Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типологическая модель культуры К.Ясперса.
Карл Ясперс (1883-1969) -немецкий философ, профессор Базельского университета, психиатр, автор работы «Смысл и назначение истории». В отличие от «теории культурных циклов» Данилевского, Шпенглера и Тойнби, Ясперс выдвигает идею единства мировой истории и культуры. Центральное понятие миропонимания Ясперса, которое им отождествляется с разумом – коммуникация. Только в коммуникации человек может познать свою подлинную сущность. Ясперс предложил вариант постижения истории и культуры (у него культура и история – фактически синонимы) на основе эмпирических фактов. В качестве центрального события в истории, реально осуществившейся «в течение примерно шести тысяч лет», он предложил свое собственное «осевое время». Он полагает, что история культуры имеет линейный характер. В развитии человечества выделяет 4 периода, которым соответствуют 4 вполне определенных типа культуры. Они следующие: 1. Доисторический первобытный период - прометеевский тип культуры (5000 лет до н.э.). Культура прометеевской эпохи представляет собой превращение доисторического человека в человека культуры. Собственно культурное поле этой эпохи характеризуется: использованием огня и орудий труда, появлением речи, формированием первых способов регуляции и контроля (табу), образованием групповых форм общежития, мифологическим сознанием, возникновением форм коммуникации и трансляции опыта. 2. Эпоха великих культур древности (на Западе - шумеро-вавилонская и египетско-эгейская культура, доарийская в Индии, архаическая культура Китая - 4000-2000 до н.э.). Основными чертами культуры этого типа выступают: возникновение, наличие письменности; появление изобретательской деятельности; локальность и автономность культур. 3. «Осевое время» - эпоха формирования основ человеческого бытия, здесь формируются основы гуманистической культуры, происходит становление личности (приблизительно 8 - 1 вв. до н.э.). Ясперс особо подчеркивает значение 3-ей эпохи: именно здесь закладываются основы гуманистического миропонимания. Он называет ее «культурой «осевого» времени». В ней люди осознают себя и свои собственные возможности. Историческая ось в концепции Ясперса - это наиболее важная опорная точка, это центр исторических событий, значимый для всего человечества. «В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности», - так писал К.Ясперс.
Важно осознать, что осевое время как бы «призывает нас к безграничной коммуникации», к преодолению узости отдельной «замкнутой в себе историчности». Оно дает возможность видеть и понимать другие культуры, именно оно способно обеспечить «конкретное единство человечества» и именно оно лежит в основе возникновения мировой культуры. 4. «Имперская эпоха» - основана на развитии науки и техники (по сути, это становление научно-технической цивилизации в Европе - 17-20 вв.). Возможность единого универсального развития человечества, по Ясперсу, до сих пор не реализовалась. Культура, вступив в этап послеосевой имперской эпохи, частично вернулась в русло локально-исторического существования цивилизаций Запада, Индии, Китая. Тем самым она отступила от генеральной линии единения культуры человечества. Рассмотренные выше концепции типологии культур относятся к наиболее известным в истории современного гуманитарного знания. Эти концепции оказали значительное влияние на развитие культурологической мысли в 20-м столетии. Тема 7. Культура в современном мире. Массовая и элитарная культуры в современном обществе: сущность, характеристики и задачи. Основные черты современной мировой культуры.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.004 с.) |