![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления
|
Тема 7. Основные лингвистические методы ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке
Термин метод употребляется в широком философском и в узком специальном смысле. В философском смысле метод – это путь познания и истолкования явлений действительности, способ построения и обоснования системы философского и научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (Философский энциклопедический словарь). Философский метод задает общее направление исследований, принципы подхода к объекту изучения. В узком смысле метод – это определенный подход к изучаемому явлению, система положений, научных и чисто технических приемов и процедур, способствующих целенаправленному изучению объекта с определенной точки зрения. Процедуры, используемые в процессе применения научного метода, обычно основываются на следующих этапах: Ø распознавание и четкое формулирование проблемы; Ø сбор данных посредством наблюдения, эксперимента и другими способами; Ø формулирование научных понятий посредством логических рассуждений; Ø проверка гипотез. Одно из основных требований научного метода – предсказуемость результатов исследования; в то же время исход научного исследования не предсказуем до конца. Принято разграничивать методы в соответствии с их направленностью: Ø оперирующие с имеющимся научным знанием; Ø служащие для получения нового знания. Методы различаются также уровнем применения: Ø общенаучные; Ø специально-научные; Ø конкретно-научные. Современная наука признает ограниченность любого метода. Это значит, что даже самый обоснованный и адекватный метод применим только к определенной сфере исследования и/или только для решения определенных задач. Поскольку результатом применения научного метода, как правило, становится построение модели объекта, очевидны параллели между свойствами модели и свойствами метода. Фундаментом метода являются его цели и задачи. Это в полной мере относится к лингвистическим методам. Основные цели лингвистического исследования сводятся к обнаружению конкретного языкового факта, его описанию, определению его положения среди других фактов данного языка, выяснение его генезиса, эволюции, функций с точки зрения универсальных или национальных свойств языка.
Методика представляет собой включение конкретного приема в процедуру исследования. Важнейшие из методик: Ø методика наблюдения, Ø вычленение лингвистической единицы, Ø обобщение единиц в классы, Ø методика компонентного анализа, Ø классификация, Ø сравнение, Ø моделирование, Ø картографирование, Ø реконструкции и так далее.
2. Сравнительно-исторический метод
Если в основу классификации языковедческих методов положить цель исследования, то можно выделить следующие методы: описательный, сравнительно-исторический, таксономический, типологический и некоторые другие. Рассмотрим сравнительно-исторический и таксономический методы.
Генетически языки обнаруживают ту или иную степень родства между собой, причем родство по происхождению обусловливает определенную схожесть в закономерностях развития. Учет этого момента и лежит в основе сравнительно-исторического метода, возникшего в XIX веке. Сравнительно-исторический метод (СИМ) представляет собой совокупность исследовательских приемов, направленных на решение следующих задач: Ø Установление генетического родства между различными языками определенного ареала; Ø Объяснение генетической общности определенных языков на основе постулата их происхождения из общего источника (праязыка); Ø Объяснение причин и условий распада праязыка, образование отдельных языков.
Фундаментальное положение сравнительно-исторического метода: родственные языки, образовавшиеся из одного источника, типологически и материально едины, связаны постоянными звуковыми и морфологическими соответствиями, но развиваются они не симметрично, что и позволяет их сравнивать. Основные приемы сравнительно-исторического метода: Ø генетического отождествления фактов, Ø лингвистической хронологии, Ø внешней реконструкции,
Ø лингвистической географии.
3.Другие лингвистические методы
Таксономический метод является описательным методом на качественно новой ступени развития. Таксономический метод объединяет совокупность принципов и правил классификации лингвистических объектов (языков и языковых единиц), а также саму эту классификацию. В отличие от описательного, таксономический метод не имеет дело с реально наблюдаемыми (объектами) явлениями; таксономический метод используется для того, чтобы выявить и описать систему языка, которая в непосредственном наблюдении не дана, а выводится из языкового материала путем умозаключений. Процедурной основой таксономического метода являются структурные методики вычленения лингвистических единиц, обобщения их в классы, классифицирования (установления иерархических отношений), моделирования и другие. Наиболее распространены следующие методики: 1. Методика коммутационной проверки: последовательно учитывает соотношение плана содержания и плана выражения в пределах лингвистической единицы и ставит своей целью выделение таких единиц из звуковой последовательности. Эта методика применима при исследовании фонемного яруса. В общем виде методика коммутационной проверки формулируется следующим образом: «Если в звуковой последовательности АВ оба элемента А и В или один из них не могут быть заменены другим элементом, в том числе нулевым, то АВ – реализация одной фонемы; в противном случае комплекс АВ – реализация двухфонемного сочетания». Например, испанское слово chato (курносый), транскрипция [tsato]. Начальный звуковой комплекс – ch [ts]; этот комплекс – особая фонема испанского языка ts или совокупность фонем t и s. В слове [tsato] [s] можно опустить – [tato] – «братик» или заменить [tzato] – обращение, но [t] опустить нельзя. Следовательно, ts – это одна фонема испанского языка. В русском слове строиться [тс] звучит как [ц]. Делая коммутационную проверку путем опускания [т] и [с], утверждаем, что здесь две фонемы, сливающиеся в одну аффрикату [ц].
2. Методика дистрибутивного анализа применяется шире. Дистрибутивный анализ – это метод исследования языка, основанный на изучении окружения (дистрибуции, распределения) отдельных единиц в тексте и не использующий сведений о полном лексическом или грамматическом окружении этих единиц. Суть методики состоит в том, что каждая лингвистическая единица в линейной последовательности речи всегда находится в окружении других однотипных единиц, но, очевидно, что языковая единица отличается от другой единицы своим окружением. Процедура дистрибутивного анализа может проходить в три этапа. На первом этапе осуществляется символическая запись текста. Каждое слово получает определенное формализованное обозначение С им (сущ. в им. п.), С род (сущ. в род. п.), Гл (глагол личный), Г бл (глагол безличный). Из теста устраняются элементы типа междометий, вводных слов и т.п. Далее текст записывается в символической форме. Например, предложение Человек требует справедливости = С им Гл С род. Затем составляется дистрибутивная таблица, в которой «левое окружение» – это те элементы, от которых зависит данное окружение, а «правое окружение» – элементы зависимые. Последующий анализ таблицы позволяет увидеть дистрибутивные особенности единиц данного языка.
На второй ступени методики происходит идентификация, то есть объединение множества текстовых единиц в одну единицу языка. Если две текстовые единицы никогда не встречаются в одних и тех же окружениях, то они принадлежат одной и той же единице языка (например, [и] и [ы] в русском языке). Если встречаются в одних и тех же окружениях, но при этом в значении не различаются (например, землей и землею), то перед нами тоже одна единица языка. Но если текстовые единицы встречаются в одном и том же окружении, но различаются значениями (например, звуки [л] и [к] в словах лом и ком), они принадлежат разным единицам языка. На третьем этапе методики осуществляется объединение выделенных языковых единиц в классы. Тест на объединение – это способность одной и той же языковой единицы замещать другую в одном и то же окружении (например, качественным прилагательным является такое слово, перед которым возможно слово очень). С помощью методики дистрибутивного анализа можно изучать все ярусы языка, включая синтаксис и семантику.
3. Методика анализа по непосредственным составляющим основывается на следующих теоретических положениях: Ø язык – строго организованная система ярусов; Ø единицы ярусов находятся друг с другом в неоднородных, иерархических отношениях; Ø языковые единицы, реализуясь в линейной последовательности речи, связаны попарно (принцип бинарности).
Анализ по непосредственным составляющим имеет целью ответить на два основных вопроса: а) каковы отношения между языковыми единицами и б) как эти единицы расположены (аранжированы). В предложении любое слово связано с любым словом, но степень их связи различна. Анализ по непосредственным составляющим показывает иерархию слов в высказывании. При членении на непосредственные составляющие словосочетания или предложения одна из непосредственных составляющих – ядро членимой конструкции, а другая – маргинальный элемент. Например, в именной группе моя книга ядро – суш.; в глагольной группе прочитать интересную книгу ядро – глагол, именная группа –маргинальный элемент. Методика анализа по непосредственным составляющим может быть использована при описании не только синтаксического, но и морфемного и фонемного ярусов.
4. В основе трансформационного анализа лежат следующие допущения: 1) синтаксическая система языка может быть разбита на ряд подсистем, из которых одна является ядерной или исходной, а все остальные – её производные. Ядерная подсистема – это набор типов элементарных предложений, то есть простых утвердительных предложений с глаголом в изъявительном наклонении активного залога, настоящего времени, не содержащих модальных слов, однородных членов, определений, обстоятельств, инфинитива, причастия, деепричастия; 2) Каждое ядерное предложение описывает элементарную ситуацию, а тип ядерных предложений – класс элементарных ситуаций; 3) Любой сложный синтаксический тип получается из одного или нескольких ядерных предложений путем применения к ним набора необходимых трансформаций. Трансформации либо вовсе не меняют содержания ядерных предложений, либо меняют его незначительно, так как они сохраняют неизменным лексический состав ядерного предложения и синтаксические отношения между лексемами. Представить синтаксическую структуру предложения, – значит, указать, какие ядерные типы лежат в его основе, какие трансформации, и в каком порядке на него воздействовали. Так как в процессе трансформирования элементарные ситуации, обозначаемые ядерными предложениями, остаются неизменными, считается, что вопрос о понимании сложных предложений и даже связных текстов можно свести к вопросу о том, как понимаются ядерные предложения. Ранее мы уже говорили о том, что в XX-XXI веках формируются новые языковедческие дисциплины. Это значит, что новые потребности и новые задачи исследования, а также реализация новых подходов к исследованию языка требуют применения и новых методов анализа языка. Выше мы уже говорили о том, как экспериментальные методы используются в психолингвистике и какие методики (процедуры) работают в рамках эксперимента.
ЛИТЕРАТУРА
5. Рождественский В.С.. Лекции по общему языкознанию. 6. Хроленко А.Т. Общее языкознание. 7. Лингвистический энциклопедический словарь. 8. Степанов Ю.С. Основы языкознания.
ТЕОРИЯ ЯЗЫКА
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.111.47 (0.023 с.) |