О.Шпенглер об исторической типологии мировой культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О.Шпенглер об исторической типологии мировой культуры.



Освальд Шпенглер (1880-1936) - немецкий философ, историк, культуролог, автор книги «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории» (1923). Его концепция также основана на идее нелинейности исторического процесса. История понимается Шпенглером как чередование культур, каждая из которых представляется им в виде некоего «организма», живущего своей особой жизнью. Культура рождается, стареет и умирает. В истории человечества он выделяет восемь культур (египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-исламская, западноевропейская, культура майя в Центральной Америке), новой культурой у Шпенглера выступает русско-сибирская культура.

Шпенглер отрицает существование единой мировой культуры, признавая лишь различные культуры, каждую со своей уникальной судьбой и душой.

Всякая культура несет в себе свою особую идею, составляющую душу культуры. Культура- это тело, в которое облекается душа. Она расцветает на почве определенного ландшафта и ищет своего самоосуществления в его пространстве. Душа каждой культуры таинственна, ее сущность невозможно описать словами. Мир культуры – это всегда мир, соотнесенный с определенной душой. Выражением души является ее прасимвол. Сколько-нибудь ясного определения этому понятию Шпенглер не дает, прасимвол непостижим, его нельзя познать и изложить в словах. Тем не менее, Шпенглер указывает образы, в которых он является исследователю культуры.

Прасимвол античной культурыограниченное материальное тело. Для грека реальны только обозримые, осязаемые, существующие здесь и теперь тела. Пустое пространство, не содержащее в себе тел, для него все равно, что ничто, небытие. Греки не стремились строить гигантские сооружения; их постройки невелики, обозримы, сравнимы по масштабам с человеческим телом.

Душу античной культуры Шпенглер называет аполлонической. Она не выносит вида открытой дали, простора, лишенного видимых границ. Греки плавают, не теряя из виду берегов, не строят дорог, боятся перспектив убегающих вдаль аллей. Их государства-полисы невелики. Родина в их понимании – то, что можно обозреть с крепостных стен своего города. Столь же мало привлекает греков и даль времен. Их существование замыкается в обозримом историческом времени: греки не вели точного отсчета времени, плохо ориентировались в хронологии событий, не заботились о сохранении документов, не писали летописей. Их интересовал миф, а не реальная история.

Прасимвол арабской культуры – мир-пещера. Идея такого мировосприятия нашла выражение в изобретении арки и купола. Замкнутый внутренний мир «пещеры» представляется полным тайн и загадок, он возбуждает фантазию и мистические настроения. Арабское время в соответствии с прасимволом пещеры тоже замкнуто. История течет в нем циклично, вращаясь внутри заданного круга. Отсюда – убеждение в фатальности происходящего в истории, в существовании мистических связей настоящего с прошлым и будущим. Шпенглер полагает, что душа арабской культуры с ее алгеброй и магией чисел, алхимией и астрологией, факирами и пророками, таинствами и священными книгами религии должна быть названа магической душой.

Прасимвол западной культуры – бесконечность, «чистое» безграничное пространство. Душа этой культуры устремлена вдаль. Всякие границы стесняют ее, она не может остановиться на достигнутом. Отсюда обуревающая европейцев жажда путешествий, поиска новых земель, новых впечатлений, новых сфер приложения сил. Стремление к бесконечному проявляется и в науке, и в технике, и в религии, и в философии. Страстное стремление выйти за пределы настоящего к прошлому и будущему присуще западному человеку так же, как и жажда завоевания пространства.

Душа европейской культуры, неудовлетворенная пребыванием в границах достигнутого, нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, символически представлена, согласно Шпенглеру, в гетевском Фаусте. Поэтому он называет ее фаустовой душой.

Шпенглер мельком затрагивает и вопрос о русской культуре. По его мнению, прасимвол русской культуры – бесконечная равнина.

Души культур не бессмертны. Истощив свои творческие силы, душа умирает, а с ней умирает и культура – мир ее внешних проявлений. Нет единого человечества, нет единой истории, нет развития, нет прогресса. Есть лишь совершенно непохожие, чуждые друг другу души и создаваемые ими различные культуры, каждая из которых, пережив свой расцвет, увядает.

Каждая культура имеет примерно тысячелетний срок существования. Перед своим закатом культура вырождается в цивилизацию. Таким образом, цивилизация по Шпенглеру - это умирающая культура, последний этап ее бытия.

Смерть культуры - это такое ее состояние, когда она перестает органично развиваться, и ее духовные образы перестают вдохновлять людей.

Характеристиками наступления цивилизации по Шпенглеру являются:

- преобладание массовой культуры;

- потеря своего значения художественным и литературным творчеством;

- господство бездуховного техницизма и спорта.

Шпенглер предсказывал окончательную гибель европейской цивилизации к 2000 году. Этот прогноз оказался ошибочным. Однако Шпенглер метко вскрывает негативные тенденции развития западной культуры, показывая при этом, что они проявляются тем сильнее, чем более высокого уровня достигает цивилизация.

Концепция Шпенглера не захватывает многие вопросы истории культуры. Нельзя согласиться с его тезисом о «непроницаемости» культур, в силу которой невозможно, находясь в одной культуре, понять иные культуры. Вопреки Шпенглеру культуры не изолированы друг от друга. Они взаимодействуют и многое перенимают друг у друга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.005 с.)