Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и основные концепции культурогенеза.
Проблема происхождения культуры - одна из самых сложных в науке, потому что ее решение основывается на очень небольшом археологическом материале, который время от времени пополняется новыми данными, иногда требующими пересмотра всех ранее выдвинутых концепций и гипотез. Например, обнаружение черепа предка человека, жившего 7 млн. лет назад, существенно изменило представления о времени происхождения человека. В дополнение к сведениям из области археологии и антропологии историки культуры обычно привлекают богатейший этнографический материал, однако, при этом учитывается, что самые древние из известных этнографам племен находятся на гораздо более высоких ступенях развития, чем существа переходного типа. В современной науке генезис культуры трактуется по-разному: существуют орудийно-трудовая концепция, эволюционная, космологическая, психоаналитическая, символическая, игровая, религиозная (креационная), социокультурная и др. На некоторых из них остановимся подробнее. 1. Религиозная (или креационная) концепция исходит из того, что культура - надприродна; она дар свыше. Получив этот дар, люди обрели совсем другую жизнь. В древних мифах (миф об Осирисе, миф о Прометее, миф о Вотане и мн.др.) людей приобщают к культуре боги, обучающие их речи, различным искусствам, правилам поведения и организации совместной жизни. В Библии первые люди - Адам и Ева - выходят из-под рук Бога сразу «в готовом виде», взрослые и владеющие даром речи. 2.Марксизм развил орудийно-трудовую теорию происхождения культуры: «Труд создал человека» (Ф.Энгельс), то есть человека отличает от животных способность трудиться. Мышление, речь, знания, обычаи - все это появляется в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда. Человек выступает как «общественное животное», т.е. такое животное, стереотипы поведения которого заложены не в нем, а вне его, в социальной форме общения. Сущность человека – не в его генотипе, а в совокупности всех общественных отношений. Поэтому животным рождаются, а человеком лишь становятся. 3. Игровая теория (голландский историк культуры И.Хейзинга, Г.Гадамер, Е.Финк, Х.Ортега-и-Гассет) исходит из того, что источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра существует и у животных, но у человека - это содержательная функция, со многими гранями смысла. Игра - это, прежде всего, свободная деятельность, которая имеет незаинтересованный характер. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры. Таким образом, культура возникает в результате развития и усложнения игрового поведения наших обезьяноподобных предков. По мере развития культуры игровой элемент постепенно отступает на задний план, однако он не исчезает никогда и пронизывает всю историю культуры.
4. Нидерландский ученый и теоретик культуры Йохан Хейзинга (1872-1945) прямо связал идею игры с культурой. Он обращает внимание читателя на то, что «игра старше культуры, (ведь) животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть». Свои дальнейшие размышления Хейзинга строит следующим образом: всякая игра что-то значит, но если есть «значение», то должен наличествовать и некоторый смысл, «идеальность»; так что, признавая игру, мы должны признать и «дух». Эти соображения подводят к мысли, что культуре (как духовному образованию) в ее начальных фазах тоже присуще нечто игровое. «Шаг за шагом, - убеждает ученый, - мы подошли к заключению: подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания… Культура все еще хочет в известном смысле играть. …Нарушитель правил игры разрушает самое культуру». Игра в концепции Хейзинги – это культурно-историческая универсалия. «Культура, - пишет он, - не происходит из игры как живой плод, который отделяется от материнского тела, - она развивается в игре и как игра. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль и все возможные формы культуры». Внутри культуры игровое начало есть ее внутренняя форма осуществления. «Культурная игра» несет в себе двойственную природу. В своей обыденной жизни человек, казалось бы, вполне беспечно использует воплощенные «значимости»: «Извините», «Разрешите пройти», «Простите, я занята» - такая манипуляция навыками общения отдаленно напоминает передвижение игроками «костяшек» домино, где каждая из них что-то «значит». Однако это не так. Игровое начало культуры берет на себя не «чисто игровую», а более важную роль. В игровой форме в функционирующем социуме на самом деле представлена целая система культурных «табу». И если представить, что в этой «культурной игре» мы начали своевольно нарушать установленные правила, то можно быть уверенным, реальность сразу предоставит нам возможность почувствовать необходимость их соблюдения. Отсюда вывод – культура предъявляет определенные требования пребывающему в ней человеку, но делает это в игровой, как бы необязательной форме. Но эта приятная и удобная для пользования «необязательность» - только иллюзия.
5. Символическая гипотеза (Эрнст Кассирер) - т.к. человек биологически слабее животного, то он неосознанно подражал ему. Таким образом, постепенно вырабатывается определенная система ориентиров, которая надстраивается над инстинктами, дополняя их. В этом заключается символическое приспособление к миру. (Напомним, что символ – это знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта). Символы обладают функциональной ценностью, и тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного. Кассирер показал, что истоки культуры – в способности человека творить искусственный мир посредством «символических форм», под которыми он понимал язык, миф, религию, искусство, науку, историю. Именно способность создавать символические образы, а не разум делает человека человеком в высшем значении этого слова. Другие животные приспосабливаются к природе с помощью инстинктов, а человеческие инстинкты несовершенны, считал Кассирер, поэтому человек просто не выживет как вид, если не сможет создать новую реальность – «символическую Вселенную». Главная особенность символа в том, что он создан человеком, а не найден в природе. Человек воспринимает созданные им же символы как главную реальность, как значимую реальность, как ценностный мир. Человек даже поклоняется символам, например, в религии. 6. Психоаналитическая концепция (Зигмунд Фрейд, Э.Фромм) - австрийский психиатр Зигмунд Фрейд связывал развитие культуры с сублимацией - переориентировкой сексуальной энергии на материальные и духовные ценности. Культура создается, по его мнению, благодаря подавлению первичных биологических позывов и наложению запретов (табу) на разрушительные формы поведения. Человек обладает особенностью, которая не присуща животному миру, она возникает случайно, хотя возможность ее появления заложена в человеке. Речь идет о совести, - именно она выделила человека из царства животных и создала культуру. Таким образом, культура создается принуждением и подавлением природных инстинктов, культурогенез обусловлен наложением запретов, а главная задача культуры заключается в том, чтобы защищать отдельного человека и все общество от природы. Возвращаясь к вопросу о происхождении культуры, следует подчеркнуть главную мысль: на определенной ступени развития природы на нашей планете действие биологического закона наследования каждым новым поколением программ поведения предков оказалось недостаточным для бытия одного из видов высокоразвитых животных - обезьяноподобных существ. Вытесненные из лесов на равнины, они вымирали, пока ими не была найдена замена генетического способа передачи поведенческой информации иными - генетически некодируемыми и нетранслируемыми - способами деятельности. Скачок живых существ на новый уровень бытия получил название культуры; существо, произведшее этот скачок, было названо человеком, а складывавшаяся при этом организация совместного деятельностного бытия людей - обществом. Тема 3. Типология культуры.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.004 с.) |