Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семиотика культуры. Основные типы знаковых систем культуры. Культурные коды.
Семиотика (от греч. - знак) - наука о знаках и знаковых системах. Основателями семиотики являются американский философ и логик Чарльз Пирс и швейцарский филолог и антрополог Фердинанд де Соссюр, который и дал новой науке название семиотика. Русская ветвь семиотики восходит к трудам Ю.М. Лотмана, который предложил термин «семиосфера». По его мысли, это понятие должно быть отнесено к знаковому пространству, внутри которого реализуются коммуникационные процессы человечества. Семиотика в контексте культуры изучает знаковые средства культуры и рассматривает культурные феномены как «тексты», представляющие определенный набор знаковых средств и несущие в себе различного рода информацию. Семиотика включает в себя три подчиненные ей дисциплины: а) семантику, изучающую отношения между знаками и их значениями, т. е. выявление смысла, значения, которым обладает каждый знак; б) синтактику - отношение знака к другому знаку; в) прагматику - отношение между знаками и теми, кто ими пользуется. Содержание культуры всегда находит выражение в языке. Языком в широком смысле этого понятия называют любую систему знаков (средства, знаки, символы, тексты), которая позволяет людям общаться и передавать друг другу разнообразную информацию. Системы знаков и информация, которая накапливается с их помощью, являются важнейшими и необходимыми компонентами культуры. Учитывая это, можно рассматривать культуру как мир знаков, с помощью которых в человеческом обществе сохраняется и накапливается социальная информация. Такой подход к пониманию культуры называется информационно-семиотическим. С информационно-семиотической точки зрения культура есть особая небиологическая форма информационного процесса, которая отлична от таковой у животных, так как имеет гораздо больше возможностей. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, - историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека. Культура - это коллективный интеллект и коллективная память, т.е. надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений (текстов) и выработки новых (Ю.М. Лотман). Знаки и знаковые системы представляют собой «детали» этого механизма. Чтобы разобраться в том, какова их природа и как они функционируют, рассмотрим культуру в трех аспектах: 1) как мир артефактов; 2) как мир смыслов; 3) как мир знаков.
1) Культура как мир артефактов понимается как созданная человеком «сверхприродная» реальность, включающая в себя продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком. Такие продукты человеческой деятельности называются артефактами (от лат. arte - искусственный и factus - сделанный). Артефакты - феномены культуры - это сделанные людьми вещи, рожденные ими мысли, найденные и используемые ими средства и способы действий, различные изменения, происходящие внутри человеческой личности, причем как физического, так и духовного характера. 2) Культура как мир смыслов. Артефакты обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, есть объективная определенность, т.е. их можно рассматривать как реальность, существующую самостоятельно и независимо от человека. С другой стороны, у них есть субъективная определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Смысл имеет все, что человек делает и что составляет культурную среду его обитания: произведения искусства, правила этикета, религиозные обряды, научные исследования, спорт и т.д. Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, выражается хотя бы в его предназначении (может также в роли, функциях, статусе): ручка нужна, чтобы ею писать, автомобиль - передвигаться, мебель и посуда - удовлетворить бытовые потребности. Смысл может быть и несколько другим. Так, например, каравай хлеба на белом полотенце «говорит» нам о гостеприимстве и радушии хозяев. Предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Смысл вещей существует не в них самих, а в той культуре, которая их породила, и в людях, которые освоили эту культуру. (Напр.: бр. Стругацкие «Пикник на обочине»).Смысл той или иной вещи создается самими людьми, и через них же этим смыслом наделяется. Таким образом, можно легко объяснить, почему одна и та же вещь, явление или предмет в разных культурах наделяются неодинаковыми смыслами и значениями (так, например, кивок головой у нас означает согласие, а у болгар - отрицание).
3) Культура как мир знаков предполагает, что вещи, процессы, явления, несущие в себе определенный смысл, которым их наделил человек, становятся знаками. Знак - это предмет или объект, который является носителем информации о других предметах и используется для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Культура в качестве мира знаков предстает перед нами в единстве материального и духовного: знак есть материальный предмет, а его значение (смысл, информация) - продукт духовной деятельности людей. Знак - своего рода «материальная оболочка» человеческих мыслей, желаний, чувств. Связь значения и знака определяет неразрывность материального и духовного аспектов культуры. Можно сказать, что культура в человеческом обществе - это то же, что информационное обеспечение в компьютере. Компьютер, как мы знаем, включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Аналогичные компоненты характеризуют и культуру: языки - знаковые системы, социальная память, хранящая духовные достижения человечества, программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений. Таким образом, культура выступает как информационное обеспечение общества. Правда, в компьютер информационное обеспечение вкладывается извне, а общество создает его само. Итак, феномены культуры - это любые артефакты, которые несут в себе смыслы, т.е. выступают как знаки, обладающие значениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация (см. рис.1). Рис.1. Мир культуры с информационно-семиотической точки зрения:
Сказанного достаточно, чтобы сформулировать еще одно краткое определение культуры.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.005 с.) |