В системе гуманитарных знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В системе гуманитарных знаний



1. Языкознание как гуманитарная дисциплина.

Объект и предмет языкознания

 

На земле существует тысячи языков, но можно говорить о человеческом языке как о чем-то едином. Между всеми языками есть различия, но есть и общие черты:

1. Каждый язык – достояние коллектива, то есть язык – общественное явление.

2. Каждый язык – необходимое условие развития человеческой культуры, орудие общения, средство формирования мысли и передачи её другим людям.

3. Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми человеком.

4. Язык членоразделен; нормальное высказывание на любом из языков членится на элементы, повторяющиеся в других комбинациях в составе других высказываний.

 

Языкознание (языковедение, лингвистика) – гуманитарная наука, изучающая языки (в принципе все существующие, существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Языкознание – это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

 

Для того, чтобы отрасль знаний могла рассматриваться как наука, она должна обладать некоторым набором свойств, которые включают объект и предмет науки, а также её методологический аппарат. Содержательные характеристики объекта и предмета научного направления могут варьироваться в зависимости от степени обобщения знания и, соответственно, методологии, например:

Таблица 1. Разграничение объекта и предмета науки

Объект Предмет Отрасль науки
Человек Биологическая природа человека Естественные науки
Человек Социальные свойства человека Гуманитарные науки
Социальные свойства человека Развитие общества Социология История
Социальные свойства человека Язык Языкознание
Язык Фонетический строй языка Фонетика
Язык Грамматический строй языка грамматика

 

Объектом науки может быть то или иное явление действительности взятое в целом. Это явление может быть очень сложным по своей природе и являться предметом изучения нескольких наук. В качестве объекта языкознания выступает естественный язык человека. Поскольку язык представляет собой исключительно сложное и многоаспектное явление, то предмет языкознания может определяться по-разному. Вероятно, можно сказать, что в разных разделах науки о языке предметом исследования становятся разные аспекты языка: составляющие его элементы, способы его функционирования и т.п. В целом предмет языкознания может определяться как язык (как важнейшее средство человеческого общения).

Во всем многообразии наук языкознание занимает особое место с точки зрения уникальности соотношения его объекта и предмета с метаязыком. Дело в том, что для любой науки обязательно наличие так называемого метаязыка, то есть специального языка, на котором в рамках данной науки принято осуществлять научное описание объекта и предмета. Основой любого научного описания является естественный человеческий язык, на базе которого создаются специальные дополнительные «языки» (например, терминология, язык математических символов, язык графических обозначений/символов и т.п.). В языкознании создается такая ситуация, когда объект, предмет и метаязык совпадают (то есть с помощью естественного человеческого языка приходится описывать естественный человеческий язык!). Это приводит к возникновению определенных трудностей, связанных с необходимостью различать язык как факт и язык как «конструкт», то есть как систему абстракций. Очень важно также понимать, что только разностороннее описание языка (то, как язык представлен во всей совокупности лингвистических дисциплин) может дать относительно полное представление о нем.

 

2. Современная структура знаний о языке.

Интегрирующая роль общего языкознания

 

Как всякая наука, лингвистика возникла в связи с практическими потребностями, но постепенно развилась в разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического языкознания условно различают частное и общее языкознание.

Частное языкознание занимается отдельным языком или группой родственных языков. Оно делится на синхроническое и диахроническое.

Синхроническое [гр. syn – вместе; chronos – время] языкознание описывает факты языка в какой-то момент истории.

Диахроническое, историческое [гр. dia – сквозь; chronos – время] прослеживает развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.

Общее языкознание занимается общими свойствами человеческого языка (исследует сущность и природу языка, его происхождение и общие законы развития и функционирования, разрабатывает методы исследования языка).

В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, которое сопоставляет как родственные, так и неродственные языки. Общее и типологическое языкознание выявляют и формулируют языковые универсалии – положения, действительные для всех (абсолютные) или для большинства языков мира (статистические).

1. Абсолютные языковые универсалии: 1) во всех языках мира есть гласные и согласные звуки, но их соотношение друг к другу разнится от языка к языку; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех языках есть имена собственные.

2. Статистические языковые универсалии: почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел (исключение – древний и современный яванский).

 

Кроме того, в рамках как общего, так и частного языкознания постепенно сформировались разделы, предметом изучения которых являются отдельные структурные составляющие языка. В современной лингвистике эти “разделы” превратились в отдельные научные дисциплины, имеющие свою структуру, задачи, материал и методы исследования. Так, в структуре фонетики, изучающей звуковую материю языка, можно выделить артикуляционную фонетику и фонологию (функциональную фонетику), в рамках лексикологии – целый ряд дисциплин, изучающих значение слова (семантика, семасиология и др.), а также такие разделы как ономастика (в свою очередь, включающая топонимику, антропонимику, этнонимику и др.), этимология и многие другие. В состав грамматики входят морфология и синтаксис, и так далее.

В целом современное языкознание представляет собой обширную систему наук, которые объединяются общими вопросами, сформулированными в рамках общего языкознания, а именно:

 

Ø Проблема природы и сущности языка.

Ø Проблема происхождения языка.

Ø Проблема структуры и системы языка.

Ø Проблема связи языка и общества (язык появляется с обществом и умирает, если погибает общество – носитель данного языка).

Ø Проблема возникновения и развития письма.

Ø Проблема классификации языков (на земле, по разным источникам, от 2,5 тысяч до 5 тысяч языков).

Ø Проблема лингвистических методов.

Ø Проблема применения научных знаний о языке в решении практических задач.

 

Одна из важных задач общего языкознания – научное определение понятий, которыми пользуется языковедение. Прикладное языкознание решает частные проблемы (задачи), касающиеся одного языка, и, задачи, приложимые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку, создание систем автоматического перевода и др.

3. Место и роль языкознания в системе наук

 

Язык связан со всей совокупностью чувственного и мыслительного поведения человека, с его организацией как живого существа (природными условиями его жизни), его бытом, с обществом, где он живет, с его творчеством – техническим, умственным, художественным, с историей человеческого общества. Лингвистика связана со многими науками: точными, естественными, гуманитарными.

Язык – это, прежде всего, коммуникативная система знаков. Язык тесно связан с семиотикой (общей теорией знаков). Язык – универсальная система знаков. Для языкознания важны общие положения семиотики о знаках любой природы, их различительных признаках, о принципах группировки и классификации знаков, о возможностях дешифровки зашифрованных текстов или текстов на неизвестных языках.

Язык – общественное явление, и лингвистика тесно связана с социологией. Только в результате сопоставления языка с общественными категориями можно понять своеобразие его функционирования и эволюции.

Так как язык связан с мышлением, лингвистика связана с логикой, наукой о законах мышления и о формах мысли. Тесная связь с логикой не означает, что логические категории (понятие, суждение, умозаключение) должны совпадать с языковыми категориями (морфема, слово, предложение). Тем не менее, эти два аспекта соотносятся друг с другом, хотя языковые явления выходят далеко за пределы логики.

Языкознание изучает не только язык, но и речь. Речь – психофизиологический процесс. Поэтому лингвистика связана с психологией и физиологией человека:

Ø лингвистика имеет дело с языком и получает нужные ей данные из наблюдаемой ей речи и поэтому учитывает данные психологии. Употребление языка в реальной речи обеспечивается согласованной работой психических процессов: мышлением, восприятием, памятью и др. На стыке лингвистики и психологии возникла новая дисциплина – психолингвистика;

Ø физиология человека занимается материальными условиями производства и восприятиями звуков речи (артикуляторная физиология слуха). Для языкознания важна рефлекторная теория речевой деятельности, основы которой были заложены в трудах русских ученых-физиологов – Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905) и Ивана Петровича Павлова (1849-1936). Слова представляют собой вторую сигнальную систему – специфически человеческую форму отражения действительности. Вторая сигнальная система – это сигналы сигналов. Общее для первой и второй сигнальной системы – их рефлекторная физиологическая отражательная сущность.

 

Поскольку речь связана с высшей нервной деятельностью, её нормальной физиологией и патологией (нарушениями речи) занимаются медицина, психиатрия, логопедия и др.

Лингвистика связана этнографией. Этнография изучает фольклор, народное творчество, диалект, быт, традиции этноса. На стыке лингвистики и этнографии возникает этнолингвистика, которая исследует различия в речевом поведении представителей разных культур.

Лингвистика связана с археологией, так как занимается изучением вымерших древних языков и определением их носителей, ареала (области их распространения) и миграций. Археология изучает историческое прошлое человеческого общества, изучая памятники материальной культуры (жилище, орудия труда, украшения, а также памятники письменности).

С языкомтесно взаимодействуют исторические науки: лингвистические данные проливают свет на события, исследуемые историком, данные истории помогают лингвисту точнее локализовать те или иные факты в истории языка.

В двадцатом веке возникла новая дисциплина – математическая лингвистика. Математическая лингвистика – это применение математических методов к языковым явлениям. Например, применение методов математической статистики позволяет объективно и экономно определить объем словника для конкретного типа словаря.

 

4. Значение теоретических исследований.

Основные направления лингвистических исследований

и основные лингвистические школы

В современном мире теоретические, научные знания, исследования нужны для решения практических задач: в практике преподавания иностранных языков, в практике письменного/устного переводов, в практике составления словарей и др.

История языкознания насчитывает много лингвистических школ и направлений, занимающихся исследованием разных аспектов языка. В подлинно научном смысле языкознание возникло в начале XIX века, когда был разработан сравнительно-исторический метод (СИМ). До этого времени языкознание не могло претендовать на роль самостоятельной науки, поскольку не имело собственного научного метода (напомним, что область знаний становится наукой, когда в ней могут быть определены объект, предмет и метод).

Если вести отсчет от возникновения подлинно научной теории языка в XIX веке, то этот период в истории языкознания характеризуется рядом существенных моментов.

Ø Сосуществование многих направлений и школ без явных признаков монополии одной (или нескольких) из них, хотя не исключается доминирование нескольких теорий по сравнению с остальными. Многие из этих направлений и школ сформировались еще в XIX веке, когда закладывались основания современной науки о языке, другие возникли уже в XX веке. Примечательно, что в процессе формирования науки уже возникли такие направления как психологическое языкознание (Александр Афанасьевич Потебня), культурно-философское языкознание (Вильгельм Фон Гумбольдт) и пр. На современном этапе языковедческие школы выходят за рамки традиционных лингвистических парадигм, интегрируя достижения других наук (см. ниже).

Ø Главным объектом изучения продолжает оставаться естественный язык. Он исследуется исходя из его сущности (язык – система знаков, предназначенных для общения) и объективных условий его существования.

Ø Наиболее заметная черта лингвистики конца XX – начала XXI века состоит в том, что исследование языка ведется с позиций разных наук. Современный этап характеризуется наличием междисциплинарных направлений (социолингвистика, психолингвистика, этнопсихолингвистика, когнитивная лингвистика, компьютерная лингвистика и др.). Эти направления представляют собой не механическое объединение двух или более наук и их методов, а качественно новые направления, характеризующиеся выделением новых предметов исследования, выработкой нового понятийно-терминологического аппарата, получением новых научных результатов.

Ø Современное языкознание характеризуется антропоцентризмом – интересом к человеку (реальному носителю языка). Отдельные направления языкознания реализуют принцип антропоцентризма в разной степени: в одних науках он определяет акцент исследования (социолингвистика, этнолигвистика, прагматика), а в других ­(например, в психолингвистике) определяет методологию исследования. В традиционном языкознании изучение языка происходило с точки зрения формальной структуры, то есть внимание было направлено на статичное образование – язык (как объективно существующая систему единиц, связанных между собой определенными отношениями и служащих для обеспечения общения) и его структуру.

 

 

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 1

Вопросы для размышления и практические задания

1. Как Вы думаете, почему в программу любого уровня организованного обучения включаются родной и обязательно иностранный язык, несмотря на то, что успешность изучения иностранных языков в нашей стране оставляет желать лучшего?

2. Постарайтесь обобщить ваш личный опыт изучения родного и иностранного языка: что Вам нравилось и не нравилось в процессе изучения; что бы Вы изменили в своем отношении к языку и/или методике его преподавания, если бы вдруг появилась возможность начать все с начала?

3. Постарайтесь вспомнить, какие трудности Вы испытывали, изучая русский язык. Что больше запомнилось: правила или исключения?

4. Трудно ли было Вам изучать теоретические предметы в вузе? Чем изучение теоретической дисциплины отличается, например, от практического курса русского или иностранного языка?

5. Зачем нужны теоретические дисциплины в программе организованного обучения?

6. Нужны ли теоретические знания в повседневной жизни, в быту?

 

А. Теория vs практика

Ниже приводятся высказывания известных ученых. Как бы Вы их прокомментировали?

 

Теория – это сжатое объяснение частных явлений на основе немногих общих принципов. Дмитрий Сергеевич Лихачев

 

1) Раскройте смысл понятий явление и принцип.

2) Какие синонимы можно подобрать к термину принцип? Объясните смысловые и/или стилистические отличия между выбранными Вами словами.

 

Теория всегда толкает человека к практике. Александр Афанасьевич Потебня

 

3) Можно ли, перефразировав высказывание А.А. Потебни, сказать, что практика всегда толкает человека к теории? Почему?

 

 

 

4) Зачем нужно «изменять производителя»? Имеет ли отношение к приведенному выше высказыванию А.А. Потебни расхожая фраза о том, что «человек должен постоянно стремиться к повышению своего культурного уровня»? Как можно понимать эту фразу?

5) Приведите примеры такого изменения из Вашего личного опыта.

 

 

Б. Принципы организации научного знания

1) Подумайте, как приведенное ниже высказывание Томаса Куна соотносится с цитатами, обсуждавшимися в предыдущем разделе. Как можно его соотнести с известным законом диалектики о переходе количества в качество?

 

 

 

2) Вам хорошо известны признаки организованного научного знания: объект, предмет, методология (т.е. научное мировоззрение + методы + метаязык). Пожалуйста, приведите примеры, иллюстрирующие каждый из этих признаков, используя разные отрасли науки. Продемонстрируйте разные степени абстрагирования объекта и предмета (см. таблицу 1 в тексте конспекта лекции по Теме 1).

 

3) Прочитайте конспект лекции, рассказывающий о науке «Языкознание». Дайте характеристику этой обширной отрасли науки в связи с изложенными выше представлениями о научном знании, теории и практике. Покажите, чем обусловлено деление языкознания на различные области (предметы), какое место языкознание занимает в систем наук.

 

4) Предложите свою классификацию современного научного знания (не только в области исследования языка!) и определите место языкознания в этой классификации.

 

5) Прочитайте отрывок из статьи Юрия Сергеевича Степанова относительно разграничения наблюдаемых (конкретных) и теоретических (абстрактных) объектов. Сопоставьте содержание этого отрывка с приведенными выше высказываниями Томаса Куна, Александра Афанасьевича Потебни и Дмитрия Сергеевича Лихачева. Объясните, почему для того чтобы практически владеть языком необходимо иметь теоретические знания о нем.

 

Соотношение наблюдаемых объектов с теоретически, мысленно представляемыми, абстрактными объектами характеризует не только языкознание, но и любую современную науку. Так, в физике его от­четливо определил еще И. Ньютон, говоря о понятии времени: «Абсо­лютное, истинное, математическое время само по себе и по самой сво­ей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему проте­кает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве ка­кого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обычной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год». Здесь у Ньютона «обыденное время» соот­ветствует уровню наблюдения, а «абсолютное, или истинное»,— абстрактному уровню представлений. Совершенно так же и современная лингвистика различает в языке наблюдаемый уровень и представляемый, или абстрактный уровень. При этом очень важно подчеркнуть, что понятия, принадлежащие аб­страктному уровню в лингвистике, не появляются только путем уда­ления некоторых признаков из понятий или представлений о кон­кретных наблюдаемых явлениях, но включают в себя и некото­рые новые признаки, отсутствующие в последних. Юрий Сергеевич Степанов

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Рождественский В.С.. Лекции по общему языкознанию.

2. Хроленко А.Т. Общее языкознание.

3. Лингвистический энциклопедический словарь.

4. Степанов Ю.С. Основы языкознания.

5. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений.

6. Кун Т. Структура научных революций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.045 с.)