Понятие и основные концепции культурогенеза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и основные концепции культурогенеза.



Проблема происхождения культуры - одна из самых сложных в науке, потому что ее решение основывается на очень небольшом археологическом материале, который время от времени пополняется новыми данными, иногда требующими пересмотра всех ранее выдвинутых концепций и гипотез. Например, обнаружение черепа предка человека, жившего 7 млн. лет назад, существенно изменило представления о времени происхождения человека. В дополнение к сведениям из области археологии и антропологии историки культуры обычно привлекают богатейший этнографический материал, однако, при этом учитывается, что самые древние из известных этнографам племен находятся на гораздо более высоких ступенях развития, чем существа переходного типа.

В современной науке генезис культуры трактуется по-разному: существуют орудийно-трудовая концепция, эволюционная, космологическая, психоаналитическая, символическая, игровая, религиозная (креационная), социокультурная и др. На некоторых из них остановимся подробнее.

1. Религиозная (или креационная) концепция исходит из того, что культура - надприродна; она дар свыше. Получив этот дар, люди обрели совсем другую жизнь. В древних мифах (миф об Осирисе, миф о Прометее, миф о Вотане и мн.др.) людей приобщают к культуре боги, обучающие их речи, различным искусствам, правилам поведения и организации совместной жизни. В Библии первые люди - Адам и Ева - выходят из-под рук Бога сразу «в готовом виде», взрослые и владеющие даром речи.

2.Марксизм развил орудийно-трудовую теорию происхождения культуры: «Труд создал человека» (Ф.Энгельс), то есть человека отличает от животных способность трудиться. Мышление, речь, знания, обычаи - все это появляется в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда. Человек выступает как «общественное животное», т.е. такое животное, стереотипы поведения которого заложены не в нем, а вне его, в социальной форме общения. Сущность человека – не в его генотипе, а в совокупности всех общественных отношений. Поэтому животным рождаются, а человеком лишь становятся.

3. Игровая теория (голландский историк культуры И.Хейзинга, Г.Гадамер, Е.Финк, Х.Ортега-и-Гассет) исходит из того, что источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра существует и у животных, но у человека - это содержательная функция, со многими гранями смысла. Игра - это, прежде всего, свободная деятельность, которая имеет незаинтересованный характер. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры. Таким образом, культура возникает в результате развития и усложнения игрового поведения наших обезьяноподобных предков. По мере развития культуры игровой элемент постепенно отступает на задний план, однако он не исчезает никогда и пронизывает всю историю культуры.

4. Нидерландский ученый и теоретик культуры Йохан Хейзинга (1872-1945) прямо связал идею игры с культурой. Он обращает внимание читателя на то, что «игра старше культуры, (ведь) животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть». Свои дальнейшие размышления Хейзинга строит следующим образом: всякая игра что-то значит, но если есть «значение», то должен наличествовать и некоторый смысл, «идеальность»; так что, признавая игру, мы должны признать и «дух». Эти соображения подводят к мысли, что культуре (как духовному образованию) в ее начальных фазах тоже присуще нечто игровое. «Шаг за шагом, - убеждает ученый, - мы подошли к заключению: подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания… Культура все еще хочет в известном смысле играть. …Нарушитель правил игры разрушает самое культуру». Игра в концепции Хейзинги – это культурно-историческая универсалия. «Культура, - пишет он, - не происходит из игры как живой плод, который отделяется от материнского тела, - она развивается в игре и как игра. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль и все возможные формы культуры». Внутри культуры игровое начало есть ее внутренняя форма осуществления. «Культурная игра» несет в себе двойственную природу. В своей обыденной жизни человек, казалось бы, вполне беспечно использует воплощенные «значимости»: «Извините», «Разрешите пройти», «Простите, я занята» - такая манипуляция навыками общения отдаленно напоминает передвижение игроками «костяшек» домино, где каждая из них что-то «значит». Однако это не так. Игровое начало культуры берет на себя не «чисто игровую», а более важную роль. В игровой форме в функционирующем социуме на самом деле представлена целая система культурных «табу». И если представить, что в этой «культурной игре» мы начали своевольно нарушать установленные правила, то можно быть уверенным, реальность сразу предоставит нам возможность почувствовать необходимость их соблюдения. Отсюда вывод – культура предъявляет определенные требования пребывающему в ней человеку, но делает это в игровой, как бы необязательной форме. Но эта приятная и удобная для пользования «необязательность» - только иллюзия.

5. Символическая гипотеза (Эрнст Кассирер) - т.к. человек биологически слабее животного, то он неосознанно подражал ему. Таким образом, постепенно вырабатывается определенная система ориентиров, которая надстраивается над инстинктами, дополняя их. В этом заключается символическое приспособление к миру. (Напомним, что символ – это знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта). Символы обладают функциональной ценностью, и тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного. Кассирер показал, что истоки культуры – в способности человека творить искусственный мир посредством «символических форм», под которыми он понимал язык, миф, религию, искусство, науку, историю. Именно способность создавать символические образы, а не разум делает человека человеком в высшем значении этого слова. Другие животные приспосабливаются к природе с помощью инстинктов, а человеческие инстинкты несовершенны, считал Кассирер, поэтому человек просто не выживет как вид, если не сможет создать новую реальность – «символическую Вселенную». Главная особенность символа в том, что он создан человеком, а не найден в природе. Человек воспринимает созданные им же символы как главную реальность, как значимую реальность, как ценностный мир. Человек даже поклоняется символам, например, в религии.

6. Психоаналитическая концепция (Зигмунд Фрейд, Э.Фромм) - австрийский психиатр Зигмунд Фрейд связывал развитие культуры с сублимацией - переориентировкой сексуальной энергии на материальные и духовные ценности. Культура создается, по его мнению, благодаря подавлению первичных биологических позывов и наложению запретов (табу) на разрушительные формы поведения. Человек обладает особенностью, которая не присуща животному миру, она возникает случайно, хотя возможность ее появления заложена в человеке. Речь идет о совести, - именно она выделила человека из царства животных и создала культуру.

Таким образом, культура создается принуждением и подавлением природных инстинктов, культурогенез обусловлен наложением запретов, а главная задача культуры заключается в том, чтобы защищать отдельного человека и все общество от природы.

Возвращаясь к вопросу о происхождении культуры, следует подчеркнуть главную мысль: на определенной ступени развития природы на нашей планете действие биологического закона наследования каждым новым поколением программ поведения предков оказалось недостаточным для бытия одного из видов высокоразвитых животных - обезьяноподобных существ. Вытесненные из лесов на равнины, они вымирали, пока ими не была найдена замена генетического способа передачи поведенческой информации иными - генетически некодируемыми и нетранслируемыми - способами деятельности. Скачок живых существ на новый уровень бытия получил название культуры; существо, произведшее этот скачок, было названо человеком, а складывавшаяся при этом организация совместного деятельностного бытия людей - обществом.

Тема 3. Типология культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.004 с.)