Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Массовая и элитарная культуры в современном обществе: сущность, характеристики и задачи.

Поиск

Без всяких преувеличений можно утверждать: мы живем в эпоху массовой культуры (масскульт). Достаточно оглянуться вокруг, присмотреться к окружающему нас миру, чтобы признать непреложность данного факта. Но что можно считать массовой культурой? Массовая культура – это понятие, служащее для обозначения особенностей производства культурных ценностей в «массовом обществе», ориентированном на массовое потребление.

Это понятие означает особое состояние культуры в обществе, когда она производится не массами, а для масс.

Чтобы определить хотя бы в общих чертах, чем же отличается массовая культура от других форм культуры, обратимся к представителю массовой культуры — массе.

Впервые о массе как о самодостаточной, автономной социальной форме заговорили в конце 19 в. Слово, разумеется, использовали и ранее, но в качестве синонима в ряду других: «народ, толпа, масса, класс» - обозначали примерно одно и то же. Понятие массы как объединения некоторого количества людей ввели психологи. Под массой понимаются непрочные и случайные типы человеческой общности, члены которой объединены лишь общностью присутствия в одном месте в одно время, а взаимодействие между ними сводится к взаимному усилению эмоций.

В середине 90-х гг. 19 в. вышла вызвавшая много шума работа французского психолога, антропо­лога и археолога Г. Лебона «Психология народов и масс». По мнению Лебона, масса изменяет человека следующим образом: индивид «поглощается» массой, масса ввергает человека в такое состояние, в котором он добровольно отказывается от своей индивидуальности.

Позднее ученые различных профессиональных ориентаций обращались к анализу феномена массы и пришли к выводу: масса — это специфическая форма общности людей, которой свойственны агрессивность, жадная архаичность, деструктивность, примитивность стрем­лений, пониженная интеллектуальность и повышенная эмоцио­нальность, спонтанность, готовность подчиниться волевому окрику, переменчивость, неукорененность и пр. Повторим, челове­ком массы может стать всякий вне зависимости от собственной индивидуальной истории.

Однако для того, чтобы создалась возможность объединения лю­дей в массовые множества, необходимо, чтобы в обществе отчет­ливо проявился «человек массы» как носитель особого типа со­знания — массового сознания. Анализу характерных черт такого человека посвящена вышедшая в 1930 г. работа испанского мысли­теля X. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». Термин «масса» философ не привязывает ни к какому социальному классу. Человек массы — это характеристиканадсоциальная, существующая «поверх» традиционных классов. Главным определителем человека массы служит усредненность: «Масса — это посредственность». Самое же неприятное состоит в том, что в наше время, по мнению X. Ортеги-и-Гассета, именно такие «заурядные души» доминируют. Вознесение «усредненного человека» — результат тех социально-культурных сдвигов, которые произошли на рубеже 19-20 века.

Поразительнее же всего, акцентирует внимание Ортега-и-Гассет, что подобный психологический тип желателен. Позиция «избалованного ребенка» делает его хорошо управляемым: он внушаем, его легко шантажировать и, используя попеременно то «пряник», то «кнут»,подталкивать в нужном направлении.

«Сверхзадачей» масскульта не является провоцирование массовых движений, спонтанных многомиллионных выступлений. Он не «выражает дух массы» или «дух массового сознания». Напротив, массовая культура выполняет очень важное социальное задание, связанное с реальным устранением массы, нейтрализацией исходящей от нее угрозы, ее рассечением и рассредоточением. В известной формулировке 3. Фрейда любая культура представляет собой систему запретов добровольно налагаемых обществом на самого себя, чтобы не погибнуть в «войне всех против всех». Такой системой является и массовая культура — механизм защиты от деструктивных тенденций, которые обрели угрожающий характер в 20 в.

В историческом измерении существование массовой культуры ограничено отрезком примерно в последние сто лет, когда на соци­альной арене появилась такая форма общности, как масса. Совершенно естественно, что повсеместное наступление массовой культуры, сопровождающее демократические процессы, не могло не вызвать тревоги в наиболее рафинированных кругах мировой научной и художественной интеллигенции, которая справедливо считает, что массовая культура – это выпадение человека из культуры. Акцент в ней смещается на потребление культуры, а не на ее производство. Массовой культуре противопоставлена элитарная культура.

Более или менее явное расслоение культуры на «культуру для всех» и «культуру для избранных» существовало всегда. Даже в первобытные времена шаманы и жрецы составляли элиту, обладающую особыми познаниями, выходящими за пределы общеплеменной культуры. С появлением письменности возникло различие между элитарной культурой образованных людей и фольклорной (народной, этнической) культурой. В западном обществе 20 в. это различие уступило место противостоянию элитарной и массовой культур.

Формирование элитарной культуры связано с образованием круга «избранных» - тех, кому такая культура доступна и кто выступает ее носителем (культурной элиты). В основе этих процессов лежит невероятное увеличение объема информации. К 20 в. время энциклопедически образованных универсалов, чувствующих себя как дома во всех областях культуры, прошло. Современная наука стала малопонятной для непосвященных. Философы зачастую объясняются таким языком, что простому смертному он кажется бессмысленным. Глубокие художественные произведения современности нелегки для восприятия и требуют для своего понимания умственных усилий и достаточной образованности. «Высокая культура» стала специализированной. В каждой культурной сфере теперь есть сравнительно немногочисленная элита. К элитарной культуре, включающей изящное искусство, классическую музыку и литературу, относят фильмы Феллини, Тарковского, картины Пикассо, Дали, книги Кафки, Воннегута, музыку Малера, Шнитке.

Высокая культура создается представителями привилегированной части общества или по их заказу профессиональными деятелями. Создатели элитарной культуры стремятся к новаторству, самовыражению и художественному воплощению своих идей. Коммерческая выгода для них – не главное.

Элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Ее девиз – «Искусство ради искусства».

Массовая и элитарная культуры легко уживаются друг с другом. Художественные идеи и приемы элитарного искусства вскоре перестают быть новаторством и переходят в массовую культуру, тем самым обогащая ее. Вместе с тем прибыль от поп-культуры дает возможность оказывать материальную поддержку создателям элитарной культуры.

В заключение следует отметить, что в современной массовой культуре сталкиваются 2 тенденции. Одна связана с игрой на самых примитивных чувствах и побуждениях и в своем крайнем выражении порождает воинственно-невежественную и враждебную обществу контркультуру и антикультуру ( связанную с наркотиками, порнографией, преступностью). Другая же тенденция состоит в учете имеющегося у простых людей стремления повысить свой социальный статус и образовательный уровень (популяризация науки, комиксы с кратким изложением сюжетов классической литературы и т.д.). К концу 20 в. вторая тенденция заметно усилилась, и культурологи стали говорить о росте мидкультуры – культуры «среднего» уровня. Однако разрыв между массовой и элитарной культурой по-прежнему остается острой проблемой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.97 (0.008 с.)