Составители: Кветкина И.И., к.и.н., Кулумбекова А.К., ст. пр. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составители: Кветкина И.И., к.и.н., Кулумбекова А.К., ст. пр.



КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебное пособие для студентов всех специальностей

(в авторской редакции)

Составители: Кветкина И.И., к.и.н., Кулумбекова А.К., ст. пр.

ВЛАДИКАВКАЗ 2015

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ. - Стр.3

Тема 1. Культура в системе современного гуманитарного знания. - Стр.4-11.

Культурология как наука. Сущностные характеристики культуры – Стр.4-8.

Структура и функции культуры. – Стр.8-11.

Тема 2. Основные понятия культурологии. - Стр.12-43.

2. 1. Культура и цивилизация.Стр.12-19.

Семиотика культуры. Основные типы знаковых систем культуры. Культурные коды. - Стр.19-27.

Культурные ценности и нормы. Менталитет. - стр.27-40.

Понятие и основные концепции культурогенеза. - Стр.40-43.

Тема 3. Типология культуры. - Стр.44-95.

Типологические характеристики культур. Субкультуры и контркультура. Маргинальность. – Стр. 44-49.

Этническая, национальная, региональная типологизация культур.- Стр.49-59.

Характеристика основных исторических типологий культуры. – Стр.59-63.

Периодизация первобытной эпохи и особенности первобытной культуры.- Стр.63-70.

3.5. Ранние формы религиозных представлений и искусство первобытности. - Стр.70-76.

Культура Древней Греции. – Стр.76-86.

Культура Древнего Рима. – Стр.86-96.

Тема 4. Религия в культурной картине мира. Мировые религии. -Стр.96-113.

4.1. Религия: сущность, основные элементы и функции.Стр. 96-100.

4.2. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.- Стр.100-113.

Тема 5. Исторические особенности русской культуры. - Стр.113-129.

Географические и социально-исторические условия формирования русской культуры. Бинарность русской культуры. - Стр.114- 123.

Русские мыслители о русской культуре и исторической судьбе России. – Стр. 123- 129.

Тема 6: Теории культурно-исторического процесса. - Стр.129-140.

6. 1.Теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций: Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби. – Стр.130-136.

Теория суперсистем Сорокина, «осевое время» культуры по Ясперсу.- Стр.136-140.

Тема 7. Культура в современном мире. – Стр.141-150.

Массовая и элитарная культуры в современном обществе: сущность, характеристики и задачи. – Стр.141-144.

Основные черты современной мировой культуры. – Стр.144-150.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА - стр.151.

ВВЕДЕНИЕ

Культурология занимает важное место в образовательном процессе практически всех вузов России, вне зависимости от того, позиционируют они себя как технические или гуманитарные вузы. Культурологическая подготовка призвана готовить молодежь к ориентации в современном научно-техническом мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человечества, способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур. Культурология способствует осмыслению человеком своего места в мире, что придает личности внутреннюю устойчивость, помогает в выборе ценностных ориентиров, облегчает процессы межличностного взаимодействия. В этом плане она особенно ценна для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь.

На основе анализа большого количества учебников, учебных пособий, собственного опыта как преподавателей СК ГМИ, нами консолидирован и распределен учебный материал в соответствии с программой курса. В процессе обучения на базе данного пособия студенты получат тот минимум знаний, который необходим для успешного усвоения программы курса, подготовки к практическим и интерактивным занятиям, рейтингам.

Данное учебное пособие включает в себя как теорию, так и практику культурных процессов. Большое внимание уделяется вопросам изучения фундаментальных основ европейской и отечественной культуры, вопросам формирования и современного сосуществования мировых религий, что представляет сегодня весьма актуальную проблему.

Учебное пособие написано доступным языком и прошло предварительную апробацию в ходе преподавания курса культурологии студентам СК ГМИ (ГТУ).

Для углубленного изучения проблем культурологии в пособие включен список научной и учебной литературы, имеющейся в фондах научно-технической библиотеки СК ГМИ (ГТУ).

 

 

Тема 2. Основные понятия культурологии.

2. 1. Культура и цивилизация.

Типы цивилизаций.

В культурологии ставится вопрос о типологии цивилизаций. Типы цивилизаций можно выделять по таким признакам, как экономический строй общества, организация политической власти, господство определенной религии в общественном сознании, языковая общность и сходство природных условий и др.

Так, например, беря за основу экономический строй общества, в качестве различных цивилизаций можно рассматривать выделенные К.Марксом общественно-экономические формации - рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую. Как особые типы цивилизаций можно рассматривать сложившиеся в древности региональные социокультурные миры Египта, Китая, Ирана, Месопотамии.

Многие ученые также предлагают разделить все цивилизации на 2 типа:

- техногенные, характерные для Западной Европы;

- психогенные (традиционные), характерные для восточных стран, примером которых может служить индийская цивилизация прошлого.

Различия между техногенной и психогенной (традиционной) цивилизациями выросли из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр. Эти типы цивилизаций существуют одновременно.

В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть:

- глобальной, т.е. мировой;

- континентальной (напр., европейская);

- национальной (французская, английская);

- региональной (североафриканская, латиноамериканская).

Вторичные знаковые системы.

Под вторичными знаковыми (моделирующими) системами (иногда их называют «культурными кодами») понимаются такие знаковые системы, которые были созданы на основе естественного языка и других знаковых систем, которые являются первичными.

К вторичным моделирующим системам относят языки таких форм культуры, как религия, мифология, философия, наука, право, политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет. Некоторые вторичные знаковые системы как бы надстраиваются над естественным вербальным языком, например, язык искусства. Некоторые вторичные знаковые системы тесно связаны с историей, так как выступают культурными кодами той или иной исторической эпохи. С помощью этих кодов люди выражают и воспринимают смысл «текста», «контекста» и «подтекста», происходящих событий. К таким культурным кодам эпох можно отнести исторически сложившиеся правила этикета, манеру одеваться, нормы поведения и взаимоотношений между людьми, которые освящены обычаями той или иной культурной эпохи.

Слово «текст» в культурологии понимается весьма расширенно. Оно означает любое культурное сообщение, в котором присутствует ценностный аспект, неформально истолковывающий исходное содержание. Дворцы, государственная символика, произведения искусства, вещи обихода, ритуалы - все это культурные тексты. В «тексте» должно присутствовать выражение отношения к тому, о чем повествуется. Вспомним, что для приветствия воинов строятся не просто ворота, а воздвигается триумфальная арка, под которой проходят победители. Мода, выраженная в поведении, также является «текстом» - это язык, который может немало рассказать о человеке, который ей следует (не случайно обиходным в современной жизни стало понятие «дресс-код»).

Культурный «текст» есть факт запечатления явления культуры (или сообщения о нем) каким-либо способом для немедленного или последующего восприятия.

Существует еще понятие «контекст». Оно указывает, в каком именно культурном пространстве представлен данный текст. Букет цветов «читается» различно на дне рождения и на траурной церемонии. Наконец, понятие «подтекст», нередко оказывающееся более важным фактором понимания, чем информация в самом тексте. Феномен подтекста более сложен для понимания, поскольку формально в тексте он не представлен. Именно из подтекста, а не из контекста выводится смысл. В речевом общении подтекст обычно понимается как «намек». Например, пожелание «больших успехов в будущем» не одно и то же, что пожелание «гораздо больших успехов». Отсутствие руководителей государства во время парада и прохождения войска победителей под триумфальной аркой будет «говорить» нечто об их отношении к полководцу, заслужившему такие почести.

Итак, в запечатленных языковых выражениях культуры желательно всегда различать: 1) текст, 2) контекст и 3) подтекст.

Культурные тексты требуют интерпретации (толкования, представления). Науки, занимающиеся этой проблемой, называются семиотикой (о ней было сказано выше) и герменевтикой.

Герменевтика ( от греч.-разъясняю, истолковываю) - это искусство способов толкования текстов, начальный смысл которых не разъяснен по причине их древности или многозначности. Основы этого «священного искусства» заложили еще жрецы-шаманы. С течением времени оно стало приобретать наукообразные формы. Широкое использование герменевтика получила в Средние века - ее использовали для толкования религиозных текстов. Современная герменевтика, основателем которой считается Ганс Гадамер (немецкий философ ), занимается интерпретацией текстов как культурно-исторических явлений. Именно он первый стал считать, что язык как носитель понимания исторических образований и явлений культуры, создал человека как культурное существо.

Основными вторичными моделирующими системами любой культуры являются языки искусства. Особенность языков искусства заключается в том, что они используются для создания многозначных текстов, т.е. термины и слова этих языков имеют несколько значений внутри той сферы искусства, в которой они применяются. В языках искусства используется большое количество знаков-символов. Языки искусства диалогичны по своей природе, т.е. они всегда предполагают контакт автора, художника, творца и читателя, зрителя.

 

Менталитет.

Менталитет – это сравнительно молодой культурологический термин. Он происходит от лат. слова «mens» - ум, образ мыслей, душевный склад, а реально означает способ понимать мир и существовать в нем, характерный для данного субъекта (субъектом здесь может выступать и племя, и нация, и страна). Менталитет как понятие, помимо сказанного, включает в себя наиболее устойчивые ценностные ориентации, свойственные сложившемуся объединению людей. Также это особенные установки и предрасположенности индивидов к определенному типу мышления и действия.

Можно выделить следующие особенности менталитета:

1. Менталитет отражает специфические особенности определен­ного типа культуры, своеобразный образ мыслей, который складыва­eтся y тех, кто принадлежит к данной культуре. «Если вычесть из общественного сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в остатке мы найдем менталитет общества». Например, гнев про­тив убийцы, принесшего смерть родственнику, — это общечеловечес­кое свойство, а кровная месть — черта менталитета, характерного для общества c примитивной культурой. Ментальность обусловлена не общечеловеческими механизмами и закономерностями психики, a осо­бенностями культуры.

2. Менталитет представляет собой исторически обусловлен­ный феномен. Социальные преобразования и эволюция культуры ведут к тому, что менталитет изменяется. Но изменение его — сравнительно медленный процесс. B отличие от кратковременных, переменчивых настроений общества, колебаний общественного мне­ния и эмоциональных порывов, которые могут охватывать большие массы людей и весь народ в целом, менталитет устойчив и консер­вативен. Он сохраняется почти в одном и том же виде на протя­жении целых исторических эпох. Трансформация его происходит лишь вследствие значительных культурных перемен.

3. Менталитет входит в структуру индивидуальной психики человека в процессе его приобщения к данной культуре. Каждый еще ребенком усваивает менталитет своего народа — овладевая на­циональным языком, слушая сказки и колыбельные песни, адаптируясь к бытовым условиям жизни. Складывающаяся c раннего детства ментальность личности включает в себя как общие установки национальной культуры, так и их вариации, связанные c особенностями субкультурной среды, в которой личность живет. B течение жизни ментальность индивида может изменяться, но происходит это только при попадании его под воздействие ментального поля какой‑либо новой для него культурной формы и, как правило, бывает связа­но c глубокими психологическими сдвигами.

4. B менталитете общественное u индивидуальное сливаются вместе u становятся неразличимыми. Менталитет наро­да есть одновременно и ментальность его отдельных представите­лей. Социолог Э. Дюркгейм называл мысленные образования тако­го рода «коллективными представлениями», подчеркивая, что они «не зависят от личной природы индивидов», хотя и существуют в их головах. Эти представления не сотворены индивидами, a навязы­ваются им извне, из «коллективной жизни» в общей культурной среде. По выражению A.Я. Гуревича, не только человек обладает определенной ментальностью, но и она им «обладает».

5. Менталитет укореняется в бессознательных глубинах челове­ческой психики, и его носители могут осознать его содержание лишь ценой специальных усилий. Ментальные установки обычно кажутся человеку чем-то само собой разумеющимися, и он просто исходит из них в своем мышлении и поведении, не отдавая себе отчета, почему он мыслит и действует так, a не иначе. Нельзя ответить на вопрос "Каков ваш ментали­тет?" Менталитет может быть только "тестирован" извне, отслежен нами там, где мы видим что-то непохожее на нас самих. Мы сами не замечаем особенностей своей ментальности, как не замечаем воздуха, которым дышим.

Уровни ментальности Ментальность людей можно рассматривать на разных уровнях:

- на уровне социокультурных миров или типов культуры - как ментальность первобытной эпохи, античная, западноевропейская, восточная;

- на уровне национальных культур — как ментальность русская, китайская, американская и т.д.;

- на уровне субкультур, носителями которых являются различ­ные социальные группы (классы, сословия, профессиональные, воз­растные, территориальные, этнические, религиозные и др. общно­сти) - как ментальность дворянская, криминальная, актерская, христианская, православная.

Но в любом случае ментальность есть понятие, которое, с одной стороны, характеризует то общее, что объединяет отдельных носителей какой-либо культуры, a c другой — то особенное, что отлича­eт данную культуру от других.

Картина мира более или менее целостная система образов, характеризующих устройство мироздания. Картина мира присутствует в каж­дой культуре.

Ее выражают, например, древние мифы о том, что Земля покоит­ся на слонах, стоящих на черепахе, которая лежит на китах, и т.д. B христианско-мусульманских культурах мир представляется как творение Бога, создавшего Землю и «небесную твердь», ад под землей и рай на небесах. Европейской культуре Нового времени свойственна механистическая картина мира как огромной машины, детали которой — атомы, планеты, звезды и пр. -движутся по заданным зако­нами механики траекториям. B первобытной культуре c характерным для нее господством мифологического сознания мир воспринимается совсем не таким, каким его видели люди средневековой культуры, воспитанные в духе христианского мировоззрения, a современная научная картина мира радикально отличается от средневековых представлений. Существует большое различие между об­разом мира в западной культуре и в культуре Востока. Но иного мира, кроме того, каким он выглядит при взгляде на него «изнутри культуры», люди данной культуры не знают и вообразить себе не могут без знакомства c другими культурами.

Картина мира включает в себя не только представления об окру­жающей человека реальности и o мироздании в целом, но и опреде­ленное отношение к явлениям и событиям действительности, опреде­ляемое существующими в культуре ценностными ориентациями. Она служит средством, с помощью которого человек адаптируется к усло­виям жизни и выбирает наиболее предпочтительные в них способы поведения. Как бы ни различались картины мира в разных культурах, каждая из них должна в какой-то степени соответствовать реальнос­ти. Иначе общество, опирающееся на нее, не смогло бы сохранить себя: если 6ы люди действовали на основе абсолютно неверных пред­ставлений и неадекватных оценок, они 6ы просто не выжили.

Картина мира в развитых культурах, особенно в современную эпоху, многослойна и поливариантна. Она включает в себя и общедоступные компоненты научного знания (некоторые астрономические сведения o космосе, физические представления о макро- и мик­ромире, основы биологии и пр.), и данные житейского опыта, и различного рода верования, и социально-этические оценки явлений, причем логика соединения всех этих разнородных элементов весьма неопределенна, что допускает различные варианты отбора, сис­тематизации и истолкования содержания этой картины. Однако при всей своей причудливости сочетания рациональных и иррациональных мотивов картина мира все же выполняет в культуре интегри­рующую функцию и объединяет различные культурные феномены и формы в некую общую «раму», придавая им тем самым определенную целостность.

Тема 3. Типология культуры.

Культура Древней Греции.

Культура Древнего Рима.

Народ, этнос, нация.

В понятии «народ» часто объединяются представления о таких социальных группах, как род, племя, народность, национальность, нация. Оно далеко не столь простое, как может показаться. Что объединя­ет людей в народ?

В качестве факторов, обусловливающих существование народа как социальной общности людей, прежде всего, упоминают един­ство происхождения, места проживания, языка, культуры. Однако ни один из них сам по себе еще не является необходимым и достаточ­ным. Понять, что скрепляет народ в одно целое, можно только на основе исторического подхода, т.е. рассматривая его в процессе исторического развития. Характеристики народа при его развитии изменяются. Но сам исторический процесс их изменения и обусловливает его единство. Что общего между стариком и тем ребенком, которым он когда-то был? И все же это один и тот же человек! Объединяющим фактором является запе­чатленная в его памяти биография. По тому же принципу происхо­дит объединение народа — он цементируется в единое целое свое историей, которая сохраняется в социальной памяти (культуре). Важным элементом этой памяти выступает, в частности, самоназвание: оно выделяет представителей народа среди других людей и позволяет им фиксировать различие между «Мы» и «Они». С самоназванием связано и самосознание — сознание своей принадлежности к данному народу.

Исторический подход приводит к необходимости выделить по крайней мере два различных значения, которые приобретает понятие «народ» в разных контекстах: 1) народ как этническая (этногенетическая) общность и 2) народ как этносоциальная общность.

Этногенетическая общность, или этнос (от греч. «народ, племя»), — это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание — сознание генетической связи с другими представителями этой группы. Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о своем происхождении. Из поколения в поко­ление передается память о предках. В результате образуется историчес­кая наследственность, которая и определяет целостность этноса.

Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действи­тельная генетическая связь, сколько представление о ней. Для этни­ческого самосознания важно, чьим потомком считает себя человек, а не чьим потомком он является на самом деле. Этническая общность основана не только на «крови», а и на самосознании людей, а потому есть понятие биосоциальное.

Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают различного рода социальные связи, объединяющие людей не по этническим признакам: государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные и т.д. В результате над этногенетическими общностями надстраиваются этносоциальные общности. Народ как этносоциальная общность может складываться из одного или нескольких этносов и включать в себя людей различного этнического происхождения, поскольку факторы, обеспечивающие его единство, не сводятся к представлению о генетическом родстве.

Нация является этносоциальной общностью. Главный отличительный признак нации – государственно-юридическое оформление (государство, конституция). Становление современных наций связано с преодолением феодальной раздробленности, развитием индустриальной экономики и торгово-промышленных отношений, ростом просвещения и культуры.

Нация – продукт органического, естественного исторического развития. Традиционно нацию определяют как историческую общность людей. Однако нации возникают не стихийно, их формирование зависит также от целенаправленной работы идеологов, политиков. Необходимый элемент нации – национальная идея, проект совместно творимого будущего. Если такового не наблюдается, то нация может исчезнуть.

Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяется его самосознанием. Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное — от его вклю­ченности в семиотическое поле национальной культуры и чувства причастности к ней. Обычно национальное самосознание обусловле­но этническим. Но нередко - особенно в нашу эпоху - этниче­ское и национальное самосознание не совпадают: в современных нациях (прежде всего в таких, которые, подобно русской или амери­канской, образовались в многонациональных государствах) есть мно­жество людей разного этнического происхождения — «русские аме­риканцы», «обрусевшие немцы», «русские евреи», «сибирские украин­цы» и т.д. Для обозначения этнической принадлежности людей, где бы они ни жили, пользуются термином «национальность».

Этническая культура.

Этнические (народные) культуры возникли в древности вместе с этносами. Их исторически первая форма — племенная культура.

Локальная этническая культура несет в себе традиции предков, охватыва­ющие главным образом сферу труда и быта: ее черты проявля­ются в особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и т.д. Обычно она складывается как культура устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы. Специфика этнических локальных культур обуслов­лена средой, т.е. их относительной обособленностью друг от друга.Консерватизм, преемственность, берущая начало в далеком прошлом, ориентация на сохранение «корней» - характерные черты этнической культуры.

Национальная культура.

В культуре развитой нации всегда присутствует культура этно­сов (одного или нескольких), из которых эта нация образовалась. Этническая (народная) культура — наиболее древний слой нацио­нальной культуры. Но национальная культура не сводится к этни­ческой. Ее богатство приумножается на основе письменности и образования и воплощается в литературе и искусстве, науке и фи­лософии, социально-политическом и технологическом развитии об­щества. Ее средоточием является не столько деревня, сколько город с его театрами, музеями, библиотека­ми, учебными заведениями. Овладение национальной культурой не дается само собой — оно достигается в процессе образования и самообразования и требует серьезных интеллектуальных усилий.

Этническая культура — исходный базис национальной культуры. Она источник народного языка, который становится в национальной культуре литературным языком. От ее древних, веками складывавшихся традиций во многом зависит своеобразие и неповторимость «лица» любой национальной культуры.

Однако взаимоотношения между национальной культурой в це­лом и этнической культурой как ее наиболее древним компонентом весьма сложны и противоречивы. Этническая культура консервиру­ет архаичные, во многом уже не отвечающие современным услови­ям нормы жизни, ей чужды какие-либо перемены и новшества; национальная — полна движения и изменения, живет созиданием нового. Этническая культура тяготеет к замкнутости, страдает ксе­нофобией, т.е. неприязнью ко всему чужому и незнакомому; наци­ональная, напротив, по мере своего развития все больше открывает­ся для контактов с другими культурами и становится богаче, впи­тывая их достижения.

Уже в древности во взглядах на этносоциальный характер культуры возникли 2 противоположные тенденции:

- этноцентризм, согласно которому какой-либо этнос рассматривает собственную культуру в качестве некоего всеобщего образца и эталона, ставит ее выше других и воспринимает другие культуры с недоверием и враждебно, нередко в форме ксенофобии (правило Геродота, который считал, что греки – самые лучшие, а все другие – чем дальше от них, тем хуже)

- космополитизм – стремление выйти за рамки своего этноса и страны, стать гражданином мира (правило Гомера, который полагал, что самые далекие народы – самые достойные и счастливые, а у самих греков – все плохо).

Сократ был одним из первых, кто наиболее четко стоял на позициях космополитизма, заявляя: «Я не афинянин или коринфянин, я космополит».

Начиная с 18 в. указанные тенденции часто выступают в форме культурного релятивизма ( от лат. «relatio» - относительный). Релятивизм культурный утверждает множественность культур, разнообразие путей их развития, ценностных систем и культурно-исторических типов. ( И.Гердер, К.Леви-Стросс) и культурного универсализма (от лат. «universalis» - общий). Универсалии культурныеэто черты, общие всем культурам народов мира (напр., изготовление орудий труда, совместный труд и т.д.) (Руссо, Кант, Гете, мн. философы-просветители).

По мнению Леви-Стросса все культуры оригинальны. Между ними нельзя установить какой-либо иерархии. Культуры не сравнимы между собой, они равноценны. Всегда должна быть некоторая «герметичность», «непроницаемость» культуры. Нарушение допустимого предела в контактах между культурами становится для них губительным, ибо ведет к усреднению и нивелированию, утрате самобытности и многообразия. Своеобразными вариантами культурного релятивизма являются теории локальных культур и цивилизаций, о которых речь пойдет ниже.

Сторонники универсализма признают не только возможность, но и реальность существования мировой культуры. Гете, в частности, ставил мировую культуру выше национальной, считая, что ее создают художники мирового уровня, способные доставить эстетическое наслаждение всему человечеству. Мировая культура до недавнего времени формировалась как объединение лучших достижений национальных культур, но не как их слияние или взаиморастворение. Просто часть созданных национальной культурой ценностей, например, произведений искусства, становилась известной и признанной во всем мире. Первой такого уровня достигла античная греко-римская культура. Затем это сделали западноевропейские страны. Русская культура достигла мирового значения в 19 в. Становясь частью мировой культуры, приобретая новое качество, национальная культура не утрачивала прежнее свое качество, не переставала быть национальной, сохраняя свою самобытность и уникальность.

В современной действительности наметилась иная, тревожная тенденция, ведущая к нивелированию, усреднению и однообразию культур, к созданию некоей единой и универсальной культуры. Такой путь неизбежно сопряжен с утратой богатства культурного многообразия.

К настоящему времени население Юга составляет около 1 млрд. человек. Этнический состав его чрезвычайно разнообразен: в нем насчитывается несколько тысяч различных этнических групп — племен, народностей, наций.

Повсюду сохраняются древние местные языческие религии. Вместе с тем у южных народов распространены буддизм, ислам и христианство.

Междоусобицы на этнической и религиозной почве сотрясают государства, возникшие на месте прежних колоний. Но вместе с тем постепенно получает все большее распространение мысль о культурной общности, объединяющей народы Юга. В 20 веке под влиянием антиколониальной борьбы в Африке возникает «черный» вариант национализма - негритюд ( одним и з создателей которого стал сенегальский поэт и философ, бывший президент Сенегала Леопольд Сенгор) - распространенное на Юге направление общественной мысли, утверждающее исключительность исторических судеб Африки и особую роль негритянской культуры в развитии человечества.

Негритюд — сложное и противоречивое явление. В религиозном движении растафари, которое зародилось на Ямайке и затем рас­пространилось в Эфиопии и других странах Африки, среди цветного населения США, Канады и бывших британских колоний, он принял форму открытого «черного расизма». Сторонники растафари говорят о превосходстве черной расы над белой и предрекают, что она будет властвовать над всем миром.

В современной действительности культура Юга оказывает заметное воздействие на Север. Вместе с тем происходит и интенсивное освоение южными народами достижений культуры северных стран. Дальнейшее усиление контактов между Югом и Севером, несомненно, будет способствовать взаимному обогащению этих социокультурных миров.

Первобытное искусство.

Как полагают многие исследователи, искусство появилось на рубеже среднего и позднего палеолита около 40 – 35 тыс.лет назад. К этому времени относятся первые образцы наскальной живописи и скульптуры. В палеолитической живописи использовались часто встречающиеся в природе сажа, охра и мел. Для большинства произведений первобытного искусства характерны условность, обобщенность форм, символический характер, условный изобразительный язык. Ярко выражены экспрессия, чувство пластики, ритма. Присутствует чувство симметрии, правильность в соотношении объемов. Одна из особенностей первобытного искусства – в своеобразной однородности его форм повсюду, где оно существовало (сходство в деталях палеолитических «Венер»; сходство сюжетов, композиций, стиля наскальных неолитических изображений). Архаичное искусство служило инструментом познания: фиксируя образ, оно делало его доступным восприятию, исследованию. Через группировку предметов, акцентирование деталей искусство выявляло значение, сущность предмета.

Первыми образцами первобытного искусства считаются отпечатки рук на стенах пещер, которые, видимо, являлись магическим знаком власти. Вероятно, магическим целям служили и фигуры животных, написанные на стенах пещер, вылепленные из глины, выгравированные на кости и камне. Наряду с охотничьей магией развивался также культ плодородия.

В искусствепалеолита совмещаются как натуралистические, так и схематические изображения: оттиски человеческой руки и беспорядочные волнистые линии, параллельные штрихи, которые покрывают натуралистические изображения женских фигур. В фигурах крайняя условность рук, ног и лица и проработанность и гипертрофия живота, бедер, груди (палеолитические «Венеры» - изображения богини-матери с характерными тежеловесностью и утрированностью форм). Преобладает предмет, его материальность, весомость, цвет, объем, фактура. Появляются также пещерные рисунки. Первыми объектами изображения в них были животные, которые рисовались в профиль примерно в натуральную величину. Люди чаще изображались фронтально в немного увеличенных пропорциях. Хотя человеческие изображения в самом раннем периоде редки. Изображение фигур было контурным, высеченным каменным орудием или нанесенным красной охрой. Внутри контур был совершенно не заполнен. Позже появляются попытки пространственного изображения. Контуры заполняются (прорисовываются глаза, ноздри животных, окраска их шкур, у людей одежда, татуировка).

В мезолитическом искусстве человек занимает уже центральное место. Даже образы животных могут принимать на этом этапе антропоморфный характер. Преобладает не предмет, а действие, движение. Отсюда все усиливающаяся стилизация и схематизм человеческих фигур, преобладание многофигурных композиций.

В неолите наблюдается все большая стилизация и символизация. В позднем неолите были широко распространены знаки в виде кругов, крестов, свастик, спиралей, полумесяцев, встречаются стилизованные изображения животных и людей, орнаментальные мотивы (ленточные и спиралевидные).

В энеолите возникает расписная керамика. Творцы ее – земледельцы, оседло живущие в постоянных местах обитания. Везде на керамических сосудах одни и те же геометрические узоры – розетки, кресты, спирали, многоугольники, прямые и волнистые линии, животные и природные формы. Все узоры имели символический характер, например, розетка – знак бегущего по небу солнца, треугольник – знак горы.

Таким образом, эволюция первобытного искусства идет сначала по пути детализации, полихромии, стремления к объемности, а затем возвращается к схематизму, стилизации и символизации. Одновременно предметность и статичность заменяются действием и движением. Развитие первобытного искусства связано также с преодолением беспорядочности изображений и созданием композиций.

От первобытной эпохи сохранились памятники, которые называются мегалитическими постройками или мегалитами. Они представляют собой сооружения из одного или нескольких блоков дикого или грубо оббитого камня. К мегалитам относятся: дольмены (сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой), менгиры (сооружение, представляющее собой вертикально врытый в землю камень, высотой от 1 до 20 метров. Ряды менгиров образуют длинные аллеи), трилиты (конструкция, состоящая из 3 камней: двух вертикальных и лежащего на них горизонтального), кромлехи (сооружения культового назначения из больших каменных блоков, образующих круг или несколько кругов). Подобные постройки широко распространены в разных странах мира, но наибольшее их число обнаружено во Франции и Англии. Так, например, аллея менгиров в Карнаке в Бретани (Франция) и Стоунхендж в Англии.

Культура Древней Греции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.069 с.)