Методы, принципы и функции исторической науки.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы, принципы и функции исторической науки.



Методы, принципы и функции исторической науки.

 

A) Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:

 

1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

 

2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

 

3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

 

4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

 

Б) Принципы изучения исторических факторов.

 

Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории.

 

Основными научными принципами являются следующие.

 

Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.

 

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности — личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.

 

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узко групповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

 

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

 

Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

 

 

В) Функции исторической науки.

 

Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.

 

Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

 

Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

 

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

 

Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

 

Современная историческая наука органически связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.

 

Восточные славяне VI-IX вв. Причины и основные этапы складывания Древнерусcкого государства.

 

Проникновение славянских племен носило в основном мирный и постепенный характер. К IX веку территория Восточной Европы от Карпат на Западе до верховьев Волги и низовьев Оки на Востоке, от Черного моря и низовьев Дуная на Юге до Финского залива на Севере были освоены.

 

К IX веку шел процесс перерастания родовых отношений в раннеклассовые: смена родовой общины соседской, разделением труда, зарождением городов, социальным расслоением в обществе. Итог - зарождение государственности. К началу IX в. складываются племенные княжения. Во главе князья (знать: бояре и дружина). Из знати формируется Боярская дума. Главный город - град. Земли Восточных Славян занимали выгодное место: мост между Севером и Югом. Центры образования: Киев и Новгород.

 

В 862 г. на Новгородский престол пригласили Рюрика. Затем Олег в 882 г. взял Киев и объявил его столицей государства. В 912 г. стал княжить Игорь, его убили древляне во время сбора дани в 945 г., жена его Ольга провела первые реформы (отмен. Полюдья, установление размера и сроков сбора дани).

 

Святослав - сын Игоря уделял внимание внешним делам, погиб в 972 г. в бою с печенегами, его сын Владимир (принятие христианства, присоединение вятичей, радимичей, волынян, хорват). Его княжением закончился период становления Киевской Руси.

 

Внешняя политика и социально-экономическое развитие Древнерусского государства (XI-XII вв.).

 

После Владимира - Ярослав Мудрый (единство и могущество Древнерусского государства, обезопасил Русь от набегов кочевников, укрепился на Прибалтийских территориях, свод законов «Русская правда», библиотека, училища и др.)

 

Владимир Мономах (1097 г. - съезд князей в г. Любиче – наследственный характер владения княжествами, II редакция «Русской правды»).

 

После смерти Мстислава в 1125 г. Русь распалась.

 

5. Экономические, политические, социальные причины распада Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств.

 

Период раздробленности длился с 30-ых годов XII века до начала XVI века. Причины:1) борьба князей за лучшие княжения и территории, 2) самостоятельность бояр-вотчинников в своих землях, 3) усиление экономического и политического могущества городов, 4) упадок Киевской земли от набегов кочевников.

 

«+»: 1)рост городов, ремесла и торговли, 2)культурное развитие отдельных земель.

 

«-»: 1)слабая центральная власть, 2)самостоятельность местных князей и боярства, 3)распад государства на отдельные княжества и земли, 4)уязвимость для внешних врагов.

 

Иван I Калита. Возвышение Москвы. Собирание земель вокруг Московского княжества.

 

Образование государства в 3 этапа:

 

1) 1301-1389,

 

2) 1389-1462,

 

3) 1462-1533.

 

На 1 этапе: московский князь Даниил отвоевывает Рязань и Коломну, в 1303 г. Можайск - вся Москва-река у московского княжества. Политика московских князей – завоевать расположение хана в борьбе за ярлык на великое княжение. Сын Даниила, Иван Калита (1325-1340), подавив восстание в Твери, завоевал его.

 

Образование политических партий.

 

Из-за назревания в стране революционной ситуации, притеснения рабочих возникли политические партии. В 1904 г. - «Союз освобождения», ставший конституционно-демократической партией (партией КАДЕТЫ).

 

В 1902 г. - создание партии социальных революционеров – ЭСЕРЫ (консерваторы октябристы за сохранение помещичьего землевладения и передачу крестьянам земли за плату, либеральные кадеты - за наделение крестьян частью помещичьими государственными землями, радикальные эсеры, социал-демократы и анархисты – за ликвидацию помещичьего землевладения и передачу крестьянам земли бесплатно)

 

В 1903 г. – 2-ой организованный съезд РСДРП, в 1912 г. - на пражской конференции РСДРП разделился на меньшевиков и большевиков.

 

30. Аграрный вопрос в программах политических партий.

 

Октябристы (свободный выход крестьян из общин, решение малоземелья за счет государственных и помещичьих земель со справедливым денежным вознаграждением, учреждение государственного банка поземельного кредита).

Союз русского народа, партия русского собрания (недопустимое принудительное отчуждение земли помещика, увеличение крестьянских наделов за счет переселения крестьян и добровольного отчуждения земли у помещика за вознаграждение, улучшение культуры сельского-хозяйства).

 

Кадеты (увеличение наделов за счет государственных удельных и монастырских земель, отчуждение помещичьей земли за вознаграждение, организация земельного кредита и переселение крестьян на свободные земли, улучшение культуры сельского-хозяйства).

 

РСДРП(б) (программа минимум: возвращение отрезков, отмена выкупных платежей, ликвидация крестьянской общины; программа максимум: полная конфискация всех земель и ее национализация).

 

РСДРП(м) (муниципализация земли, т.е. переход земли в общенародное пользование под контролем органов самоуправления - муниципалитетов).

 

Эсеры (передача земли в общенародное достояние, сохранение крестьянской общины и ее права распоряжения земельным фондом, распределение земли для пользования по труд норме)

 

Образование СССР. Итоги и последствия.

 

Образование СССР обусловлено наследием прошлого и итогами гражданской войны. 30 декабря 1922 г. РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР подписали союзный договор и образовали СССР. Союз создан на Ленинских принципах добровольности, равноправия суверенности республик, с передачей ряда прав в пользу федеральной власти. За каждой республикой сохранялось право выхода. Таким образом, СССР - федерация независимых государств. По существу СССР – унитарное государство, власть в руках ВКП(б).

 

Методы, принципы и функции исторической науки.

 

A) Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:

 

1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

 

2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

 

3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

 

4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

 

Б) Принципы изучения исторических факторов.

 

Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории.

 

Основными научными принципами являются следующие.

 

Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.

 

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности — личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.

 

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узко групповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

 

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

 

Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

 

 

В) Функции исторической науки.

 

Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.

 

Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

 

Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

 

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

 

Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

 

Современная историческая наука органически связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.012 с.)