Семиотика культуры. Основные типы знаковых систем культуры. Культурные коды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семиотика культуры. Основные типы знаковых систем культуры. Культурные коды.



Семиотика (от греч. - знак) - наука о знаках и знаковых системах. Основателями семиотики являются американский философ и логик Чарльз Пирс и швейцарский филолог и антрополог Фердинанд де Соссюр, который и дал новой науке название семиотика. Русская ветвь семиотики восходит к трудам Ю.М. Лотмана, который предложил термин «семиосфера». По его мысли, это понятие должно быть отнесено к знаковому пространству, внутри которого реализуются коммуникационные процессы человечества.

Семиотика в контексте культуры изучает знаковые средства культуры и рассматривает культурные феномены как «тексты», представляющие определенный набор знаковых средств и несущие в себе различного рода информацию. Семиотика включает в себя три подчиненные ей дисциплины: а) семантику, изучающую отношения между знаками и их значениями, т. е. выявление смысла, значения, которым обладает каждый знак; б) синтактику - отношение знака к другому знаку; в) прагматику - отношение между знаками и теми, кто ими пользуется.

Содержание культуры всегда находит выражение в языке. Языком в широком смысле этого понятия называют любую систему знаков (средства, знаки, символы, тексты), которая позволяет людям общаться и передавать друг другу разнообразную информацию. Системы знаков и информация, которая накапливается с их помощью, являются важнейшими и необходимыми компонентами культуры. Учитывая это, можно рассматривать культуру как мир знаков, с помощью которых в человеческом обществе сохраняется и накапливается социальная информация. Такой подход к пониманию культуры называется информационно-семиотическим.

С информационно-семиотической точки зрения культура есть особая небиологическая форма информационного процесса, которая отлична от таковой у животных, так как имеет гораздо больше возможностей. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, - историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека.

Культура - это коллективный интеллект и коллективная память, т.е. надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений (текстов) и выработки новых (Ю.М. Лотман). Знаки и знаковые системы представляют собой «детали» этого механизма. Чтобы разобраться в том, какова их природа и как они функционируют, рассмотрим культуру в трех аспектах: 1) как мир артефактов; 2) как мир смыслов; 3) как мир знаков.

1) Культура как мир артефактов понимается как созданная человеком «сверхприродная» реальность, включающая в себя продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком. Такие продукты человеческой деятельности называются артефактами (от лат. arte - искусственный и factus - сделанный). Артефакты - феномены культуры - это сделанные людьми вещи, рожденные ими мысли, найденные и используемые ими средства и способы действий, различные изменения, происходящие внутри человеческой личности, причем как физического, так и духовного характера.

2) Культура как мир смыслов. Артефакты обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, есть объективная определенность, т.е. их можно рассматривать как реальность, существующую самостоятельно и независимо от человека. С другой стороны, у них есть субъективная определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Смысл имеет все, что человек делает и что составляет культурную среду его обитания: произведения искусства, правила этикета, религиозные обряды, научные исследования, спорт и т.д. Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, выражается хотя бы в его предназначении (может также в роли, функциях, статусе): ручка нужна, чтобы ею писать, автомобиль - передвигаться, мебель и посуда - удовлетворить бытовые потребности. Смысл может быть и несколько другим. Так, например, каравай хлеба на белом полотенце «говорит» нам о гостеприимстве и радушии хозяев.

Предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Смысл вещей существует не в них самих, а в той культуре, которая их породила, и в людях, которые освоили эту культуру. (Напр.: бр. Стругацкие «Пикник на обочине»).Смысл той или иной вещи создается самими людьми, и через них же этим смыслом наделяется. Таким образом, можно легко объяснить, почему одна и та же вещь, явление или предмет в разных культурах наделяются неодинаковыми смыслами и значениями (так, например, кивок головой у нас означает согласие, а у болгар - отрицание).

3) Культура как мир знаков предполагает, что вещи, процессы, явления, несущие в себе определенный смысл, которым их наделил человек, становятся знаками. Знак - это предмет или объект, который является носителем информации о других предметах и используется для ее приобретения, хранения, переработки и передачи.

Культура в качестве мира знаков предстает перед нами в единстве материального и духовного: знак есть материальный предмет, а его значение (смысл, информация) - продукт духовной деятельности людей. Знак - своего рода «материальная оболочка» человеческих мыслей, желаний, чувств. Связь значения и знака определяет неразрывность материального и духовного аспектов культуры.

Можно сказать, что культура в человеческом обществе - это то же, что информационное обеспечение в компьютере. Компьютер, как мы знаем, включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Аналогичные компоненты характеризуют и культуру: языки - знаковые системы, социальная память, хранящая духовные достижения человечества, программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений. Таким образом, культура выступает как информационное обеспечение общества. Правда, в компьютер информационное обеспечение вкладывается извне, а общество создает его само.

Итак, феномены культуры - это любые артефакты, которые несут в себе смыслы, т.е. выступают как знаки, обладающие значениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация (см. рис.1).

Рис.1. Мир культуры с информационно-семиотической точки зрения:

артефакты
смыслы
знаки
тексты
информация  

 

Сказанного достаточно, чтобы сформулировать еще одно краткое определение культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.005 с.)