не всеми приветству­ются. Исчезновение иных культурных традиций вызывает у пред­ставителей этих культур яростное неприятие европейских и аме­риканских ценностей, порождая подчас такие уродливые явления, как терроризм. Примерно с середины 20 в. в мире все активнее прослеживается тенденция девестернизации, т.е. отказ от принятия европейских ценностей как высших и лучших, стремление вернуться «к корням» своих культур.

Трансформация знания в информацию. Одной из существенных черт современности является смена самой модели познания. Мы можем констатировать постепенный отказ от тра­диционной ориентации на знание и переход к модели информации. Ориентация на модель информации являет­ся по своей сути тенденцией постмодернизма и вызвана стремле­нием к переосмыслению знания как такового. Знание, которое всегда было связано с его носителем — человеком, а потому не являлось нейтральным и передавалось с потерями и искажения­ми, уже не представляется той абсолютной ценностью, каковой оно было на протяжении тысячелетий истории человечества. Сейчас предпочитают говорить не о знании, а об информации. Тенденция последних десятилетий — это попытка трансформа­ции знания в унифицированную и обезличенную информацию, которая в большей степени, нежели знание, поддается хранению и передаче без искажения.

Переход к модели информации позволяет многим исследовате­лям именовать современное общество информационным. Концеп­ция информационного общества определяет его как постиндустри­альное общество, новый этап развития цивилизации, в котором глав­ным продуктом производства является информация. Отличительные черты информационного общества — увеличение роли информа­ции в жизни общества, возрастание доли информационных комму­никаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте и создание глобального информационного пространства.

Прагматическая направленность. Современная действительность достаточно безжалостна — жесткий контроль и соизмерение с ре­зультативностью являются необходимым требо­ванием, свойственным всем сферам жизни. Все, что ни делается, планируется и даже «мечтается», обязательно должно иметь прак­тическую направленность, приносить реальные, осязаемые плоды и доходы. Такое явление можно назвать прагматической тенденцией современной культуры.

Эта тенденция затрагивает почти все стороны жизни человека — от семьи и религиозной сферы до политики и производства. Все, что происходит, все, что делает человек, имеет в этом отношении единую меру, с которой необходимо соизмерение. Мера, с которой соизмеряется современность, — не спасение (как в религиозно ори­ентированных социумах), не выживание (как в примитивных обще­ствах) и уж тем более не ценности нравственности (хотя подобные ориентиры могут признаваться на словах или быть побудительной причиной для части населения), но расчет, польза и выгода. В реаль­ной жизни мы иногда руководствуемся нашими желаниями, эмоци­ями, но вынуждены их соизмерять с возможностями и с той жест­кой ситуацией современности, когда любое поведение, выходящее за рамки допустимого минимума, необходимого для нормального воспроизводства «живой силы», жестко карается социумом.

Примат экономики и производства, техницизм. Современной европейской культуре свойственен определенного рода экономикоцентризм, т.е. стремление видеть в экономических процессах и процессах производства самое существенное, что происходит в человеческом обществе. Подобное отношение к процессам производства и экономики не всегда являлось доминирую­щим ориентиром человечества. История знала и другое отношение к производственной сфере — абсолютной ценностью признавались, например, Бог, нравственные ориентиры, идеалы государства и пр. В античности производство было уделом рабов и беднейших слоев населения. Можно вспомнить, что в христианской доктрине труд — это проклятие, но никак не доминирующая ценность. Однако имен­но признание труда нравственной ценностью (что особенно характерно для протестантизма, возникшего в период становления капитализма) во многом позволило европейской культуре стать не только культурой с высокоразвиты­ми экономикой и производством, но и притягательной силой для других культурных традиций, своеобразной «приманкой» для вне­дрения европейского стиля и образа жизни.

Другая особенность современности, тесно связанная с приматом экономики и производства, - это признание абсолютной и бесспорной значимости техники и технического прогресса, а также их взаимосвязь. Сочлененность техники и производствен­ной сферы обеспечивает все убыстряющийся научно-технический и производственный прогресс. Некоторые западные аналитики счи­тают постиндустриальное общество обществом технократии, т.е. обществом, в котором власть принадлежит технологам и менед­жерам.

Признавая значимость техники и научно-технической револю­ции, подчеркнем (об этом, кстати, говорили и говорят многие уче­ные), что техническое развитие, тем не менее, таит в себе угрозу человечеству. В недавней истории имеется масса примеров: мир­ный атом породил события в Чернобыле, Японии (Фукусима) развитие производства и автотранспорта может ввергнуть в экологическую катастрофу, экс­перименты в сфере генной инженерии — привести к массовым заболеваниям и вырождению человечества, и т.п.; список можно продолжать долго. Научно-технический прогресс несет, таким образом, не только благо и возрастающее в геометрической прогрессии благополучие всему человечеству, но и доселе неизведанные опасности и беды.

Жесткая специализация. Безусловныйуспех европейской культурной модели во многомобеспечен всеобщностью специализации. Потребность в специали­зации вызвана, прежде всего, тем высочайшим уровнем современ­ного производства, который требует длительной профессиональной подготовки для выполнения даже, казалось бы, простейшей работы.

Вместе с тем, поскольку специализация оказывается оптимальным и результативным структурным решением в промышленности, мы можем наблюдать стремление к ее внедрению в иные сферы жизни человека: от науки и искусства до политики. К сожалению, как и все в этом мире, специализация несет не только позитивное начало. Узкая специализация всех сторон жиз­ни человека лишает его, а значит, и социум в целом, не только широты охвата и перспективного видения текущего состояния, но и многих возможностей, возникающих лишь при целостном подходе и том образе жизни, который позволяет эту целостность реализовывать.

Убыстрение прогресса. Все, что происходит в современном мире, подчиняется единой динамике бесконечной направленности вперед. Все, что существует сегодня, может и должно быть улучшено и превзойдено. Подобная устремленность, нацеленность на прогресс и будущее проявляется почти во всех областях нашей жизни. Технический прогресс не имеет альтерна­тивы, все подчиняется и должно подчиняться единому движению развития. Тот, кто не развивается и не развивает, осужден на отста­вание. Само статичное пребывание осмысливается как стагнация и деградация. Поступательность развития — требование, которому подчиняется динамика мирового процесса, причем это требование носит императивный характер как в сфере промышленности или производства, так и в обыденной жизни.

Демократизация. Ценности демократического устройства уже ниг­де не подвергаются сомнению. Демократические идеалы и установления проникли сейчас во все сферы жизни чело­века. Мы знаем разные виды демократических устройств — от демократии Афинского рабовладельческого государства до демок­ратии республик времен итальянского Возрождения. Различия в указанных видах демократий достаточно значительны. Поэтому, говоря о демократии, о демократических ценностях, нужно пони­мать, что речь идет не о некой «демократии вообще», не об идеаль­ной модели общественного устройства (на что претендуют сторон­ники современной демократии), но об исторически ограниченном виде демократии, а именно о буржуазной капиталистической евро­пейской демократии.

Культура в условиях глобализации. В 20 в. земной шар стал «меньше», а любые расстояния «короче». Путь, который раньше занимал много лет, сейчас преодолевается за несколько часов. Развиваются средства коммуникации, возрастает скорость и улучшается качество передачи данных. Человечество с неизбежностью осуществляет глобализацию любой сферы нашей реальности: от экономики и политики до нравственности и. сферы развлечений. Глобализация всех сфер и областей жизнедея­тельности — одна из основных тенденций развития в современном мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.007 с.)