Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эллинистический период (конец 4 – 1 вв. До Н. Э. ).

Поиск

Первые два этапа – крито-микенский и гомеровский представляют собой своеобразную прелюдию к формированию античной греческой культуры, которая и определила специфические особенности цивилизации античного типа.

В архаический период (8 - 6 вв. до н.э.) сложилась государственная система Древней Греции, состоящая из самостоятельных городов-государствполисов. Полис был не только административной и производственной единицей. Он был тем местом на земле, где человек находился под покровительством своего языческого бога, с изволения которого данный полис-город и был создан.

Каждый полис имел специфическую хозяйственную деятельность, собственных богов и героев, собственный календарь и монету. Граждане полиса были равны перед законом и подчинялись решению большинства. Не случайно позже Аристотель говорил, что «полис есть общность людей, сошедшихся ради справедливой жизни». Поэтому самым страшным наказанием для грека того времени было лишение гражданских прав и изгнание из родного города. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса и бескорыстном ему служении, т. обр. патриотизм также является характерной чертой греческой культуры.

Важнейшей особенностью греческой культуры становится агональность – т.е. состязательность (агон – греч. борьба, состязание), понимаемая как принцип благородного соревнования отдельных личностей, групп и полисов с целью достижения наилучшего результата. Постепенно в греческом обществе победа в любом состязаниистала восприниматься как высшая ценность. В спорте агональный дух воплотился в устройство всегреческих игр в Олимпии (истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н.э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр). Аналогичные игры устраивались и в искусстве – это Пифийские игры в Дельфах, проводимые в честь победы Аполлона над змеем Пифием. В них состязались кифареды и арфисты (исполнители на кифаре и арфе). Театральные представления были состязанием драматургов, в которых «отец трагедии» Эсхил побеждал 13 раз, Софокл – 24, а Еврипид – 5 раз. «Трагедия» (букв. с греч. «песнь козлов») возникла из хорового пения в честь бога вина Диониса, распеваемого «сатирами». Хор и актер (позднее 3 актера) - участники трагедии. Театром называлась площадка под открытым небом с ярусами скамей для зрителей по склону холма вокруг «орхестры» - площадки для хора.

Позднее появились Истмийские игры в честь бога Посейдона, Немейские, прославлявшие Зевса. Игры придавали религиозную санкцию физическим достоинствам – «арете» (греч. - доблесть), и моральное право властвования над людьми.

В науке агональный дух проявился в оформлении трактатов в виде диалога с собеседником или спора, в ходе которого выясняется истина. Это обстоятельство и явилось предпосылкой для возникновения в Древней Греции впервые в истории человечества науки со своими законами и системами доказательств. Диспут становится и основной формой обучения. В греческом агоне берет свое начало диалектика – умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. Философия – любовь к мудрости – формировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни.

Философия как рассудочное, «светское» представление о мире стало одним из самых важных приобретений греко-римской культуры. Это был новый способ мыслить о сущем. Возникновению философии способствовало стремление к истолкованию мифа. На смену мифологическим представлениям пришло развернутое рациональное суждение. Как полагают ученые, древние греки обладали наиболее рациональным складом ума из всех древних народов.

В архаический период греческая художественная культура «заговорила»: если в гомеровский период эпические сказания передавались устно профессиональными певцами – аэдами или рапсодами, и для удобства запоминания им придавалась ритмическая форма («Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына… и т.д.- особый стихотворный размер – дактилический гекзаметр»), то теперь две эпические поэмы легендарного Гомера – «Илиада» и «Одиссея» были записаны (предположительно в 8-7 вв. до н.э.). В них соединились 2 исходные эпические темы греческой художественной литературы: деяния богов и подвиги правителей. Здесь соседствовали рядом рассказы о мифических и легендарных событиях, любовные истории, приключенческие сюжеты, нравственные поучения.

Древнегреческий историк Геродот заметил, что именно Гомер составил для греков родословную богов, поделил между ними достоинства и занятия, начертал их образы. На рубеже 8-7 вв. до н.э. создается «Теогония» -(родословная богов) Гесиода, систематизирующая мифологические повествования древних греков, дающая космогоническую картину происхождения мира.

В период архаики сложились основные типы и формы греческого искусства: 1. В архитектуре: а) тип храма - периптера, окруженного колоннадой; б) система ордеров (Ордер – строй, порядок, художественно-архитектурный образ стоечно-балочной конструкции; делится на опору, несущую и несомую части. Опора храма – ступенчатый стереобат. Несущая часть – колонна, несомая – антаблемент - горизонтальная часть здания).

Древнейший ордер – дорический, где основание колонны и ее высота соотносились как 1/6 – это соотношение длины стопы и роста взрослого мужчины; ионический, более изящный, ориентированный на пропорции женской фигуры 1/8 и коринфский, украшенный растительным орнаментом, созданный, как полагал римский архитектор Витрувий, «в подражанье девичьей грации».

1. В скульптуре – раскрашенные статуи стройных обнаженных юношей и девушек в возрасте акмэ (цветения) – куросы и коры.

2. В рельефе – сцены битв и состязаний.

3. В росписи сосудов – чернофигурная (Эксекий) - на красную глину художники наносили фигуры черным лаком и краснофигурная (Эвтимид и Евфроний)- (фон стали заливать черным лаком) вазопись.

4.В философии – первые догадки о бесконечности Вселенной и множественности миров (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Античную философию периода архаики представляет Пифагорейский союз, который был одной из первых научных школ, основанный в 6 в. до н.э. в г. Кротоне. Основателем его стал Пифагор, учившийся, по преданию, мудрости в Вавилонии и Индии. Пифагорийцы предположили, что сущностью мира является число, которое управляет всеми вещами, даже нравственными и духовными. Пифагор вошел в историю не только как математик и геометр, но и как теоретик музыки и астроном.

Воплощением гармонии и красоты в этот период у греков выступает космос (что в переводе означало «прекрасно устроенный мир»). Космос, «вечный, прекрасный и неизменный» у греков противостоит Хаосу – стихии неупорядоченности и непокоя. Космос для греков был чувственно материален: видим, слышим и осязаем. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Вся античная культура телесна и космологична.

Кульминацией развития древнегреческой культуры стал ее классический период (5-4 вв. до н.э.). Классическим обычно называют то, что является зрелым и наиболее совершенным в различных сферах культуры. Понятие «классический» имеет и другое значение. Оно обозначает культуру, обладающую характерными чертами: соразмерностью, сдержанностью, гармонией, уравновешенностью. Культура Греции данного периода была классической в обоих своих значениях.

В классический период развития греческой культуры формой правления стала рабовладельческая демократия. Для нее было характерно:

- признание народа в качестве единственного источника власти;

- существование системы выборных должностей;

- сглаживание различий между бедными и богатыми слоями населения.

При этом не следует забывать, что в пору расцвета население Афин

насчитывало 20 тыс. полноправных граждан, 10 тыс. свободных, но без политических прав, и 370 тыс. рабов.

Демократия поставила закон выше власти. Сущность экономического развития определялась состоянием товарно-денежных отношений. Все больше становилось людей, влияние которых на общество определялось не местом в традиционной патриархальной системе, а имущественным состоянием. Социально-политические реформы Солона (594 г.) и Клисфена (509-507 гг.) законодательно, а не на основе обычаев и традиций, утвердили права и обязанности граждан. Реформы стимулировали активное участие свободных граждан греческих полисов в работе народных собраний, а также закрепили за каждым из них право отстаивать свое мнение в суде.

Центром античной культуры периода классики стали Афины. Литература и философия, скульптура и архитектура этого периода стали нормой и образцом для всей последующей Античности. Это время расцвета таланта политиков-реформаторов Солона, Ликурга, Перикла, скульпторов Фидия, Поликлета, Праксителя, трагиков Эсхила, Софокла, Эврипида, творца комедии Аристофана.

Воплощением эллинской мудрости стал Сократ (470-399 гг. до н.э.), учитель Платона. Он не создал философской системы и не оставил научных трактатов, цель его философствования была иная – своими беседами он заставлял мыслить самостоятельно, побуждая к творческому, незаинтересованному, отвлеченному мышлению, изменяя обывательские представления о вечных истинах: знании, благе, добродетели, красоте, истине. Название этого метода - майевтика – искусство, помогающее рождению истины.

По окончании Пелопоннесской войны, когда Афины потеряли всю свою силу, а народ в отчаянии искал виновников беды, семидесятилетний Сократ был привлечен афинянами к суду по обвинению в порче нравов юношества (все помнили, что среди его учеников были Алкивиад и Критий, принесшие много бед Афинам) и, окруженный учениками, принял смерть, выпив чашу с цикутой. Одним из учеников Сократа был Платон, который наряду с преходящим миром вещей, открывает мир «эйдосов», или «идей», постигаемых не чувствами, а разумом. Однако в конце жизни Платон теряет веру в свой идеальный мир, во всемогущую идею добра, что отражается в написании им диалога «Законы».

Значительно пересмотреть взгляды Платона смог Аристотель, его ученик, которому принадлежит знаменитая фраза «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель является основателем логики, его трактаты, помимо собственно философии, посвящены математике, биологии, физике, космологии, психологии, теории искусства, политике.

Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры: эллину не был свойственен узкий профессионализм. Прославленный философ делал замечательные открытия в области математики и астрономии, известный скульптор не только мог построить храм, но и расписать его, создать научный трактат. И большинство из известных греков были поэтами.

Во многом расцвет греческой культуры 5 – 4 вв. до н.э. был обусловлен системой античного образования. Дети с 7 до 16 лет получали образование в частных платных школах. После обучения грамоте преподавалась литература, классическими текстами были поэмы Гомера и Гесиода, не менее важным считалось музыкальное и математическое образование. С 13-14 лет начинали посещать гимнастические школы – палестры. Кроме частных школ в Афинах были и 3 государственные, содержащиеся богатыми гражданами: академия (здесь основал свою философскую школу Платон), ликей ( где размещалась философская школа Аристотеля) и киносарг. «Внешкольное» образование можно было получить и у платных «учителей мудрости» - софистов (самыми известными из них были Протагор, Горгий и Продик). Софисты учили не добывать истину, а побеждать в споре, утверждая, что истина у каждого своя. Знаменитое изречение Протагора «человек есть мера всех вещей» означало: «Сколько людей, столько истин». Подобные доказательства, как правило, основывались на сознательном нарушении логических законов и позже получили название софизмов.

В эпоху расцвета классической культуры возникла история как рациональная, а не сказочно-мифологизированная или летописно-описательная форма познания общества. В этом состояло основополагающее значение трудов «отца истории» Геродота и Фукидида. Социологическая мысль, разрабатывая само понятие и теорию государства как «политического сообщества» людей, породила «Политию» Аристотеля.

Невиданный расцвет в эпоху классики переживает художественная культура, и в первую очередь – архитектура и градостроительство. Афинский Акрополь (греч. «верхний город»), построенный архитекторами Иктином и Калликратом, стал подлинным триумфом архитектуры, одним из величайших шедевров мирового искусства. Ансамбль включал парадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), Эрехтейон (храм Афины и Посейдона, посвященный спору этих богов за обладание Аттикой) и главный храм Афин – Парфенон (храм Афины Девы). На площади Акрополя высилась восьмиметровая бронзовая статуя Афины Промахос (Афины Воительницы), работы Фидия (так же как и Афина Парфенос). Фидий руководил и всеми строительными работами.

В последние десятилетия 4 в до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Разложению и гибели полисной демократии положили начало захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского, основавшего огромную империю от Дуная до Инда. «Ориентализация» (греч. - «ориент» - восток), насаждаемая Александром, была симптомом исторического поворота античного общества от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. Наступила эпоха эллинизма ( понятие введено в науку немецким историком И.Дройзеном для обозначения культуры, возникшей в Малой Азии и Египте в результате македонского завоевания) – синтеза эллинской и восточной культур. В это время происходит слияние уникального античного искусства и культуры с традиционной древневосточной культурой. Благодаря такому синтезу возник общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры. Примечательно, что процесс распространения греческой культуры продолжался и после того, как Греция попала в зависимость от Рима (146 г. до н.э.). Политически Рим покорил Грецию, но греческая культура покорила Рим.

Наступление новой эпохи повлияло и на существующие религиозные культы, где воедино слились греческие и восточные божества. Этот религиозный синкретизм эллинистической эпохи проявился в строительстве так называемых пантеонов – храмов в честь всех богов.

Однако если в демократических Афинах личное и общественное было слито воедино, то в эллинистических монархиях ситуация изменилась: в этих больших государствах отдельный человек стал незаметен, его влияние на общественную жизнь нивелировалось, а мощь государства подавила инициативу и активность. Отсюда такие черты культуры (в том числе художественной) эллинизма, как:

- стремление уйти в себя (девизом эллинистических мудрецов становится фраза Эпикура: «Проживи незаметно»);

- индивидуализм, порождающий, в свою очередь, интерес к жанрам биографии, портрета (для скульптора не существовало жестких эстетических норм, он показывал и впалую грудь старого рыбака, и беззубую старуху);

- тонкая риторика, фантастика, изысканный эротизм;

- культ формы (иногда в ущерб содержанию);

- изображение борьбы, движения, напряжения всех духовных и физических сил ( напр. «Лаокоон» скульпторов Агесандра, Полидора, Афинадора);

- гигантизм (именно в эпоху эллинизма создаются 4 из 7 чудес света: Александрийский маяк (о. Фарос, арх. Сострат, 283 г. до н.э.), храм Артемиды в г. Эфесе, статуя бога Гелиоса на о. Родос (скульптор Харес, 292-280 гг. до н.э.) и усыпальница царя Мавсола в Галикарнасе (арх. Пифей и Сатир, сер. 4 в. до н.э.).

В эллинистическую эпоху (конец 4 – 1 в. до н.э.) значительно возросла роль науки в жизни общества. Египетская Александрия ( по преданию Македонский основал 70 городов, названных в его честь Александриями) становится подлинным научным центром тогдашнего мира. Там в начале 3 в. до н.э. был основан исследовательский центр и огромная библиотека (700 тыс.книг) – Мусейон (греч. «место пребывания муз»). Такое название было обусловлено тем, что греки полагали, что бог света и искусства Аполлон предводительствовал девятью музами, каждая из которых покровительствовала определенному разделу искусства: Урания – муза астрономии; Клио – муза истории; Каллиопа – муза эпоса; Эвтерпа – муза лирической поэзии; Полигимния - муза гимнов; Эрато – муза любовной поэзии; Терпсихора – муза танца; Мельпомена – муза трагедии; Талия – муза комедии. Музы были дочерьми громовержца Зевса, а матерью их была Мнемозина – богиня памяти.

Александр Македонский еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель, а придворным художником – последний великий скульптор классики Лисипп (бюст Александра, «Апоксиомен»), разработавший новый пластический канон, заменивший канон Поликлета. Все это не помешало Александру, захватив персидскую державу и заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать, чтобы ему и в Греции воздавали божеские почести.

В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мира сего, поэтому он сосредоточивает внимание на самом себе и своих потребностях. Пробужденному индивидуализму соответствует возросший интерес к психологии и философии, которая все более занимается проблемами этики и счастья индивида. Это отражается в литературе и искусстве, и даже в монетах с их реалистическими портретами владык. В эту эпоху создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры – Венера Милосская (Агесандр, сер. 2 в. до н.э.)

Значение искусства эллинизма очень велико, так как оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока. Однако следует отметить, что, если в политике и науке был сделан шаг вперед, то в искусстве культура эллинизма осталась «ученицей» классической Греции. Оценивая вклад греков в науку, можно вспомнить, что почти до середины 20 в. мы учили геометрию по Евклиду, что Архимед заложил основы механики и пр. В социальной жизни сформировался критерий подлинной ценности человека – в Древней Элладе сложились понятия таких духовных ценностей, как гражданская свобода и гражданский долг, как человечность, гармоничность развития личности, как проблема соотношения личного и общественного и мн. другое.

Культура Древнего Рима.

Культура Древнего Рима существовала с 8 в. до н.э. и до 476 г. н.э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых высоких слов и оценок, древнеримская оценивается всеми по-разному. Некоторые известные культурологи (О.Шпенглер, А.Тойнби) полагали, что Рим не пошел дальше заимствований и популяризации того, что было сделано греками, никогда не поднимался до высот эллинской культуры. Более обоснованным, однако, представляется взгляд, что римская культура и цивилизация являются не менее самобытными и оригинальными, чем другие.

Римская цивилизация стала последней страницей в истории античной культуры. Географически она возникла на территории Апеннинского полуострова, получив у греков название Италия. Впоследствии Рим собрал в необъятную империю те страны, которые возникли в результате распада державы Александра Македонского, подчинив себе практически все Средиземноморье. Следствием этого стали веками длившиеся войны с соседями, в которых участвовало подряд несколько поколений римских граждан.

Поздние римские легенды связывали основание Рима с Троянской войной. В них сообщалось, что после гибели Трои (Малая Азия, территория современной Турции) некоторые троянцы во главе с царем Энеем бежали в Италию. Там Эней основал город. Другое предание гласит, что царь был свергнут своим братом. Новый царь, боясь мести со стороны детей и внуков Энея, принудил его дочь Сильвию стать весталкой (жрицей богини Весты), которые давали обет безбрачия. Но у Сильвии от бога Марса родились сыновья-близнецы – Ромул и Рем. Их дядя приказал бросить мальчиков в р.Тибр. Однако волна выбросила близнецов на берег, где их вскормила молоком волчица. Затем их воспитывал пастух, а когда они выросли и узнали о своем происхождении, то убили коварного дядю, вернули царскую власть своему деду и основали город на Палатинском холме на берегу Тибра. По жребию город получил название от имени Ромула. Позже между братьями возникла ссора, в результате которой Ромул убил Рема. Ромул стал первым римским царем, разделил граждан на патрициев (аристократов) и плебеев (простой народ), создал войско. Днем основания Рима римляне считали 21 апреля 753 г. до н.э., именно от него римляне вели свое летоисчисление.

В действительности имя «Ромул» было образовано от названия города, а не наоборот. Территория Апеннинского полуострова со 2 тыс. до н.э. была заселена индоевропейскими племенами, пришедшими из Центральной Европы (италики, сабины, латины и др.), позже в область современной итальянской Тосканы пришли этруски (расены, туски) – племя неевропейского происхождения, споры о происхождении которых ведутся до сих пор. Именно этруски (с севера) и греки (заселившие южную часть Италии и Сицилию) оказали наиболее сильное воздействие на развитие римской культуры. Этруски были как опытными земледельцами, так и искусными ремесленниками. Именно от них римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, «римские» цифры, одежду-тогу и мн.др. (характерно, что даже «Капитолийская волчица», вскормившая, согласно легенде, Ромула и Рема и бывшая символом Рима, была произведением этрусских мастеров, вывезенным в качестве военного трофея).

В культуре древнего Рима выделяются 2 периода:

1) культура царского и республиканского времени (от основания Рима в 8 в. до н.э. до 30 г. до н.э.);

2) культура императорского Рима (с 30 г. до н.э. по 476 г. н.э.).

В отличие от древних греков мифология не стала почвой для развития и расцвета римской культуры. У древних римлян существовал обычай переманивать богов враждебных племен с помощью определенной формулы и учреждать им культ. Так, в Рим перешли многие боги италийских и этрусских городов, а позднее – антропоморфные боги древних греков, которых римляне переименовали, сохранив их функции: так Зевс стал Юпитером, Афродита – Венерой, Арес – Марсом, Посейдон – Нептуном, Гермес – Меркурием, Гера – Юноной, Афина – Минервой, Дионис – Вакхом и т.д. Исконно римскими богами, указанными в жреческих книгах, были божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы, бракосочетания, первого крика ребенка и др. Римляне верили также в души умерших, покровительствующих своему роду (маны), в непогребенные души, не находящие себе покоя (ларвы или лемуры), в божества, охраняющие дом и семью (лары), в хранителей домашнего очага (пенаты). Хранителем человека, формирующим его характер и сопутствующим ему всю жизнь, был Гений, которому посвящался день рождения римского гражданина. Своего Гения-покровителя имели города, общины, семьи. Древнейшим италийским богом, принявшим у себя свергнутого Сатурна, отца Юпитера, бога земледельцев и урожая, считался Янус. Его изображали двуликим.

К своим богам римляне относились небескорыстно. Но главными для каждого римлянина были не боги, а исторические легенды и предания, которые формировались в период становления римской государственности.

С ранних лет римскому гражданину внушались идеи конкора – согласия, внутреннего единства, законности, вырабатываемой в ходе развития римского права, и его покровительницы – богини Юстиции, верности нравам предков, доблести. Реальные исторические деятели раннего Рима стали образцами для подражания. Так история становилась мифом, а миф – историей.

В первый период римской истории и культуры – эпоху правления семи царей (Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гастилий, Анк Марций, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый) произошел переход от первобытно-общинного строя к раннеклассовому обществу. В 510 г. до н.э., после изгнания Тарквиния Гордого, Рим стал городом-государством (цивитас), которым управлял сенат в количестве 300 человек, народное собрание (комиции), во главе с двумя консулами, избираемыми сроком на 1 год.

Образованная в 510 г. до н.э. аристократическая рабовладельческая Римская республика просуществовала до 30-х гг. н.э. Затем наступил период империи, завершившийся падением «вечного города» в 476 г. н.э.

Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно отличались от них. Они создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т.д. Римляне не разделяли греческое прославление свободной личности, допускающей нарушение установленных законов общества. Напротив, они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом, считая недостойным первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актера или драматурга. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне по-своему и более четко определили качества свободного человека, исключая из них такие «рабские пороки» как ложь, нечестность и лесть. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства.

Одним из высших достоинств римлян была воинская доблесть. Военная добыча и завоевания служили основным источником существования. Воинская доблесть, ратные подвиги и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого положения в обществе.

Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка превратился в мировую империю.

Подлинный переворот в культурной жизни Римской империи произошел к 1-му веку до н.э. после завоевания эллинистической Греции. Римляне начинают изучать греческий язык, философию и литературу; приглашают прославленных греческих ораторов и философов, и сами отправляются в греческие полисы, чтобы приобщиться к культуре, перед которой они тайно преклонялись. Следует, однако, отметить, что в отличие от греческой, римская культура является гораздо более рациональной, прагматичной, направленной на практическую пользу и целесообразность. Эту особенность хорошо показал Цицерон на примере математики: «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же – чтобы измерять земельные участки».

Греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что, в конце концов, привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая впоследствии составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой даже в развалинах покоряют своей мощью. Основные принципы римской архитектуры использовались в эпоху Возрождения и остаются актуальными сегодня. Ее существенное отличие от греческой состояло в ориентации не на ордерную систему, а на широкое использование в строительстве арок, купольных и сводчатых перекрытий, а также создание круглых в плане конструкций. На основе арочных конструкций сооружались виадуки, предназначенные для движения пешеходов, повозок и войск, и акведуки, снабжавшие города водой из источников, находящихся иногда за десятки километров.

Римляне положили начало новой эпохи мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской и сельский пейзаж. Произошло это благодаря открытию совершенно нового строительного материала – бетона. Сначала возводились 2 параллельные кирпичные стены, пространство между которыми заполнялось чередующимися слоями гравия и песка. Когда масса бетона застывала, он образовывал со стенами сплошной монолит. Римляне использовали облицовку из каменных блоков или мраморных плит, а не строили из этих материалов, как греки. Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима – Колизей ( 75-80 гг. н.э.), в его амфитеатре (отличался от театра тем, что у него был замкнутый овальный план с рядами сидений вокруг арены, постепенно возвышающихся и окруженных снаружи мощной кольцевой стеной) одновременно могли разместиться 50 тыс. зрителей. Вплоть до 405 г. в Колизее проводились гладиаторские бои.

Зрелища занимали в жизни римлян очень большое место. Римские зодчие обращались к тем типам общественных сооружений, которые с наибольшей полнотой воплощали идеи могущества государства и императорской власти: форумы ( от лат. «fora» - центр города), триумфальные арки, базилики, цирки, термы, амфитеатры. В императорский период каждый из императоров, следуя примеру Юлия Цезаря, строил свой форум, украшенный триумфальными арками, мемориальными колоннами и памятниками, прославлявшими деяния императора. В ансамбль форума входили также храмы и библиотеки, площади для массовых собраний. Создаются и новые типы жилища: виллы (загородные дома для патрициев), домусы (городские дома для богатых римлян), инсулы (многоэтажные дома для римской бедноты).

Одним из самых посещаемых мест в Риме, особенно во времена Римской империи, были термы (бани). Это комплекс построек, окруженных садами, стадионами, аллеями для прогулок, библиотеками; в термах выставлялись произведения искусства, выступали риторы и поэты. Из 11 терм императорского Рима прославились своей роскошью, стенными росписями и мозаиками термы императоров Тита и Каракаллы.

Велики достижения римского художественного гения и в области скульптурного портрета, ведущего свое начало от этрусков, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом (канопа), а также от восковых масок умерших римлян. В отличие от греков, стремившихся к типизации, римские скульпторы стараются не льстить своим моделям даже тогда, когда создают идеальный образ, точно передавая самые примечательные особенности внешнего облика. Именно римский портрет заложил основу европейского скульптурного портрета.

Римская наука имела прикладной характер. Крупнейшими учеными эпохи Римской империи были греки Птолемей, Менелай Александрийский, Гален, Диофант. Своеобразной энциклопедией, обобщившей естественно-научные познания о мире и человеке, стало огромное сочинение Плиния Старшего (23-79 г. н.э.) «Естественная история» в 37 книгах.

Одной из наиболее ярких и значительных страниц мировой истории и культуры является римское право. С одной стороны, оно поставило в центр правоотношений интересы индивида-собственника, а с другой – выработало ценностную основу правопорядка, содержание которого составили:

- справедливость, равенство;

- целесообразность;

- добросовестность;

- добрые нравы.

Римскому праву были свойственны точные формулировки, оно достигает совершенных правовых форм, его решения обоснованы, а термины и понятия составляют основу современной юриспруденции. Анализ случаев из древнеримской правовой практики и сегодня способствует развитию юридического мышления, оттачивает аргументацию «за» и «против», систематизирует логические обобщения.

В 1-м в. до н.э. в Риме мощно развивается риторика, или искусство политического и судебного красноречия, что явилось следствием отражения бурной социальной жизни переходной эпохи от Республики к Империи. Достижение авторитета в обществе и успешная политическая карьера были невозможны без виртуозного владения живым словом.

Риторика становится ступенькой на пути вхождения в римскую элиту. Самым ярким оратором Рима был Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Будучи к тому же и тонким знатоком философии, он много сделал для знакомства римлян с классической греческой философией Платона и стоиков.

Для населения империи был характерен высокий уровень грамотности. Система школьного образования и воспитания включала 3 ступени – начальную, среднюю и высшую. Выпускники высшей ступени готовились для государственной, практической и культурной деятельности. Стало зарождаться высшее образование.

Развитие римской литературы прошло несколько этапов. Во время царского и частично республиканского периодов литературное творчество существовало в виде культового песнопения, родового эпоса, примитивной драмы, юридических текстов. Первым известным римским писателем, имя которого дошло до нас был Аппий Клавдий Цек (ок. 300 г. до н.э.). Ливий Андроник, греческий раб, вольноотпущенник (конец 3 в. до н.э.), перевел «Одиссею» и тем самым положил начало созданию римской литературы по греческому образцу. Заметного развития позже достигла драматургия (комедии Плавта и Теренция). Первым римским прозаиком считается Катон Старший, написавший на латинском языке историю Рима и италийских племен. Цицерон своей писательской и ораторской деятельностью открыл эпоху, которую принято называть эпохой «золотой латыни». Во времена первого римского императора Октавиана Августа (1 в. до н.э.) расцвет литературы, названный «золотым веком римской поэзии», был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Знаменитая поэма Вергилия «Энеида» о мифическом божественном предке римской аристократии и самого Августа (царе Энее) возвеличивала особую историческую миссию Рима, прославляла римский дух и римское искусство. В сравнении с греческими образцами произведения римских авторов отличались большим драматизмом, более трезвым анализом действительности.

В конце 2 в. н.э. в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отделение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. С 1 в. н.э. в восточных провинциях Римской империи (в Палестине) начинается распространение христианских идей, провозгласивших равенство всех перед богом, что имело существенное значение для консолидации раздираемого противоречиями общества. Появление нового мифа о возможности всеобщего достижения царства божьего на земле



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.156.226 (0.015 с.)